Способ определения тензора инерции изделия и стенд для его реализации

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к определению тензора инерции летательных аппаратов и других тел цилиндрической формы, и могут быть использованы в авиации, космической технике и других отраслях промышленности. Для осуществления способа изделие устанавливают на позиционер, закрепленный на платформе, затем поочередно меняют положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы, которые регистрируют датчиком колебаний и, по зарегистрированным датчиком значениям, определяют тензор инерции изделия. Согласно способу взаимное положение осей изделия изменяют относительно оси колебания платформы, при этом взаимно перпендикулярные оси изделия и оси, образованные биссектрисами углов между этими осями, поочередно устанавливают параллельно оси колебания платформы. Стенд для определения тензора инерции изделия содержит основание, жестко установленные на нем опоры с шарнирами, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой, датчик колебаний, установленный с возможностью регистрации поворота платформы, и позиционер. Кроме того, он снабжен центрирующим узлом, расположенным в точке сопряжения позиционера и платформы. Платформа смонтирована на шарнирах, оси вращения которых образуют ось колебания платформы. Позиционер установлен на платформе с возможностью фиксации и поворота в плоскости платформы вокруг центрирующего узла и изготовлен в виде рамы и ложементов, в которых установлены бандажи, жестко закрепленные на изделии и выполненные с возможностью фиксации и поворота в ложементах вместе с изделием относительно одной из его осей. Технический результат изобретения заключается в повышении точности определения тензора инерции изделия и упрощении конструкции стенда. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.

 

Группа изобретений относится к области механических измерений, а именно к определению тензора инерции летательных аппаратов и других тел цилиндрической формы, и может быть использована в авиации, космической технике, машиностроении и других отраслях промышленности.

Решение многих задач в различных областях науки и техники требует знания тензора инерции тела, например, при решении задач управления движением тела, при решении динамических задач, при контроле распределения масс, изучении степени износа механизмов и т.д.

В правой системе координат OXYZ с началом в какой-либо точке тела тензором инерции называется величина:

где JXX, JYY, JZZ - осевые моменты инерции;

JXY=JYX, JXZ=JZX, JYZ=JZY - центробежные моменты инерции.

Таким образом, задача определения тензора инерции сводится к определению трех осевых и трех центробежных моментов инерции тела.

Известен способ определения моментов инерции из описания изобретения под названием «Устройство для измерения моментов инерции транспортных машин» [Авторское свидетельство СССР №1185138, G01M 1/10, опубл. 15.10.1985]. Согласно способу изделие устанавливают на платформу, затем поочередно меняют взаимное положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы.

Поочередное изменение взаимного положения осей изделия и оси колебания платформы в данном способе меняют путем поочередной установки опор платформы, образующих ось колебания, в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Данные действия позволяют осуществить колебания изделия относительно двух его взаимно перпендикулярных осей, лежащих в горизонтальной плоскости. Для того чтобы осуществить колебания изделия относительно его третьей оси, расположенной в вертикальной плоскости, необходимо переустановить изделие на платформе в новое положение, при котором данная ось изделия примет горизонтальное положение и будет параллельна оси колебаний. При осуществлении колебаний в опорных элементах определяют момент трения, по которому аналитическим путем определяют моменты инерции изделия.

Данный способ позволяет с высокой точностью определять моменты инерции относительно трех ортогональных осей изделия при помощи простых и доступных средств.

Однако к недостаткам способа можно отнести снижение точности при определении моментов инерции изделия, обусловленное большой вероятностью рассогласования осей при переустановке изделия, и значительные трудозатраты, связанные с перестановкой опорных элементов и изделия.

Известен способ определения тензора инерции из описания изобретения под названием «Стенд для измерения массы, координат центра масс и тензора инерции изделия» [Патент РФ №2368880, G01M 1/10, опубл. 27.09.2009]. Согласно способу изделие устанавливают на платформу, затем поочередно меняют взаимное положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы, которые регистрируют датчиком колебаний и, по зарегистрированным датчиком значениям, определяют тензор инерции изделия.

В этом способе взаимное положение осей изделия и оси колебания платформы (выполненной в виде внутренней рамы) относительно друг друга изменяют путем последовательного возбуждения трех колебательных систем. Для этого внутренней, внешней и нижней рамам последовательно задают начальные угловые отклонения, под действием которых рамы с изделием совершают свободные затухающие колебания вокруг осей соответствующих шарниров. Таким образом, получается, что в любой момент времени в состоянии колебаний находится какая-либо одна рама. Далее, при помощи динамометрической платформы, измеряют три составляющие вектора инерционного момента вдоль соответствующих осей и определяют аналитическим путем моменты, входящие в состав тензора инерции.

Данный способ позволяет повысить точность определения тензора инерции за счет исключения возможности рассогласования осей стенда и изделия.

Недостатком этого способа является то, что для его реализации необходимо устройство, обладающее довольно сложной конструкцией, наличие которой может негативно сказаться на конечной точности определения тензора инерции данным способом.

Известен способ определения тензора инерции из описания изобретения под названием «Стенд для измерения массы, координат центра масс и тензора инерции изделия» [Патент РФ №2434213, G01M 1/10, опубл. 20.11.2011]. Согласно способу изделие устанавливают на позиционер, закрепленный на платформе, затем поочередно меняют взаимное положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы, которые регистрируют датчиком колебаний и, по зарегистрированным датчиком значениям, определяют тензор инерции изделия.

