Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания искусственного спутника земли

Изобретение относится к электротехнической промышленности. Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания искусственного спутника Земли (ИСЗ) заключается в проведении зарядов, хранении в заряженном состоянии подзарядов, при необходимости, разрядов, контроле напряжения аккумуляторов, отключении неисправных аккумуляторов из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи, периодической балансировке аккумуляторов по напряжению путем выбора аккумулятора с наименьшим напряжением, подключения к оставшимся аккумуляторам индивидуальных разрядных резисторов с последующим отключением соответствующих резисторов при достижении напряжения на соответствующих аккумуляторах уровня напряжения первоначально выбранного аккумулятора. Балансировку аккумуляторов по напряжению проводят в процессе заряда (подзаряда) аккумуляторной батареи. По окончании заряда (подзаряда) оценивают максимальную текущую величину разбаланса аккумуляторов. Изобретение позволяет повысить надежность эксплуатации литий-ионной батареи в автономной системе электропитания ИСЗ. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации литий-ионных аккумуляторных батарей автономных систем электропитания искусственного спутника Земли (ИСЗ).

Известны литий-ионные аккумуляторные батареи и способы их эксплуатации, заключающиеся в проведении заряд-разрядных циклов и контроле напряжения аккумуляторов (Д.А. Хрусталев. Аккумуляторы. М.: Изумруд, 2003 г., гл. 4). В данной работе отмечаются очень низкое внутреннее сопротивление аккумуляторов и возможность управления процессами заряда-разряда только по текущим значениям напряжений аккумуляторов. При этом отмечается, что перезаряд и переразряд аккумуляторов категорически недопустим, и в аккумуляторных батареях должны быть предусмотрены средства защиты. Однако известная информация касается в основном наземного применения литий-ионных аккумуляторных батарей в мобильных телефонах и компьютерной технике и не решает вопросов их надежной эксплуатации в течение длительного ресурса в составе ИСЗ.

Известен способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи (патент RU №2411618) в автономной системе электропитания искусственного спутника Земли, заключающийся в проведении зарядов, хранении в заряженном состоянии подзарядов, при необходимости разрядов, контроле напряжения аккумуляторов и периодической балансировке аккумуляторов по напряжению путем выбора аккумулятора с наименьшим напряжением, подключения к оставшимся аккумуляторам индивидуальных разрядных резисторов с последующим отключением соответствующих резисторов при достижении напряжения на соответствующих аккумуляторах уровня напряжения первоначально выбранного аккумулятора, отличающийся тем, что балансировку аккумуляторов по напряжению проводят в процессе заряда (подзаряда) аккумуляторной батареи, при этом сравнение напряжения каждого балансируемого аккумулятора с напряжением первоначально выбранного аккумулятора проводят по текущему значению последнего.

Недостатком известного способа эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи является то, что он не предусматривает защиты аккумуляторной батареи от необратимой деградации какого-либо аккумулятора в ее составе, что приводит к деградации всей аккумуляторной батареи и снижает надежность эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания ИСЗ.

Наиболее близким техническим решением является способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи (US 2002146617), предусматривающий исключение из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи неисправного аккумулятора обводной цепью.

Этот способ принят за прототип заявляемого технического решения.

Известный способ устраняет указанные выше недостатки, однако не дает конкретных рекомендаций по оперативному выявлению деградирующего аккумулятора и своевременному исключению его из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи. Это может привести к тому, что в какой-то момент из-за одного неисправного аккумулятора аккумуляторная батарея не сможет обеспечить электроэнергией целевую аппаратуру КА и соответственно приведет к срыву штатной работы.

Задачей заявляемого изобретения является повышение надежности эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания ИСЗ.

