Способ определения запаса усталостной прочности каната

Изобретение относится к способу определения запаса усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, а также к устройству определения запаса усталостной прочности такого каната. Способ определения запаса усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, содержит: этап (S1, S2) измерения, в ходе которого синхронно измеряют растягивающее усилие на канате и изгибающее усилие на канате, с тем чтобы получить комбинированное усилие на канате, этап (S3) расчета, в ходе которого на основании измеренных комбинированных усилий производят расчет числа циклов усилия в зависимости от амплитуды усилия, этап (S4) оценки запаса усталостной прочности каната, в ходе которого определяют запас усталостной прочности посредством сравнения результатов расчета, произведенного на этапе расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната. Технический результат - обеспечение возможности отслеживания изменения первоначального запаса усталостной прочности каната, поддерживающего конструкцию, в ходе эксплуатации указанной конструкции. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Настоящее изобретение относится к способу определения запаса усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, а также к устройству определения запаса усталостной прочности такого каната.

Канатами поддерживаются многие строительные конструкции, в частности, но не исключительно, вантовые или висячие мосты.

Как правило, эти канаты закреплены на строительной конструкции при помощи средства крепления, которое может иметь вид анкерного крепления, которое не всегда является идеальным. В результате, в дополнение к продольному растягивающему усилию, канаты подвергаются действию паразитных изгибающих нагрузок, которые создают локальные изгибные напряжения.

Канаты подвергаются различным воздействиям, в частности так называемым статическим и динамическим воздействиям.

Как правило, статические воздействия связаны с медленными изменениями, например с колебаниями температуры, или с общими изменениями нагрузки на строительную конструкцию.

Динамические воздействия соответствуют более быстрым изменениям, например порывам ветра или прохождению грузовика по строительной конструкции.

Вытекающие из этих воздействий напряжения, даже если они не превышают запаса прочности каната, могут привести к разрыву указанного каната, если они повторяются многократно. В этом случае говорят об усталостном разрыве материала, из которого выполнен канат.

Существуют правила вычисления, позволяющие убедиться, что размеры канатов совместимы с воздействиями, которым конструкция должна подвергаться в течение срока ее службы.

Как правило, эти правила вычисления предусматривают на первом этапе определение запаса усталостной прочности или первоначального ресурса каната. На втором этапе производят оценку воздействий, которым будет подвергаться конструкция в течение срока службы, а также частотности этих воздействий. Наконец, проверяют, чтобы оценочные воздействия лишь частично влияли на первоначальный ресурс каната.

Канаты подвергаются действию усталости, в частности, в зоне их крепления, где колебания натяжения или осевые напряжения объединяются с изгибными напряжениями.

Изгибные напряжения, возникающие в канате, могут быть значительными, так как происходит изменение углового положения каната, в результате указанный канат теряет идеальное линейное совмещение с креплением. Колебание этого угла крепления, связанное с движениями конструкции, с колебаниями каната или с колебанием его цепочки, связанным с изменениями натяжения, приводит к переменным и значительным изгибным напряжениям.

Вычисления позволяют оценить во время проектирования усталостный износ канатов и, следовательно, срок их службы, но эти вычисления ограничены исходными гипотезами.

Например, в случае моста усталость канатов, связанная с автомобильным движением по мосту, основана на оценках, которые со временем могут быть превышены.

Кроме того, динамические воздействия, связанные с прохождением автопоездов, в частности колонн грузовиков, в настоящее время не поддаются нормальной оценке. Наконец, некоторые динамические воздействия, связанные с состоянием дорожного покрытия, просто невозможно спрогнозировать.

Кроме того, динамические воздействия ветра практически не поддаются количественной оценке. В ходе проектирования невозможно заранее прогнозировать колебания, их амплитуду и частотность появления.

Поэтому возникает необходимость в отслеживании изменения первоначального запаса усталостной прочности каната, поддерживающего конструкцию, в ходе эксплуатации указанной конструкции.

Таким образом, в случае ненормального сокращения запаса усталостной прочности или в случае, когда он практически исчерпан, можно планировать мероприятия по техническому обслуживанию или ремонту.

Настоящее изобретение обеспечивает способ, позволяющий определять запас усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию.

В связи с этим объектом изобретения является способ определения запаса усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, содержащий:

- этап измерения, в ходе которого синхронно измеряют растягивающее усилие на канате и изгибающее усилие на канате, чтобы получить комбинированное усилие на канате,

- этап расчета, в ходе которого на основании измеренных комбинированных нагрузок производят расчет числа циклов нагрузок в зависимости от амплитуды нагрузки,

- этап оценки запаса усталостной прочности каната, в ходе которого определяют запас усталостной прочности посредством сравнения результатов расчета, произведенного на этапе расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната.

Предпочтительно заявленный способ позволяет узнать реальную нагрузку, которой подвергается канат, и посредством экстраполяции оценить прошлую и будущую нагрузку и изменение запаса усталостной прочности указанного каната.

Способ определения запаса усталостной прочности каната в соответствии с изобретением может также иметь один или несколько из следующих факультативных признаков, рассматриваемых отдельно или в любых возможных комбинациях:

- измерение растягивающего усилия на канате производят напрямую, например, при помощи датчика усилия; и/или

- измерение растягивающего усилия на канате производят опосредованно, например, при помощи датчика деформации, установленного на креплении, или посредством измерения силы на одной пряди из множества прядей каната, или при помощи метода вибрирующей струны и посредством измерения собственных частот колебаний каната; и/или

- измерение изгибающего усилия на канате производят напрямую; и/или

- измерение изгибающего усилия на канате производят при помощи одного или нескольких датчиков деформации, установленных внутри крепления, или на креплении, или на канате; и/или

- измерение изгибающего усилия на канате производят опосредованно, например, посредством измерения перемещений каната в плоскости, секущей его ось, например перпендикулярной к этой оси, и на известном расстоянии от крепления; и/или

- измерение перемещений каната осуществляют в демпфере, установленном на канате для демпфирования поперечных колебаний; и/или

- измерение перемещений получают путем двойного интегрирования акселерометрических измерений; и/или

- измерение перемещений получают посредством интегрирования скоростей, получаемых при помощи геофона; и/или

- измерение растяжения и/или изгиба осуществляют с частотой примерно от 1 Гц до 1 кГц; и/или

- этап измерения осуществляют в течение как можно более короткого периода измерения, чтобы он был экономичным, но в то же время достаточно продолжительным для обеспечения репрезентативности и реалистической экстраполяции предыдущих или будущих нагрузок на период измерения; как правило, эта продолжительность составляет от одной недели до одного месяца; и/или

- этап измерения осуществляют непрерывно, начиная с момента установки каната, чтобы измерять усилия растяжения и изгиба в канате с момента его установки; и/или

- этап расчета осуществляют посредством расчета капельного типа; и/или

- хронологию или экстраполяцию прошлых усилий используют для сравнения реального усталостного износа каната с гипотетическими значениями, предназначенными во время строительства; и/или

- экстраполяции будущих усилий используют для оценки остаточного ресурса или срока службы каната относительно усталостного износа; и/или

- датчик перемещения, используемый для измерения изгиба, встроен в демпфер, используемый для ограничения колебаний каната; и/или

- датчик перемещения, встроенный в демпфер, используют также для измерения совокупного хода демпфера и для отслеживания его старения.

Объектом изобретения является также устройство, позволяющее определять запас усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, при этом устройство содержит средства для осуществления заявленного способа, а именно:

- средства измерения общего растягивающего усилия, действующего на канат,

- средства измерения общего изгибающего усилия, действующего на канат,

- средства расчета числа циклов усилия в зависимости от амплитуды усилий растяжения и изгиба, действующих на канат, и

- средства сравнения результатов расчета, произведенного средствами расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната.

Заявленное устройство может также иметь один или несколько из следующих факультативных признаков, рассматриваемых отдельно или в любых возможных комбинациях:

- оно содержит средства тревожной сигнализации (16), позволяющие автоматически получать информацию, когда ресурс каната или его остаточный срок службы уменьшается ниже заранее определенного порога; и/или

- устройство крепления каната на строительной конструкции содержит демпфер, включающий в себя датчик, обеспечивающий измерение изгибного усилия на канате.

Изобретение будет более очевидно из нижеследующего описания, представленного исключительно в качестве примера, со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 - различные этапы способа согласно варианту выполнения изобретения;

фиг.2 - схематичный вид канатного моста, содержащего заявленное устройство.

Для большей ясности различные элементы, представленные на чертежах, могут быть показаны не в масштабе.

Задачей изобретения является определение запаса усталостной прочности по меньшей мере одного каната, поддерживающего строительную конструкцию, в частности висячий мост или вантовый мост.

Согласно варианту выполнения способ в соответствии с изобретением содержит:

- этап измерения растяжения S1,

- этап измерения изгиба S2,

- этап расчета S3 и

- этап определения S4 запаса усталостной прочности каната.

В ходе этапов измерения растяжения S1 и измерения изгиба S2 измерения производят таким образом, чтобы оценить напряжения там, где усилия являются максимальными, либо в целом в зоне крепления каната строительной конструкции. Кроме того, этапы измерения растяжения S1 и измерения изгиба S2 осуществляют синхронно, чтобы получить измерение комбинированного усилия на канате.

Согласно варианту выполнения изобретения в ходе этапа измерения растяжения S1 измерение растягивающего усилия на канате можно осуществлять напрямую при помощи любого известного специалисту средства. Например, измерение растягивающего усилия можно осуществлять при помощи датчика усилия. В данном случае под «датчиком усилия» следует понимать датчик, специально разработанный для измерения натяжения в канате или в одной из прядей каната. Существует различные датчики этого типа. Предпочтительно этот вариант выполнения позволяет получать информацию прямого использования.