Для определения тензора инерции в данном способе изделие устанавливают на позиционер, закрепленный на платформе. Платформа выполнена в виде качалки, которую отклоняют при помощи второго винтового механизма на некоторый угол, выводят из зацепления с упором, в результате чего качалка вместе с изделием начинает совершать угловые затухающие колебания вокруг оси вращения шарниров. Далее изделие при помощи позиционера поворачивают «n» раз на угол «γ» вокруг вертикальной оси изделия и производят «n» последовательных возбуждений колебаний качалки. В процессе колебания качалки, при помощи датчиков колебаний и динамометрических элементов, измеряют амплитуды моментов и угловых ускорений, в результате чего получают две избыточные системы из «n» уравнений, которые решают методом наименьших квадратов и получают значения трех центробежных и двух осевых моментов, входящих в состав тензора инерции. Для определения третьего осевого момента качалку крепят фиксаторами к станине, освобождают вал позиционера и при помощи первого винтового механизма возбуждают крутильные колебания изделия вокруг вертикальной оси. В процессе колебаний, при помощи динамометрических элементов, измеряют значения моментов, по которым аналитическим путем определяют значение третьего осевого момента инерции.

Таким образом, данный способ позволяет определить три осевых и три центробежных момента, входящих в состав тензора инерции изделия, и предполагает использование двухстепенной колебательной системы, позволяя тем самым исключить, в некоторой степени, недостатки предыдущего аналога.

Данный способ выбран в качестве прототипа, так как он имеет наибольшее количество общих существенных признаков с заявляемым способом.

К недостаткам данного способа можно отнести значительные материальные и технологические затраты, связанные с изготовлением двух колебательных систем, а также ограниченную область применения, которая обусловлена тем, что изделие должно размещаться на качалке между опорами и свободно при этом поворачиваться вокруг вертикальной оси, что при значительных габаритах изделия не всегда возможно.

Известно устройство для определения тензора инерции под названием: «Устройство для измерения моментов инерции транспортных машин» (Авторское свидетельство СССР №1185138, МПК G01M 1/10, опубл. 15.10.1985). Оно содержит основание, установленные на нем опоры, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой.

Причем опоры, в процессе измерения, жестко соединены с платформой при помощи крепежных элементов и расположены попарно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Механизм создания колебаний выполнен в виде цилиндрического корпуса со штоком и фиксатором, а также снабжен упругим элементом и измерителем нагрузки. Кроме того, механизм создания колебаний шарнирно соединен с платформой и основанием, а места его установки находятся в плоскостях расположения опор. Для определения момента инерции изделия устройство, помимо измерителя нагрузки, снабжено аппаратурой для регистрации колебательного процесса.

Таким образом, конструкция данного устройства позволяет определять моменты инерции изделия относительно двух взаимно перпендикулярных осей, расположенных в горизонтальной плоскости, путем поочередной установки и снятия, соответственно, механизма создания колебаний и опор в обеих взаимно перпендикулярных плоскостях.

Однако конструкцией устройства не предусмотрено определение момента инерции относительно третьей вертикальной оси изделия. А заявитель, предположительно для этого, предлагает переустановить изделие на платформе в новое положение, при котором вертикальная ось изделия примет горизонтальное положение и после этого, по аналогии с предыдущими осями, определить момент инерции относительно данной оси. Следовательно, конструкция данного устройства не позволяет определить все три осевых момента инерции изделия, не прибегая к переустановке изделия. Кроме того, определение тензора инерции включает в себя определение еще и трех центробежных моментов, определение которых с помощью данного устройства приведет к необходимости неоднократной переустановки изделия. Поэтому к недостаткам данного устройства можно отнести необходимость в неоднократной переустановке изделия, что непременно приведет к рассогласованию осей изделия с измерительными осями устройства и, следовательно, к снижению точности определения всего тензора инерции.

Известен стенд для определения тензора инерции под названием: «Стенд для измерения массы, координат центра масс и тензора инерции изделия» (Патент РФ №2368880, МПК G01M 1/10, опубл. 27.09.2009). Он содержит основание, установленные на нем опоры с шарнирами, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой, датчик колебаний, установленный с возможностью регистрации поворота платформы.

Платформа в данном стенде представляет собой поворотную раму, кинематически связанную с механизмом создания колебаний, выполненным в виде узла поворота. Помимо этого, поворотная рама установлена на динамометрической платформе, которая соединена посредством четырех вертикальных и двух горизонтальных динамометров с внутренней рамой, которая установлена на внешней раме с помощью опор с шарнирами, выполненными в виде двух кронштейнов с горизонтальными шарнирами. Внешняя рама также, при помощи двух кронштейнов с горизонтальными шарнирами, установлена на нижней раме, которая в свою очередь установлена с помощью вертикального шарнира на основании, выполненном в виде станины. Кроме шарниров рамы соединены между собой и станиной системой пружин, образуя три независимые колебательные системы, колебания которых регистрируют датчики колебаний, выполненные в виде датчиков углов, соединенных с осями шарниров и осью узла поворота.

Наличие трех независимых колебательных систем в данном стенде, в отличие от предыдущего аналога, позволяет определять тензор инерции путем однократной установки изделия на платформу, предотвращая возможность рассогласования осей изделия с осями колебательных систем, повышая тем самым точность определения тензора инерции.

Недостатками данного стенда являются сложность конструкции стенда и сравнительно низкая точность измерения моментов инерции. Сложность конструкции стенда вытекает из методики измерений, согласно которой колебания изделия осуществляются вокруг трех взаимно перпендикулярных осей, а служащая для этого система рам, в сочетании с удерживающими их опорами, не обеспечивает требуемой жесткости конструкции, что негативно сказывается на точности измерения моментов инерции. Также к недостаткам можно отнести большое удаление центра масс от оси вращения и динамометрической платформы, что также сказывается на точности определения тензора инерции.

Известен стенд под названием: «Стенд для измерения массы, координат центра масс и тензора инерции изделия» (Патент РФ №2434213, G01M 1/10, 20.11.2011). Он содержит основание, жестко установленные на нем опоры с шарнирами, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой, датчик колебаний, установленный с возможностью регистрации поворота платформы, и позиционер.

Причем платформа выполнена в виде качалки и кинематически связана с механизмом создания колебаний, который представляет собой механизм отклонения качалки и две пары пружин, жестко установленные на основании и связанные с качалкой. Также на основании установлены два фиксатора, предназначенных для фиксации качалки в вертикальном положении. На качалке установлен позиционер, который выполнен в виде механического адаптера, механизма вертикального перемещения, поворотной и неподвижной платформ, которые, посредством динамометрических элементов и вала, установлены на динамометрической платформе. На валу имеются рычаги, кинематически связанные с двумя парами пружин, винтовым механизмом и фиксатором, обеспечивающими соответственно вращательные колебания и фиксацию позиционера вместе с изделием относительно вертикальной оси. Для регистрации колебаний, в данном устройстве, использованы датчики колебаний, выполненные в виде датчиков угла и соединенные с осями шарниров качалки и вала позиционера.

Таким образом, конструкция данного стенда позволяет поочередно возбуждать вращательные колебания изделия в двух независимых колебательных системах, исключая возможность рассогласования осей изделия и осей колебательных систем, обеспечивая при этом измерение всех параметров, необходимых для определения тензора инерции.

Известное устройство является наиболее близким аналогом к заявляемому стенду и выбрано в качестве прототипа, так как имеет наибольшее количество общих существенных признаков.

Недостатком данного стенда является относительная сложность конструкции, это связано с тем, что в стенде использованы две независимые колебательные системы. Также особенность взаимного расположения изделия, относительно горизонтальной оси колебания платформы, препятствует измерению моментов инерции габаритных изделий, снижая функциональные возможности стенда.

Анализ известных способов и устройств для определения тензора инерции позволяет сделать вывод, что известный уровень техники не обеспечивает создания способа, позволяющего с высокой точностью определять тензор инерции и использовать для этого устройство, обладающее относительно несложной конструкцией.

Задачей данной группы изобретений является создание способа, позволяющего с высокой точностью определять тензор инерции на стенде, обладающем относительно несложной конструкцией.

Техническим результатом заявляемой группы изобретений является повышение точности определения тензора инерции изделия и упрощение конструкции стенда, достигаемые за счет исключения возможности рассогласования осей изделия и оси колебания платформы, а также использование для этого одной независимой колебательной системы.

Для получения указанного технического результата в способе определения тензора инерции изделие устанавливают на позиционер, закрепленный на платформе, затем поочередно меняют взаимное положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы, которые регистрируют датчиком колебаний и по зарегистрированным датчиком значениям определяют тензор инерции изделия, согласно изобретению, положение осей изделия изменяют относительно оси колебания платформы, при этом взаимно перпендикулярные оси изделия и оси, образованные биссектрисами углов между этими осями, поочередно устанавливают параллельно оси колебания платформы.

Указанный технический результат достигается тем, что стенд для определения тензора инерции, содержащий основание, жестко установленные на нем опоры с шарнирами, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой, датчик колебаний, установленный с возможностью регистрации поворота платформы, и позиционер, согласно изобретению снабжен центрирующим узлом, расположенным в точке сопряжения позиционера и платформы, которая смонтирована на шарнирах, оси вращения которых образуют ось колебания платформы, а позиционер установлен на платформе с возможностью фиксации и поворота в плоскости платформы вокруг центрирующего узла и выполнен в виде рамы и ложементов, в которых установлены бандажи, жестко закрепленные на изделии и выполненные с возможностью фиксации и поворота в ложементах вместе с изделием относительно одной из его осей.

Изобретения, заявляемые в составе группы изобретений, содержат признаки, отличающие их от наиболее близких аналогов, что позволяет считать их соответствующим условию «новизна».

Новые признаки, которые содержат отличительные части формулы изобретений, не выявлены в технических решениях аналогичного назначения. На этом основании можно сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень».

На фиг. 1 показана аксонометрическая проекция стенда для определения тензора инерции изделия.

На фиг. 2 показана конструктивная схема механизма создания колебаний.

На фиг. 3 показана аксонометрическая проекция позиционера.

На фиг. 4 показана конструктивная схема центрирующего узла.

На фиг. 5 показана платформа, вид сверху.

На фиг. 6 показано положение изделия, в котором ось OX изделия параллельна оси колебания платформы.

На фиг. 7 показано положение изделия, в котором ось, образованная биссектрисой угла между осями ОХ и OY изделия, параллельна оси колебания платформы.

На фиг. 8 показано положение изделия, в котором ось, образованная биссектрисой угла между осями ОХ и OZ изделия, параллельна оси колебания платформы.

На фиг. 9 показано положение изделия, в котором ось OZ изделия параллельна оси колебания платформы.

На фиг. 10 показано положение изделия, в котором ось, образованная биссектрисой угла между осями OY и OZ изделия, параллельна оси колебания платформы.

На фиг. 11 показано положение изделия, в котором ось OY изделия параллельна оси колебания платформы.

Стенд для определения тензора инерции изделия 1 (фиг. 1) содержит основание 2, опоры 3 с шарнирами 4, платформу 5, механизм создания колебаний 6, фиксатор 7, датчик колебаний 8, центрирующий узел 9 и позиционер 10.

На основании 2 жестко установлены опоры 3 с шарнирами 4, на которых смонтирована платформа 5, при этом ось поворота шарниров 4 образует ось колебания 11 (фиг. 1) платформы 5. Также на основании 2 установлены механизм создания колебаний 6 и фиксатор 7, при этом механизм создания колебаний 6 кинематически связан с платформой 5, а фиксатор 7 выполнен с возможностью фиксации платформы 5 в горизонтальном положении. Кроме того, на одном из шарниров 4 установлена штанга 12 (фиг. 1), которая обеспечивает регистрацию поворота платформы 5, путем взаимодействия с датчиком колебаний 8 в момент прохождения платформой 5 горизонтального положения.

Механизм создания колебаний 6 (фиг. 2) представляет собой пневмоцилиндр 13, закрепленный на основании 2 и расположенный в одной плоскости с пружиной 14, которая закреплена на кронштейнах 15 и 16, жестко установленных, соответственно, на основании 2 и платформе 5. Помимо этого, пневмоцилиндр 13 установлен напротив кронштейна 16 с возможностью отклонения платформы 5 от горизонтального положения.

Позиционер 10 (фиг. 3) состоит из рамы 17, двух жестко закрепленных на ней ложементов 18 с роликами 19, на которые установлены разъемные бандажи 20 для установки изделия 1. На наружной опорной поверхности бандажей 20 выполнены резьбовые отверстия 21, которые равноудалены друг от друга на угол 45° и предназначены для фиксации бандажей 20, путем ввинчивания в них стопоров 22, расположенных на ложементах 18. Кроме того, на раме 17 установлены выдвижные роликовые опоры 23 и стопор 24, предназначенные соответственно для перемещения и фиксации позиционера 10 в заданных угловых положениях. Также на раме 17 имеются крепежные пластины 25, предназначенные для крепления позиционера 10 к платформе 5.

Позиционер 10 установлен на платформе 5 с возможностью фиксации и поворота в плоскости платформы 5 вокруг центрирующего узла 9 (фиг. 4), выполненного в виде направляющего штыря 26, расположенного в центральной части платформы 5, и направляющего отверстия 27, выполненного в раме 17 позиционера 10.

Для установки позиционера 10 в заданные положения при повороте вокруг центрирующего узла 9 и его фиксации в этих положениях в платформе 5 вокруг направляющего штыря 26 через 45° выполнены отверстия 28 (фиг. 5). При этом два отверстия 28 расположены в плоскости оси колебания 11, а расстояния от отверстий 28 до направляющего штыря 26 равны расстоянию от стопора 24 до направляющего отверстия 27.

Для осуществления способа определения тензора инерции изделия 1 позиционер 10 устанавливают на платформу 5, стопор 24 вводят в одно из двух отверстий 28, расположенных в плоскости оси колебания 11, а затем фиксируют позиционер 10 в этом положении при помощи крепежных пластин 25. Далее разъемные бандажи 20 устанавливают на ложементы 18, ввинчивают стопоры 22 в резьбовые отверстия 21, разъединяют разъемные части бандажей 20, загружают изделие 1 между разъемными частями и жестко крепят бандажи 20 на изделии 1. Таким образом, изделие 1 занимает положение (фиг. 6), в котором его ось ОХ параллельна оси колебания 11.

Убедившись в надежности крепления позиционера 10, бандажей 20 и изделия 1, платформу 5 освобождают от фиксатора 7 и отклоняют платформу 5 от горизонтального положения, путем воздействия пневмоцилиндра 13 на кронштейн 16. В результате чего, под действием пружины 14, платформа 5 вместе с позиционером 20 и изделием 1 начинает совершать вращательные колебательные движения вокруг оси колебания 11. Колебания платформы 5 передаются через один из шарниров 4 на штангу 12, которая взаимодействует с датчиком колебаний 8. В результате их взаимодействия датчик колебаний 8 регистрирует значение периода колебаний платформы 5. Далее, используя полученное значение, определяют момент инерции изделия 1 относительно оси ОХ по формуле:

J X X = T X X 2 ( c L 2 -mgr ) 4 π 2 -J XX осн m и з д r и з д 2 ( 2 )

где JXX - момент инерции изделия 1 относительно оси ОХ;

TXX - период колебаний платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

c - жесткость пружины 14;

L - расстояние от оси колебания 11 до оси пружины 14;

m - суммарная масса платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

g - ускорение свободного падения;

r - расстояние от оси колебания 11 до суммарного центра масс платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

JXXосн - момент инерции платформы 5 с позиционером 10 без изделия 1 относительно оси ОХ;

mизд - масса изделия 1;

rизд - расстояние от оси колебания 11 до центра масс изделия 1.

После того как платформа 5 совершит необходимое количество колебательных движений, ее останавливают и фиксируют при помощи фиксатора 7 в горизонтальном положении.

Затем раскрепляют крепежные пластины 25, выводят стопор 24 из отверстия 28, выдвигают роликовые опоры 23 и поворачивают позиционер 10 в плоскости платформы 5 вокруг центрирующего узла 9 на угол 45°. После этого задвигают роликовые опоры 23, вводят стопор 24 в отверстие 28 и закрепляют позиционер 10 при помощи крепежных пластин 25. В результате проделанных операций изделие 1 займет положение (фиг. 7), в котором его ось, образованная биссектрисой угла между осями ОХ и OY изделия 1, параллельна оси колебания 11. Далее платформу 5 освобождают от фиксатора 7 и снова задают вращательные колебательные движения платформы 5 вокруг оси колебания 11. Аналогичным образом определяют значение периода колебаний платформы 5 и, используя полученное значение, определяют момент инерции изделия 1 относительно биссектрисы угла между осями ОX и OY по формуле:

где JБXY - момент инерции изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла между осями ОХ и OY;

ТБXY - период колебаний платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

с - жесткость пружины 14;

L - расстояние от оси колебания 11 до оси пружины 14;

m - суммарная масса платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

g - ускорение свободного падения;

r - расстояние от оси колебания 11 до суммарного центра масс платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

JБXYосн - момент инерции платформы 5 с позиционером 10 без изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла между осями ОX и OY;

mизд - масса изделия 1;

rизд - расстояние от оси колебания 11 до центра масс изделия 1.

Затем платформу 5 снова останавливают, фиксируют в горизонтальном положении, вывинчивают стопоры 22 из резьбовых отверстий 21, поворачивают бандажи 20 вместе с изделием 1 на угол 90°, путем перекатывания бандажей по роликам 19, после чего снова ввинчивают стопоры 22 в резьбовые отверстия 21. В результате проделанных операций изделие 1 займет положение (фиг. 8), в котором его ось, образованная биссектрисой угла между осями ОX и OZ, будет параллельна оси колебания 11. После этого по аналогии с предшествующими этапами определяют значение периода колебаний платформы 5 и, используя полученное значение, определяют момент инерции изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла между осями ОX и OZ, по формуле:

J Б X Z = T Б X Z 2 ( c L 2 -mgr ) 4 π 2 -J БXZосн -m и з д r и з д 2 ( 4 )

где JБXZ - момент инерции изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла осями ОХ и OZ;

ТБXZ - период колебаний платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

с - жесткость пружины 14;

L - расстояние от оси колебания 11 до оси пружины 14;

m - суммарная масса платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

g - ускорение свободного падения;

r - расстояние от оси колебания 11 до суммарного центра масс платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

JБXZосн - момент инерции платформы 5 с позиционером 10 без изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла осями ОX и OZ;

mизд - масса изделия 1;

rизд - расстояние от оси колебания 11 до центра масс изделия 1.

Далее изделие 1 перемещают в новое положение (фиг. 9), в котором ось OZ изделия 1 будет параллельна оси колебания 11. Для этого раскрепляют крепежные пластины 25, выводят стопор 24 из отверстия 28, выдвигают роликовые опоры 23, поворачивают позиционер 10 в плоскости платформы 5 вокруг центрирующего узла 9 на угол 45°, задвигают роликовые опоры 23, вводят стопор 24 в отверстие 28 и закрепляют позиционер 10 при помощи крепежных пластин 25.

После этого по аналогии с предшествующими этапами определяют значение периода колебаний платформы 5 и, используя полученное значение, определяют момент инерции изделия 1 относительно оси OZ по формуле:

J Z Z = T Z Z 2 ( c L 2 -mgr ) 4 π 2 -J ZZосн -m изд r и з д 2 ( 5 )

где JZZ - момент инерции изделия 1 относительно оси OZ;

TZZ - период колебаний платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

c - жесткость пружины 14;

L - расстояние от оси колебания 11 до оси пружины 14;

m - суммарная масса платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

g - ускорение свободного падения;

r - расстояние от оси колебания 11 до суммарного центра масс платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

JZZосн - момент инерции платформы 5 с позиционером 10 без изделия 1 относительно оси OZ;

mизд - масса изделия 1;

rизд - расстояние от оси колебания 11 до центра масс изделия 1.

Для перевода изделия 1 в следующее положение (фиг. 10) вывинчивают стопоры 22 из резьбовых отверстий 21, поворачивают бандажи 20 вместе с изделием 1 на угол 45°, путем перекатывания бандажей по роликам 19, после чего снова ввинчивают стопоры 22 в резьбовые отверстия 21. В результате проделанных операций изделие 1 займет положение, в котором его ось, образованная биссектрисой угла между осями OY и OZ изделия 1, будет параллельна оси колебания 11. После этого по аналогии с предшествующими этапами определяют значение периода колебаний платформы 5 и, используя полученное значение, определяют момент инерции изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла между осями OY и OZ, по формуле:

J Б Y Z = T Б Y Z 2 ( c L 2 -mgr ) 4 π 2 -J БYZосн -m и з д r и з д 2 ( 6 )

где JБYZ - момент инерции изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла между положительными направлениями осей OY и OZ, проходящей через его центр масс параллельно оси колебания 11;

TБYZ - период колебаний платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

с - жесткость пружины 14;

L - расстояние от оси колебания 11 до оси пружины 14;

m - суммарная масса платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

g - ускорение свободного падения;

r - расстояние от оси колебания 11 до суммарного центра масс платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

JБYZосн - момент инерции платформы 5 с позиционером 10 без изделия 1 относительно оси, образованной биссектрисой угла между осями OY и OZ;

mизд - масса изделия 1;

rизд - расстояние от оси колебания 11 до центра масс изделия 1.

После изделие 1 переводят в новое положение (фиг. 11). Для этого вывинчивают стопоры 22 из резьбовых отверстий 21, поворачивают бандажи 20 вместе с изделием 1 на угол 45°, путем перекатывания бандажей по роликам 19, после чего снова ввинчивают стопоры 22 в резьбовые отверстия 21. В результате проделанных операций изделие 1 займет положение, в котором его ось OY будет параллельна оси колебания 11. После этого по аналогии с предшествующими этапами определяют значение периода колебаний платформы 5 и, используя полученное значение, определяют момент инерции изделия 1 относительно оси OY по формуле:

J Z Z = T Y Y 2 ( c L 2 -mgr ) 4 π 2 -J YYосн -m изд r и з д 2 ( 7 )

где JYY - момент инерции изделия 1 относительно оси OY;

TYY - период колебаний платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

с - жесткость пружины 14;

L - расстояние от оси колебания 11 до оси пружины 14;

m - суммарная масса платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

g - ускорение свободного падения;

r - расстояние от оси колебания 11 до суммарного центра масс платформы 5 с позиционером 10 и изделием 1;

Jосн - момент инерции платформы 5 с позиционером 10 без изделия 1 относительно оси OY;

mизд - масса изделия 1;

rизд - расстояние от оси колебания 11 до центра масс изделия 1.

Значения параметров с, L, m, r, Jосн, mизд, rизд, входящих в состав формул (2)…(7), являются постоянными характеристиками стенда и изделия и определяются в процессе их изготовления.

В результате проделанных операций получаем значения трех осевых моментов инерции изделия 1 и трех моментов инерции изделия 1 относительно осей, образованных биссектрисами угла между осями OX, OY и OZ. Используя полученные значения, определяем центробежные моменты инерции изделия 1 по следующим формулам.

Центробежный момент инерции JXY=JYX изделия 1 определяют по формуле:

где JXY - центробежный момент инерции изделия 1;

JXX - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (2);

JYY - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (7);

JБXY - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (3).

Центробежный момент инерции JXZ=JZX изделия 1 определяют по формуле:

где JXZ - центробежный момент инерции изделия 1;

JXX - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (2);

JZZ - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (5);

JБXZ - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (4).

Центробежный момент инерции JYZ=JZY изделия 1 определяют по формуле:

где JYZ - центробежный момент инерции изделия 1;

JYY - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (7);

JZZ - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (5);

JБYZ - момент инерции изделия 1, вычисленный по формуле (6).

Таким образом, для определения осевых (JXX, JYY, JZZ) моментов инерции необходимо расположить изделие 1 относительно оси колебания 11 в трех положениях, при которых оси OX, OY, OZ поочередно будут параллельны оси колебания 11, определить значения периодов колебаний (JXX, ТYY, TZZ) и вычислить осевые моменты по формулам (2), (5) и (7) соответственно. Для определения центробежных моментов (JXY=JYX, JXZ=JZX, JYZ=JZY) необходимо расположить изделие 1 относительно оси колебания 11 в трех положениях, при которых оси, образованные биссектрисами угла между осями OX, OY, OZ, поочередно будут параллельны оси колебания 11, замерить периоды колебаний (ТБXY, TБXZ, TБYZ) и вычислить моменты инерции относительно осей, образованных биссектрисами, по формулам (3), (4) и (6) соответственно, затем вычислить центробежные моменты инерции изделия 1 по формулам (8), (9) и (10).

При определении трех осевых и трех центробежных моментов инерции в полном объеме была решена задача определения тензора инерции изделия с высокой точностью, исключением рассогласования осей и использованием одной независимой колебательной системы.

Заявляемая группа изобретений была промышленно применена для определения тензора инерции эталонной меры моментов инерции, представляющей собой цилиндрическое тело с точно рассчитанными осевыми и центробежными моментами инерции. В результате чего были получены значения, отличающиеся не более чем на 1% от расчетных значений осевых и центробежных моментов инерции. Данный факт указывает на то, что заявляемая группа изобретений соответствует критерию патентоспособности «промышленная применимость» и обеспечивает высокую точность при определении тензора инерции.

1. Способ определения тензора инерции изделия, заключающийся в том, что изделие устанавливают на позиционер, закрепленный на платформе, затем поочередно меняют взаимное положение осей изделия и оси колебания платформы относительно друг друга, при этом в каждом положении возбуждают колебательные движения платформы, которые регистрируют датчиком колебаний и, по зарегистрированным датчиком значениям, определяют тензор инерции изделия, отличающийся тем, что положение осей изделия изменяют относительно оси колебания платформы, при этом взаимно перпендикулярные оси изделия и оси, образованные биссектрисами углов между этими осями, поочередно устанавливают параллельно оси колебания платформы.

2. Стенд для определения тензора инерции изделия, содержащий основание, жестко установленные на нем опоры с шарнирами, на которых смонтирована платформа, механизм создания колебаний, кинематически связанный с платформой, датчик колебаний, установленный с возможностью регистрации поворота платформы, и позиционер, отличающийся тем, что он снабжен центрирующим узлом, расположенным в точке сопряжения позиционера и платформы, которая смонтирована на шарнирах, оси вращения которых образуют ось колебания платформы, а позиционер установлен на платформе с возможностью фиксации и поворота в плоскости платформы вокруг центрирующего узла и изготовлен в виде рамы и ложементов, в которых установлены бандажи, жестко закрепленные на изделии и выполненные с возможностью фиксации и поворота в ложементах вместе с изделием относительно одной из его осей.



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к балансировочной технике и могут быть использованы для балансировки роторов. Балансировочный станок содержит основание, стойку и колебательную систему, содержащую люльку, подвесную тягу и опорную тягу.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности для измерений массовых характеристик изделий авиационной и космической областей машиностроения.

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к оборудованию для испытания буровых рабочих органов. Технический результат заключается в повышении эффективности и расширении диапазона возможностей путем измерения крутящего момента, осевого усилия и скорости погружения рабочего органа, а также путем использования в эксперименте рабочих органов больших диаметров и значительного сокращения времени на проведение испытаний в естественных условиях без подготовки образцов.

Изобретение относится к способу определения запаса усталостной прочности каната, поддерживающего строительную конструкцию, а также к устройству определения запаса усталостной прочности такого каната.

Изобретение относится к автомобильному оборудованию, в частности к устройствам для закрепления автомобильного колеса на валу балансировочного станка. Зажимное устройство (1) выполнено с опорным фланцем (2) с несколькими радиально подвижными ведомыми центрирующими элементами (3) на нем для центрирующего зацепления в центрирующее отверстие колесного диска и с зажимной втулкой (4), аксиально подвижной относительно фланца (2).

Изобретение относится к испытаниям газосепараторов, используемым при добыче нефти с высоким газосодержанием. Стенд для испытания газосепараторов содержит накопительную емкость с сопряженным с ней стендовым гравитационным газожидкостным сепаратором, подпорный насос, систему приготовления газожидкостной смеси с источником газа, блок моделирования внутрискважинных условий для размещения испытуемых машин и электродвигателей к ним.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает ориентацию КА и стабилизацию в инерциальной системе координат (ИСК) его строительной оси, ближайшей к оси максимального момента инерции.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Согласно способу при совпадении направления на Солнце с плоскостью орбиты КА совмещают строительную ось КА, отвечающую его максимальному моменту инерции, с этим направлением.

Изобретение относится к определению массово-инерционных характеристик космических аппаратов (КА). Способ включает измерение острого угла между направлением на Солнце и плоскостью орбиты КА.

Способ определения приведенного момента инерции дотрансформаторной зоны гидромеханической трансмиссии транспортной машины заключается в его расчете по зависимостям, связывающим угловые ускорения, действующие крутящие моменты, а также моменты инерции двигателя, насосного и турбинного колес гидротрансформатора и гидродинамическую связь между последними.

Группа изобретений относится к балансировочной системе для ротора, используемого в турбомашинном оборудовании. Пассивная динамическая инерционная балансировочная система ротора включает в себя множество балансировочных элементов, посаженных на вал ротора в местах расчетного максимального модального отклонения вала. Каждый из балансировочных элементов имеет по меньшей мере одну камеру, и в по меньшей мере одной камере размещается множество подвижных грузов и вязкая текучая среда. Когда вал ускоряется к точке несбалансированности, грузы перемещаются в по меньшей мере одной камере в место, которое является противоположным точке несбалансированности. Вязкая текучая среда обеспечивает демпфирование для подвижных грузов для предотвращения чрезмерного перемещения в камере и для обеспечения их смазки. Также предложены система для самокорректировки несбалансированности ротора турбомашинного оборудования во время вращения ротора и способ для балансировки ротора в турбомашинном оборудовании. Группа изобретений направлена на создание постоянной и недорогой системы и способа для динамической балансировки ротора, которая сама корректируется при несбалансированности, когда ротор работает. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к способам определения технических параметров транспортного средства, в частности его центра масс. Для этого при реализации способа регистрируют процесс колебаний транспортного средства, затем производят спектральный анализ колебаний, после чего определяют частоту максимальной амплитудной составляющей спектра, которая является частотой собственных колебаний транспортного средства. При этом регистрируют колебания в виде переменных ускорений в четырех точках транспортного средства, для каждой из ортогональных осей определяют разность двух ускорений. Затем производят спектральный анализ n последовательных реализаций разности ускорений, усредняют между собой полученные n спектров для нахождения частоты собственных колебаний транспортного средства. После этого производят спектральный анализ n последовательных реализаций ускорения, зарегистрированного в точке начала координат, и определяют координаты центра тяжести (центра масс) транспортного средства. Технический результат заключается в упрощении процесса измерений и снижении погрешности измерений координат центра масс. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроительной, строительной, химической промышленности, производящей или использующей помольно-смесительные агрегаты с устройствами автоматического уравновешивания. Устройство автоматического подавления вибрации содержит помольно-смесительный агрегат, включающий станину 1, жестко закрепленные на ней вертикальные колонки 2 с ползунами 3, раму 4, несущую три помольные камеры 5 и соединенную шарнирно с ползунами 3 и эксцентриковым валом 9. Дополнительный полый вал 11 установлен во внутренних опорах 12, кинематически связан через промежуточную шестерню с эксцентриковым валом 9. Установленный на одной из внутренних опор 12 датчик вибрации 32 связан своим входом через модуль ввода 25 с программируемым контроллером. При этом устройство содержит двухпозиционный релейный элемент 24, датчики загрузки 34 и выгрузки 35 материала и кнопку запуска 31 цикла загрузки. Кнопка запуска 31 связана через модуль ввода с контроллером и одновременно с последовательно соединенными логическим элементом «НЕ» 30, двумя Т-триггерами 28, 29 и RS-триггером 27, связанным своим выходом с первым входом логического элемента «И» 26, второй вход которого соединен с первым выходом контроллера посредством модуля вывода 25. Выход элемента «И» 26 связан с управляющей обмоткой двухпозиционного релейного элемента 24, контакты которого соединены со вторым и третьим выходами контроллера через модуль вывода 25, а выход двухпозиционного релейного элемента 24 связан через блок усилительно-преобразовательных устройств 23 с электрическими входами двух электромагнитных муфт. Выход датчика загрузки 34 соединен с первым входом компаратора массы 33, а выход датчика выгрузки 35 - со вторым его входом, причем выход компаратора 33 с помощью модуля ввода 25 связан со вторым входом контроллера. Способ автоматического подавления вибрации, основанный на информации о величине вибрации и предусматривающий в соответствии с алгоритмом включение той или иной электромагнитной муфты и перемещение дополнительного противовеса, заключается в том, что подавление вибрации осуществляют за счет организации комбинированного движения к ее экстремуму, сочетающего обучающий поиск экстремума и программное движение по траектории дрейфа экстремальной статической характеристики. Характеристику получают в результате обучения на первом цикле технологического процесса помола. Обучающий поиск экстремума производят по методу запоминания экстремума, при котором одновременно запоминают значения вибрации и проинтегрированные значения управляющих воздействий, по которым в конце первого цикла определяют скорость дрейфа статической характеристики. На последующих циклах, осуществляемых путем программного движения со скоростью, определенной на первом цикле, в случае превышения вибрации в пределах заданной зоны нечувствительности по сравнению с аналогичным значением, полученным на первом цикле, осуществляют эпизодическое включение системы поиска на три поисковых движения с последним движением, равным по времени половинному движению предыдущего. В изобретении обеспечивается повышение эффективности подавления вибрации. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технике проведения климатических испытаний различных изделий, в частности радиотехнических изделий. Способ для проведения испытаний радиотехнических изделий, включающий размещение испытуемого изделия в климатическом отсеке герметичной камеры с воздействием на него низкой температуры. При выявлении неисправности изделия в камере его элементы в разобранном виде вне камеры подвергают дополнительному точечному низкотемпературному воздействию с последующим выявлением неисправного элемента изделия и его заменой. При этом устройство для проведения испытаний радиотехнических изделий, выполненное в виде герметичной камеры с технологическим отверстием, содержащей климатический отсек и систему охлаждения. Камера при помощи сетчатой перегородки разделена на верхнюю часть камеры, которая содержит технологическое отверстие, и нижнюю часть камеры. Верхняя часть камеры снабжена гофрированным шлангом с теплоизоляцией. Один конец шланга вставлен в технологическое отверстие и жестко закреплен в корпусе камеры, а другой конец снабжен вентилятором с конической насадкой, которая содержит выходное отверстие малого диаметра для формирования низкотемпературного точечного воздействия на элементы изделия. Через шланг проходит трубка, один конец которой жестко закреплен с внешней стороны центральной части шланга, а другой размещен внутри нижней части камеры. Техническим результатом является обеспечение возможности выявления с повышенной точностью неисправных элементов и дефектов в радиотехнических изделиях при воздействии на них температурных факторов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Зажимное устройство предназначено для коаксиального зажима инструментодержателя во вращающемся вокруг оси (3) вращения шпинделе балансировочной машины. Соединительный вал (8) в приемном отверстии опирается только в дискретных опорных положениях (11-15), которые в радиальном направлении имеют между собой промежутки и находятся в трех удаленных друг от друга, пересекающих ось (3) вращения плоскостях (E1, Е2, Е3) захвата. Четыре неподвижных дискретных опорных положения (11-14) расположены попарно в первой (Е1) и второй (Е2) плоскостях захвата и совместно образуют неподвижную опору в первом радиальном направлении. В находящейся между первой и второй плоскостями захвата зажима третьей плоскости (Е3) зажима образовано пятое дискретное опорное положение (15), которое обеспечивает опору в противоположном первому радиальному направлению втором радиальном направлении. Достигается точное центрирование и зажим инструментодержателя в приемном отверстии шпинделя. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к испытаниям газосепараторов, обеспечивающих работу погружных нефтяных насосов в условиях повышенного газосодержания. Способ испытаний газосепараторов включает нагнетание жидкости и газа в затрубное пространство модели обсадной колонны, формирование рабочей жидкости в виде газожидкостной смеси, разделение газожидкостной смеси с помощью испытуемого газосепаратора на дегазированную жидкость и свободный газ. Вывод дегазированной жидкости осуществляют через гидравлически сопряженные с газосепаратором устройства из модели обсадной колонны. Отвод отсепарированного свободного газа происходит через газоотводящие отверстия газосепаратора, выполненные в его верхней части, в заполненное рабочей жидкостью затрубное пространство колонны. При этом осуществляют регулирование пенообразующих свойств и вязкости циркулирующего объема рабочей жидкости, определение объемных расходов жидкости и газа на входе в модель обсадной колонны и объемного расхода отсепарированного газа на выходе из испытуемого газосепаратора. По определенным данным вычисляют газосодержание рабочей жидкости, подаваемой в модель обсадной колонны, остаточное газосодержание, а также коэффициент сепарации газосепаратора. Формирование рабочей жидкости осуществляется с помощью стендового роторного диспергатора, который позволяет регулировать степень дисперсности газа в рабочей жидкости. Изобретения направлены на создание при проведении испытаний условий, максимально приближенных к реальным условиям работы в скважине, упрощение процесса проведения испытаний, сокращение времени их проведения и получения достоверных и точных результатов. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области фотометрии, и касается пассивной инфракрасной штриховой миры. Мира включает в себя штриховые элементы различных типоразмеров. Штриховые элементы выполнены в виде прямоугольных рам с установленными в них поворотными экранирующими пластинами. Экранирующие пластины выполнены с двухсторонним излучающим покрытием, имеющим максимальный и минимальный коэффициенты излучения. Оси вращения пластин установлены в отверстиях продольных стенок металлических рам. На внешней стороне продольной стенки рамы установлен механизм поворота пластин, обеспечивающий возможностью синхронного поворота каждой пластины вокруг своей оси на любой угол в диапазоне от 0° до 360° и фиксации их в этом положении. Технический результат заключается в расширении динамического диапазона, повышении точности и производительности измерений. 1 з.п. ф-лы. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для проверки балансировочных станков и подтверждения их характеристик. Контрольный ротор состоит из вала и диска, на валу установлены радиально-упорные подшипники, зафиксированные от осевого перемещения разрезными стопорными кольцами. Вал крепится к диску по резьбовой части отверстия и имеет жесткую посадку по гладкой части отверстия, исключающую люфты в резьбовом соединении. Осевое положение вала в диске определено посадочной поверхностью, сформированной в месте перехода резьбовой части в гладкую часть отверстия. Разъем контрольного ротора в месте соединения вала с диском обеспечивает установку радиально-упорного подшипника на вал контрольного ротора с возможностью монтажа-демонтажа для регламентных проверок и замены при необходимости. Технический результат заключается в повышении точности проверок балансировочных станков, в том числе рассчитанных на балансировку роторов большой массы, а также увеличение сроков службы опорных поверхностей контрольного ротора и станка. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение предназначено для балансировки колес и для замены шин. Установка содержит шпиндель (1), поддерживаемый с возможностью вращения на станине (2) станка и выполненный с возможностью установки и снятия сборки шина-обод или обода автомобильного колеса на него или с него, средства (3, 4) измерения дисбаланса, функционально соединенные со шпинделем (1) и имеющие, по меньшей мере, одно направление (12, 12а, 12b) измерения дисбаланса, в котором определяют усилия, создаваемые дисбалансом сборки (8, 9) шина-обод или ободом (9) колеса; приспособления (5, 6 и 44) шиномонтажного станка, опирающиеся на станину (2) станка и выполненные с возможностью монтажа шины на ободе и демонтажа шины с обода. Технический результат – повышение точности балансировки колес. 10 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области авиационно-космической техники. Способ определения аэродинамического нагрева натуры в опережающих летных исследованиях на модели включает определение высоты и скорости полета модели, теплопроводности, объемной теплоемкости и степени черноты материала ее теплозащиты, а также аэродинамического теплового потока на наружной поверхности натуры в сходственных с моделью точках из условия подобия в этих точках распределений температуры в материалах теплозащиты модели и натуры. Температуру и кондуктивный тепловой поток на наружной поверхности модели определяют из решения интегральных уравнений по измеренным в материале теплозащиты с помощью термопар температурам. Последовательно определяют высоту полета модели, статические температуру и давление воздушного потока на высоте полета модели, теплопроводность материала теплозащиты модели, объемную теплоемкость материала теплозащиты модели и степень черноты материала теплозащиты модели. В материале теплозащиты модели устанавливают термопары и проводят опережающие летные исследования на модели. После проведения испытаний последовательно определяют на наружной поверхности модели температуру, кондуктивный тепловой поток и аэродинамический тепловой поток. Изобретение направлено на повышение точности определения аэродинамического нагрева натуры. 5 ил.
Наверх