Поставленная задача решается тем, что при проведении зарядов, хранении в заряженном состоянии подзарядов, при необходимости разрядов, контроле напряжения аккумуляторов, отключении неисправных аккумуляторов из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи, периодической балансировке аккумуляторов по напряжению путем выбора аккумулятора с наименьшим напряжением, подключения к оставшимся аккумуляторам индивидуальных разрядных резисторов с последующим отключением соответствующих резисторов при достижении напряжения на соответствующих аккумуляторах уровня напряжения первоначально выбранного аккумулятора, при этом балансировку аккумуляторов по напряжению проводят в процессе заряда (подзаряда) аккумуляторной батареи, по окончании заряда (подзаряда) оценивают максимальную текущую величину разбаланса аккумуляторов по емкости по формуле

ΔСразб=(Umax-Umin)·kемк,

где ΔСразб - максимальная текущая величина разбаланса аккумуляторов по емкости, А·час;

Umax - максимальное текущее напряжение на аккумуляторах, В;

Umin - минимальное текущее напряжение на аккумуляторах, В;

kемк - коэффициент пересчета напряжения на аккумуляторе в емкость, А·час/В,

а при нарастающем характере максимальной текущей величины разбаланса аккумуляторов по емкости относительно предшествующей оценки аккумулятор с наименьшей текущей емкостью исключают из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи. Кроме того, при нарастающем характере максимальной текущей величины разбаланса аккумуляторов относительно предшествующей оценки, исключение аккумулятора с наименьшей текущей емкостью из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи продляют в пределах сохранения условия, определяемого соотношением

ΔСразб≤(САБгарразр),

где САБгар - величина гарантированной емкости разряда АБ, А·час;

Сразр - величина емкости аккумуляторной батареи для предстоящего разряда, А·час.

Действительно, в аккумуляторных батареях для эксплуатации в составе КА с длительным ресурсом работы предусматривают резервные («горячий» резерв) аккумуляторы, отказ которых в процессе эксплуатации КА не должен снижать эксплуатационные возможности последнего.

Для обеспечения надежной работы КА по целевому назначению необходимо своевременное выявление деградирующего аккумулятора и выведение его из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи для исключения ограничения им разрядной емкости аккумуляторной батареи.

Для этого по окончании заряда (подзаряда) оценивают максимальную текущую величину разбаланса аккумуляторов по емкости по формуле

ΔСразб=(Umax-Umin)·kемк,

где ΔСразб - максимальная текущая величина разбаланса аккумуляторов по емкости, А·час;

Umax - максимальное текущее напряжение на аккумуляторах, В;

Umin - минимальное текущее напряжение на аккумуляторах, В;

kемк - коэффициент пересчета напряжения на аккумуляторе в емкость, А·час/В,

а при нарастающем характере максимальной текущей величины разбаланса аккумуляторов по емкости относительно предшествующей оценки аккумулятор с наименьшей текущей емкостью исключают из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи.

Аккумулятор с наименьшей емкостью может быть оставлен в составе последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи пока соблюдается условие

ΔСразб≤(САБгарразр),

где ΔСразб - максимальная текущая величина разбаланса аккумуляторов по емкости, А·час;

САБгар - величина гарантированной емкости разряда АБ, А·час;

Сразр - величина емкости аккумуляторной батареи для предстоящего разряда, А·час.

На фиг. 1 приведена упрощенная функциональная схема автономной системы электропитания ИСЗ, поясняющая работу по предлагаемому способу.

Устройство содержит солнечную батарею 1, подключенную к нагрузке 2, через преобразователь напряжения 3, аккумуляторную батарею 4, подключенную через зарядный преобразователь 5 к солнечной батарее 1, а через разрядный преобразователь 6 к входу выходного фильтра преобразователя напряжения 3. При этом нагрузка 2 в своем составе содержит бортовую ЭВМ, систему телеметрии и командно-измерительную радиолинию.

Параллельно аккумуляторной батарее 4 подключено устройство контроля аккумуляторов 7 (в частности, напряжения аккумуляторов) аккумуляторной батареи, связанное входом с аккумуляторной батареей 4, а выходом с нагрузкой 2 (с бортовой ЭВМ).

В цепи заряда-разряда аккумуляторной батареи установлен измерительный шунт 8.