Согласно варианту выполнения изобретения в ходе этапа измерения растяжения S1 измерение растягивающего усилия на канате можно осуществлять опосредованно при помощи любого известного специалисту средства. Например, измерение растягивающего усилия можно осуществлять при помощи датчика деформации, установленного на креплении. В данном случае под «датчиком деформации» следует понимать датчик, позволяющий измерять изменение деформации стали в результате изменения усилия. Иногда эти датчики ошибочно называют тензометрами, так как знание модуля стали позволяет вычислять локальное напряжение на основании деформации (σ=Е·ε). Существуют различные датчики этого типа, работающие на электрических или оптических принципах. В этом случае может понадобиться интерпретация и, возможно, этап калибровки для оценки натяжения каната на основании измерений, произведенных датчиками. Как правило, этот вариант выполнения применяют, когда невозможно осуществить прямое измерение, например когда невозможно установить датчик.

Другой способ опосредованного измерения растягивающего усилия на многожильном канате, натянутом методом изонатяжения, обеспечивающим равнозначное натяжение жил (например, как описано в ЕР 0421862), может быть основан на измерении усилия на одной пряди.

Еще один способ опосредованного измерения растягивающего усилия на канате может предусматривать применение метода вибрирующей струны и измерение собственных частот колебаний каната.

Во время этапа измерения изгибающего усилия на канате выполняют измерения вблизи крепления указанного каната на конструкции, например на уровне крепления.

Согласно варианту выполнения изобретения измерение изгиба можно производить посредством измерения относительного наклона каната по отношению к его креплению в строительной конструкции.

Согласно варианту выполнения изобретения измерение изгибающего усилия на канате можно осуществлять напрямую при помощи любого известного специалисту средства.

Например, его можно осуществлять при помощи одного или нескольких датчиков деформации, установленных на креплении, или внутри крепления, или на канате. Предпочтительно можно использовать датчики такого же типа, что и для осевого измерения.

Согласно варианту выполнения изобретения измерение изгибающего усилия на канате можно осуществлять опосредованно при помощи любого известного специалисту средства. Например, его можно осуществлять посредством измерения перемещений каната в плоскости, секущей его ось, например перпендикулярной к его оси, и на заранее определенном расстоянии от крепления. Предпочтительно этот вариант выполнения не требует доступа к зоне максимального изгиба, который часто бывает затрудненным, или установки датчиков, обеспечивающих прямое измерение, которое часто невозможно произвести в этом месте.

Общее изгибающее усилие можно определить при помощи датчика, позволяющего измерять угол, который канат образует относительно своего крепления. Это измерение угла позволяет путем вычисления определить изгибное напряжение, которое возникает в канате.

Для измерения изгибающего усилия на канате можно использовать измерители угла наклона. Согласно варианту выполнения изобретения первый измеритель угла наклона располагают на канате на выходе крепления, что позволяет определить абсолютный наклон указанного каната.

Второй измеритель угла наклона, располагаемый на конструкции вблизи крепления, позволяет определить абсолютный наклон указанной конструкции. Разность наклонов позволяет определить относительный наклон каната в его креплении, при этом крепление жестко соединено с конструкцией.

Согласно другому варианту выполнения изобретения можно определять изгибающее усилие на уровне крепления посредством измерения перемещения каната по отношению к конструкции на определенном расстоянии от крепления.

Предпочтительно это расстояние является достаточно большим, чтобы перемещения были значительными и измеряемыми, и достаточно малым, чтобы можно было упростить вычисление, уподобив канат закрепленной балке, конец которой подвергается действию нагрузки. Порядок величины составляет от 1 до 10 м.

Вычисление изгибающего усилия на основании измеренного перемещения должно соответствовать конфигурации каната и крепления (размеры, присутствие отклоняющего устройства и т.д.).

Например, в случае канатов, нижнее крепление которых находится в настиле моста, предпочтительным является расстояние, соответствующее выходу трубчатого чехла.

На некоторых мостах выход трубчатого чехла оборудован демпфером. В этом случае предпочтительно датчик перемещения можно встроить в демпфер. При этом, в дополнение к оценке изгибающего усилия на канате на выходе крепления, он позволяет отслеживать совокупный ход демпфера, что является существенным параметром для отслеживания его старения и для планирования его обслуживания. Это измерение можно осуществлять при помощи датчиков перемещения, или посредством видеосъемки в сочетании с анализом изображения, или при помощи любого другого известного специалисту средства.

Согласно варианту выполнения изобретения этапы измерения растяжения S1 и измерения изгиба S2 можно осуществлять с частотой, превышающей или равной 1 Гц, например превышающей или равной 10 Гц, и меньшей или равной 1 кГц, например меньшей или равной 500 Гц или меньшей или равной 100 Гц. На практике, значение в несколько Гц (предположим, от 10 Гц для «гибкого» сооружения до 50 Гц для «жесткого» сооружения) обычно является достаточным для измерения колебаний, связанных с первыми собственными модами колебаний.

Вместе с тем может потребоваться избыточность калибровки для измерения колебаний, связанных дорожным движением, или применение цифровой фильтрации, чтобы избежать явлений свертывания.

Предпочтительно частоту измерения выбирают таким образом, чтобы можно было учитывать наибольшее число изменений усилия в канате и, в частности, предельные значения, достигаемые в ходе каждого цикла.

Можно учитывать собственные частоты колебаний каната и скорость движения автопоездов вблизи каната. Как правило, за цикл колебания осуществляют около сорока измерений, и одно измерение производят примерно через каждые 10 см во время движения автопоезда на максимальной скорости.

Например, для автопоезда, движущегося со скоростью 100 км/ч, то есть 10000/3600 м/с, и при измерении через каждые 10 см данные регистрируются с частотой 10000/0.1/3600=примерно 300 Гц.

Этапы измерения растяжения S1 и измерения изгиба S2 осуществляют в течение максимально короткого периода измерения, чтобы обеспечивать экономичность, но в тоже время достаточно длительного, чтобы обеспечивать репрезентативность и реалистичную экстраполяцию нагрузок, предшествующих и последующих за периодом измерения. Как правило, эта продолжительность составляет от недели до месяца.

Способ в соответствии с изобретением дополнительно содержит этап расчета, в ходе которого на основании совокупного и измеренного усилия осуществляют расчет числа циклов усилия в зависимости от амплитуды усилия.

Согласно варианту выполнения изобретения этап расчета осуществляют посредством расчета типа «капельного».

Расчет «капельного» типа применяют для интерпретации нагрузки под напряжением в зависимости от длительности циклов простых напряжений, характеризующихся минимальным напряжением и максимальным напряжением. Речь идет о разложении нагрузки, связывая парами возрастающие минимумы и понижающиеся максимумы. Однако такое связывание может потребовать последующий анализ полной нагрузки в зависимости от времени и необходимость сохранения полной хронологии нагрузки. Чтобы избежать этого сохранения, алгоритм связывает пары минимумов и максимумов для получения частичных циклов во время нагрузки.

Этап определения запаса усталостной прочности каната позволяет определить запас усталостной прочности посредством сравнения расчета, осуществленного в ходе этапа расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната.

Кривая Велера определяет отношение между прикладываемым напряжением σ (сигма), иногда обозначаемым S, и числом циклов при разрыве NR, иначе говоря, числом циклов, при котором наблюдают Р% разрывов. На практике кривую Велера получают для вероятности разрыва Р=0,5.

Предпочтительно хронологию или экстраполяцию прошлых усилий можно сравнить с усталостным износом, которому реально подвергается канат, чтобы проверить гипотетические значения, предполагаемые во время строительства сооружения.

Кроме того, можно применять экстраполяции будущих усилий, чтобы оценить ресурс или остаточный срок службы каната по отношению к усталостному износу.

Объектом изобретения является также устройство, позволяющее определить запас усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию.

На фиг.2 показан пример строительной конструкции, поддерживаемой канатами.

На фиг.2 представлен схематичный вид вантового моста 1. Вантовый мост 1 содержит наклонные канаты 2, отходящие от опоры 6 и поддерживающие настил 4.

Показанный на фиг.2 мост оборудован устройством согласно варианту выполнения изобретения.

На уровне крепления каната 2 на настиле 4 расположены средства 8 измерения общего растягивающего усилия на канате.

Вдоль каната 2 расположены средства 10 измерения общего изгибающего усилия изгиба на канате.

Средства измерения общего растягивающего усилия 8 и изгибающего усилия 10 связаны со средством 12 расчета. Средство 12 расчета позволяет рассчитывать число циклов усилия в зависимости от амплитуды растягивающих и изгибающих усилий, действующих на канат. Например, средство расчета может представлять собой процессор, запрограммированный с возможностью осуществления расчета.

Согласно варианту выполнения, показанному на фиг.2, средство 12 расчета передает результат произведенного расчета в средства 14 сравнения. Средства 14 сравнения позволяют сравнить результат расчета, произведенного средством расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната 2.

Согласно варианту выполнения заявленное устройство может содержать средства 16 тревожной сигнализации, позволяющие узнать, когда ресурс каната или его срок службы уменьшились ниже заранее определенного порога.

Изобретение не ограничивается описанными вариантами изобретения, возможности его интерпретации не ограничены, и оно может охватывать любой эквивалентный вариант выполнения.

1. Способ определения запаса усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, содержащий:
- этап (S1, S2) измерения, в ходе которого синхронно измеряют растягивающее усилие на канате и изгибающее усилие на канате, чтобы получить комбинированное усилие на канате,
- этап (S3) расчета, в ходе которого на основании измеренных комбинированных усилий рассчитывают число циклов усилия в зависимости от амплитуды усилия,
- этап (S4) оценки запаса усталостной прочности каната, в ходе которого определяют запас усталостной прочности посредством сравнения результатов расчета, произведенного на этапе расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната.

