Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта


 


Владельцы патента RU 2557497:

Афоньшин Владимир Евгеньевич (RU)

Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. На игровом поле формируется тренировочная площадь и световые зоны - условные соперники, которые перемещаются по тренировочной площади с заданной максимальной скоростью. При этом перемещения зон не связаны с действиями спортсменов на игровой площадке и предсказуемы для них, потому что они заданного диаметра, перемещаются в ограниченном пространстве и двигаются прямолинейно, изменяя свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. С возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, площадь и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение. По максимальной скорости и/или площади запрещенных зон, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации и эффективно реализовывать свои навыки.

 

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Оно может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии. Вместе с тем изобретение может использоваться в исследовательской работе в области физиологии и психологии человека, при комплексной оценке его зрительных, когнитивных и двигательных способностей.

Постоянная интенсификация игровой деятельности последних десятилетий требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1]. До настоящего времени отдельные вопросы подготовки спортсменов в игровых видах спорта еще не решены, они заслуживают дальнейшего изучения и создания новых научно-методических разработок.

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для проведения спортивных тренировок.

Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в свето-динамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [3]. Данная система предназначена, прежде всего, для создания мультимедийных развлечений и формирования аэробных упражнений благодаря формированию маршрутов движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.

Недостатком способа являются малые функциональные возможности и высокая стоимость программно-аппаратных средств.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи свето-динамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок может задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].

Недостатком способа является высокая стоимость его реализации в случае моделирования игровых ситуаций с большим количеством динамичных зон, а также физические ограничения тренера при одновременном ручном управлении большим числом световых зон.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются с помощью формирования свето-динамических запрещенных зон, которые имитируют противодействие игроков-соперников и целенаправленно перемещаются, препятствуя передвижению спортсмена. Эти зоны реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников. Задача спортсмена - оценить смоделированную игровую ситуацию, соизмерить свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон, выполнить обманные движения и совершить обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперника [5].

Недостатком данного способа тренировки является то, что при реализации этого способа используются дорогостоящие программно-аппаратные средства, включающие в себя мощный вычислительный комплекс и сложную систему обратной связи.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в уменьшении стоимости программно-аппаратных средств и упрощении состава комплекса.

Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки на поле со свето-динамической подсветкой. Световые зоны или их часть, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников, причем новым является то, что тренер или спортсмен выбирает программу тренировки, задающую сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки для одного или нескольких спортсменов со спортивным снарядом или без него, при котором на игровом поле традиционными средствами или световым излучателем формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера, по которой перемещается заданное число запрещенных свето-динамических зон заданного диаметра, при этом их перемещения предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади;

предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики;

в зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон;

задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки, перемещаясь самостоятельно и независимо от заданного количества человек на одной игровой площадке или отрабатывая взаимодействие и игру на прием-передачу с партнерами;

при отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение;

по максимальной скорости и диаметру запрещенных зон, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации и эффективно реализовывать свои навыки.

Предлагаемый способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен из компьютерной базы тренировочных программ выбирает программу тренировки, которая соответствует уровню подготовленности спортсмена и ориентирована на формирование навыков спортсмена, согласно графику тренировок. Для эффективного совершенствования игровых навыков спортсмена физическая нагрузка задается ему в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется игроку как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений.

На игровом поле известными традиционными средствами, например краской, или световым излучателем, например лазерным проектором, формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки, на игровом поле формируется один или несколько условных соперников - запрещенных свето-динамических зон заданного диаметра, которые перемещаются по тренировочной площади с заданной максимальной скоростью.

При этом перемещения зон не связаны с действиями спортсмена на игровой площадке и предсказуемы для него, потому что они, перемещаясь в ограниченном пространстве, двигаются прямолинейно и изменяют свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. Причем их перемещения компьютерная программа формирует как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики.

В такой ситуации, на малых скоростях, спортсмену не трудно просчитать изменение положения запрещенных зон на игровом поле и заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и выполнить игровой маневр. Однако с возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать рациональные варианты развития игры.

Перед спортсменом ставится задача: провести спортивный снаряд по предложенному маршруту, например, к противоположному краю игровой площадки и обратно, выполняя обводку запрещенных зон, или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки.

Начиная свое перемещение, спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает их обход как обводку игроков-соперников.

Упражнение может выполняться на поле одним спортсменом или группой. Групповые упражнения, кроме индивидуальной подготовки на общей площади, дают возможность тренировать прием и передачу снаряда в динамичной игровой обстановке и отрабатывать командное взаимодействие.

При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, площадь и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение. По максимальной скорости и/или площади запрещенных зон, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации и эффективно реализовывать свои навыки.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Использование данного способа тренировки показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Ограниченными средствами, без использования дорогостоящих программно-аппаратных средств, системы обратной связи, достигнут высокий тренировочный эффект. Созданы многоуровневые игровые условия, способствующие быстрому профессиональному росту спортсмена и привлечению широких масс к физической культуре и спорту. Изобретение формирует условия, которые имеют педагогическое и методическое преимущество по сравнению с традиционными способами тренировки в спорте.

Особенностью данного способа тренировки является то, что в нем техническая подготовка органически сочетается с процессом психомоторного, умственного и эмоционального развития спортсмена. Заявляемый способ придает процессу тренировки эмоционально-игровой характер, в котором дети и взрослые раскрепощены, не стесняются, проявляют инициативу и соревновательность. А это позволяет быстро раскрыть их уровень подготовленности, создать адекватные программы тренировок и оценить их способность к обучению в выбранном виде спорта.

Вместе с тем способ рекомендуется использовать при проведении физкультурных пауз в трудовых коллективах на предприятиях и учреждениях, детских садах, школах, вузах, специальных заведениях, а также в домашней обстановке.

Создание индивидуальных и групповых заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность эффективно сформировать и закрепить у спортсмена требуемые навыки для выполнения технико-тактических приемов в условиях меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, что немаловажно в игровых видах спорта.

Благодаря относительно недорогой искусственно созданной среде, тренировочные задания выполняются на индивидуальном уровне сложности, с оптимальной скоростью и необходимым числом повторений до усвоения требуемого навыка. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его зрительно-моторной координации и способности к индивидуальной игре и игре в команде.

Таким образом, заявляемый способ тренировки тактико-технических действий спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем Пресс, 2002. - 472 с.

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003.

4. Патент 2444392 РФ, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

5. Патент 2492896 РФ, МПК A63B 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013. Бюл. №26.

Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена на игровом поле со светодинамической подсветкой, где световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена, отличающийся тем, что тренер или спортсмен выбирает программу тренировки, задающую сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки для одного или нескольких спортсменов со спортивным снарядом или без него, при котором на игровом поле традиционными средствами или световым излучателем формируется контрастная тренировочная площадь заданной формы и размера, по которой перемещается заданное число запрещенных светодинамических зон заданного диаметра, при этом их перемещения предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, при этом программа комплекса перемещает зоны как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; в зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон; задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки, перемещаясь самостоятельно и независимо от заданного количества человек на одной игровой площадке или отрабатывая взаимодействие и игру на прием-передачу с партнерами; при отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение; по максимальной скорости и диаметру запрещенных зон, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации и эффективно реализовывать свои навыки.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для проведения интерактивной тренировки с контролем нагрузки в игровых видах спорта, аэробике, фитнесе и других видах спорта, для которых характерны разнообразные двигательные действия.

Блок // 2554019
Изобретение относится к физической культуре и спорту, а именно к волейболу, и предназначено для тренировки атакующих ударов. Задачей изобретения является создание блока, позволяющего обеспечить вынос многофункциональных активных протезов рук выше верхнего края сетки, в целях его использования для блокирования атакующих ударов в волейболе.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий спортсмена в хоккее и в других игровых видах спорта. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой подсветкой, при помощи которой создают основные запрещенные световые зоны с малыми зонами, имитирующими соперника.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта, в частности обводки соперника и оценки зрительно-моторной координации спортсмена.

Изобретение относится к гибкому деформирующемуся стенду, в котором предусмотрены закругленные углы, который предназначен для использования в качестве средства демонстрации рекламных сообщений в местах, близких к футбольным воротам.
Изобретение относится к способам тренировки спортсменов, в частности к способам тренировки хоккеистов, футболистов, баскетболистов и спортсменов других игровых видов спорта, и предназначено для тренировки и оценки умения спортсмена видеть игровое поле.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для проведения интерактивной тренировки в игровых видах, для занятий аэробикой и фитнесом. Тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта, в частности обводки соперника. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических и двигательных действий в игровых видах спорта. .

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для оценки двигательных действий спортсмена в бадминтоне. .
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки двигательных действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. В предлагаемом способе раскрыты пути повышения эффективности подготовки спортсменов при формировании у них разносторонних двигательных способностей. Результат достигается тем, что при помощи светодинамической подсветки формируют разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Вместе с тем, в пределах видимости спортсмена формируется световая метка, на которую спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения упражнений. Это задается с целью тренировки перемещений вперед спиной, приставным, перекрестным или комбинированным шагом. В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. При правильной ориентации спортсмена на метку и отсутствии его заступов на запрещенную зону, свободное пространство вокруг спортсмена уменьшают, а динамику игры увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение. По минимальному размеру, максимальной скорости разрешенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития двигательных навыков и технической подготовленности спортсмена.
Изобретение относится к способам тренировки футболистов и предназначено для обучения навыкам ведения мяча. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения умению ведения мяча по игровому полю за счет возможности контроля, измерения и оценки показателей данного умения. Программно-аппаратный комплекс формирует световой маршрут передвижения спортсмена на игровом поле, который состоит из цепочки нескольких отдельных контрольных световых зон с контрастными границами. Спортсмен должен выполнить ведение мяча таким образом, чтобы каждое проталкивание мяча происходило в момент его нахождения в пределах контрольной зоны, как можно ближе к ее центру. При этом расстояние между геометрическими центрами зон задается программно-аппаратным комплексом равным или разным, но всегда кратным беговому шагу спортсмена при заданной скорости выполнения упражнения. Центры контрольных зон расположены друг за другом прямолинейно или непрямолинейно. Непрямолинейное расположение зон позволяет тренировать навык ведения мяча с изменением направления перемещения по полю. Для тренировки различных мышечных усилий при проталкивании мяча на один или несколько шагов спортсмен перемещается по предложенному маршруту и проталкивает вперед себя мяч через центр следующей на маршруте зоны. Удар по мячу должен быть такой силы, чтобы, не изменяя скорости бега и длины бегового шага, спортсмен мог вторично коснуться мяча в момент его нахождения в центре площади следующей контрольной зоны. Для приближения условий тренировки к реальной игре и тренировки навыков ведения мяча в непредсказуемой обстановке, впереди расположенную часть маршрута программно меняют или формируют перед спортсменом только в момент его заступа в контрольную зону, где должен состояться контакт с мячом. Программно-аппаратный комплекс фиксирует отклонения перемещения спортсмена и его спортивного снаряда от центров контрольных зон, вычисляет расстояние между точками касания мяча и центром контрольной зоны, в которой спортсмен осуществляет проталкивание мяча. По среднеарифметической величине вычисленных расстояний и размеру контрольных зон оценивают способность спортсмена вести мяч ногами по игровому полю.

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки активных технических действий в игровых видах спорта, в частности проведения атакующих действий. Задачей изобретения является расширение номенклатуры используемых для тренировки игровых видов спорта, а также повышение эффективности оценки активных технических действий спортсмена в ходе тренировки. Указанный технический результат достигается за счет дополнения применяемых игровых видов спорта теми, которые не предусматривают непосредственное противодействие игроков-соперников, препятствующих передвижению спортсмена, а также повышение эффективности оценки активных технических действий спортсмена в ходе тренировки за счет категорирования сложности программ и использования для оценки трехмерной модели, получаемой программно-аппаратным комплексом от двух камер. 1 табл., 2 ил.
Наверх