Аккумуляторная батарея состоит из последовательно соединенных аккумуляторов 4-1, параллельно которым подключены балансировочные резисторы 4-2 через замыкающиеся контакты 4-3. Кроме того, аккумуляторы соединены в последовательную цепь через размыкающиеся контакты 4-4, а каждый аккумулятор 4-1 вместе со своим размыкающимся контактом 4-4 охвачен цепью с замыкающимся контактом 4-5. Также аккумуляторная батарея 4 содержит блок реле 4-6 с перечисленными контактами, где для каждого аккумулятора предусмотрены собственные реле.

Зарядный преобразователь 5 состоит из регулирующего ключа 9, управляемого схемой управления 10, вольтодобавочного узла, выполненного на трансформаторе 15, транзисторах 16 и выпрямителя на диодах 17.

Разрядный преобразователь 6 состоит из регулирующего ключа 11, управляемого схемой управления 12.

Преобразователь напряжения 3 состоит из регулирующего ключа 13, управляемого схемой управления 14, входного фильтра - конденсатор 18 и выходного фильтра на диоде 19, дросселе 20 и конденсаторе 21.

Схемы управления 10, 12, 14 зарядного преобразователя 5, разрядного преобразователя 6 и преобразователя напряжения 3 выполнены в виде широтно-импульсных модуляторов, входом подключенных к шинам стабилизируемого напряжения. Схема управления 10 зарядного преобразователя 5 дополнительно связана с измерительным шунтом 8 и нагрузкой 2 в качестве обратных связей по величине зарядного тока и напряжения нагрузки соответственно.

Устройство работает следующим образом. В процессе эксплуатации аккумуляторная батарея 4 работает в режиме хранения и периодических поднарядов от солнечной батареи 1 через зарядный преобразователь 5. Такой режим работы позволяет содержать ее в постоянной готовности для прохождения штатных теневых участков орбиты или на случай потери ориентации солнечной батареи ИСЗ на Солнце. Питание нагрузки 2 осуществляется при этом от солнечной батареи 1 через преобразователь напряжения 3.

При прохождении теневых участков орбиты либо при нарушении ориентации нагрузка 2 питается от аккумуляторной батареи 4 через разрядный преобразователь 6.

Устройство контроля аккумуляторов 7 контролирует напряжение аккумуляторов и передает информацию об их состоянии в нагрузку 2 (бортовую ЭВМ), в которой реализуются следующие технологические операции:

1. Обрабатываются данные по текущему значению напряжения аккумуляторов, рассчитывается текущая емкость аккумуляторов. Вычисляется разбаланс аккумуляторов по емкости, в том числе максимальный разбаланс.

2. При снижении текущей емкости (напряжения) аккумуляторов до определенного, выбранного на этапе проектирования системы электропитания значения разблокируется заряд (подзаряд) аккумуляторной батареи и, при наличии избыточной мощности солнечной батареи 1, включается заряд аккумуляторной батареи 4, при этом факт включения заряда фиксируется бортовой ЭВМ по появлению тока заряда - сигнал с шунта 8. Одновременно с включением заряда запускается процесс балансировки аккумуляторов по напряжению. К аккумуляторам 4-1 подключаются индивидуальные разрядные резисторы 4-2 (соответствующие контакты 4-3 замыкаются) за исключением аккумулятора, имеющего самое низкое напряжение (самого разряженного аккумулятора). После достижения напряжения балансируемых аккумуляторов текущего значения напряжения самого разряженного аккумулятора, каждый соответствующий индивидуальный разрядный резистор 4-2 отключается посредством размыкания соответствующего контакта 4-3 реле блока реле 4-6. Управление блоком реле 4-6 реализуется по программе в бортовой ЭВМ через устройство контроля аккумуляторов 7.

3. Если по окончании заряда разбаланс аккумуляторов по емкости сохранился, то запоминается величина максимального разбаланса, и по окончании следующего заряда, при нарастающем характере максимальной текущей величины разбаланса аккумуляторов по емкости (относительно предшествующей оценки), аккумулятор с наименьшей текущей емкостью (с наименьшим напряжением) исключают из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи. Для этого размыкают контакт 4-4 и замыкают контакт 4-5, которые соответствуют данному аккумулятору. При этом данный аккумулятор («слабый» аккумулятор) будет исключен из дальнейшей работы аккумуляторной батареи и не будет ограничивать ее разряд.

4. «Слабый» аккумулятор может быть временно оставлен для работы в составе аккумуляторной батареи, если (пока) соблюдается условие

ΔСразб≤(САБгарразр),

где ΔСразб - максимальная текущая величина разбаланса аккумуляторов по емкости, А·час;

САБгар - величина гарантированной емкости разряда АБ, А·час;

Сразр - величина емкости аккумуляторной батареи для предстоящего разряда, А·час.

Величина гарантированной емкости разряда АБ (САБгар) берется из технических условий (ТУ) на нее, а величину емкости аккумуляторной батареи для предстоящего разряда (Сразр) рассчитывают исходя из длительности предстоящего «теневого» участка и величины потребления (мощности) нагрузки.

5. В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи по результатам анализа телеметрических данных о величине напряжений аккумуляторов на конец окончания заряда, периодически, по командам с Земли через командно-измерительную радиолинию корректируют при необходимости величину максимального зарядного напряжения аккумуляторов и величину существенной разницы в напряжениях аккумуляторов.

Таким образом, заявляемый способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания искусственного спутника Земли позволяет повысить надежность эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания ИСЗ.

1. Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания искусственного спутника Земли, заключающийся в проведении зарядов, хранении в заряженном состоянии подзарядов, при необходимости разрядов, контроле напряжения аккумуляторов, отключении неисправных аккумуляторов из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи, периодической балансировке аккумуляторов по напряжению путем выбора аккумулятора с наименьшим напряжением, подключения к оставшимся аккумуляторам индивидуальных разрядных резисторов с последующим отключением соответствующих резисторов при достижении напряжения на соответствующих аккумуляторах уровня напряжения первоначально выбранного аккумулятора, при этом балансировку аккумуляторов по напряжению проводят в процессе заряда (подзаряда) аккумуляторной батареи, отличающийся тем, что по окончании заряда (подзаряда) оценивают максимальную текущую величину разбаланса аккумуляторов по емкости по формуле:
ΔCразб=(Umax-Umin)·kемк,
где ΔCразб - максимальная текущая величина разбаланса аккумуляторов по емкости, A·час;
Umax - максимальное текущее напряжение на аккумуляторах, B;
Umin - минимальное текущее напряжение на аккумуляторах, B;
kемк - коэффициент пересчета напряжения на аккумуляторе в емкость, A·час/B,
а при нарастающем характере максимальной текущей величины разбаланса аккумуляторов по емкости относительно предшествующей оценки, аккумулятор с наименьшей текущей емкостью исключают из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи.

2. Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания искусственного спутника Земли по п. 1, отличающийся тем, что при нарастающем характере максимальной текущей величины разбаланса аккумуляторов относительно предшествующей оценки исключение аккумулятора с наименьшей текущей емкостью из последовательной цепи аккумуляторов аккумуляторной батареи продляют в пределах сохранения условия, определяемого соотношением:
ΔCразб≤(CАБгар-Cразр),
где CАБгар - величина гарантированной емкости разряда АБ, A·час;
Cразр - величина емкости аккумуляторной батареи для предстоящего разряда, A·час.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к перезаряжаемому литиевому аккумулятору, а точнее к аккумулятору, в котором в качестве анода используется металлический литий. Устройство для продления срока службы батареи включает в себя электрод, имеющий металлическую часть, причем эта металлическая часть выбрана из группы, включающей литий, кальций, магний, натрий, калий и их комбинации, проницаемую для электролита мембрану и затравочный материал для роста дендритов металла, выполненный в виде слоя функционализированных наноуглеродных частиц, прилипших к обращенной к аноду стороне электроизолирующего барьерного элемента, расположенного между электродом и мембраной.

Изобретение относится к электромобилям. Силовая установка электромобиля содержит аккумуляторную батарею; обогреватель аккумуляторов; устройство управления аккумуляторами для прерывистого обогрева, когда температура батареи ниже порогового значения и остаточный заряд больше пороговой величины заряда.

Изобретение относится к анодному материалу с покрытием и к аккумулятору с металлическим анодом с покрытием. Техническим результатом изобретения является повышение прочности литиевого слоя анодного материала и снижение электрохимически неактивной массы.

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения. Система управления транспортного средства содержит аккумуляторную батарею, обогреватель аккумуляторной батареи и вспомогательную систему кондиционирования воздуха, блок связи и блок управления.

Изобретение относится к способу получения электролита, включающему получение жидкого силикатного раствора, добавление неорганической кислоты, механическое перемешивание, отличающемуся тем, что получают жидкий силикатный раствор путем введения полисиликата натрия в раствор этиленгликоля в воде, содержание этиленгликоля в растворе этиленгликоля в воде составляет 33±1,6 мас.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве литиевых первичных и вторичных источников тока, а также суперконденсаторов.

Изобретение предлагает удерживатель электролита для литиевой аккумуляторной батареи, способный удерживать электролитический раствор внутри электродов или на границе раздела между удерживателем (сепаратором) и каждым из электродов, предотвращать нехватку электролита внутри электродов и ограничивать осаждение и рост дендритов в литиевой аккумуляторной батарее.

Изобретение относится к литиевым источникам тока, а именно к разработке литий-фторуглеродных элементов (ЛФЭ), обладающих улучшенными разрядными характеристиками при низких температурах.

Изобретение относится к литий-воздушному аккумулятору, состоящему из металлического литиевого анода, находящегося в герметичной камере, заполненной неводным литий-проводящим электролитом, катода, находящегося в катодной камере, имеющей доступ к кислороду и заполненной неводным литий-проводящим электролитом.

Изобретение относится к технологии получения материала на основе смешанного оксида лития и марганца со структурой шпинели для использования его во вторичных батареях.

Изобретение относится к системе охлаждения многоэлементной аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея содержит множество призматических элементов батареи, первый и второй коллекторы охлаждающей среды и множество гофрированных пластин потока, чередующихся со множеством элементов батареи, причем каждая пластина потока простирается от первого коллектора на второй коллектор и обеспечивает множество каналов потока для переноса среды от первого коллектора ко второму коллектору, причем каждая пластина из множества гофрированных пластин потока представляет собой выдавленную пластмассовую структуру, которая содержит первый и второй листы, непроницаемые для среды, и множество параллельных ребер, расположенных между листами, и соединяющих первый и второй листы, и указанное множество ребер образует множество каналов потока. Повышение эффективности охлаждения элементов многоэлементного литий-ионного аккумулятора путем снижения теплового градиента среди элементов является техническим результатом изобретения. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к силовой установке электромобиля, электромобилю с такой силовой установкой и способу обогрева аккумуляторной батареи электромобиля. Силовая установка включает аккумуляторную батарею, обогреватель аккумуляторов, устройство управления аккумуляторами, контроллер двигателя, соединенный соответственно с двигателем и электрической распределительной коробкой, и разграничительный индуктор. Обогреватель аккумуляторов содержит модуль регулирования выходной мощности, меняющий тепловую мощность обогревателя аккумуляторов путем регулировки тока зарядки и/или тока разрядки. Устройство управления аккумуляторами контролирует модуль регулирования выходной мощности для регулирования тепловой мощности обогревателя аккумуляторов в соответствии с температурой аккумуляторной батареи, когда эта температура ниже, чем первое пороговое значение для обогрева, и остаточный заряд аккумуляторной батареи больше, чем пороговая величина заряда при стоянке. Поскольку рабочая температура аккумулятора, особенно литий-ионного аккумулятора, обычно лежит в пределах от -20°С до 55°С, аккумулятор не может заряжаться при низкой температуре, однако предложенный способ обогрева аккумуляторной батареи позволяет обеспечить стабильность и безопасность работы транспортного средства за счет выбора разных мощностей обогрева в соответствии с температурой аккумуляторной батареи, при этом разграничительный индуктор позволяет адаптировать обогрев аккумуляторов в зависимости от температуры окружающей среды. 3 н. и 21 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при производстве литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) и батарей на их основе, предназначенных для использования в качестве накопителей энергии для электротранспорта, альтернативной энергетики, источников бесперебойного питания, систем рекуперации электроэнергии и выравнивания сетевых нагрузок. В конструкции предлагаемого литий-ионного аккумулятора сочетается активный материал отрицательного электрода на основе Li4Ti5O12 и активный материал положительного электрода на Li3V2(PO4)3. Активный материал отрицательного электрода на основе Li4Ti5O12 может быть допирован хромом по позициям титана и представляет собой соединение состава Li4Ti5-xCrxO12, где 0<x≤0,2. Активный материал положительного электрода может быть допирован натрием по позициям лития, одним или несколькими металлами из группы, содержащей магний, алюминий, иттрий и лантан по позициям ванадия, фтором или хлором по позициям фосфата, и представляет собой соединение состава Li3-xNaxV2-yMy(PO4)3-zHalz/C, где М - один или несколько металлов из группы, содержащей Mg, Al, Y, La; Г=F, Cl; 0<x≤0,1; 0<y≤0,2; 0<z≤0,16. Кристаллы активных материалов отрицательного и положительного электродов могут быть покрыты поверхностным слоем углерода, который получен за счет введения в смесь исходных реагентов углеродсодержащего прекурсора - крахмала. Изобретение позволяет создать конструкции высокоэнергоемких ЛИА с повышенными мощностью, безопасностью и стабильностью при циклировании. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к химическим источникам тока, а именно к металлофольговому электроду из литиевой фольги. Предложенный металлофольговый электрод содержит: i) усиливающий слой, образованный из пористой непроводящей подложки, и ii) первый и второй слои металлической фольги, выполненной содержащей литий и/или натрий, причем усиливающий слой расположен между первым и вторым слоями металлической фольги и соединен предпочтительно давлением с ними с образованием композитной структуры, имеющей толщину 100 микрон или менее. Уменьшение толщины металлофольгового электрода и повышение удельной энергии электрохимического элемента является техническим результатом изобретения. 3 н. и 19 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к твердотельным электрохимическим источникам тока, например аккумуляторным батареям и батареям на основе двухслойных конденсаторов - суперконденсаторов. Электрохимическое устройство содержит сборный пакет единичных электрохимических элементов, при этом каждый электрохимический элемент выполнен в виде по меньшей мере двух электродов и двух сепараторов, собранных в стопку электродов, либо свернутых в плоский рулон с концевыми катодным и анодным токоотводами на противоположных сторонах рулона. Катодный и анодный концевые токоотводы каждой пары смежных электрохимических элементов соединены с общей электропроводящей деталью, выходящей за контуры электродного рулона. Между соседними электропроводящими деталями расположены разделяющие их диэлектрические дистанционирующие вставки, образующие замкнутый герметичный контур вокруг электрохимических элементов, что практически полностью исключает переходное сопротивление между ними, что позволяет повысить мощностные характеристики батареи. Снижение трудоемкости сборки пакета и повышение КПД устройства является техническим результатом изобретения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к твердотельным электрохимическим источникам тока, например аккумуляторным батареям и батареям двойнослойных конденсаторов - суперконденсаторов. Электрохимическое устройство содержит корпусные элементы и сборный пакет единичных электрохимических элементов, где каждый электрохимический элемент выполнен в виде двух электродов и двух сепараторов, собранных в стопку или свернутых в плоский рулон с концевыми катодным и анодным токоотводами на противоположных сторонах, при этом концевые токоотводы электрохимических элементов соединены с плоскими электропроводящими деталями, выходящими за контуры электрохимического элемента, а между указанными деталями расположены электроизоляционные рамки с эластичными краями. Рамки образуют замкнутый герметичный контур вокруг каждого электрохимического элемента и выполнены с возможностью удержания внутреннего давления от 0.01 до 1 МПа. Изобретение позволяет упростить изготовление и сборку, а также повысить КПД устройства. 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к противоэлектроду электрохромного устройства и способу его получения и может быть использовано при изготовлении смарт-стекол или светопрозрачных конструкций с электрически управляемой величиной светопропускания. Способ получения противоэлектрода включает получение активного слоя, обладающего высокой интеркаляционной емкостью по отношению к ионам лития из композиции, содержащей в мас.% в пересчете на сухое вещество: материал с высокой интеркаляционной емкостью - от 70,0 до 99,8; электропроводную добавку - от 0,1 до 10,0; связующее - от 0,1 до 10,0; стабилизатор - от 0,0 до 10,0 и растворитель - остальное. Ингредиенты композиции перемешивают и затем наносят доступными методами печати на поверхность контрподложки с прозрачным электропроводящим материалом таким образом, чтобы доля площади поверхности, свободная от непрозрачного материала, составляла 92÷97%. В качестве материала с высокой интеркаляционной емкостью используют кобальтат лития LiCoO2, и/или феррофосфат лития LiFePO4, и/или манганат лития LiMn2O4. Повышение механической прочности и электрохимической стабильности противоэлектрода, а также увеличение количества рабочих циклов окрашивания-обесцвечивания в электрохромном устройстве является техническим результатом изобретения. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 6 ил., 4 пр.

Предложены силовая установка электромобиля, электромобиль с такой силовой установкой и способ обогрева аккумуляторной батареи электромобиля. Силовая установка электромобиля содержит: аккумуляторную батарею (101); обогреватель аккумуляторов (102), соединенный с аккумуляторной батареей (101); устройство управления аккумуляторами (103), соединенное с аккумуляторной батареей (101) и обогревателем аккумуляторов (102) соответственно и выполняющее функцию перевода электромобиля в режим обогрева при движении или в режим обогрева при стоянке в соответствии с температурой и остаточным зарядом аккумуляторной батареи, когда температура аккумуляторной батареи ниже, чем первое пороговое значение для обогрева, и остаточный заряд аккумуляторной батареи больше, чем пороговая величина заряда при стоянке; контроллер (106) двигателя, соединенный соответственно с двигателем (105) и электрической распределительной коробкой (104); и разграничительный индуктор (L2). Повышение срока службы аккумуляторной батареи за счет регулирования режимов обогрева аккумуляторной батареи в соответствии с температурой и остаточным зарядом аккумуляторной батареи, без ограничения на использование электромобиля при низких температурах, является техническим результатом изобретения. 3 н. и 22 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к гельполимерному электролиту, который может быть использован при производстве литиевых первичных и вторичных источников тока, а также в суперконденсаторах. Техническим результатом изобретения является увеличение гомогенности электролита и повышение в нем коэффициента диффузии лития. Кроме того, предложенный гельполимерный электролит обеспечивает повышение удельной электрической проводимости, а также высокую химическую и электрохимическую стабильность. Указанный результат достигается за счет использования в качестве полимерной матрицы аморфного перфторполиэфира. 1 табл.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к твердотельным электрохимическим источникам тока, например аккумуляторным батареям и батареям двухслойных конденсаторов - суперконденсаторов. Электрохимическое устройство содержит сборный пакет единичных электрохимических элементов в ламинирующем корпусе. Каждый электрохимический элемент выполнен в виде двух электродов и двух сепараторов, свернутых в плоский рулон с концевыми катодным и анодным токоотводами на противоположных сторонах рулона. Концевые токоотводы смежных электрохимических элементов по первому варианту соединены гибкими проводящими перемычками, а по второму – неразъемно соединены непосредственно между собой. Каждый электрохимический элемент в пакете заключен в герметичную камеру. Камеры образованы единым для всех элементов ламинирующим корпусом, сложенным зигзагом. Повышение КПД устройства за счет снижения контактного сопротивления токопроводящих элементов батареи при простоте изготовления сборки электрохимического устройства, является техническим результатом изобретения. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх