Масляная ванна


 


Владельцы патента RU 2569219:

Мендрух Денис Николаевич (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с крупномодульными колесами большого диаметра, смазываемыми методом погружения и валами, расположенными в вертикальной плоскости. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи. Части объема ванны, занимаемые смазочным материалом, излишним для обеспечения нормального смазывания элементов зубчатой передачи, заполнены твердым материалом, инертным по отношению к смазочному материалу, с обеспечением необходимых зазоров между материалом заполнения и элементами передачи. Твердый материал жестко закреплен в корпусе ванны. Обеспечивается экономия смазочного материала. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения нижних колес в жидкий смазочный материал.

Известна конструкция масляной ванны, зубчатой передачи, содержащая корпус с жидким смазочным материалом, в который погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1985 - 416 с, ил.», стр. 149, рис. 11.1, б.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что объем корпуса, в частности - объем, занимаемый смазочным материалом, может быть излишне большим, что приводит к неоправданному перерасходу смазочного материала, идущего на заполнение этого объема. А уменьшить этот объем, занимаемый смазочным материалом - иногда не представляется возможным из-за конструктивных особенностей зубчатой передачи; так, например, при смазывании методом погружения в одну ванну зубчатых колес многоступенчатых редукторов - при расположении валов в вертикальной плоскости в масляную ванну могут погружать шестерни и колеса быстроходной и тихоходной ступеней (см., например, источник описания аналога - см. выше). При этом глубина части масляной ванны под быстроходным элементом передачи оказывается излишне велика, что приводит к перерасходу смазочного материала для заполнения этого объема ванны.

В качестве прототипа взята конструкция масляной ванны многоступенчатого редуктора с расположением валов вертикальной плоскости, содержащая корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние зубчатые колеса ступеней передачи - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131, рис. 8.2, б.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретение решает задачу экономии смазочного материала.

Для этого масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи, причем части объема ванны, занимаемые смазочным материалом, излишним для обеспечения нормального смазывания элементов зубчатой передачи, заполнены твердым материалом, инертным по отношению к смазочному материалу, с обеспечением необходимых зазоров между материалом заполнения и элементами передачи, причем этот материал жестко закреплен в корпусе ванны.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена многоступенчатая зубчатая передача с вертикальным расположением валов и картерным смазыванием методом погружения (редуктор) - вид в разрезе.

На чертеже показаны: корпус редуктора, включающий корпус 1 ванны; жидкий смазочный материал 2 с верхним уровнем 3; нижние зубчатые колеса 4 и 5 разных ступеней передачи; твердый материал заполнения 6; уровень h1 масляной ванны; величина погружения в ванну нижних колес передачи - h2 и h3; расстояние от низа нижних колес до низа слоя смазочного материала - h4 и h5; высота твердого материала заполнения - h6; зазор между материалом заполнения 6 и элементом зубчатой передачи (колесом 2) - l.

В многоступенчатой зубчатой передаче нижнее зубчатое колесо 5 (быстроходное) одной ступени имеет меньший диаметр, чем нижнее колесо 4 (тихоходное) другой ступени; оба нижних колеса (4 и 5) смазываются методом погружения в масляную ванну 2 с верхним уровнем 3. При этом расстояние от низа колеса 5 до днища ванны (низа корпуса 1 редуктора) номинально гораздо больше, чем необходимый зазор между низом этого колеса и днищем ванны, что приводит к тому, что объем смазочного материала, расположенный ниже этого уровня, излишен - он не нужен для обеспечения смазывания. Это приводит к перерасходу смазочного материала, идущего на заполнение этого участка объема ванны. Для устранения этого недостатка производится заполнение этого лишнего объема твердым материалом 6 - высотой h6. Материал берется инертным по отношению к смазочному материалу ванны, и он жестко закрепляется в ванне. Тем самым обеспечивается необходимое для нормальной работы колеса 5 расстояние от его низа до основания - h5. При этом обеспечивают необходимые зазоры между материалом заполнения (6) и элементами передачи - например, с колесом 4 - зазор l.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция при незначительных затратах позволяет снизить расход смазочного материала, идущего на заполнение ванны и обеспечение нормального смазывания элементов передачи. Экономия смазочного материала повышается с учетом необходимости произведения периодической замены смазочного материала в ванне, приходящего в негодность при функционировании передачи.

Масляная ванна, преимущественно крупномодульной многоступенчатой зубчатой передачи с колесами большого диаметра, картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости, содержащая корпус с жидким смазочным материалом, в который погружены нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи, отличающаяся тем, что части объема ванны, занимаемые смазочным материалом, излишним для обеспечения нормального смазывания элементов зубчатой передачи, заполнены твердым материалом, инертным по отношению к смазочному материалу, с обеспечением необходимых зазоров между материалом заполнения и элементами передачи, причем этот материал жестко закреплен в корпусе ванны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным методом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им.

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на одной оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Вдоль ширины отстающей боковой поверхности каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни расположен ряд вырезов, выполненных в отстающей боковой поверхности от основания до вершины зуба параллельно его торцам и ориентированных вдоль высоты отстающей боковой поверхности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев. Шестерня снабжена механизмом ее притормаживания в виде тормозного башмака, контактирующего с тормозным диском, укрепленным на торце шестерни, соосно ей. Башмак укреплен на коромысле, установленном на шарнире на корпусе зубчатой передачи и снабженном пружиной, прижимающей его к диску. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Вспомогательная смазочная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной вспомогательной смазочной шестерни. Между отдельными шестернями, соосно им, расположены вставки в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр отдельных шестерен, по осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов отдельных шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатым колесом. С наружных торцов крайних отдельных шестерен расположены экраны в виде дисков, выполненные и установленные аналогично вставкам. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях вспомогательной смазочной шестерни со стороны обеих их боковых поверхностей выполнены по всей высоте зубьев вырезы, меньшей ширины, чем ширина зубьев, расположенные симметрично относительно торцов зубьев вспомогательной смазочной шестерни и не доходящие друг до друга с образованием между собой перемычек, расположенных по осям симметрии зубьев вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Зубья смазочной шестерни выполнены максимально уширенными, а зубья дополнительной шестерни - максимально зауженными. Обе шестерни установлены на оси с возможностью независимого вращения относительно друг друга. В теле смазочной шестерни выполнен вырез, в котором расположена пружина растяжения, укрепленная на теле смазочной шестерни и теле дополнительной шестерни с обеспечением возможности их принудительного проворачивания этой пружиной относительно друг друга и обеспечения прижатия зубьев смазочной шестерни к набегающим боковым поверхностям зубьев смазываемого зубчатого колеса и прижатия зубьев дополнительной шестерни к отстающим боковым поверхностям зубьев смазываемого зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 5 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. С обоих торцов вспомогательной смазочной шестерни расположена пара вертикально ориентированных пластин, жестко укрепленных на корпусе зубчатой передачи. Нижние части пластин погружены в масляную ванну на глубину, соразмерную глубине погружения в ванну вспомогательной смазочной шестерни, и расположены параллельно торцам вспомогательной смазочной шестерни с минимальным зазором относительно них. Верхние части пластин, расположенные над верхним уровнем масляной ванны, разведены в стороны торцов зубчатого венца зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества процессов смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала и выполнены составными. Со стороны работающих боковых поверхностей шестерни, контактирующих с зубьями смазываемого зубчатого колеса, расположен прессованный смазочный материал, вписанный в расчетный профиль зубьев шестерни - без переходных галтелей. Смазочный материал закреплен на консолях, являющихся продолжением тела шестерни по высоте, расположенных по ширине зубьев шестерни и имеющих в поперечном сечении форму прямоугольника. Части зубьев шестерни между консолями и неработающими боковыми поверхностями вырезаны. Обеспечивается оптимизация конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде составной шестерни, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца смазываемого колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной идентичной шестерни, по всей его окружности, с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной идентичной шестерни равно количеству остальных отдельных идентичных шестерен. Для обеспечения, как минимум однопарного зацепления смазочного элемента, крепление отдельных идентичных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных идентичных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся смазываемым колесом, как минимум, одного из зубьев одной из отдельных идентичных шестерен. Диаметр тела каждой отдельной идентичной шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью этого тела и окружностью впадин зубьев расчетного профиля отдельной идентичной шестерни расположены радиально ориентированные связи между телом и основаниями зубьев с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев на тело отдельной идентичной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи. Боковые поверхности зубьев шестерни вдоль высоты зубьев выполнены переменной ширины, изменяющейся от максимума в области основания зубьев и их вершин до минимума в области полюса зацепления зубьев, пропорционально изменению скорости скольжения вдоль боковых поверхностей зубьев. Изменение ширины этих поверхностей выполнено симметрично относительно продольной оси симметрии боковых поверхностей зубьев. Обеспечивается оптимизация массопереноса смазочного материала со смазочного элемента на смазываемые поверхности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4. Ось 3 установлена в подшипниках-направляющих, с возможностью свободного перемещения в них вдоль своей оси. Подшипники-направляющие установлены на корпусе 9 зубчатой передачи. Один конец оси 3 снабжен шарообразным толкателем 10, контактирующим с вращающимся плоским кулачком 11, ось вращения которого перпендикулярна оси 3. Кулачок 11 установлен на приводном валу 12, установленном посредством подшипников 13 на корпусе 9 зубчатой передачи. Вал 12 снабжен конической шестерней 14, приводимой во вращение от парной конической шестерни 15, установленной на валу 16, связанном кинематически с механизмом вращения передачи, а ось 3 снабжена устройством ее поджатия к кулачку 10. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.
Наверх