Способ автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью взлетно-посадочной полосы

Способ автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью взлетно-посадочной полосы (ВПП) относится к области радиотехники и систем управления и может быть использовано при организации автоматического привода и посадки летательного аппарата на ВПП.

Новым в способе автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью ВПП является размещение в плоскости ВПП вдоль ее оси нескольких ретрансляторов, каждый из которых своими антеннами первично принимает исходные высокочастотные колебания, сдвигает частоту этих колебаний на свою определенную частоту и вновь своими антеннами вторично излучает в направлении антенн первичного излучения, расположенных на плоскостях крыльев летательного аппарата.

Двумя антеннами интерферометра летательного аппарата трансформированные высокочастотные колебания вторично принимают и смешивают с исходными высокочастотными колебаниями, в результате чего в каждом канале интерферометра летательного аппарата выделяют комбинационные низкочастотные составляющие разности исходных и трансформированных по частоте высокочастотных колебаний. Выделенные в каждом канале интерферометра низкие частоты равны частотам сдвига, вносимыми каждым из ретрансляторов. Измеряя разность фаз между выделенными в каждом канале низкими частотами, измеряют угол прихода радиоволн от каждого из ретрансляторов. Осуществляя управление летательного аппарата таким образом, что сигнал на выходе каждого из фазометров поддерживается на нулевом уровне, получаем совмещение продольной оси летательного аппарата с осью ВПП.

 

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при организации автоматического привода и посадки летательного аппарата на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

Известны способы привода летательных аппаратов, основанные на излучении приводных маяков. Однако позиционирование летательных аппаратов при этом осуществляется амплитудными методами и на достаточно больших расстояниях. Точность позиционирования при этом оказывается невысокой.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению относится Способ определения угла прихода радиоволн, основанный на измерении разности фаз между сигналами в двух разнесенных точках пространства, описанный в авт. св. СССР № 1718149 и опубликованный в БИ № 9, 07.03.1992, G01R 29/08.

По этому способу определения угла прихода радиоволн первоначально в двух независимых каналах генерируют непрерывные высокочастотные колебания с двумя различными, мало отличающимися друг от друга частотами f1 и f2. Эти колебания через циркуляторы подают на две независимые антенны первичного излучения и вторичного приема и первично излучают в направлении третьей антенны первичного приема и вторичного излучения, где оба эти непрерывные высокочастотные колебания первично принимают и подают на управляемый фазовращатель отражательного типа, фазовый сдвиг которого регулируют генератором низкой частоты. При этом в первично принятые высокочастотные колебания вводят монотонно нарастающий фазовый сдвиг. Трансформированные таким образом по частоте непрерывные высокочастотные колебания с частотами и вторично излучают в направлении разнесенных в пространстве антенн первичного излучения и вторичного приема, где оба эти вторично излученные колебания антеннами первичного излучения и вторичного приема вторично принимают и через два циркулятора подают на два смесителя в каждом канале в отдельности, при этом в смесителях принятые колебания смешивают с исходными непрерывными высокочастотными колебаниями и выделяют комбинационные низкочастотные составляющие разности исходных и трансформированных по частоте высокочастотных колебаний. В том канале, где генерируют высокочастотные колебания с частотой f1, выделяют комбинационную низкочастотную составляющую с частотой а в том канале, где генерируют высокочастотные колебания с частотой f2, выделяют комбинационную низкочастотную составляющую с частотой при этом выделенные низкочастотные колебания одинаковой частоты подают на фазометр, где измеряют разность фаз между этими двумя комбинационными низкочастотными составляющими. На основе измеренной разности фаз и известного расстояния между антеннами рассчитывают угол прихода радиоволн по формуле:

где Δφ - измеренная разность фаз; λ - длина волны излучения; d - расстояние между приемными антенными (база интерферометра).

Располагая антенны первичного излучения и вторичного приема на плоскостях крыльев летательного аппарата, а антенну первичного приема и вторичного излучения (антенну ретранслятора) на ВПП можно определять курсовой угол летательного аппарата относительно направления на антенну ретранслятора ВПП. Вводя сигнал фазометра в систему автоматического управления движением летательного аппарата и поддерживая этот сигнал системой автоматического регулирования на нулевом уровне, можно точно выдерживать курсовой угол аппарата, совпадающий с направлением на антенну ретранслятора ВПП. Пространственное разнесение между антеннами интерферометра можно устанавливать свободно в зависимости от целей и решаемых задач так как эти антенны не связаны между собой фазостабильными фидерами.

Совершенно очевидно, что определенный интерес представляет определение и поддержание требуемого курсового угла летательного аппарата относительно не точки расположения антенны ретранслятора ВПП, а относительно оси ВПП.

В основу изобретения поставлена задача автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью ВПП. Она решается благодаря тому, что первоначально в двух независимых каналах генерируют непрерывные высокочастотные колебания с двумя различными, мало отличающимися друг от друга частотами f1 и f2, причем эти колебания через цир-куляторы подают на две независимые антенны первичного излучения и вторичного приема, которые располагают на плоскостях крыльев летательного аппарата и первично излучают в направлении ВПП, при этом в плоскости ВПП на ее оси на некотором расстоянии друг от друга располагают несколько, как минимум две, антенн первичного приема и вторичного излучения для каждого ретранслятора в отдельности (антенны ретрансляторов), при этом непрерывные высокочастотные колебания с частотами f1 и f2 антеннами каждого ретранслятора первично принимают и подают на управляемые фазовращатели отражательного типа для каждого ретранслятора в отдельности, фазовый сдвиг которых регулируют генераторами низкой частоты с частотами F1, F2, F3 и т.д. для каждого ретранслятора в отдельности, при этом в первично принятые высокочастотные колебания в каждом ретрансляторе вводят монотонно нарастающий фазовый сдвиг, при этом трансформированные по частоте непрерывные высокочастотные колебания антеннами ретрансляторов вторично излучают в направлении разнесенных в пространстве антенн первичного излучения и вторичного приема, которые располагают на плоскостях крыльев летательного аппарата, причем первым ретранслятором вторично излучают колебания с частотами и вторым ретранслятором вторично излучают колебания с частотами и третьим ретранслятором вторично излучают колебания с частотами и т.д., при этом вторично излученные ретрансляторами колебания антеннами первичного излучения и вторичного приема летательного аппарата вторично принимают и через два циркулятора подают на два смесителя в каждом канале в отдельности, при этом в смесителях принятые колебания смешивают с исходными непрерывными высокочастотными колебаниями и выделяют комбинационные низкочастотные составляющие разности исходных и трансформированных по частоте высокочастотных колебаний, при этом в том канале, где генерируют высокочастотные колебания с частотой f1, выделяют комбинационные низкочастотные составляющие с частотами и т.д., a в том канале, где генерируют высокочастотные колебания с частотой f2, выделяют комбинационные низкочастотные составляющие с частотами и т.д., при этом выделенные низкочастотные колебания с одинаковыми частотами попарно подают на фазометры, число которых выбирают равным числу выделенных низкочастотных колебаний, при этом на выходе этих фазометров выделяют сигналы, пропорциональные разности фаз между этими парами комбинационных низкочастотных составляющих, которые подают в систему автоматического управления движением летательного аппарата, при этом, управляя положением летательного аппарата, поддерживают сигналы на выходе всех фазометров на нулевом уровне, обеспечивая тем самым автоматическое совмещение продольной оси летательного аппарата с осью ВПП.

Сравнение предполагаемого изобретения с уже известными способами и прототипом показывает, что заявляемый способ проявляет новые технические свойства, заключающиеся в возможности автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью ВПП.

Эти свойства предполагаемого изобретения являются новыми, так как в способе-прототипе в силу присущих ему недостатков, заключающихся в выделении только одной низкочастотной комбинационной составляющей в обоих каналах интерферометра, возникающей при приеме сигналов только от одного ретранслятора, возможно измерение разности фаз между этими комбинационными низкочастотными составляющими в обоих каналах интерферометра и соответственно определение только угла прихода радиоволн относительно точки расположенной оси летательного аппарата с осью ВПП, в первично принятые антеннами каждого ретранслятора, которые располагают на оси ВПП на некотором расстоянии друг от друга, непрерывные высокочастотные колебания с частотами f1 и f2, от двух независимых высокочастотных генераторов, излученные через две независимые, разнесенные в пространстве антенны первичного излучения, которые располагают на плоскостях крыльев летательного аппарата, вводят монотонно нарастающий фазовый сдвиг в каждом ретрансляторе со своей скоростью, вводя тем самым в исходные непрерывные высокочастотные колебания разный доплеровский сдвиг частоты и и и и т.д. каждым ретранслятором в отдельности, которые затем переизлучают в направлении антенн первичного излучения летательного аппарата. Антеннами летательного аппарата, трансформированные по частоте, непрерывные высокочастотные колебания вторично принимают, смешивают с исходными высокочастотными колебаниями и выделяют в обоих каналах комбинационные низкочастотные составляющие с одинаковыми парами частот Доплера, причем в том канале, где генерируют колебания с частотой f1, выделяют составляющие и т.д., a в том канале, где генерируют колебания с частотой f2 выделяют составляющие и т.д. После этого выделенные низкочастотные составляющие с частотами F1, F2, F3 и т.д. попарно подают на входы фазометров, на выходе которых выделяют сигналы, пропорциональные разности фаз низкочастотных комбинационных составляющих. Выделенные сигналы фазометров подают в систему автоматического управления положением летательного аппарата, при этом, управляя положением летательного аппарата, поддерживают сигналы на выходе всех фазометров на нулевом уровне, обеспечивая тем самым автоматическое совмещение продольной оси летательного аппарата с осью ВПП.

Указанный способ автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью ВПП можно реализовать с помощью устройства приведенного на рисунке.

Устройство автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью ВПП содержит генераторы высокочастотных колебаний 1 и 2, Y-циркуляторы 3 и 4, антенны первичного излучения и вторичного приема 5 и 6, смесители 7 и 8, узкополосные фильтры 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14 и т.д., фазометры 15, 16, 17 и т.д., антенны первичного приема и вторичного излучения 18, 19, 20 и т.д., управляемые фазовращатели отражательного типа 21, 22, 23 и т.д., низкочастотные генераторы 24, 25, 26 и т.д., систему автоматического управления положением летательного аппарата 27.

Выход генератора высокочастотных колебаний 1 соединен с первым выводом Y-циркулятора 3, второй вывод которого соединен с антенной первичного излучения и вторичного приема 5, а третий вывод Y-циркулятора 3 соединен с входом смесителя 7, выход которого соединен с входами узкополосных фильтров 9, 11, 13 и т.д., выходы которых соединены с первыми входами фазометров 15, 16, 17 и т.д., причем выход генератора высокочастотных колебаний 2 соединен с первым выводом Y-циркулятора 4, второй вывод которого соединен с антенной первичного излучения и вторичного приема 6, а третий вывод Y-циркулятора 4 соединен с входом смесителя 8, выход которого соединен с входами узкополосных фильтров 10, 12, 14 и т.д., выходы которых соединены со вторыми входами фазометров 15, 16, 17 и т.д., причем выходы фазометров 15, 16, 17 и т.д. соединены с входами системы автоматического управления положением летательного аппарата 27, при этом антенна первичного приема и вторичного излучения 18 соединена с сигнальным выводом управляемого фазовращателя отражательного типа 21, вход управления которого соединен с выходом низкочастотного генератора 24, при этом антенна первичного приема и вторичного излучения 19 соединена с сигнальным выводом управляемого фазовращателя отражательного типа 22, вход управления которого соединен с выходом низкочастотного генератора 25, а антенна первичного приема и вторичного излучения 20 соединена с сигнальным выводом управляемого фазовращателя отражательного типа 23, вход управления которого соединен с выходом низкочастотного генератора 26.

Работает устройство, реализующее способ автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью ВПП следующим образом. Высокочастотные колебания с начальной амплитудой U01, частотой f1 и начальной фазой φ1

с выхода генератора высокочастотных колебаний 1 через циркулятор 3 поступают в антенну первичного излучения и вторичного приема 5. При этом в направлении антенн первичного приема 18, 19, 20 и т.д., которые располагают на оси ВПП, излучают электромагнитную волну. Параллельно высокочастотные колебания с начальной амплитудой U02, частотой f2 и начальной фазой φ2

с выхода генератора высокочастотных колебаний 2 через циркулятор 4 поступает в антенну первичного излучения и вторичного приема 6. При этом также в направлении антенн первичного приема 18, 19, 20 и т.д. излучают электромагнитную волну.

Антеннами первичного приема 18, 19, 20 и т.д. обе высокочастотные электромагнитные волны улавливают и далее высокочастотные колебания с частотами fj и f2 подают на сигнальные входы управляемых фазовращателей отражательного типа 21, 22, 23 и т.д. Управляемые фазовращатели 21, 22, 23 и т.д., реализуют монотонное изменение фазы высокочастотных колебаний. При этом, если за периоды Τ, Т2, Т3 и т.д. низкочастотных управляющих сигналов, поступающих с выходов генераторов низкой частоты 24, 25, 26 и т.д., реализуется в управляемых фазовращателях 21, 22, 23 и т.д., сдвиг фаз обоих высокочастотных колебаний от 0 до 2π, то можно говорить о смещении спектра обоих высокочастотных колебаний на так называемые частоты Доплера

Трансформированные по частоте высокочастотные колебания, поступающие на антенны вторичного излучения 18, 19, 20 и т.д. имеют вид

где k1, k2 -волновые числа

х1, х2, х3, х4, х5, х6 и т.д. - расстояния между антеннами 5-18, 6-18, 5-19, 6-19, 5-20, 6-20 и т.д. соответственно; φ01, φ02, φ03 и т.д. - начальные фазы колебаний на выходах низкочастотных генераторов 24, 25, 26 и т.д -амплитуды высокочастотных колебаний с учетом затухания на трассе распространения радиоволн, усиления антенн и коэффициентов передачи всех звеньев устройства. Для простоты представления формул коэффициенты передачи всех звеньев выбраны одинаковыми.

Антеннами вторичного излучения 18, 19, 20 и т.д. (они же антенны первичного приема) эти трансформированные высокочастотные колебания излучают в направлении антенн вторичного приема 5 и 6 (они же антенны первичного излучения). При этом принятые трансформированные высокочастотные колебания через третьи выводы Y-циркуляторов 3 и 4 поступают в смесители 7 и 8, где получают комбинационные низкочастотные составляющие разности исходных непрерывных высокочастотных колебаний и трансформированных по частоте непрерывных высокочастотных колебаний. При этом в том канале, где были генерированы высокочастотные колебания с частотой f1, получают комбинационные низкочастотные составляющие разности трансформированных по частоте непрерывных высокочастотных колебаний с частотами и т.д. и исходных колебаний с частотой f1, которые соответственно равны и т.д., a в том канале, где генерируют колебания с частотой f2, получают комбинационные низкочастотные составляющие разности трансформированных по частоте непрерывных высокочастотных колебаний с частотами и т.д. и исходных колебаний с частотой f2, которые соответственно равны и т.д. Узкополосные фильтры 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14 и т.д. выделяют попарно колебания с одинаковыми частотами F1, F2, F3 и т.д.

Таким образом, на выходах узкополосных фильтров 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14 и т.д. будем иметь пары низкочастотных колебаний с одинаковыми частотами F1, F2, F3 и т.д. и полными фазами, определяемыми следующими соотношениями

где и т.д. - волновые числа

Как видно из приведенных формул, в выражениях для полной фазы выделенных комбинационных низкочастотных составляющих отсутствуют значения начальной фазы высокочастотных колебаний, поскольку они вычитаются. Частоты исходных высокочастотных колебаний f1 и f2 выбирают мало отличающимися друг от друга. По этой причине

Кроме этого, частоты Доплера F1, F2, F3 и т.д. выбирают много меньше частоты исходных высокочастотных колебаний f1 и f2. По этой причине и т.д. В этом случае для разности фаз комбинационных низкочастотных колебаний с одинаковыми частотами F1, F2, F3 и т.д. на выходах узкополосных фильтров 9 и 10, 11 и12, 13 и 14 и т.д. можно записать

где к и т.д.

Таким образом, на выходах фазометров 15, 16, 17 и т.д. будем иметь сигналы, пропорциональные разности расстояний и обратно пропорциональные длине волны в среде распространения радиоволн между антеннами первичного излучения (вторичного приема) 5 и 6 и первичного приема (вторичного излучения) 18, 19, 20 и т.д. Эти разности расстояний между антеннами определяют взаимное положение антенн летательного аппарата и антенн ретрансляторов ВПП. При этом если продольная ось летательного аппарата совпадает с осью ВПП разности расстояний и т.д. равны нулю попарно, соответственно равны нулю сигналы на выходах всех фазометров 15, 16, 17 и т.д. Задача системы автоматического управления положением летательного аппарата 27 сводится к тому, чтобы, анализируя сигналы на выходах фазометров 15, 16, 17 и т.д., управлять положением летательного аппарата таким образом, чтобы поддерживать сигналы на выходе фазометров 15,16,17 и т.д. на нулевом уровне.

Таким образом, получают автоматическое совмещение продольной оси летательного аппарата с осью ВПП.

Народнохозяйственный эффект от использования предполагаемого изобретения связан с появлением возможности автоматизировать процесс привода летательного аппарата при заходе на посадку.

Другой аспект повышения эффективности от использования предполагаемого изобретения связан с возможностью автоматизировать не только процесс привода летательного аппарата при заходе на посадку, но и автоматизировать весь процесс посадки. При этом антенны ретрансляторов ВПП можно сделать не выступающими, например щелевыми, и расположить как по всей длине ВПП, так и за ее пределами, вдоль ее оси. Самому процессу посадки летательного аппарата на ВПП антенны в этом случае мешать не будут, однако при этом появляется возможность контролировать положение летательного аппарата при его движении вдоль всей ВПП вплоть до его полной остановки.

Способ автоматического совмещения продольной оси летательного аппарата с осью взлетно-посадочной полосы (ВПП), включающий излучение и прием непрерывных высокочастотных колебаний, отличающийся тем, что первоначально в двух независимых каналах генерируют непрерывные высокочастотные колебания с двумя различными, мало отличающимися друг от друга частотами f1и f2, причем эти колебания через циркуляторы подают на две независимые антенны первичного излучения и вторичного приема, которые располагают на плоскостях крыльев летательного аппарата и первично излучают в направлении ВПП, при этом в плоскости ВПП на ее оси на некотором расстоянии друг от друга располагают несколько, как минимум две, антенн первичного приема и вторичного излучения для каждого ретранслятора в отдельности (антенны ретрансляторов), при этом непрерывные высокочастотные колебания с частотами f1 и f2 антеннами каждого ретранслятора первично принимают и подают на управляемые фазовращатели отражательного типа для каждого ретранслятора в отдельности, фазовый сдвиг которых регулируют генераторами низкой частоты с частотами F1, F2, F3 и т.д. для каждого ретранслятора в отдельности, при этом в первично принятые высокочастотные колебания в каждом ретрансляторе вводят монотонно нарастающий фазовый сдвиг, при этом трансформированные по частоте непрерывные высокочастотные колебания антеннами ретрансляторов вторично излучают в направлении разнесенных в пространстве антенн первичного излучения и вторичного приема, которые располагают на плоскостях крыльев летательного аппарата, причем первым ретранслятором вторично излучают колебания с частотами и вторым ретранслятором вторично излучают колебания с частотами и третьим ретранслятором вторично излучают колебания с частотами и и т.д., при этом вторично излученные ретрансляторами колебания антеннами первичного излучения и вторичного приема летательного аппарата вторично принимают и через два циркулятора подают на два смесителя в каждом канале в отдельности, при этом в смесителях принятые колебания смешивают с исходными непрерывными высокочастотными колебаниями и выделяют комбинационные низкочастотные составляющие разности исходных и трансформированных по частоте высокочастотных колебаний, при этом в том канале, где генерируют высокочастотные колебания с частотой f1, выделяют комбинационные низкочастотные составляющие с частотами и т.д., a в том канале, где генерируют высокочастотные колебания с частотой f2, выделяют комбинационные низкочастотные составляющие с частотами и т.д., при этом выделенные низкочастотные колебания с одинаковыми частотами попарно подают на фазометры, число которых выбирают равным числу выделенных низкочастотных колебаний, при этом на выходе этих фазометров выделяют сигналы, пропорциональные разности фаз между этими парами комбинационных низкочастотных составляющих, которые подают в систему автоматического управления движением летательного аппарата, при этом, управляя положением летательного аппарата, поддерживают сигналы на выходе всех фазометров на нулевом уровне, обеспечивая тем самым автоматическое совмещение продольной оси летательного аппарата с осью ВПП.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к беспилотному летательному аппарату и способу предупреждения его столкновения с посторонним воздушным судном. Для предупреждения столкновения определяют положение постороннего воздушного судна относительно беспилотного летательного аппарата, измеряют угловую скорость постороннего воздушного судна в горизонтальной плоскости, определяют, оснащено ли постороннее воздушное судно системой TCAS, следуют по предварительно определенной траектории уклонения согласно полученному извещению от TCAS постороннего воздушного судна.

Группа изобретений относится к способу и системе автоматического управления самолетом. Для автоматического управления самолетом при посадке используют сигналы радиовысоты, вертикальной скорости, формируют управляющий сигнал на руль высоты и на привод регулятора тяги двигателей, добавляют корректирующие сигналы компенсации влияния ветра на руль высоты и на привод регулятора тяги.

Изобретение относится к области управления полетами планирующих беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и может быть использовано при планировании их маршрутов и соответствующих траекторий.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при заходе на посадку. Техническим результатом является повышение безопасности совершения посадки ЛА.

Изобретение относится к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при посадке на незапрограммированный аэродром. Техническим результатом является повышение безопасности полета ЛА.

Изобретение относится к способу управления траекторией летательного аппарата (ЛА) при посадке на незапрограммированный аэродром. Техническим результатом является повышение безопасности полета ЛА.

Интеллектуальная система поддержки экипажа (ИСПЭ) относится к области бортового оборудования, предназначена для установки на летательные аппараты (ЛА) и может быть использована для функционального диагностирования технического состояния авиационной техники.

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для реализации на борту самолета функций аудио- и видеонаблюдения, автоматического сбора данных и регистрации путем записи речевой, звуковой, видео- и параметрической информации в защищенных бортовых накопителях.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам бортового оборудования вертолетов. Система обнаружения помех для посадки и взлета вертолета включает ультразвуковые устройства сканирования (1), каждое из которых состоит, по меньшей мере, из средств для передачи ультразвукового сигнала в направлении вниз и получения отраженного ультразвукового сигнала.

Группа изобретений относится к средствам измерения и управления для широкого класса беспилотных систем, и в частности для беспилотных авиационных систем. Способ дистанционного управления полетом БПЛА заключается в передаче данных через радиоканал.

Изобретение относится к способу стабилизации заданной высоты полета. Для стабилизации заданной высоты полета используют сигналы с пульта управления САУ заданной высоты полета и заданного расстояния до программно имитируемой цели, сигналы из системы измерения параметров полета, формируют управляющий сигнал на привод руля высоты определенным образом, используют последовательные шаги управляющих воздействий, запоминая сигнал предыдущего шага для его переопределения, изменяют с пульта управления САУ сигнал расстояния до программно имитируемой цели при необходимости дополнительной адаптации закона управления. Обеспечивается реализация адаптивного, дискретно-непрерывного, форсированного управления рулем высоты для стабилизации высоты полета. 4 ил.

Группа изобретений относится к способу и системе для регулирования движения воздушных судов. Для регулирования разделения между транспортными средствами прогнозируют ближайшую точку сближения траекторий двух транспортных средств, вырабатывают компенсирующие команды для первого транспортного средства с требуемым уровнем разделения и времени сближения, формируют управляющие команды с учетом компенсирующих команд и требуемого уровня разделения. Система регулирования разделения содержит модуль для регулирования разделения. Обеспечивается предотвращение столкновения транспортных средств. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 20 ил.

Изобретение относится к способам организации воздушного движения. Для организации воздушного движения на каждом летательном аппарате малой авиации и беспилотном летательном аппарате (БЛА) устанавливают ГЛОНАСС/GPS контроллеры, элементы мобильной телефонии с СИМ-картой, содержащей информацию о летательном аппарате, определяют географические координаты местоположения летательного аппарата и высоту полета, передают полученные данные вместе с идентификационными данными СИМ-карты на телематические серверы диспетчеров по организации воздушного движения для обработки, отображают обработанную информацию на мониторах диспетчеров по организации воздушного движения для идентификации летательных аппаратов и контроля правомерности использования воздушного пространства классов С и G. Обеспечивается безопасность полетов в воздушном пространстве С и G классов. 1 ил.

Группа изобретений относится к способу и системе отображения полетной информации. Для отображения полетной информации отслеживают текущее местоположение самолета на заданной траектории полета, определяют текущий момент времени для текущего местоположения самолета на траектории, обеспечивают плановое время нахождения самолета в текущем положении, вычисляют и отображают отклонение планового и текущего времени, обеспечивают рекомендуемую путевую скорость, вычисляют и отображают отклонение текущей путевой скорости от рекомендованной. Система для отображения полетной информации содержит устройство хранения траектории полета, блок определения местоположения, блок таймера, процессор, дисплей, блок определения путевой скорости, датчики воздушной скорости и курса. Обеспечивается точность отображения информации для отслеживания траектории полета. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к устройству приема радионавигационных сигналов, многорежимному приемнику для содействия навигации летательного аппарата, гибридной системе содействия навигации. Устройство приема радионавигационных сигналов содержит два модуля GNSS, каждый из которых содержит средство обработки радионавигационных сигналов, средство вычисления данных наведения и средство сравнения данных обоих модулей. Многорежимный приемник для содействия навигации летательного аппарата содержит систему посадки по приборам ILS и устройство приема радионавигационных сигналов. Гибридная система содействия навигации содержит многорежимный приемник с системой посадки по приборам ILS с гибридизационной инерциальной системой GNSS-IRS, где IRC – инерциальная система, а GNSS – средство гибридизации навигационных данных, устройство приема радионавигационных сигналов. Обеспечивается точность приземления и автоматического руления самолета в условиях недостаточной видимости. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к авиации. Способ работы транспортной системы автопоезд - легкий штурмовик - беспилотный летательный аппарат (БЛА) включает перемещение легкого штурмовика и БЛА при помощи автопоезда от одной ВПП к другой ВПП, взлет и полет над поверхностью земли на малой высоте БЛА и полет легкого штурмовика с постоянной волновой связью. Перемещение легкого штурмовика и беспилотного летательного аппарата в направлении пространства наземного боя производят при помощи специализированного автопоезда. Производят обеспечение взлета с одного участка подготовленной наземной ВПП, а посадку производят на другой участок подготовленной наземной грунтовой ВПП, которая изготовлена при помощи специализированного автопоезда во время полета легкого штурмовика. БЛА находится в воздухе в заданном районе и на волновой связи с оператором специализированного автопоезда - осуществляет наблюдение, разведку и указание целей. Легкий штурмовик и БЛА выполняют поставленную задачу - удар по цели, на максимальной скорости, на предельно малых высотах, с огибанием рельефа местности. После окончания воздушной поддержки данного боя легкий штурмовик и БЛА производят посадку, загрузку на специализированный автопоезд и перемещение в направлении пространства другого наземного боя. Транспортная система специализированный автопоезд - легкий штурмовик – БЛА содержит специализированный автопоезд для перевозки легкого штурмовика и БЛА и строительства участка подготовленной наземной ВПП и средства постоянной волновой связи, для постоянного обмена необходимой информацией между оператором специализированного автопоезда, пилотом легкого штурмовика, БЛА и всеми наземными подразделениями сухопутных войск. Легкий штурмовик имеет складываемое крыло и убираемое шасси. Группа изобретений направлена экономиюи авиационного ресурса. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Группа изобретений относится к способу и устройству для разработки системы для управления предупреждениями и электронными процедурами для летательного аппарата. Для разработки системы производят проверку предупреждений в базе данных для каждого блока оборудования системы в отношении заранее заданного списка обязательных предупреждений, определяют и вычисляют критерий завершенности для первого подэтапа, определяют и вычисляют критерий завершенности для каждого из последующих этапов, сравнивая критерий завершенности предыдущего этапа с предварительно заданным пороговым значением для этого этапа, завершают настройку системы на десятом этапе после сравнения с десятым предварительно заданным пороговым значением. Устройство для разработки системы содержит имитатор, содержащий блок для хранения файлов и исполняемых файлов, интерфейсы человек-машина, содержащие мышь, клавиатуру и экран для отображения информации, центральный процессор. Обеспечивается создание стандартных процедур для разработки системы для управления предупреждениями и электронными процедурами для летательного аппарата. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к анализу техники пилотирования по данным бортовых устройств регистрации параметрической полетной информации. Для анализа техники пилотирования осуществляют формализацию курсов боевой подготовки определенным образом, разрабатывают и вводят в базу данных методические схемы упражнений, разрабатывают полетные задания на основе формализованного курса и методических схем, разрабатывают модели идентификации для различных элементов полета, считывают зарегистрированную информацию с бортового устройства регистрации, производят идентификацию элементов полета, сравнивают результаты идентификации с данными полетного задания, оценивают полноту и последовательность его выполнения, оценивают отдельные элементы полета и полет в целом, анализируют технику пилотирования с выявлением нарушений методики выполнения элементов полета, записывают результаты в базу данных статистики, получают обобщенные данные о летной подготовке экипажей авиационной части. Обеспечивается достоверность результатов оценки и анализа техники пилотирования. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 ил.

Многофункциональный центр управления движением и моделирования динамики летательных аппаратов содержит быстровозводимые здания в виде сборно-разборных модулей каркасной конструкции, каналы связи, командный блок, учебный блок, серверный блок, навигационный блок, пользовательский блок, мобильный блок, блок наземных робототехнических средств. Командный блок содержит источник бесперебойного питания командного блока, пульт связи с подключенными к нему радиостанцией, громкоговорителем и диспетчерским пультом, дополнительный пульт связи с подключенной к нему дополнительной радиостанцией, блок электронно-вычислительных машин, блок мониторов, наземные приемные станции, хранилище данных, средства визуального контроля и комплекс документирования воздушной информации, систему устройств видеоконференцсвязи, связи, содержащую управляемую камеру, динамик, микрофон, автоматизированное рабочее место. Учебный блок содержит учебный класс, содержащий устройства визуализации, пользовательские электронно-вычислительные машины, акустическую систему, блок управления, источник бесперебойного питания, блок интерактивных объектов, блок проекторов, блок интерактивных досок, колонки, терминал видеоконференцсвязи, блок микрофонов, блок камер, два средства визуализации. Серверный блок содержит источник бесперебойного питания, два сервера. Навигационный блок содержит блок бортовых трекеров и блок навигационных трекеров. Пользовательский блок содержит планшетный компьютер, мобильное устройство и персональный компьютер. Мобильный блок содержит мобильный комплекс видеоконференцсвязи, удаленное рабочее место оператора и блок беспилотных летательных аппаратов, каждый их которых снабжен полезной нагрузкой с информационно-управляющей системой. Обеспечивается расширение диапазона функциональных возможностей для наземного командного центра небольших или временных аэродромов. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способу автоматизированного контроля и управления беспилотными авиационными системами (БАС), при котором осуществляют радиосвязь с наземными станциями управления, каждой из которых присваивается свой идентификационный номер. Наземная станция управления передает команды управления и свой идентификационный номер каждой из БАС, находящейся в пределах ее радиовидимости, а также координаты и параметры движения других БАС, которые также обмениваются друг с другом сообщениями, содержащими идентификационный номер той наземной станции, которая в данный момент производит управление движением. При получении идентификационного номера наземной станции от окружающих БАС производят ретрансляцию полученного сообщения по адресу наземной станции управления для формирования канала управления. При невозможности организовать канал управления БАС переходит в режим автономного полета в ожидании сигналов оповещения от окружающих БАС. Обеспечивается повышение управляемости БАС и безопасность их полетов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх