Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена. Технический результат заключается в обеспечении по длине перегонного тоннеля и на станциях метрополитена условий, гарантирующих безопасность эксплуатации тоннелей в штатной и аварийной ситуациях, а также регламентируемые санитарно-гигиенические параметры воздушной среды, в частности, положительную температуру тоннельного воздуха в зимний период и отсутствие превышения максимально допустимой температуры летом. Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты. Одна из шахт расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции. Наружный воздух из приточной вентиляционной шахты направляют в вентиляционный канал, расположенный в верхней части тоннеля, а затем через клапан, связывающий центральную часть вентиляционного канала с тоннелем, перепускают воздух в тоннель с возможностью организации его движения по нему в противоположенных направлениях. Перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции. Причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:, где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °C; tн - температура наружного воздуха, °C; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °C. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена.

Известен способ вентиляции станций метрополитена в зимнее время года (Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Недра, 1975, стр. 37), когда при отрицательной температуре атмосферного воздуха проветривание выработок метрополитена осуществляется за счет подачи наружного воздуха в перегонные тоннели через вентиляционную шахту, а его удаление на поверхность - через вестибюли станции. При этом двигающийся по тоннелю в сторону станции воздух нагревается вначале за счет подмешивания циркуляционных потоков, а затем в результате теплообмена с поверхностью обделки.

Недостаток способа заключается в том, что при мелком заложении выработок метрополитена на конечную температуру циркуляционных воздушных потоков оказывают влияние климатические условия на поверхности, что обуславливает ее снижение по сравнению с метрополитенами глубокого заложения. Кроме того, теплообмен окружающих тоннели метрополитена пород с поверхностью значительно сокращает количество теплоты, аккумулируемой в породах в теплый период времени. Все это, в конечном итоге, может привести к переохлаждению подземных сооружений станций и, как следствие, к аварийным ситуациям, например замерзанию водоводов.

Известен способ тоннельной вентиляции (авторское свидетельство SU №1588874, опубл. 30.08.1990 г.), в котором атмосферный воздух всасывается в тоннель через вентиляционную шахту за счет разрежения, создаваемого прибывающим на станцию поездом. При отходе поезда со станции тоннельный воздух выталкивается из тоннеля за счет организации перекрытия проходного сечения тоннеля.

Недостатком способа является необходимость использования специального дорогостоящего устройства - затвора, не создающего препятствия для движения поездов. Конструкция затвора должна обеспечивать открытие проходного сечения тоннеля с высокой вероятностью безотказной работы, близкой к 100%.

Кроме того, способ не позволяет изменять соотношение между количествами теплого и холодного воздуха, поступающих на тупиковые станции метрополитена в холодный период года, когда для экономии теплоты шахтные вентиляторы отключены, а перегонные вентиляционные шахты метрополитенов мелкого заложения закрыты. Это связано с тем, что при этом способе потоки теплого и холодного воздуха при использовании движутся по одному и тому же вентиляционному тракту, что не позволяет осуществить регулируемое перераспределение этих потоков для сохранения комфортной температуры воздуха в вестибюле и на пассажирской платформе тупиковой станции.

Известен способ тоннельной вентиляции (патент РФ №2312222, опубл. 10.12.2007 г.), включает подачу свежего воздуха и отвод отработанного воздуха через вентиляционные тракты, соединяющие тоннель с атмосферой. Для создания и регулирования требуемого расхода меняют аэродинамическое сопротивление поезда в тоннеле путем перекрытия сечения между поездом и стенкой тоннеля управляемыми заслонками, установленными на поезде.

Недостатком способа является сложность конструкции, обусловленная необходимостью установки заслонок на поезде.

Известен способ вентиляции тупиковой станции метрополитена (патент РФ №2278268, опубл. 10.01.2006 г.), включает перемещение потоков воздуха под воздействием движущегося электропоезда и подачу свежего воздуха на пассажирскую платформу станции через вентиляционную шахту, при этом при подходе электропоезда к станции вентиляционный клапан шахты закрывают и весь теплый отработанный воздух отводят в атмосферу через вестибюль, создают разрежение воздуха на платформе за счет «поршневого эффекта» при движении отходящего поезда, что обеспечивает всасывание на станцию через павильон и вестибюль свежего холодного воздуха, часть которого подают на платформу через вентиляционную шахту путем открытия вентиляционного клапана, а часть - через вестибюль.

Недостаток способа заключается в том, что его эксплуатационные возможности ограничены, поскольку он используется, в основном, для вентиляции тупиковых станций метрополитена в зимний период за счет регулирования температуры воздуха путем открывания вентиляционного клапана при подходе поезда и закрывания его при отходе поезда.

Известен способ вентиляции метрополитена мелкого заложения (А.Х. Поляков. Проектирование вентиляции тоннелей. М.: Изд-во литературы по строительству, 1971. Стр. 26-27), принятый за прототип, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха с поверхности по вентиляционному каналу с одной стороны станции на вход одной части двухпутного тоннеля в направлении движения поездов и удалении исходящей воздушной струи через симметричный вентиляционный канал в противоположенной стороне станции на выходе из другой части двухпутного тоннеля. При этом двухпутный тоннель разделяют непроницаемой перегородкой, сооруженной вдоль оси тоннеля.

Недостатком способа является наличие перегородки, разделяющей двухпутный тоннель на две части. Это затрудняет размещение в тоннелях современного эксплуатационного оборудования, а также вследствие действия поршневого эффекта приводит к значительному увеличению скорости движения воздуха, что снижает эффективность работы вентиляционного оборудования.

Технический результат заключается в обеспечении по длине перегонного тоннеля и на станциях метрополитена условий, гарантирующих безопасность эксплуатации тоннелей в штатной и аварийной ситуациях, а также регламентируемые санитарно-гигиенические параметры воздушной среды, в частности, положительную температуру тоннельного воздуха в зимний период и отсутствие превышения максимально допустимой температуры летом.

Технический результат достигается тем, что перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от расхода наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С. При возникновении пожара в тоннеле удаление из него на поверхность пожарных газов и дыма осуществляют через открытые клапаны, расположенные слева и справа от очага пожара, по вентиляционному каналу и приточной вентиляционной шахте.

При положительной температуре наружного воздуха в вентиляционный канал через станционную вентиляционную шахту подают только наружный воздух. Его выпуск в тоннель производят через открытые клапаны с возможностью осуществления дальнейшего движения по тоннелю по направлениям к соседним станциям и удалением на поверхность через вытяжные вентиляционные шахты.

Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена поясняется следующими фигурами:

фиг. 1 - схема вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена при эксплуатации в зимний период,

фиг. 2 - схема вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена при возникновении пожара, где:

1 - двухпутный тоннель;

2 - станции метро;

3 - вентиляционный канал;

4 - вытяжная станционная вентиляционная шахта;

5 - приточная станционная вентиляционная шахта;

6 - приточный вентилятор;

7 - рециркуляционный вентилятор;

8 - холодный наружный воздух;

9 - теплый тоннельный воздух;

10 - вытяжные вентиляторы;

11 - наклонный ствол;

12 - клапаны в вентиляционном канале;

13 - стоящий на перегоне горящий поезд;

14 - удаляемые из тоннеля пожарные и дымовые газы.

Способ осуществляется следующим образом.

Подача наружного воздуха 8 в двухпутный тоннель 1 (фиг. 1) осуществляется в течение годового периода по приточной вентиляционной шахте 5, расположенной на станции 2, с помощью приточного вентилятора 6, а удаление одной части тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля вытяжными вентиляторами 10 через вытяжную вентиляционную шахту 4, которая расположена на той же станции 2, где находится приточная шахта 5, а другой части воздуха через наклонный ход 11, расположенный на соседней станции 2, наружный воздух 8 из приточной вентиляционной шахты 5 направляют в вентиляционный канал 3, расположенный в верхней части двухпутного тоннеля, а затем через один из клапанов 12, связывающий вентиляционный канал с тоннелем и расположенный в его центральной части, перепускают воздух в тоннель с возможностью организации его движения по нему в противоположных направлениях.

В зимний период времени способ включает подачу в вентиляционный канал 3 смеси холодного наружного воздуха 8, подаваемого с поверхности по станционной вентиляционной шахте 5, и части теплого тоннельного воздуха 9, отбираемого со станции вытяжными вентиляторами и направляемого для смешения с холодным воздухом с помощью рециркуляционных вентиляторов 7, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С,

При положительной температуре наружного воздуха в вентиляционной канал через станционную вентиляционную шахту подают только наружный воздух. Его выпуск в тоннель производят через открытые клапаны 12, рассредоточенные по длине тоннеля, с возможностью осуществления дальнейшего движения по тоннелю по направлениям к соседним станциям и удалением на поверхность с помощью вытяжных вентиляторов 10 через вытяжные станционные шахты 4, расположенные там же, где и приточные шахты, и через наклонные хода 11 на соседней станции.

При возникновении пожара в тоннеле удаление пожарных и дымовых газов 14 (фиг. 2) осуществляется по вентиляционному каналу 3 и приточной шахте 5 через открытые клапаны 12, расположенные слева и справа от стоящего поезда 13, к которому приурочен очаг пожара.

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена.

Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты, одна из которых расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции, отличающийся тем, что перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С. При возникновении пожара в тоннеле удаление из него на поверхность пожарных газов и дыма осуществляют через открытые клапаны, расположенные слева и справа от очага пожара, по вентиляционному каналу и приточной вентиляционной шахте.

1. Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, вентиляционному каналу, находящемуся в верхней части тоннеля, и клапану, связывающему центральную часть вентиляционного канала с тоннелем, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты, одна из которых расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции, отличающийся тем, что перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции, причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:

где Gн - весовое количество наружного воздуха, кг/с; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °С; tн - температура наружного воздуха, °С; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °С.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при возникновении пожара в тоннеле удаление из него на поверхность пожарных газов и дыма осуществляют через открытые клапаны, расположенные слева и справа от очага пожара, по вентиляционному каналу и приточной вентиляционной шахте.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для управления режимом работы шахтной главной вентиляторной установки (ГВУ) подземного горнодобывающего предприятия с одновременной выработкой электроэнергии.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оперативного определения воздухораспределения в сети горных выработок в штатных и аварийных режимах проветривания шахт и рудников.

Изобретение относится к горному делу, а именно к проветриванию карьеров, и может быть использовано для интенсификации воздухообмена в карьерном пространстве, очистки воздуха, поступающего в карьерное пространство, и защиты воздушного бассейна от загрязнений, образующихся при ведении горных работ открытым способом.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при определении механической энергии движущихся тел в горных выработках шахт. Технический результат заключается в повышении точности определения механической энергии движущихся тел и повышении достоверности подачи величины расхода воздуха в шахты.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при искусственном проветривании застойных зон глубоких карьеров. Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эффективности энергетического воздействия средств вентиляции на воздушный бассейн карьера при дефиците энергии неустойчивости внутрикарьерной атмосферы.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания уклонных блоков на месторождениях высоковязкой нефти и природного битума, подземная добыча которых производится шахтным способом.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при искусственном проветривании застойных зон глубоких карьеров. Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эффективности регулирования вентиляционных потоков и их распределения между застойными зонами, что позволяет уменьшить материальные и энергетические затраты на проветривание карьера.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к системам автоматизации вентиляторных установок, и может быть использовано для обеспечения безопасного, энерго- и ресурсосберегающего проветривания подземных горнодобывающих предприятий.

Изобретение относится к области вентиляции и кондиционирования, а именно к устройствам с естественной вентиляцией с утилизацией тепла. Технический результат направлен на создание устройства с естественной энергонезависимой вентиляцией с возможностью утилизации тепла, распределенного в толще грунта, позволяющего поддерживать положительную температуру внутри подземного сооружения, обеспечивая естественную вентиляцию, предотвращающую опасный уровень загазованности помещения.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для проветривания выемочных участков (панелей и блоков). Технический результат заключается в разработке энергоэффективного способа проветривания выемочного участка при обратном порядке отработки полезного ископаемого, расположенного по падению пласта, обеспечивающего регулирование работы вентиляторов местного проветривания в зависимости от величин тепловых депрессий, возникающих между выработками выемочного участка, а также угла γ наклона камер относительно оси выемочного штрека.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при проветривании подземных горнодобывающих предприятий. Согласно способу подают наружный воздух по воздухоподающему стволу за счет работы главной вентиляторной установки (ГВУ), нагревают его в шахтной калориферной установке. Нагретый воздух подают в воздухоподающий ствол, при этом в воздухоподающий ствол подсасывается и наружный воздух через надшахтное здание ствола. При нагреве определяют величину общерудничной естественной тяги в микроконтроллерном блоке с помощью данных, полученных с датчиков температуры, давления, либо плотномеров и датчиков расхода воздуха, установленных в калориферном канале. В околоствольном дворе воздухоподающего ствола, в главных вентиляционных выработках, подходящих к вентиляционному стволу, и в поверхностном комплексе главной вентиляторной установки. Теплопроизводительность шахтной калориферной установки и режим работы главной вентиляторной установки регулируются устройствами управления, на которые поступает информация с микроконтроллерного блока в зависимости от величины общерудничной естественной тяги. Отводят воздух по вентиляционному стволу на поверхность, при этом подсасывается наружный воздух через надшахтное здание вентиляционного ствола. В воздухоподающем стволе выше уровня пересечения с ним калориферного канала и в вентиляционном стволе выше уровня канала главной вентиляторной установки устанавливают воздушные завесы, которые подают воздух навстречу подсасываемым потокам воздуха. При этом режим работы воздушных завес регулируется устройствами управления, на которые поступает информация с микроконтроллерного блока в зависимости от объема подсасываемого воздуха, определяемого датчиками расхода воздуха. Технический результат заключается в снижении энергетических затрат на нагрев воздуха в шахтных калориферных установках и на работу ГВУ и обеспечении безопасности воздухоподготовки в холодное время года подземного горнодобывающего предприятия. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при определении неравномерной мощности перемещения тела. Согласно способу устанавливают тело во входное сечение выработки, измеряют массу тела, устанавливают в выработке неподвижную воздушную среду, предоставляют телу возможность движения по выработке, измеряют ее длину, измеряют миделево сечение тела, время движения тела, определяют заданную скорость движения среды относительно тела, определяют заданную силу и определяют предельные отклонения от их значений, при наличии отклонений устанавливают в выходном сечении выработки соответствующие их значения, измеряют силу тела и скорость движения среды относительно тела и определяют удельную плотность объемного расхода среды. Затем замеряют в выходном сечении выработки силу и удельную плотность объемного расхода среды при каждом замере. После этого определяют показатели режимов изменения силы, удельной плотности объемного расхода среды, определяют величину начальной мощности и определяют неравномерную мощность движущегося тела в конечном сечении выработки при переменной силе, переменной удельной плотности объемного расхода среды, разных режимах их изменения по приведенным математическим формулам. Технический результат заключается в повышении точности определения неравномерной мощности, производимой отношением силы к удельной плотности объемного расхода текущей среды, и повышении достоверности подаваемого в выработку воздуха. 1 ил.

Группа изобретений относится к системам обогрева, а именно к способу подогрева шахтного вентиляционного воздуха и устройству для его осуществления. Способ включает нагрев атмосферного воздуха дымовыми газами, поступающими из камеры сгорания топлива, подачу его в шахту через вентиляционную систему. В поток вентиляционного воздуха, непосредственно во всасывающий канал шахтного вентилятора главного проветривания, дозированно подают присадку горячего воздуха. В камере сгорания используют вторичное дутье. Вторичный воздух подогревают в конвективной рубашке боковых стенок камеры сгорания. В выходном газоходе используют поддув холодного воздуха, который направляют вверх под углом не менее 45°.Камера сгорания топлива снабжена расположенными снаружи вентиляторами вторичного дутья и выполненными в боковых стенках наклонными щелевыми форсунками. Наружная поверхность боковых стенок камеры сгорания топлива снабжена конвективной рубашкой. В потолочной части камеры сгорания топлива расположены газовые горелки. Улучшает подогрев шахтного воздуха, при исключении попадания дымовых газов в вентиляционный поток, подаваемый в шахту. Обеспечивает увеличение кпд воздухонагревательной установки за счет полного сгорания топлива, уменьшение металлоемкости воздуховода. 2 н.з. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к горной и нефтедобывающей промышленности. Технический результат заключается в повышении надежности и производительности установки. Шахтная установка содержит вентиляционный блок с совмещенной входной коробкой, выходные диффузоры которого объединены в один воздуховод для подачи воздуха в скважину. Входные коллекторы вентиляционного блока размещены на торцах совмещенной входной коробки, а совмещенное заборное устройство включает в себя фильтры воздушные, секции перепускного канала на входе и выходе, секцию охлаждения системы кондиционирования воздуха, вертикальную промежуточную камеру смешения, секцию нагрева системы кондиционирования воздуха. Секции перепускного канала оснащены входным и выходным воздушными клапанами. Секции охлаждения и нагрева также оснащены входным и выходным воздушными клапанами, между которыми установлены теплообменник охлаждения воздуха и теплообменник нагрева воздуха. При этом установка снабжена пароэжекторной холодильной машиной, служащей источником охлажденной воды для охлаждения технологического теплоносителя системы кондиционирования воздуха, и тепловым пунктом с теплообменниками нагрева и охлаждения технологического теплоносителя системы кондиционирования воздуха. Причем для охлаждения в пароэжекторной холодильной машине воды на противоположном от совмещенного заборного устройства участке установки размещена вентиляторная градирня. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к вентиляции и может быть применено для систем основной вентиляции метрополитена. Технический результат заключается в поддержании нормативных температурно-влажностных параметров и содержания кислорода и углекислого газа в воздушной среде во всех местах платформы станции, снижении интенсивности дутьевых потоков, снижении эксплуатационных затрат на регулирование воздуха. Способ включает подачу на станцию поршневого потока из тоннелей прихода поездов. Рассредоточенное удаление отработанного воздуха через подплатформенное пространство станционной вентиляционной шахтой и наклонные ходы и тоннели ухода поездов. При выходе из тоннеля на станцию поршневой поток разделяется на два потока: один в объеме примерно 1/3 части поступающего поршневого потока подают в виде наклонных компактных вентиляционных струй к средней трети станции по каналу, расположенному под сводом платформы, площадь сечения которого примерно 8 м2, а второй в виде ослабленного поршневого потока поступает на платформу из тоннеля у торца станции. В центре платформы станции смесь поршневого потока и воздуха станции образует два потока в сторону вытяжек. Каждый поток по мере движения к вытяжке пополняется ослабленным поршневым потоком, поступающим на платформу из торца станции непосредственно из тоннелей прихода поездов. Одновременно по ходу движения часть потока отработанного воздуха удаляется рассредоточенно станционной шахтой через вытяжные отверстия. Забор воздуха в канал осуществляется при помощи вентиляторного агрегата и поршневого действия поездов, причем место забора тоннельного воздуха в канал располагается до области взаимодействия тоннельного потока и вытяжного отверстия станционной шахты с целью снижения интенсивности эжекции поршневого потока. 2 н.п. ф-лы, 11 ил., 4 табл.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для определения расхода воздуха, протекающего по выработанному пространству очистного забоя. Технический результат заключается в исключении условий для формирования взрывоопасных метановоздушных смесей на выемочных участках газовых шахт за счет обоснованно установленного расхода воздуха, протекающего по выработанному пространству выемочного участка. Способ включает установление среднесуточной нагрузки на очистной забой, абсолютной метанообильности призабойного пространства, расхода воздуха по выработкам выемочного участка и концентрации метана в рудничном воздухе. При этом выявляют количественную связь между среднесуточной нагрузкой на очистной забой и метанообильностью выработанного пространства. Метанообильность выработанного пространства и расход воздуха, протекающего по выработанному пространству участка, определяют с учетом доли метанообильности призабойного пространства лавы и пределов взрывоопасных концентраций метана в рудничном воздухе по зависимостям: и где Iв.п - метанообильность выработанного пространства выемочного участка, м3/мин; А - среднесуточная нагрузка на очистной забой, тонн; а и в - эмпирические коэффициенты; n - доля метанообильности призабойного пространства лавы Iп.п (м3/мин) в метанообильности выработанного пространства участка, доли ед.; Qв - расход воздуха, протекающего по выработанному пространству, м3/мин; с - взрывоопасная концентрация метана в рудничном воздухе, % (объемные). 1 ил.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к системе вентиляции угольной шахты и устройству для извлечения метана из рудничного воздуха. Технический результат заключается в предотвращении взрывов из-за скоплений метановоздушной смеси под кровлей с возможностью последующей концентрации метановоздушной смеси для дальнейшего использования. Система вентиляции включает по меньшей мере три воздуховода, По одному нагнетательному воздуховоду поступает чистый воздух, при этом площадь нагнетательного зонта значительно превышает сечение воздуховода. По второму воздуховоду, соединенному с устройством для извлечения метана из рудничного воздуха, удаляется рудничный воздух, содержащий сконцентрированный метан, при этом площадь вытяжного зонта значительно превышает сечение воздуховода, и он установлен в максимально высоких точках штрека. По третьему воздуховоду удаляется загрязненный рудничный воздух, и он установлен в максимально низких местах штрека. Воздуховоды имеют протяженность от очистного забоя до поверхности земли. По всей длине горной выработки поперек продольного направления в потолочной части установлены газонепроницаемые перегородки. К потолку штрека прикреплены на прочных нитях воздушные шары, наполненные негорючим газом, при этом воздушные шары тяжелее метана, но легче воздуха. На уровне нижней части газонепроницаемых перегородок установлены датчики, фиксирующие уровень высоты воздушных шаров, выполненные с возможностью передачи команды для увеличения или уменьшения скорости вытяжки рудничного воздуха, содержащего метан, и нагнетания чистого воздуха. Устройство для извлечения метана из рудничного воздуха, поступающего из шахты, включающее герметичный резервуар, к потолочной части которого прикреплены воздушные шары, наполненные негорючим газом, при этом шары тяжелее метана, но легче воздуха. На уровне средней части и выше установлены датчики, фиксирующие уровень нахождения воздушных шаров, с возможностью передачи команды для увеличения или уменьшения скорости вытяжки метана/воздуха, обогащенного метаном. На уровне средней части и ниже установлен воздуховод, подающий рудничный воздух, поступающий из шахты и содержащий в большом количестве метан. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена, более конкретно к затвору поворотному защитно-герметическому для перегонного тоннеля метрополитена. Изобретение направлено на упрощение конструкции механизма герметизации рельс. Затвор включает защитное полотно, закрепленное посредством поворотных и опорной петель, механизм поворота полотна, механизм герметизации полотна, механизм герметизации рельс. Механизм герметизации рельс снабжен опорной балкой, выполненной в виде сварной металлической конструкции, установленной в нижней части защитного полотна затвора и закрепленной на нем посредством цилиндрических опор, которые одним концом жестко закреплены на защитном полотне. Привод механизма герметизации рельс представляет собой конический мотор-редуктор с выходным валом, два консольных конца которого выполнены с резьбой противоположного направления нарезки с размещением на них полых толкателей. Рычажная система механизма герметизации рельс состоит из соединенных между собой, с опорной балкой и с приводом пары тяг, пары верхних и пары нижних рычагов, при этом каждая из пары тяг одним концом шарнирно соединена с одним из полых толкателей, а вторым концом в общем узле соединения шарнирно соединена с одним концом верхнего рычага и одним концом нижнего рычага, второй конец каждого верхнего рычага шарнирно соединен с опорой, жестко закрепленной на защитном полотне затвора. Второй конец каждого из нижних рычагов посредством шаровой опоры соединен с металлической конструкцией опорной балки, причем в теле металлической конструкции опорной балки выполнены вертикальные прорези, внутри которых расположены боковые поверхности опорных шайб, установленных на свободных концах цилиндрических опор опорной балки. В нижней части металлической конструкции опорной балки по всей ее длине закреплено уплотнение. 9 ил.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, в частности к способу проветривания карьера. Технический результат заключается в улучшении воздухообмена карьерного пространства с окружающей средой. Способ заключается в проветривании карьера конвективными потоками теплоносителя, генерируемыми нагревателем, размещенным на поверхности карьера. При этом конвективные потоки формируют импульсной подачей теплоносителя со скоростью от 100 до 300 м/с и периодичностью от 1 до 5 сек. Конвективные потоки теплоносителя формируют поочередно, вначале с помощью конического сопла теплоносителя, обеспечивающего раскрытия конвективного потока на 1-2 градуса, затем с помощью конического сопла, обеспечивающего раскрытия конвективного потока на 3-5 градусов. Теплоносителем в период безветрия является водяной пар, а при атмосферных инверсиях - горячий воздух. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Способ разработки камерной системой при пластовой подготовке включает деление шахтного поля на выемочные участки, проходку пластовых подготовительных выработок, отработку полезного ископаемого очистными камерами прямым или обратным порядком, доставку руды самоходным оборудованием, транспортировку руды конвейерами, проветривание очистных камер с помощью вентилятора местного проветривания. Отработку пластов ведут поочередно, сначала отрабатывают верхний пласт, а затем нижний. Свежий воздух подают по подготовительным выработкам нижнего пласта, а исходящую струю воздуха удаляют по подготовительным выработкам верхнего пласта. Почву конвейерного штрека на нижнем пласте заглубляют относительно почвы выемочных штреков. На верхнем пласте проходят один транспортный штрек, а на нижнем пласте - конвейерный, с которых ведут зарубку на очистные камеры. Изобретение позволяет повысить производительность очистных работ и снизить трудозатраты при добыче полезного ископаемого за счет исключения проходки вентиляционных скважин и междукамерных сбоек, а также повысить эффективность вентиляции рабочей зоны за счет организации схемы проветривания с удалением исходящей струи воздуха по подготовительным выработкам обособлено от рабочих зон. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена. Технический результат заключается в обеспечении по длине перегонного тоннеля и на станциях метрополитена условий, гарантирующих безопасность эксплуатации тоннелей в штатной и аварийной ситуациях, а также регламентируемые санитарно-гигиенические параметры воздушной среды, в частности, положительную температуру тоннельного воздуха в зимний период и отсутствие превышения максимально допустимой температуры летом. Способ вентиляции двухпутных перегонных тоннелей метрополитена, включающий круглогодичную подачу наружного воздуха в двухпутный тоннель по приточной вентиляционной шахте, расположенной на станции, и удалении тоннельного воздуха из двухпутного тоннеля через вытяжные вентиляционные шахты. Одна из шахт расположена на той же станции, где находится приточная шахта, а другая - на соседней станции. Наружный воздух из приточной вентиляционной шахты направляют в вентиляционный канал, расположенный в верхней части тоннеля, а затем через клапан, связывающий центральную часть вентиляционного канала с тоннелем, перепускают воздух в тоннель с возможностью организации его движения по нему в противоположенных направлениях. Перед подачей в вентиляционный канал в зимний период времени наружный воздух смешивают с тоннельным воздухом, имеющим положительную температуру, который забирают непосредственно со станции. Причем количество тоннельного воздуха, смешиваемого с наружным воздухом, определяют в зависимости от количества наружного воздуха и его температуры по соотношению:, где Gн - весовое количество наружного воздуха, кгс; tтр - температура воздуха, направляемого в вентиляционный канал, после смешения холодного наружного и части тоннельного воздуха, °C; tн - температура наружного воздуха, °C; tт - температура тоннельного воздуха на станции, °C. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Наверх