Шаровая опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шаровых шарнирах рулевых механизмов различных транспортных средств. Шаровая опора содержит корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, неразъемно соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем, сферической головкой, размещенной во вкладыше. Пространство между вкладышем и корпусом заполнено термопластичным наполнителем и далее ускоренным потоком ионизированных атомов с энергией 100…200 КэВ воздействуют на шаровой палец. Высокие скорости нагрева приводят к образованию на сферической поверхности метастабильной фазы - металлического стекла, а металлические стекла обладают высокой коррозионной стойкостью и износостойкостью. Технический результат: повышение поверхностной плотности шарового пальца и повышение износостойкости шаровой опоры в целом. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шаровых шарнирах рулевых механизмов различных транспортных средств.

Шарнирные подшипники встраиваются в узлы опор, обеспечивая компенсацию пространственных деформаций, используются в качестве элементов подвижных соединений механизмов управления, специальных узлов различных механизмов.

К шарнирным подшипникам, применяемым в изделиях новой аэрокосмической отрасли, предъявляются повышенные требования по надежности и работоспособности. Сохранение в течение заданного периода эксплуатации требуемых качественных показателей работоспособности, при воздействии целой гаммы внешних факторов, - задача, решение которой связано со значительными трудностями.

Важным требованием к шарнирным подшипникам является обеспечение и сохранение низкого коэффициента трения, определяющего мощностные характеристики и вес механизмов различных приводов.

Проблема повышения износостойкости пар трения приобретает все большую актуальность в связи с необходимостью повышения качества, надежности и долговечности современных машин. Для обеспечения надежной работы узлов трения, работающих в экстремальных условиях, широко применяют антифрикционные, износостойкие покрытия и самосмазывающиеся композиционные материалы, которые должны быть одинаково эффективны не только при высоких рабочих температурах, но и при относительно низких температурах начала работы и разогрева.

При выборе материалов и покрытий для пар трения в соответствии с условиями их применения необходимо учитывать соответствующие термохимические характеристики, механизм изнашивания, а также целый ряд дополнительных факторов экономического, технологического и конструктивного характера.

Эффективность применяемого метода упрочнения зависит от правильности его выбора, т.е. от соответствия физико-механических свойств получаемого покрытия требованиям, предъявляемым условиями работы узла трения и преобладающим видом механизма изнашивания.

Известны сферические шаровые опоры с подшипниками скольжения (А.с. СССР №2016277, F16C 11/06, 1992 г., Патент РФ №2049376, F16C 11/06, 1994 г., Патент РФ №2338936, F16C 11/06, 2007 г., Патент РФ №2432506, F16C 11/06, 2010 г.).

Наиболее близким по набору существенных признаков является техническое решение по патенту РФ №2352829, F16C 11/06, 2009 г., которое было принято авторами за аналог.

Шаровая опора содержит корпус, состоящий из двух крышек 1 и 2 (фиг. 1), неразъемно соединенных между собой, металлический шаровой палец 3, заключенный в корпус, вкладыш полимерный 4, наполнитель 5 с металлическими гранулами 6. Вкладыш 4 выполнен из твердосмазочного материала (фторопласт-4, ЦПА 6/15 и др.). Наполнитель 5 выполнен из полимера, модифицированного металлическими гранулами 6.

Недостатком данной сферической опоры является недостаточная поверхностная прочность металла шарового пальца, что приводит к преждевременному износу трущихся поверхностей шаровой опоры в целом.

Адгезия тугоплавких веществ к металлическим подложкам повышается при создании промежуточных слоев, состоящих из смеси окислов, нитридов, карбидов и др., образованных из материала покрытия или подложки в результате предварительного окисления.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение поверхностной плотности шарового пальца и повышение износостойкости шаровой опоры в целом.

Целью настоящего изобретения является повышение износостойкости шаровой опоры со сферическим подшипником скольжения за счет появления дополнительного слоя из металлического стекла путем воздействия ускоренного потока ионизированных атомов на сферическую поверхность шарового пальца.

Это достигается следующим образом. В шаровой опоре, содержащей корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, неразъемно соединенных между собой, с заключенными в корпус шаровым пальцем, сферической головкой, размещенной во вкладыше, при этом пространство между вкладышем и корпусом заполнено термопластичным наполнителем, и далее ускоренным потоком ионизированных атомов с энергией 100…200 КэВ воздействуют на шаровой палец 3. Глубина проникновения ускоренных ионов составляет примерно 0.1 мкм. Проникновение ионов вглубь материала осуществляется за счет высокой кинетической энергии частиц и не требует высокой температуры.

При этом воздействии возникают специфические фазовые и структурные превращения материала шарового пальца, а именно поверхностный слой подвергается термообработке. Высокие скорости нагрева (не более 105°C/с) и охлаждения (не более 5·108°C/с) приводят к образованию метастабильных фаз, сверхтонкой структуры вещества и перенасыщенных растворов. Т.е. возникает аморфная структура - структура металлических стекол - 7, а металлические стекла обладают высокой коррозионной стойкостью и износостойкостью. Таким образом, происходит упрочнение поверхности металла шарового пальца. Метастабильное состояние поверхностного слоя приводит к повышению в 3…5 раз износостойкости контактирующих пар трения.

Шаровая опора, содержащая корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, неразъемно соединенных между собой, с заключенными в корпус шаровым пальцем, сферической головкой, размещенной во вкладыше, при этом пространство между вкладышем и корпусом заполнено термопластичным наполнителем, отличающийся тем, что на сферической поверхности головки пальца создают метастабильную фазу металла путем ускоренного потока ионизированных атомов с энергией 100…200 КэВ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор скольжения в узлах трения, способных сохранять свою работоспособность в широком диапазоне нагрузок и температур как в воздушной среде, так и в глубоком вакууме.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструированию шарниров с эластичным элементом применяемых для производства стоек стабилизатора, рулевых наконечников и шаровых опор.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбомашин, в частности в узлах соединения гидроцилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в шаровых шарнирах рулевых механизмов различных транспортных средств. Шаровая опора содержит корпус, выполненный из двух частей в виде крышек, неразъемно соединенных между собой, с заключенными в корпус шаровым пальцем, сферической головкой, размещенной во вкладыше из антифрикционного материала.

Изобретение относится к шарниру, с помощью которого могут быть переданы или же восприняты осевые силы и моменты вращения в сочетании с эксцентрическими вращательными движениями насосов.

Изобретение относится к шаровым шарнирам, использующимся для соединения нижнего рычага подвески с подрамником транспортного средства. Шаровой шарнир (10) содержит монтажную часть (50) с отверстием, центральную часть (60), расположенную внутри отверстия, эластомерный материал (52), расположенный между монтажной частью (50) и центральной частью (60) для закрепления центральной части (60) внутри отверстия и проходящий в радиальном направлении непрерывно от монтажной части (50) до центральной части (60); а также первую и вторую полости, выполненные в эластомерном материале (52) и продольно разделяющие его на две части.

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к способам проведения однонаправленных испытаний на износ динамическим способом для определения механического ресурса шаровых шарниров передней подвески легкового автомобиля.

Изобретение относится к устройствам для передачи вращения между валами, которые могут совершать плоское угловое смещение относительно друг друга, в том числе во время вращения, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение в целом относятся к подшипнику, а точнее к установке сферического подшипника в подшипниковый узел для применения в авиационно-космической технике. Заявлены подшипниковый узел (100) и способ формирования подшипникового узла, включающего в себя корпус (110) с отверстием (132).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к пылеводонепроницаемым шарнирам. Пылеводонепроницаемый шарнир содержит стойки, рычаг, головку рычага, ось, а также упругие конические втулки, расположенные между головкой рычага и осью.

Изобретение относится к шарнирным муфтам. Синхронная муфта в виде пятизвенного сферического механизма содержит меньшую и большую вилки, соединенные последовательно через меньшую и большую крестовины шарнирами. Центробежными силами вращение крестовин удерживают в бисекторной плоскости угла между осями вращения вилок при совпадении осей пары шарниров большей и меньшей вилок. Меньшая крестовина парой своих шипов соединена шарнирно с меньшей вилкой, а другой парой своих шипов соединена шарнирно с большей крестовиной. Большая крестовина охватывает большую вилку и выполнена с двумя парами отверстий для подшипников шарнирного соединения и с большей вилкой, и с меньшей крестовиной. Большая крестовина может быть выполнена овальной рамкой, причем отверстия для шарнирного соединения с меньшей крестовиной расположены в дугообразной стенке рамки, а шипы шарнирного соединения с большей вилкой примыкают к прямолинейной стенке рамки. Достигается упрощение сборки. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор скольжения в узлах крепления, способных сохранять свою работоспособность в широком диапазоне нагрузок как в воздушной среде, так и в глубоком вакууме. Шаровая опора содержит корпус, выполненный их двух крышек (1, 2), жестко соединенных между собой, с заключенным в корпус шаровым пальцем (3) со сферической головкой, размещенной во вкладыше (4). Шаровой палец (3) выполнен из материала ВЖЛ-16, а на его поверхности сформировано многослойное композиционное покрытие (7) со сдвиговым сопротивлением, меньшим сдвигового сопротивления шаровой опоры, при этом первый слой подложки методом гальванического покрытия выполнен из тантала, второй слой из серебра нанесен электролитическим способом, а третий - твердосмазочное покрытие ВАП. Технический результат: повышение износостойкости шаровой опоры, обеспечение положительного градиента напряжения, а также способность к восстановлению повреждений антифрикционного слоя. 2 ил
Наверх