Способ компенсации ошибок орбитального гирокомпаса

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение для повышения точности угловой ориентации орбитальных космических аппаратов (КА), в которых применяются системы ориентирования с использованием орбитальных гирокомпасов (ОГК). Технический результат - повышение точности. Для этого обеспечивают автокомпенсацию ошибки ОГК, обусловленные собственными детерминированными ошибками построителя местной вертикали (ПМВ) по крену и тангажу, а также ошибки ОГК, обусловленные постоянными составляющими собственного дрейфа гироскопических датчиков измерителя угловых скоростей в каналах курса, тангажа и крена. Измерение указанных ошибок достигается за счет создания условий их наблюдаемости. 2 з.п. ф-лы.

 

Предлагаемое изобретение относится к области ориентации космических аппаратов (КА), а точнее к способу ориентации КА с использованием орбитального гирокомпаса (ОГК).

Аналогом может служить техническое решение, изложенное в статье авторов А. Брайсона и В. Кортюма «Вычисление местного углового положения орбитального космического аппарата». Труды III Международного симпозиума ИФАК по автоматическому управлению в мирном использовании космического пространства. Управление в космосе т. 2, с. 83-105, Москва, «Наука», 1972 г. Авторы рассматривают способ компенсации ошибок прибора ориентации по Земле (ПОЗ) и дрейфа гироскопов с использованием методов оптимальной фильтрации. Главный недостаток способа - принципиально исключена возможность компенсации влияния детерминированной ошибки ПОЗ в канале тангажа и собственного дрейфа (ГИУС).

Известно также техническое решение, представленное в статье авторов Кэмпбел, Коффи «Цифровые системы отсчета углов». Журнал «Вопросы ракетной техники», 1971 г., №11, стр. 63÷88. В нем рассматривается способ и устройство для управления угловым движением КА с использованием ОГК, в состав которого входит гироскопический измеритель угловой скорости (ГИУС), построитель местной вертикали (ПМВ) и вычислитель. Способ не дает решения задачи компенсации ошибок ПМВ и собственного дрейфа ГИУС.

Наиболее близким аналогом является техническое решение, защищенное патентом РФ №2509690, в котором реализован способ ориентации КА, включающий ориентацию и стабилизацию КА относительно местной вертикали по крену и тангажу с помощью ПМВ и приведение КА по курсу в плоскость орбиты в режиме орбитального гирокомпасирования с использованием показаний ГИУС. Способ не позволяет компенсировать ошибки системы ориентации KA, обусловленные детерминированными ошибками ПМВ по крену и тангажу и собственным дрейфом ГИУС.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно измерение и компенсацию указанных выше ошибок ОГК, используя при этом внутренние ресурсы системы орбитального гирокомпасирования, т.е. ошибки автокомпенсировать.

Для достижения цели, в отличие способа компенсации ошибок ОГК, включающего ориентацию и стабилизацию КА относительно местной вертикали по крену и тангажу с помощью ПМВ и приведение КА по курсу в плоскость орбиты в режиме орбитального гирокомпасирования с использованием показаний ГИУС, установленных по связанным осям КА, выполняют приведенные ниже операции. В установившемся режиме ориентации измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции ОГК в канале курса и крена ε ^ β 0 . Сохраняя режим гирокомпасирования, поворачивают КА по курсу на угол плюс (или минус) сто восемьдесят градусов, дожидаются установившегося режима ориентации и вновь измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции в канале курса и крена ε ^ β + 180 . По результатам измерений рассчитывают и запоминают математические ожидания ошибок ПМВ в канале крена и собственного дрейфа ГИУС в канале курса в соответствии с формулами

где Δ γ ^ П М В - математическое ожидание детерминированной ошибки ПМВ в канале крена, которая включает собственную ошибку ПМВ и ошибку установки ПМВ относительно связанных осей КА;

- математическое ожидание постоянной составляющей собственного дрейфа ГИУС в канале курса;

К2 - коэффициент коррекции ОГК в канале курса;

- орбитальная угловая скорость движения КА по орбите на моменты измерений.

Поворачивают КА по курсу на плюс девяносто градусов относительно ОСК, дожидаются установившегося режима ориентации, измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции ОГК в канале курса и тангажа ε ^ θ + 90 , после чего поворачивают КА по курсу относительно ОСК на минус девяносто градусов, дожидаются установившегося режима ориентации и вновь измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции ОГК в канале курса и тангажа ε θ 90 . По результатам измерений рассчитывают и запоминают математические ожидания ошибок ПМВ в канале тангажа и собственного дрейфа ГИУС в канале курса в соответствии с формулами

где Δ ϑ ^ ПМВ - математическое ожидание детерминированной ошибки ПМВ в канале тангажа, которая включает собственную ошибку ПМВ и ошибку установки ПМВ относительно связанных осей КА;

- математическое ожидание постоянной составляющей собственного дрейфа ГИУС в канале курса.

Полученные значения ошибок вводят в выходные сигналы ПМВ по крену на величину и тангажу на величину: Δ ϑ ^ П М В и в выходной сигнал ГИУС в канале курса на величину D ^ Y .

Ниже приведен пример реализации способа.

Уравнения движения ОГК с возможностью поворота КА на неограниченные углы по курсу относительно ОСК имеют вид (см. патент 2509690):

где обозначено

Δγ, Δ γ ˙ , ΔΨ, , Δϑ, Δ ϑ ˙ - углы и угловые скорости КА относительно приборных осей ОГК соответственно по крену, курсу и тангажу, поступающие в контур стабилизации КА;

ΨКА/ОСК - положение связанных осей КА относительно ОСК по курсу;

ΨПР - угол программного поворота КА по курсу относительно ОСК;

α, β, θ - положение (ошибки) приборных осей ОГК относительно ОСК соответственно в каналах курса, крена и тангажа;

Ψ, γ, ϑ - положение (ошибки) ориентации связанных осей КА относительно программной системы координат (ПСК) соответственно по курсу, крену и тангажу;

γПМВ, ϑПМВ - выходные сигналы ПМВ по крену и тангажу соответственно;

ΔγПМВ, ΔϑПМВ - детерминированные ошибки ПМВ в каналах крена и тангажа, включая ошибки установки ПМВ относительно связанных осей КА;

K1, K2, K3 - коэффициенты усиления;

, - текущее и программное значения орбитальной угловой скорости движения КА;

ωX, ωY, ωZ - угловые скорости КА относительно ОСК в каналах крена, курса и тангажа соответственно;

ωХГ, ω, ω - показания гироскопических датчиков ГИУС по осям крена, курса и тангажа соответственно;

DX, DY, DZ - собственные дрейфы гироскопических датчиков ГИУС в каналах крена, курса и тангажа соответственно.

Решая (5-23) последовательно для ΨΠΡ=0°, 180°, +90°, -90° при , найдем искомые решения для сигналов коррекции ОГК в искомой форм (1-4). Математические ожидания сигналов получают путем их обработки вычислений, например, методами наименьших квадратов, скользящего окна, полиминальными фильтрами и др.

Полученные ошибки вводят на выход датчиков ориентации, компенсируя их ошибки:

Для достижения результата по п. 2 формулы изобретения в контур коррекции ОГК вводят интегрально-позиционную коррекцию (изодром - уравнения 5 и 7). В канале танагажа это можно сделать только в положения КА по курсу 0° и 180°, а в канале крена только в положениях ±90°. В противном случае ОГК потеряет устойчивость.

Уравнения движения ОГК для канала тангажа (см. 7):

В установившемся режиме ориентации математические ожидания сигналов интеграторов равны

где , - математические значения сигналов интеграторов изодромов в положениях КА по курсу ноль и сто восемьдесят градусов соответственно. Исходя из (6, 7) математическое ожидание собственного дрейфа гироскопического датчика в канале тангажа равно

В канале крена при ΨПР=±90° уравнения движения ОГК после введения изодрома примут вид (см. 5):

В установившихся режимах ориентации математические ожидания сигналов интеграторов равны

где , - математические ожидания сигналов интеграторов изодромов в положениях КА по курсу +90° и -90° соответственно.

Исходя из (32, 33) математическое ожидание собственного дрейфа гироскопического датчика в канале крена равно

Ошибки ГИУС компенсируют путем ввода поправок в выходные сигналы датчиков ГИУС крена и тангажа соответственно:

Для более точной оценки собственного дрейфа гироскопических датчиков угловой скорости в каналах крена и тангажа измерения и вычисления математических ожиданий пар сигналов интеграторов J ^ 0 , и , выполняют на интервалах времени, кратных периоду орбитального движения КА, т.к. в этом случае минимизируется разность , что существенно улучшает оценки математических ожиданий и .

1. Способ компенсации ошибок орбитального гирокомпаса (ОГК), включающий ориентацию и стабилизацию космического аппарата (КА) относительно местной вертикали по крену и тангажу с помощью построителя местной вертикали (ПМВ) и приведение КА по курсу в плоскость орбиты в режиме орбитального гирокомпасирования с использованием показаний гироскопических измерителей угловой скорости (ГИУС), установленных по связанным осям КА, отличающийся тем, что в установившемся режиме ориентации измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции ОГК в канале курса и крена сохраняя режим гирокомпасирования поворачивают КА по курсу на угол плюс или минус сто восемьдесят градусов, дожидаются установившегося режима ориентации и вновь измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции в канале курса и крена по результатам измерений рассчитывают и запоминают математические ожидания ошибок ПМВ в канале крена и собственного дрейфа ГИУС в канале курса в соответствии с формулами:


где - математическое ожидание детерминированной ошибки ПМВ в канале крена, которая включает собственную ошибку ПМВ и ошибку установки ПМВ относительно связанных осей КА;
- математическое ожидание постоянной составляющей собственного дрейфа ГИУС в канале курса;
K2 - коэффициент коррекции ОГК в канале курса и крена;
- орбитальная угловая скорость движения КА по орбите на моменты измерений,
поворачивают КА по курсу на плюс девяносто градусов относительно ОСК, дожидаются установившегося режима ориентации, измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции ОГК в канале курса и тангажа после чего поворачивают КА по курсу относительно ОСК на минус девяносто градусов, дожидаются установившегося режима ориентации и измеряют и запоминают математическое ожидание сигнала коррекции ОГК в канале курса и тангажа по результатам измерений рассчитывают и запоминают математические ожидания ошибок ПМВ в канале тангажа и собственного дрейфа ГИУС в канале курса в соответствии с формулами:


где - математическое ожидание детерминированной ошибки ПМВ в канале тангажа, которая включает собственную ошибку ПМВ и ошибку установки ПМВ относительно связанных осей КА;
- математическое ожидание постоянной составляющей собственного дрейфа ГИУС в канале курса, полученные значения ошибок вводят в выходные сигналы ПМВ по крену на величину и тангажу на величину и в выходной сигнал ГИУС в канале курса на величину

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для положений КА по курсу ноль и сто восемьдесят градусов относительно ОСК в контур ОГК по тангажу вводят интегрально-позиционную (изодромную) коррекцию сигналов ГИУС от ПМВ, в установившихся режимах ориентации для каждого положения КА измеряют и запоминают математические ожидания сигналов интеграторов изодромов, по которым вычисляют математическое ожидание собственного дрейфа ГИУС в канале тангажа в соответствии с формулами:

где

где - математические значения сигналов интеграторов изодромов в положениях КА по курсу ноль и сто восемьдесят градусов соответственно;
ϑПМВ - выходной сигнал ПМВ по тангажу;
θ - ошибка ОГК построения ОСК по тангажу;
Δθ - выходной сигнал ОГК по тангажу;
- текущая орбитальная угловая скорость КА;
- программная орбитальная угловая скорость КА,
таким же образом для положений КА плюс и минус девяносто градусов в контур ОГК по крену вводят интегрально-позиционную (изодромную) коррекцию сигналов ГИУС от ПМВ, в установившихся режимах ориентации для каждого положения КА измеряют и запоминают математические ожидания сигналов интеграторов изодромов, по которым вычисляют математическое ожидание собственного дрейфа ГИУС в канале крена в соответствии с формулами:

где

где - математические значения сигналов интеграторов изодромов в положениях КА по курсу плюс и минус девяносто градусов соответственно;
γПМВ - выходной сигнал ПМВ по крену;
β - ошибка ОГК построения ОСК по крену;
Δβ - выходной сигнал ОГК по крену;
- текущая орбитальная угловая скорость КА;
- программная орбитальная угловая скорость КА, полученные значения ошибок вводят в выходные сигналы ГИУС в канале крена на величину и в канале тангажа на величину

3. Способ по п. 2, отличающий тем, что измерения пар и проводят с временными периодами кратными целому периоду движения КА по орбите.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных поплавковых гироскопов. Двухстепенной поплавковый гироскоп содержит корпус с двумя торцевыми крышками, цилиндрическую поплавковую гирокамеру, установленную в корпусе на камневых опорах, поддерживающую жидкость, заполняющую зазор между корпусом гироскопа и поплавковой гирокамерой, обмотку обогрева и обмотку термодатчика, размещенные на наружной цилиндрической поверхности корпуса, датчик угла, датчик момента, при этом внутри корпуса соосно с ним установлен цилиндр, на внутренней поверхности которого вдоль поплавковой камеры изолированно от корпуса установлены две идентичные системы из m электродов, где m=2(n+2), n=1,2 …, жестко связанных с цилиндром, геометрический центр поверхности плоской развертки одной системы электродов лежит по одну сторону от плоскости, перпендикулярной продольной оси гироскопа, делит цилиндрическую поверхность встроенного цилиндра на две равные части и симметричен геометрическому центру поверхности плоской развертки второй системы.

Изобретение относится к следящим системам (СС) с гироскопическим приводом в качестве исполнительного механизма (ИМ). Технический результат - обеспечение устойчивой работы СС.

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при производстве электростатических гироскопов. Способ изготовления ротора электростатического гироскопа содержит этапы, на которых: формируют из сплошной заготовки сферическую поверхность ротора, выполняют вдоль его диаметральной оси сквозное цилиндрическое отверстие, выполняют финишную обработку поверхности ротора, устанавливают ротор в корпусе гироскопа, выполняют обезгаживание ротора в корпусе, при этом вдоль диаметральной оси ротора, перпендикулярной к оси сквозного цилиндрического отверстия, выполняют второе сквозное цилиндрическое отверстие.

Изобретение относится к микромеханическим датчикам скорости вращения, в которых используется эффект Кориолиса, в частности к микромеханическим гироскопам (ММГ) вибрационного типа.

Изобретение относится к системам регулирования температуры и может быть использовано в инерциальных микромеханических навигационных системах на основе датчиков ускорения и угловой скорости.

Изобретение относится к вибрационному инерциальному датчику угловой скорости, такому как гирометр или гироскоп, и к способу балансировки этого датчика. Вибрационный инерциальный датчик угловой скорости типа МЭМС содержит опору для, по меньшей мере, двух масс, которые установлены с возможностью перемещения по отношению к опоре, и, по меньшей мере, один электростатический привод и, по меньшей мере, один электростатический детектор, которые предназначены соответственно для выработки и обнаружения колебания масс, при этом массы подвешены в рамке, которая присоединена с помощью средства подвешивания к опоре так, что массы и рамка имеют три степени свободы в плоскости относительно опоры.

Изобретение относится к области управления рабочим орудием, присоединенным к корпусу машины, в частности к оценке ориентации и смещения рабочего орудия бульдозера относительно корпуса машины.

Изобретение относится к передаче данных телеизмерений через воздушный зазор. Технический результат заключается в уменьшении потребляемой мощности и сокращении длительности формируемых сигналов.

Изобретение относится к приборостроению и представляет собой способ уменьшения магнитного дрейфа зеемановских лазерных гироскопов, вызванного термоЭДС на границах материалов магнитного экрана и корпуса.

Изобретение относится к гироскопическим приборам для навигации, геодезии, измерения азимута на земной поверхности. Гирокомпас содержит корпус, платформу, датчик угловой скорости в виде гироскопа, закрепленного на платформе, датчик горизонта, приводной двигатель, систему управления гирокомпаса.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение для пространственной угловой ориентации орбитальных космических аппаратов (КА), в которых применяются системы ориентирования, построенные по принципу орбитального гирокомпасирования. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в него введены модуль контроля курса в канале крена (МКК-К), блок задания программных движений (БЗПД), модуль расчета программных движений (МРПД) и модуль компенсации взаимовлияния каналов ориентации (МКВК), функциональные связи между которыми позволяют КА обеспечить программные повороты одновременно по курсу, крену и тангажу, сохраняя при этом устойчивый режим гирокомпасирования. 6 ил.

Изобретение относится к области гироскопического приборостроения и предназначено для определения величин масштабных коэффициентов трехосных лазерных гироскопов (ТЛГ) с взаимно ортогональными осями чувствительности при проведении калибровки (паспортизации) бесплатформенных инерциальных навигационных систем, построенных на основе ТЛГ, или их составных частей. Способ определения масштабных коэффициентов трехосного лазерного гироскопа заключается в том, что лазерный гироскоп устанавливают на планшайбу поворотного стола, ось чувствительности лазерного гироскопа ориентируют коллинеарно оси вращения планшайбы, далее последовательно в двух противоположных направлениях поворачивают планшайбу на фиксированный угол, при этом с выхода гироскопа регистрируют количество и знак информационных импульсов, затем вычисляют величину масштабного коэффициента как отношение удвоенного значения заданного угла поворота к разности между количеством информационных импульсов, зарегистрированных при вращении планшайбы против часов стрелки и по часовой стрелке, при этом для ориентации оси чувствительности трехосного лазерного гироскопа коллинеарно оси вращения планшайбы две другие оси чувствительности выставляют ортогонально оси вращения планшайбы. Технический результат - повышение точности определения масштабных коэффициентов ТЛГ. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к регулирующим устройствам. Заявлена группа изобретений, включающая регулирующее устройство, датчик угловой скорости, способ эксплуатации регулирующего устройства с гармонической задающей величиной. Особенностью заявленной группы изобретений является наличие главного модуля регулятора, который выполнен с возможностью выводить из сигнала измерения и гармонического сигнала номинального значения управляющий сигнал для модуля исполнительных органов, и модуля расширения регулятора, который выполнен с возможностью при деактивированном модуле исполнительных органов определять из сигнала измерения фактическую фазу и фактическую амплитуду остаточного колебания осциллятора и выдавать в главный модуль регулятора согласованный с фактической фазой и фактической амплитудой гармонический сигнал номинального значения. Техническим результатом является обеспечение улучшенного регулирования. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к измерительной технике, и предназначено для измерения угловой скорости, например, в системах управления, навигации, стабилизации и наведения. Инерционные массы (1, 2), на поверхности которых напылены токопроводящие дорожки (19, 20), размещены на упругих элементах подвеса (3, 4) в зазоре между двумя постоянными магнитами (6). Датчики положения состоят из пар излучателей (11, 12, 15, 16) и фотоприемников (17, 18) или двухсегментных фотоприемников (13, 14). Инерционные массы (1, 2) совершают автоколебания под действием знакопеременного сигнала, формируемого в цепи обратной связи, состоящей из триггеров Шмидта (28, 32), амплитудных детекторов (29, 33) и сумматоров (27, 31). Наличие входного воздействия приводит к смещению центра колебаний инерционных масс и возникновению временной модуляции выходного сигнала, получаемого после обработки на микроконтроллере (30). Технический результат заключается в большей помехозащищенности и измерении угловых скоростей с большей точностью и расширенным частотным диапазоном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при создании и эксплуатации навигационных систем на базе гироскопических устройств (ГУ). Способ автокомпенсации не зависящих от ускорения дрейфов гироскопического устройства, для оценки которого используют текущее значение расчетного интегрального параметра N, определяемого путем математической обработки выходных сигналов гироскопа, показаний датчика угла и акселерометров. При этом принудительный разворот рамки вокруг оси, параллельной оси кинетического момента на текущий расчетный поправочный угол поворота рамки, осуществляют при достижении или превышении текущим значением расчетного интегрального параметра N предустановленного порога, определяемого как отношение среднеквадратичного отклонения (СКО) максимальной допустимой погрешности хранения направления, вызванной корпусными дрейфами, к СКО неопределенности этих дрейфов. Технический результат - повышение точности навигационной системы за счет снижения влияния корпусных дрейфов ГУ на погрешность хранения базового направления, независимо от закона движения объекта. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к трехосным гироскопам средней и повышенной точности, а конкретно к способу оценки их систематических погрешностей. Технический результат заключается в повышении точностных характеристик трехосного гироскопа за счет повышения достоверности оценки систематических погрешностей трехосного гироскопа, с одновременным уменьшением трудоемкости процесса измерений. Способ оценки погрешностей систематического дрейфа трехосного гироскопа, заключающийся в проведении измерений выходных сигналов трехосного гироскопа в нескольких азимутальных положениях и цифровой обработке полученных измерений, отличается тем, что измерения в нескольких азимутальных положениях совершают при повороте базы трехосного гироскопа вокруг вертикальной оси, цифровую обработку измерений осуществляют путем построения аппроксимирующих функций и определения коэффициентов аппроксимации, расчета постоянной проекции вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли с учетом конструктивного расположения осей чувствительности, определения разности полученных коэффициентов аппроксимации и расчетного значения проекции вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли на оси чувствительности гироскопа. 6 ил., 2 табл.

Изобретение относится к твердотельным волновым гироскопам (ТВГ), работающим в режиме датчика углового положения. Способ компенсации дрейфа ТВГ включает предварительное определение математических параметров модели температурной скорости дрейфа ТВГ, определение углового положения волны резонатора в рабочем режиме и алгоритмическую компенсацию его температурной скорости дрейфа в соответствии с этой моделью, рассчитывают значения производной частоты резонатора, при этом модель дрейфа использует значения углового положения волны, частоту резонатора и производную частоты и рассчитывается в виде функции где Ak, Bk - полиномы степени N по члену f и степени M по члену g; θ - значение углового положения волны; - резонансная частота твердотельного волнового гироскопа; g - значение производной резонансной частоты; N - максимальная степень в функциональной зависимости величины дрейфа от частоты; M - максимальная степень в функциональной зависимости величины дрейфа от производной частоты; K - количество гармоник в функциональной зависимости дрейфа от угла; параметры ak,i,j, bk,i,j находят для конкретного прибора путем проведения съемов значений электрического угла θ, скорости изменения электрического угла, резонансной частоты производной резонансной частоты g для различных температур и скоростей изменения температур на неподвижном основании. Технический результат – повышение точности компенсации дрейфа ТВГ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к точному приборостроению, а именно к гироскопической технике, и может быть использовано в индикаторных гиростабилизаторах. Технический результат - выравнивание скоростей управления платформой. Для этого индикаторная гироскопическая платформа содержит электромеханическую часть, состоящую из гироскопа, дифференциальных датчиков угла первого и второго канала гироскопа, первого и второго датчиков момента первого канала гироскопа, первого и второго датчиков момента второго канала гироскопа, шунтирующих резисторов, датчиков угла платформы, двигателей стабилизации платформы, оси управления X и Y и электронную часть, состоящую из первого и второго усилителей управления платформой, первого и второго усилителей стабилизации платформы, диодов. Способ выравнивания скоростей управления платформой заключается в регулировке шунтирующими резисторами тока, протекающего в обмотках датчиков момента гироскопа, таким образом, чтобы моменты, создаваемые каждым датчиком момента гироскопа, и как следствие скорости управления платформой были одинаковы. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к гироскопической технике, а конкретно к двухосным гироскопическим стабилизаторам оптических элементов, работающим на подвижных объектах и предназначенным для стабилизации и управления оптическими элементами, и может найти применение в создании систем типа бинокль, перископ, лазерный дальномер. Заявленный гиростабилизатор оптических элементов, содержащий трехстепенной гироскоп, у которого во внешней рамке установлен гироузел, с которым кинематически шарнирно связан оптический элемент, и коррекционный двигатель, при этом оптический элемент представляет два зеркала, установленные во внешней рамке гироскопа симметрично относительно оси подвеса гироузла, а в кинематические шарнирные связи введены пружины, причем оси вращения зеркал параллельны оси подвеса гироузла, на котором с одной стороны в направлении оси ротора гиромотора установлена штанга с закрепленным на ее конце шарикоподшипнике, а на противоположном конце закреплена направляющая механического арретира, при этом шарикоподшипник штанги может перемещаться по направляющей бугеля, которая имеет П-образное сечение и средний радиус, равный длине штанги от центра подвеса гироузла до шарикоподшипника, при этом ось вращения бугеля находится в корпусе прибора и перпендикулярна оси подвеса внешней рамки. Технический результат состоит в увеличении угла обзора и угловых скоростей слежения с увеличением точности управления оптическими элементами с уменьшением массы и габаритов. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к микромеханическим гироскопам (ММГ) вибрационного типа. Сущность изобретения заключается в том, что в ММГ с квадратурными электродами и источниками напряжения, соединенными с ними, введены последовательно сумматор и делитель, обеспечивающие компенсацию изменений зазора, и источники напряжения выполнены управляемыми, при этом вход их управления соединен с выходом делителя. Технический результат - повышение точности ММГ. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение для повышения точности угловой ориентации орбитальных космических аппаратов, в которых применяются системы ориентирования с использованием орбитальных гирокомпасов. Технический результат - повышение точности. Для этого обеспечивают автокомпенсацию ошибки ОГК, обусловленные собственными детерминированными ошибками построителя местной вертикали по крену и тангажу, а также ошибки ОГК, обусловленные постоянными составляющими собственного дрейфа гироскопических датчиков измерителя угловых скоростей в каналах курса, тангажа и крена. Измерение указанных ошибок достигается за счет создания условий их наблюдаемости. 2 з.п. ф-лы.

Наверх