2. Способ по п.1, в котором измерение растягивающего усилия на канате производят напрямую, например, при помощи датчика усилия.

3. Способ по п.1, в котором измерение растягивающего усилия на канате производят опосредованно, например, при помощи датчика деформации, установленного на креплении или канате, или посредством измерения силы на одной пряди из множества прядей каната, или при помощи метода вибрирующей струны и посредством измерения собственных частот колебаний каната.

4. Способ по п.1, в котором измерение изгибающего усилия на канате производят напрямую.

5. Способ по п.1, в котором измерение изгибающего усилия на канате производят опосредованно, например, посредством измерения перемещений каната в плоскости, пересекающей его ось, и на известном расстоянии от крепления.

6. Способ по п.5, в котором измерение перемещений каната осуществляют в демпфере, установленном на канате для демпфирования его поперечных колебаний.

7. Способ по п.1, в котором измерения растяжения и/или изгиба осуществляют с частотой примерно от 1 Гц до 1 кГц.

8. Способ по п.1, в котором этап измерения осуществляют периодически с момента установки каната, при этом измеренные данные применяют для экстраполяции предыдущих или будущих нагрузок на период измерения.

9. Способ по п.1, в котором этап измерения осуществляют непрерывно, начиная с момента установки каната, с тем чтобы измерять растягивающие усилия и изгибающие усилия на канате с момента его установки.

10. Способ по п.1, в котором этап расчета осуществляют посредством расчета капельного типа.

11. Способ по п.1, в котором хронологию или экстраполяцию прошлых усилий используют для сравнения реального усталостного износа каната с гипотетическими значениями, предполагаемыми во время строительства.

12. Способ по п.1, в котором экстраполяции будущих усилий используют для оценки остаточного ресурса или срока службы каната относительно усталостного износа.

13. Устройство для определения запаса усталостной прочности каната (2), поддерживающего строительную конструкцию (1), содержащее средства для осуществления способа по любому из пп.1-12, а именно:
- средства (8) измерения общего растягивающего усилия на канате (2),
- средства (10) измерения общего изгибающего усилия на канате (2),
- средства (12) расчета числа циклов усилия в зависимости от амплитуды растягивающих и изгибающих усилий, действующих на канат, и
- средства (14) сравнения результатов расчета, произведенного средствами расчета, с кривой Велера, предварительно построенной для каната.

14. Устройство по п.13, дополнительно содержащее средства (16) тревожной сигнализации, позволяющие автоматически получать информацию, когда ресурс каната или его остаточный срок службы уменьшается ниже заранее определенного порога.

15. Устройство по п.13, в котором устройство крепления каната на строительной конструкции содержит демпфер, включающий в себя датчик, обеспечивающий измерение изгибающего усилия на канате.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильному оборудованию, в частности к устройствам для закрепления автомобильного колеса на валу балансировочного станка. Зажимное устройство (1) выполнено с опорным фланцем (2) с несколькими радиально подвижными ведомыми центрирующими элементами (3) на нем для центрирующего зацепления в центрирующее отверстие колесного диска и с зажимной втулкой (4), аксиально подвижной относительно фланца (2).

Изобретение относится к испытаниям газосепараторов, используемым при добыче нефти с высоким газосодержанием. Стенд для испытания газосепараторов содержит накопительную емкость с сопряженным с ней стендовым гравитационным газожидкостным сепаратором, подпорный насос, систему приготовления газожидкостной смеси с источником газа, блок моделирования внутрискважинных условий для размещения испытуемых машин и электродвигателей к ним.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает ориентацию КА и стабилизацию в инерциальной системе координат (ИСК) его строительной оси, ближайшей к оси максимального момента инерции.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Согласно способу при совпадении направления на Солнце с плоскостью орбиты КА совмещают строительную ось КА, отвечающую его максимальному моменту инерции, с этим направлением.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает измерение острого угла между направлением на Солнце и плоскостью орбиты КА.

Способ определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии транспортной машины заключается в его расчете по зависимостям, связывающим угловые ускорения, действующие крутящие моменты, а также моменты инерции двигателя, насосного и турбинного колес гидротрансформатора и гидродинамическую связь между последними.

Изобретение относится к технике для изучения процессов добычи и подготовки газа в нефтегазовой отрасли. Технический результат изобретения заключается в повышении точности результатов проводимых газогидродинамических экспериментов и уменьшении времени их анализа, повышении наглядности проведения экспериментальных исследований.

Изобретение относится к испытанию керамических обтекателей летательных аппаратов на разрушение. Способ включает создание избыточного давления во внутренней полости обтекателя.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам определения статического дисбаланса ротора на балансировочных ножах, и может быть использовано для статической балансировки различных роторов.

Изобретения относятся к машиностроению, а именно к способам и устройствам определения координат центра масс преимущественно крупногабаритных изделий. Способ заключается в том, что изделие устанавливают на переходник, шарнирно установленный на трех опорах, и уравновешивают изделие с переходником путем приведения в состояние неустойчивого равновесия относительно оси наклона, проходящей через шарниры первых двух опор.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оборудованию для испытания буровых рабочих органов. Технический результат заключается в повышении эффективности и расширении диапазона возможностей путем измерения крутящего момента, осевого усилия и скорости погружения рабочего органа, а также путем использования в эксперименте рабочих органов больших диаметров и значительного сокращения времени на проведение испытаний в естественных условиях без подготовки образцов. Для достижения технического результата предложен стенд для исследования буровых рабочих органов, содержащий опорную раму (1) с закрепленными на ней направляющими стойками ((3), ползун (4), установленный на направляющих стойках (3) с возможностью вертикального перемещения, привод вращения бурового рабочего органа и механизм перемещения ползуна. Согласно изобретению опорная рама (1) выполнена с каркасом (2), привод вращения бурового рабочего органа установлен на ползуне (4) и содержит электродвигатель (7), втулочно-пальцевую муфту (8), цилиндрический редуктор (9) и соединительную муфту (10) для передачи вращения буровой штанге (11), на которой установлен буровой рабочий орган в виде буровой головки (13) со шнеком (12). Между буровой штангой (11) и соединительной муфтой (10) закреплено тензозвено (14) для регистрации крутящего момента, передаваемого на буровой рабочий орган. Механизм перемещения ползуна с установленным на нем буровым оборудованием содержит лебедку (5) и полиспастную подвеску (6), установленную на каркасе (2), закрепленном на опорной раме (1). При этом ползун (4) соединен с полиспастной подвеской (6), в которой встроено тензозвено (15) для регистрации осевого усилия, а блочный элемент (16) полиспастной подвески соединен с приспособлением для регистрации скорости перемещения ползуна, соответствующей скорости погружения бурового рабочего органа. 2 ил.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности для измерений массовых характеристик изделий авиационной и космической областей машиностроения. Стенд состоит из стола, снабженного тремя установочными сферическими опорами. Положение сферической опоры на столе можно менять в зависимости от длины измеряемого изделия. На столе закреплены поворотные опоры, содержащие поворотные устройства с электроприводами. При координации и установке изделия на стенде в гнезда поворотных опор устанавливаются сферические пальцы. Сферические пальцы предназначены для установки в гнезда, при измерении их координат лазерной координатно-измерительной системой. Фиксация поворотных опор в крайних положениях при повороте на заданный угол осуществляется электрической блокировкой с отключением электропривода или механическим упором при отказе предыдущей. Значение угла наклона определяется датчиками угла, встроенными в стойки с платформенными весами. Стойка с платформенными весами является подводимой и имеет возможность перемещаться вдоль стола с последующей фиксацией на заданном расстоянии. Стойка с платформенными весами взвешивает изделия и определяет реакции сил, действующих на опоры. Стойка с платформенными весами имеет основание с опорами и поворотные колеса для перемещения ее по полу, имеет возможность регулировки по высоте. Стенд измерения управляется с помощью компьютера. Технический результат заключается в повышении точности измерений, возможности регулировки размеров стола стенда перестановкой опор под требуемый размер, возможности хранения стенда в разобранном виде и непродолжительной подготовки стенда к работе. 1 ил.

Изобретения относятся к балансировочной технике и могут быть использованы для балансировки роторов. Балансировочный станок содержит основание, стойку и колебательную систему, содержащую люльку, подвесную тягу и опорную тягу. Балансируемый ротор размещают на люльке, после разгона дисбаланс ротора вызывает колебания люлек, преобразуемые датчиками вибрации в электрические сигналы, поступающие в измерительный блок. Фазоотметчик дает импульс на каждый оборот ротора. Измерительный блок выводит на экран результат замера дисбалансов. Станок оснащен колебательной системой, выполненной в виде как минимум одной подвесной и одной опорной тяг. При этом подвесные тяги верхним концом закреплены с возможностью качания на неподвижной части стойки, а нижним концом закреплены с возможностью качания на люльке, опорные тяги закреплены верхним концом с возможностью качания на люльке, а нижним концом закреплены с возможностью качания на неподвижной части стойки. Станок содержит несколько стоек с колебательными системами. Конструкция колебательной системы позволяет регулировать ее собственную частоту. Тяги выполнены регулируемой длины, и в станке место укладки (монтажа) балансируемого объекта выполнено с возможностью перемещения. Технический результат заключается в возможности балансировки на сверхнизких частотах вращения. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к определению тензора инерции летательных аппаратов и других тел цилиндрической формы, и могут быть использованы в авиации, космической технике и других отраслях промышленности. Для осуществления способа изделие устанавливают на позиционер, закрепленный на платформе, затем поочередно меняют положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы, которые регистрируют датчиком колебаний и, по зарегистрированным датчиком значениям, определяют тензор инерции изделия. Согласно способу взаимное положение осей изделия изменяют относительно оси колебания платформы, при этом взаимно перпендикулярные оси изделия и оси, образованные биссектрисами углов между этими осями, поочередно устанавливают параллельно оси колебания платформы. Стенд для определения тензора инерции изделия содержит основание, жестко установленные на нем опоры с шарнирами, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой, датчик колебаний, установленный с возможностью регистрации поворота платформы, и позиционер. Кроме того, он снабжен центрирующим узлом, расположенным в точке сопряжения позиционера и платформы. Платформа смонтирована на шарнирах, оси вращения которых образуют ось колебания платформы. Позиционер установлен на платформе с возможностью фиксации и поворота в плоскости платформы вокруг центрирующего узла и изготовлен в виде рамы и ложементов, в которых установлены бандажи, жестко закрепленные на изделии и выполненные с возможностью фиксации и поворота в ложементах вместе с изделием относительно одной из его осей. Технический результат изобретения заключается в повышении точности определения тензора инерции изделия и упрощении конструкции стенда. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.

Группа изобретений относится к балансировочной системе для ротора, используемого в турбомашинном оборудовании. Пассивная динамическая инерционная балансировочная система ротора включает в себя множество балансировочных элементов, посаженных на вал ротора в местах расчетного максимального модального отклонения вала. Каждый из балансировочных элементов имеет по меньшей мере одну камеру, и в по меньшей мере одной камере размещается множество подвижных грузов и вязкая текучая среда. Когда вал ускоряется к точке несбалансированности, грузы перемещаются в по меньшей мере одной камере в место, которое является противоположным точке несбалансированности. Вязкая текучая среда обеспечивает демпфирование для подвижных грузов для предотвращения чрезмерного перемещения в камере и для обеспечения их смазки. Также предложены система для самокорректировки несбалансированности ротора турбомашинного оборудования во время вращения ротора и способ для балансировки ротора в турбомашинном оборудовании. Группа изобретений направлена на создание постоянной и недорогой системы и способа для динамической балансировки ротора, которая сама корректируется при несбалансированности, когда ротор работает. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к способам определения технических параметров транспортного средства, в частности его центра масс. Для этого при реализации способа регистрируют процесс колебаний транспортного средства, затем производят спектральный анализ колебаний, после чего определяют частоту максимальной амплитудной составляющей спектра, которая является частотой собственных колебаний транспортного средства. При этом регистрируют колебания в виде переменных ускорений в четырех точках транспортного средства, для каждой из ортогональных осей определяют разность двух ускорений. Затем производят спектральный анализ n последовательных реализаций разности ускорений, усредняют между собой полученные n спектров для нахождения частоты собственных колебаний транспортного средства. После этого производят спектральный анализ n последовательных реализаций ускорения, зарегистрированного в точке начала координат, и определяют координаты центра тяжести (центра масс) транспортного средства. Технический результат заключается в упрощении процесса измерений и снижении погрешности измерений координат центра масс. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроительной, строительной, химической промышленности, производящей или использующей помольно-смесительные агрегаты с устройствами автоматического уравновешивания. Устройство автоматического подавления вибрации содержит помольно-смесительный агрегат, включающий станину 1, жестко закрепленные на ней вертикальные колонки 2 с ползунами 3, раму 4, несущую три помольные камеры 5 и соединенную шарнирно с ползунами 3 и эксцентриковым валом 9. Дополнительный полый вал 11 установлен во внутренних опорах 12, кинематически связан через промежуточную шестерню с эксцентриковым валом 9. Установленный на одной из внутренних опор 12 датчик вибрации 32 связан своим входом через модуль ввода 25 с программируемым контроллером. При этом устройство содержит двухпозиционный релейный элемент 24, датчики загрузки 34 и выгрузки 35 материала и кнопку запуска 31 цикла загрузки. Кнопка запуска 31 связана через модуль ввода с контроллером и одновременно с последовательно соединенными логическим элементом «НЕ» 30, двумя Т-триггерами 28, 29 и RS-триггером 27, связанным своим выходом с первым входом логического элемента «И» 26, второй вход которого соединен с первым выходом контроллера посредством модуля вывода 25. Выход элемента «И» 26 связан с управляющей обмоткой двухпозиционного релейного элемента 24, контакты которого соединены со вторым и третьим выходами контроллера через модуль вывода 25, а выход двухпозиционного релейного элемента 24 связан через блок усилительно-преобразовательных устройств 23 с электрическими входами двух электромагнитных муфт. Выход датчика загрузки 34 соединен с первым входом компаратора массы 33, а выход датчика выгрузки 35 - со вторым его входом, причем выход компаратора 33 с помощью модуля ввода 25 связан со вторым входом контроллера. Способ автоматического подавления вибрации, основанный на информации о величине вибрации и предусматривающий в соответствии с алгоритмом включение той или иной электромагнитной муфты и перемещение дополнительного противовеса, заключается в том, что подавление вибрации осуществляют за счет организации комбинированного движения к ее экстремуму, сочетающего обучающий поиск экстремума и программное движение по траектории дрейфа экстремальной статической характеристики. Характеристику получают в результате обучения на первом цикле технологического процесса помола. Обучающий поиск экстремума производят по методу запоминания экстремума, при котором одновременно запоминают значения вибрации и проинтегрированные значения управляющих воздействий, по которым в конце первого цикла определяют скорость дрейфа статической характеристики. На последующих циклах, осуществляемых путем программного движения со скоростью, определенной на первом цикле, в случае превышения вибрации в пределах заданной зоны нечувствительности по сравнению с аналогичным значением, полученным на первом цикле, осуществляют эпизодическое включение системы поиска на три поисковых движения с последним движением, равным по времени половинному движению предыдущего. В изобретении обеспечивается повышение эффективности подавления вибрации. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технике проведения климатических испытаний различных изделий, в частности радиотехнических изделий. Способ для проведения испытаний радиотехнических изделий, включающий размещение испытуемого изделия в климатическом отсеке герметичной камеры с воздействием на него низкой температуры. При выявлении неисправности изделия в камере его элементы в разобранном виде вне камеры подвергают дополнительному точечному низкотемпературному воздействию с последующим выявлением неисправного элемента изделия и его заменой. При этом устройство для проведения испытаний радиотехнических изделий, выполненное в виде герметичной камеры с технологическим отверстием, содержащей климатический отсек и систему охлаждения. Камера при помощи сетчатой перегородки разделена на верхнюю часть камеры, которая содержит технологическое отверстие, и нижнюю часть камеры. Верхняя часть камеры снабжена гофрированным шлангом с теплоизоляцией. Один конец шланга вставлен в технологическое отверстие и жестко закреплен в корпусе камеры, а другой конец снабжен вентилятором с конической насадкой, которая содержит выходное отверстие малого диаметра для формирования низкотемпературного точечного воздействия на элементы изделия. Через шланг проходит трубка, один конец которой жестко закреплен с внешней стороны центральной части шланга, а другой размещен внутри нижней части камеры. Техническим результатом является обеспечение возможности выявления с повышенной точностью неисправных элементов и дефектов в радиотехнических изделиях при воздействии на них температурных факторов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Зажимное устройство предназначено для коаксиального зажима инструментодержателя во вращающемся вокруг оси (3) вращения шпинделе балансировочной машины. Соединительный вал (8) в приемном отверстии опирается только в дискретных опорных положениях (11-15), которые в радиальном направлении имеют между собой промежутки и находятся в трех удаленных друг от друга, пересекающих ось (3) вращения плоскостях (E1, Е2, Е3) захвата. Четыре неподвижных дискретных опорных положения (11-14) расположены попарно в первой (Е1) и второй (Е2) плоскостях захвата и совместно образуют неподвижную опору в первом радиальном направлении. В находящейся между первой и второй плоскостями захвата зажима третьей плоскости (Е3) зажима образовано пятое дискретное опорное положение (15), которое обеспечивает опору в противоположном первому радиальному направлению втором радиальном направлении. Достигается точное центрирование и зажим инструментодержателя в приемном отверстии шпинделя. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к испытаниям газосепараторов, обеспечивающих работу погружных нефтяных насосов в условиях повышенного газосодержания. Способ испытаний газосепараторов включает нагнетание жидкости и газа в затрубное пространство модели обсадной колонны, формирование рабочей жидкости в виде газожидкостной смеси, разделение газожидкостной смеси с помощью испытуемого газосепаратора на дегазированную жидкость и свободный газ. Вывод дегазированной жидкости осуществляют через гидравлически сопряженные с газосепаратором устройства из модели обсадной колонны. Отвод отсепарированного свободного газа происходит через газоотводящие отверстия газосепаратора, выполненные в его верхней части, в заполненное рабочей жидкостью затрубное пространство колонны. При этом осуществляют регулирование пенообразующих свойств и вязкости циркулирующего объема рабочей жидкости, определение объемных расходов жидкости и газа на входе в модель обсадной колонны и объемного расхода отсепарированного газа на выходе из испытуемого газосепаратора. По определенным данным вычисляют газосодержание рабочей жидкости, подаваемой в модель обсадной колонны, остаточное газосодержание, а также коэффициент сепарации газосепаратора. Формирование рабочей жидкости осуществляется с помощью стендового роторного диспергатора, который позволяет регулировать степень дисперсности газа в рабочей жидкости. Изобретения направлены на создание при проведении испытаний условий, максимально приближенных к реальным условиям работы в скважине, упрощение процесса проведения испытаний, сокращение времени их проведения и получения достоверных и точных результатов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх