Способ измерения атмосферного давления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при мониторинге атмосферного давления в метеорологии, климатологии и экологии. Способ измерения атмосферного давления заключается в измерении изменения электросопротивления деформируемой части анероидной коробки, которая выполнена из сплава с эффектом памяти формы со сверхупругими свойствами. Определив временную зависимость электросопротивления деформируемой части с помощью измерителя сопротивления и ЭВМ, отвечающей за прием, обработку и вывод результатов измерения, получают график зависимости атмосферного давления от времени. Техническим результатом изобретения является уменьшение габаритов прибора и повышение чувствительности измерений. 1 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при мониторинге атмосферного давления в метеорологии, климатологии и экологии.

Известны способы измерения давления с помощью тензометрических датчиков. Они заключаются в размещении на механической мембране тензорезистивных датчиков, измерении изменения их сопротивления, пропорционального величине приложенного усилия на их подложки со стороны мембраны вследствие деформации последней от внешнего давления [Тросников Д., Жук В. Датчики давления: принципы работы и опыт эксплуатации // Энергетика и ТЭК. 2008. №7/8. С. 66-69. Патент на изобретение №2396528] (аналоги).

Существенным недостатком этого способа является то, что тензометрические датчики давления связаны с механической усталостью тензорезисторов, надежность которых ниже надежности самих механических мембран, на которых они расположены. Кроме того, тензорезисторы требуют определенных температурных условий для своей работы, что не всегда выполнимо в условиях эксплуатации.

Наиболее близким к предлагаемому решению является способ измерения атмосферного давления, который заключается в размещении в воздушной среде анероидных коробок, деформации которых при изменении давления преобразуют с помощью передаточного механизма в сигнал, пропорциональный давлению, который регистрируют механическим способом. Прибор состоит из чувствительного элемента - блока анероидных коробок, температурного компенсатора, передаточного механизма, регистрирующей части и корпуса [см. работу барографа М-22. Справочник по гидрометеорологическим приборам и установкам. Л.: Гидрометеоиздат, 1971, с. 61] (прототип).

Основным недостатком способа является громоздкость чувствительного элемента, изготовленного в виде блока анероидных коробок, а также низкая разрешающая способность измерения величины атмосферного давления.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является снижение массогабаритных характеристик и повышение чувствительности датчика атмосферного давления.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что как и в известном способе измерения атмосферного давления, размещают анероидную коробку в воздушной среде и преобразуют ее деформации, пропорциональные изменению атмосферного давления, в сигналы, пригодные для последующей оцифровки, обработки и анализа, компенсируя при этом влияния температуры внешней среды на значение измеряемой величины.

В отличие от известного деформируемую часть анероидной коробки выполняют из сплава с эффектом памяти формы со сверхупругими свойствами, фиксируют изменение его электросопротивления, вызванное перестройкой кристаллической решетки сплава в ходе деформации при изменении механической нагрузки на нее под воздействием атмосферного давления.

Предлагаемый способ основан на том, что при изменении атмосферного давления происходит изменение механического воздействия на деформируемую часть анероидной коробки, которая изготовлена из материала с эффектом памяти формы, имеющего сверхупругие (резиноподобные) свойства, заключающиеся в том, что в нем под действием механических внешних напряжений происходят обратимые полиморфные превращения: повышение и понижение нагрузки ведет, соответственно, к росту или сокращению низкосимметричной фазы, что сопровождается знакопеременной макроскопической деформацией элемента, изготовленного из этого материала, и изменением его электросопротивления в силу изменения электронно-фононного взаимодействия в системе кристаллической решетки. Таким образом, колебания атмосферного давления, вызывающие знакопеременные изменения механической нагрузки на деформируемую часть анероидной коробки, ведут к пропорциональному изменению ее электросопротивления.

Известны сплавы, которые испытывают знакопеременные обратимые деформации при соответствующем изменении воздействия на них, осуществляющиеся не за счет упругой (гуковской) деформации, а за счет сдвиговой деформации, обусловленной ростом и сокращением термоупругой низкосимметричной фазы. В свою очередь, изменение фазового состояния вещества деформируемой части ведет к существенному изменению ее электросопротивления, что обеспечивает высокую чувствительность датчика из такого сплава.

Деформируемая часть может быть изготовлена из сплава на основе никелида титана, обогащенного никелем до пятидесяти одного атомного процента. Этот сплав отличается высокой технологичностью, позволяющей получать тонкие пленки, действующие в широком диапазоне температур.

На фигуре представлен график зависимости «давление-деформация» такого сплава. При давлениях, не превышающих значения, соответствующего точке «А» на графике, сплав деформируется упруго. В точке «А» давление достигает величины, при которой в сплаве начинают возникать кристаллы низкосимметричной фазы. Далее, между точками «A» и «В» при постоянном увеличении давления доля этой фазы растет пропорционально давлению. В точке «В» ее доля достигает 100%, и при дальнейшем повышении давления сплав вновь начинает деформироваться упруго в соответствии с упругими константами низкосимметричной фазы. При уменьшении давления процесс идет в обратной последовательности, и многократное циклирование по описанной схеме не приводит к каким-либо существенным изменениям в сплаве с точки зрения его эксплуатационных свойств. При этом в определенном интервале деформаций (выделен штриховыми линиями) процесс идет безгистерезисно, а незначительное изменение давления ΔP в пределах его колебаний вызывает существенное изменение деформации Δε и, соответственно, электросопротивления сплава.

Предлагаемый способ измерения атмосферного давления сводится к измерению изменения электросопротивления деформируемой части анероидной коробки, пропорционального величине атмосферного давления и компенсации влияния температуры внешней среды на значение измеряемой величины. Определив временную зависимость электросопротивления деформируемой части с помощью измерителя сопротивления и ЭВМ, отвечающей за прием, обработку и вывод результатов измерения, получим график зависимости атмосферного давления от времени.

Предлагаемый способ обеспечивает уменьшение габаритов прибора и повышение чувствительности измерений, с выводом данных о величине и динамике атмосферного давления на исполнительное устройство (дисплей и т.д.).

Способ измерения атмосферного давления, заключающийся в размещении в воздушной среде анероидной коробки, преобразовании деформаций коробки при изменении атмосферного давления в сигнал, регистрируемый приемным устройством, компенсации влияния изменения температуры внешней среды на значение измеряемой величины, отличающийся тем, что деформируемую часть анероидной коробки выполняют из сплава с эффектом памяти формы со сверхупругими свойствами, фиксируют изменение электросопротивления сплава, вызванное перестройкой кристаллической решетки сплава в ходе деформации при изменении механической нагрузки на нее под воздействием атмосферного давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам контроля параметров окружающей среды преимущественно в производственных помещениях. Сущность: устройство содержит Х метеорологических датчиков (1), Y датчиков (2) экологического мониторинга, Z датчиков (3) измерения показателей производственной среды, интеграторы (4) показаний датчиков (1-3), преобразователи (5) сигнала на каждый интегратор (4), блок (6) измерения, задатчики (7) предельно допустимых показателей на каждый датчик (1-3), блоки (8) сравнения на каждый датчик (1-3) и задатчик (7), блок (9) сопряжения, блок (10) питания, блок (11) управления режимами, блок (12) управления и связи, монитор (13) питания, дополнительный источник (14) питания, буфер (15) питания, блок (16) энергонезависимой памяти, блок (17) ввода-вывода, газоразрядники (18), супрессоры (19), дополнительные газоразрядники (20) и дополнительные супрессоры (21).

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в авиационной метеорологии при измерении параметров динамики атмосферы в приземном слое для оценки условий взлета и посадки летательных аппаратов, при прогнозировании экологической обстановки в зонах техногенных катастроф, а также на воздушных и морских судах при измерении параметров вектора скорости ветра.

Изобретение предназначено для использования при непрерывном экологическом контроле окружающей среды. Передвижная лаборатория мониторинга окружающей среды содержит автомобиль-носитель, навигационную систему на базе GPS и электронный компас, контрольно-измерительную аппаратуру, лабораторию, автоматизированное рабочее место и технологическое оборудование.

Изобретение относится к мобильным техническим средствам отбора и количественного химического анализа проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов и может быть использовано в системе экологического мониторинга для оперативного и достоверного определения источников сверхнормативного загрязнения объектов окружающей природной среды на локальных городских территориях.

Изобретение относится к устройствам для измерения метеорологических параметров в системах контроля температуры нагреваемого оборудования. Сущность: устройство содержит шарообразный датчик (1), внутри которого расположены датчик (2) температуры и нагревательный элемент (3) с постоянной мощностью нагрева.

Способ формирования модели прогноза образования конденсационных следов (кс) самолетов гражданской авиации (га) с конкретным типом газотурбинного двигателя и конденсационных перистых облаков (кпо) с использованием количественных показателей образования кс и кпо для экологической оптимизации полетов самолетов га на конкретных трассах в различных регионах земли и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект // 2532995
Изобретение относится к области авиационной экологии и может быть использовано для выявления влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата. Сущность: измеряют в крейсерском полете самолета с конкретным типом газотурбинного двигателя следующие параметры: высоту, давление, температуру наружного воздуха, относительную влажность атмосферного воздуха, скорость полета, полную температуру газов за турбиной низкого давления, частоту вращения одного из роторов двигателя, расход топлива.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам систем безопасности. Способ оценки комфортности рабочей зоны по параметрам микроклимата заключается в том, что сначала осуществляют замер температуры воздуха по психрометру.
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в системах дистанционного сбора информации о давлении, температуре и влажности атмосферы (воздуха).
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения давления жидких и газообразных сред. .

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения гетерофазного потока при отработке технологических режимов нанесения металлопокрытий электродуговой металлизацией, газотермическими и газодинамическими методами.

Изобретение относится к датчикам, в частности к датчику перемещения, срабатывающему при надавливании контакта, который является простым в изготовлении и при установке.

Изобретение относится к области исследования гидрофизических параметров морской воды и может быть использовано в составе специализированных комплексов или систем, устанавливаемых на подвижных носителях, для измерения гидрофизических параметров морской воды, таких как удельная электрическая проводимость, температура, давление, а также косвенных измерений таких параметров, как соленость морской воды, скорость распространения звука в морской воде, плотность морской воды и т.д.

Изобретение относится к средствам измерения давления сыпучих сред, в частности к области строительства, где может быть использовано для исследования напряженно-деформированного состояния грунтов.

Изобретение относится к измеритель-, ной технике и может быть использовано в системах вентиляции промышленных помещений , в частности при производстве изделий радиотехнической и электронной промышленности.

Изобретение относится к из мерительной технике и может быть использовано, в частности, для измерения давления с помощью тензометрических датчиков. .

Предложенная группа изобретений относится к средствам для измерения давления. Предложенный датчик давления содержит корпус (2) датчика, изготовленный, по меньшей мере частично, из электроизоляционного материала, имеющий первую поверхность (2а) и вторую поверхность (2b), расположенные противоположно друг другу, и полость (3), закрытую на по меньшей мере ее одном аксиальном конце мембранной частью. Датчик (1) давления содержит устройство (5) цепи, поддерживаемое корпусом (2) датчика и включающее в себя: схему первой электрической цепи, содержащую соответствующие дорожки, изготовленные из электропроводящего материала, нанесенного на первую поверхность с ее внешней по отношению к полости стороны, причем со схемой первой электрической цепи соединено множество компонентов первой цепи, в том числе средства детекции для детекции изгиба или деформации мембранной части; схему (7) второй электрической цепи, содержащую соответствующие дорожки (10, 11), изготовленные из электропроводящего материала, нанесенного на область второй поверхности (2b), причем со схемой (7) второй электрической цепи соединен по меньшей мере один компонент (8; 8') второй цепи, имеющий активную часть (8а), предназначенную для воздействия текучей среды, и по меньшей мере один первый вывод (8b) соединения и один второй вывод (8b) соединения; и средства соединения, электрически соединяющие схему первой электрической цепи со схемой (7) второй электрической цепи и проходящие в осевом направлении корпуса (2) датчика. Дорожки (10, 11) схемы (7) второй электрической цепи включают в себя по меньшей мере одну первую дорожку (10), образующую множество первых контактных площадок (10а), и одну вторую дорожку (11), образующую множество вторых контактных площадок (11а) для соединения первого вывода (8b) и второго вывода (8b) компонента (8; 8') второй цепи, соответственно. Первая и вторая дорожки (10, 11) заранее подготовлены с обеспечением возможности соединения первого вывода (8b) и второго вывода (8b) компонента (8; 8') второй цепи с любой из первых контактных площадок (10а) и с любой из вторых контактных площадок (11а), соответственно, и/или с первой контактной площадкой (10а) и со второй контактной площадкой (11а) любой из множества пар первых и вторых контактных площадок (10а, 11а), соответственно. Данная группа изобретений направлена на создание датчика, имеющего гибкую конструкцию, т.е. не сохраняющую остаточных деформаций при воздействии контролируемой среды. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 20 ил.
Наверх