Упругий шарнир с заданной силовой характеристикой



 


Владельцы патента RU 2582629:

Свиридов Максим Викторович (RU)
Вахитов Дмитрий Радикович (RU)
Валеев Анвар Рашитович (RU)
Аптыкаев Геннадий Алексеевич (RU)
Зотов Алексей Николаевич (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, экзоскелетонов и медицинской техники. Оно может быть использовано в системах защиты от крутильных колебаний в различных механизмах. Упругий шарнир с заданной силовой характеристикой включает в себя наружный корпус с направляющими (5) заданной формы и подвижный относительно него вал, связанный с корпусом посредством упругих элементов (4), которые контактируют с направляющими (5), причем форма направляющих такова, что реакции, возникающие при контакте упругих элементов (4) с направляющими (5), создают заданный восстанавливающий момент. Технический результат: создание упругого шарнира, создающего заданный восстанавливающий момент сил. 4 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области машиностроения, экзоскелетонов и медицинской техники.

Известны пружины кручения (ГОСТ 18751-80. Пружины кручения к упорам. Конструкция и размеры), которые предназначены для создания упругого восстанавливающего момента, линейно возрастающего с увеличением угла закручивания пружины.

Недостатком этих пружин является невозможность получения заданной силовой характеристики.

Прототипом является упругая система, позволяющая получать заданную силовую характеристику с постоянной «линейной» восстанавливающей силой (Зотов А.Н. Systems with quasi-zero-stiffness characteristic / А.Н. Зотов // Proceedings. IPACS Open Access Electronic Library, OPEN LIBRARY, 6th EUROMECH Nonlinear Dynamics Conference, ENOC 2008). Упругая система, имеющая заданную силовую характеристику с постоянной восстанавливающей силой, включает в себя упругий элемент, который может двигаться между двумя направляющими расчетной формы. Изменяя форму направляющих, можно получить различные силовые характеристики, в том числе и силовую характеристику с постоянной восстанавливающей силой (квазинулевой жесткостью). Недостатком данной системы являются ее относительно большая металлоемкость, а также то, что она работоспособна только в прямолинейном направлении, работа во вращательном режиме невозможна.

Технической задачей заявляемого изобретения является создание упругого шарнира, создающего заданный восстанавливающий момент сил

Поставленная задача решается тем, что упругий шарнир с заданной характеристикой восстанавливающего усилия содержит корпус с направляющей поверхностью и упругими элементами, при этом корпус выполнен с внутренней полостью заданной расчетной формы, на поверхности которой выполнены центрально симметричные направляющие кулачковые поверхности, и снабжен валом, расположенным внутри полости корпуса с возможностью поворота вокруг центральной оси полости корпуса, и, по меньшей мере, с двумя радиально расположенными упругими элементами, симметрично установленными относительно оси вращения вала и расположенными с возможностью взаимодействия с кулачковой поверхностью корпуса.

Упругий элемент представляет собой кинематически связанные стержни 1 и 2, соединенные через упругую связь, например, в виде пружины. В центре одного шарнира расположен подшипник 3, внутреннее кольцо которого связано с подвижным валом. Наружное кольцо подшипника связано с центрально-симметрично расположенными упругими элементами 4, которые контактируют с центрально-симметричными направляющими кулачковыми поверхностями 5, с которыми взаимодействуют через ролики 6 стержни 2. Направляющие кулачковые поверхности 5 жестко связаны со стержнем 1. Реакции N, возникающие при контакте упругих элементов 4 с направляющими 5, не проходят через центр шарнира и создают восстанавливающий момент MΣ(φ)=2·N·h (от двух реакций; система симметрична, трение не учитывается). При повороте одной части шарнира по отношению к другой на угол φ (от вертикали, фиг. 1) момент сопротивления системы для одной пружины определяется по следующей формуле

где П = с 2 ( Δ l ) 2 - потенциальная энергия одной пружины; Δl=(a+L0+b-ρ) - изменение длины пружины при повороте для данной схемы упругого шарнира; a, b - постоянные величины (фигура 1); L0 - длина ненапряженной пружины; ρ - расстояния от центра роликов 6 до центра шарнира.

Формулу (1) можно переписать:

Теперь, задавая функцию M(φ) и решая дифференциальное уравнение (2), можно получить зависимость ρ(φ). Покажем пример расчета формы направляющих заданной формы 5 для следующих исходных данных: a=0,03 м; L0=0,05 м; b=0,04 м; ρ0=0,1 м (при φ=0); M(φ)=-200·th[10(φ+0,0345)]+200/3.

Решив дифференциальное уравнение (2), получим зависимость ρ(φ):

где B=2((200/3)φ-20ln[ch[10(φ+0,0345)]]-C0)/с.

Решая уравнение (3), получим:

Начальным условиям соответствует знак минус, следовательно, уравнение (4) принимает вид:

На фигуре 2 представлены зависимости ρ(φ) при различных значениях коэффициента жесткости c, полученные по формуле (5) (угол φ изменяется от 0 до 90 градусов).

Для получения формы поверхности, с которой контактируют ролики 6 (фигура 1), необходимо построить эквидистантную кривую ρ*(φ) по отношению к полученной (ρ(φ), фигура 3). Как видно из фигуры,

где ρ(φ) - зависимость, полученная по формуле (5); α=β-φ+π/2 - угол между ρ и нормалью в данной точке; r - радиус ролика 6 (фигура 1); β - угол наклона касательной (для кривой ρ(φ)) к оси x (tgβ=y'(x), фигура 3).

Для определения угла β выразим уравнение (6) в декартовых координатах, пользуясь уравнениями перевода [Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике / М.Я. Выгодский. - М.: ACT: Астрель, 2006. - С. 991]:

С учетом выражений (7) уравнение (5) запишется в следующей форме (с учетом В (3), коэффициент жесткости пружины принят: c=100000 Н/м):

Данное уравнение решалось численно: при задании x (для заданного значения угла φ, по формуле (7)) определялась координата y (таблица 1).

На фигуре 4 показаны две кривые: кривая 1, построенная по формуле (5), и эквидистантная кривая 2, построенная по данным таблицы 1, полученной по уравнению (8).

Упругий шарнир с заданной силовой характеристикой может быть использован в экзоскелетах, системах защиты от ударов и вибрации, в различных специальных приводах и т.д.

Упругий шарнир с заданной характеристикой восстанавливающего усилия, содержащий корпус с направляющей поверхностью и упругими элементами, отличающийся тем, что корпус выполнен с внутренней полостью заданной расчетной формы, на поверхности которой выполнены центрально-симметричные направляющие кулачковые поверхности, и снабжен валом, расположенным внутри полости корпуса с возможностью поворота вокруг центральной оси полости корпуса, и, по меньшей мере, с двумя радиально расположенными упругими элементами, симметрично установленными относительно оси вращения вала и расположенными с возможностью взаимодействия с кулачковой поверхностью корпуса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для динамического гашения колебаний состоит из рычагов и упругих элементов.

Изобретение относится к упругим элементам лепестковых газодинамических подшипников, применяющихся в малогабаритных высокоскоростных турбомашинах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для виброизоляции технологического оборудования, станков, приборов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты технологического оборудования, аппаратуры и приборов, а также человека-оператора от воздействия вибрационных и ударных нагрузок.

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к кабинам гусеничных тракторов. .

Изобретение относится к устройствам смягчения ударов и вибровоздействий на объект и может быть использовано в тех областях народного хозяйства, где есть необходимость предохранить объект от нештатных нагрузок (в космической технике, автомобильной промышленности, судостроении, машиностроении, приборостроении и т.

Изобретение относится к пружинящим упругим опорам и может быть использовано для гашения вредных механических колебаний деталей, узлов и устройств в различных областях техники.

Изобретение относится к устройствам смягчения ударов и вибровоздействий на объект и может быть использовано в космической технике, автомобильной промышленности, судостроении, приборостроении и т.

Изобретение относится к устройствам смягчения ударов и вибровоздействий на объект и может быть использовано в космической технике, автомобильной промышленности, судостроении, приборостроении и т.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к амортизирующим устройствам для поглощения механической энергии с целью уменьшения продольных усилий в железнодорожном подвижном составе, передающихся через автосцепное устройство на раму экипажа.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструированию шарниров с эластичным элементом применяемых для производства стоек стабилизатора, рулевых наконечников и шаровых опор.

Изобретение относится к электронным устройствам, таким как ноутбук или переносной компьютер, включающим в себя узел шарнира для закрепления верхнего участка электронного устройства на вспомогательном устройстве.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к пылеводонепроницаемым шарнирам. Пылеводонепроницаемый шарнир содержит стойки, рычаг, головку рычага, ось, а также упругие конические втулки, расположенные между головкой рычага и осью.

Изобретение относится к шарнирному узлу (1) и/или подшипниковому узлу для автомобиля, прежде всего в деталях шасси или рулевого управления. Шарнирный узел (1) содержит головку (4) шарнира, которая пронизана телом (12; 112; 212; 312) оси и установлена с возможностью перемещения относительно по меньшей мере участками окружающего головку (4) шарнира корпуса и одного или нескольких опорных колец (6) через обладающую эластичностью резины прокладку (7).

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к конструированию резинометаллических шарниров, применяемых для производства стоек стабилизатора, рулевых наконечников и шаровых опор.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирным соединениям, и преимущественно может быть использовано в развертываемых стержневых конструкциях каркасов параболических антенных рефлекторов, применяемых, например, в космической технике.

Шарнир // 2459126
Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим подвижное соединение деталей, образующих кинематическую вращательную пару, и может быть использовано, например, в гусеничных движителях транспортных средств.

Изобретение относится к шарнирным соединениям с устройствами для угловой фиксации его частей в пространстве, применяемыми в деталях машин. .

Изобретение относится к медицине. Экзоскелет содержит одетый на человека корсет, траверсу, вмонтированную в него, закрепленную на тазобедренной части, опирающуюся своими концами на составленные из звеньев опорные стойки, башмаки, связанные со стойками, шарниры и упорные подшипники, размещенные на траверсе и башмаках, в которых вращаются цапфы кривошипов, установленных на концах стоек, ведущий вал, вращающийся в установленном на траверсе шарнире, механизм синхронного поворота кривошипов, соединенный посредством рычагов с мышцами человека, являющимися приводом, и дополнительный привод с блоком питания.
Наверх