Способ буксировки подводной лодки

Изобретение относится к области кораблестроения, касается буксировки подводной лодки и может быть использовано как для плановой, так и аварийной буксировки подводной лодки в морских условиях. Предложен способ буксировки подводной лодки, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне подводной лодки в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика. Обеспечивается улучшение управляемости буксируемой подводной лодки, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции буксирной линии и удобство в эксплуатации. 1 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, в частности буксировки объектов.

Известен способ буксировки судна, при котором буксирный канат буксировщика соединяют с уздечкой, закрепляемой за два обуха ниже ватерлинии корпуса судна в районе основной плоскости [1]. Однако использование этого способа для обеспечения безопасной буксировки пл неприемлемо из-за недостаточной прочности ее легкого корпуса.

Известен способ буксировки подводной лодки, при котором буксирный канат буксировщика пропускают через буксирный клюз, расположенный на уровне настила палубы пл, и закрепляют за прочные конструкции ее корпуса [2, 3] (прототип).

Известно устройство для реализации указанного способа, содержащее буксирный канат, буксирный клюз, буксирный гак и аварийное буксирное устройство [3] (прототип).

Недостатком прототипа является то, что при буксировке подводных лодок приведенным способом они испытывают большие отклонения от курса буксировщика вплоть до выхода на траверз. Это приводит к росту буксировочного сопротивления и неуправляемой буксировке, следствием чего в морских условиях возникает опасность обрыва буксирного каната или опрокидывания буксировщика под воздействием неконтролируемого кренящего момента, создаваемого буксирным канатом. Аварийное буксирное устройство снабжено амортизатором, однако сложно по конструкции, неудобно в эксплуатации и недостаточно надежно.

Исследованиями установлено, что для улучшения управляемости буксируемого корабля необходимо точку крепления буксирного каната располагать в его оконечности в районе ватерлинии на высоте между центром тяжести корабля и центром приложения главного вектора гидродинамических сил.

Результаты исследований подтверждены модельным экспериментом [4].

Задачей изобретения является разработка способа и конструкции устройства для буксировки пл, обеспечивающих улучшение управляемости буксируемой пл, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции и удобство эксплуатации.

Для решения задачи предлагается способ буксировки пл, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне пл в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика.

Для реализации указанного способа предлагается устройство, содержащее буксирный канат пл, буксирный клюз, буксирный гак, обух, закрепленный на форштевне в районе ватерлинии, желоб, отрывные планки и проводник.

Существенным отличием от прототипа является способ буксировки пл, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне пл в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика, и устройство, содержащее обух, расположенный на форштевне в районе ватерлинии.

Полезность отличительных признаков состоит в том, что способ и конструкция устройства обеспечивают по сравнению с прототипом улучшение управляемости буксируемой пл, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции и удобство эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

Для осуществления способа на форштевне пл в районе ватерлинии располагают обух 1. За обух закрепляют буксирный канат пл 2. По надстройке и ограждению рубки прокладывают желоб 3. В желоб укладывают буксирный канат пл 2, фиксируют отрывными планками 4 и заливают герметиком. Ходовой конец буксирного каната пл 2 заводят в боевую рубку и соединяют с проводником, который располагают в рубке (не показан). В качестве соединительных звеньев используют соединительные скобы 5.

Под настилом палубы располагают буксирный клюз 6 и буксирный гак 7.

Устройство работает следующим образом.

Для обеспечения буксировки с пл на буксировщик передают линь и проводник. Усилием буксировщика буксирный канат пл 2, заведенный за обух 1 и удерживаемый отрывными планками 4, вырывают из желоба 3. На буксировщике буксирный канат пл 2 соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика, например каната буксирной лебедки. Устанавливают необходимую длину буксирного каната, стравливая его с буксирной лебедки, и начинают буксировку.

При предельных значениях натяжения буксирного каната исключается возможность внезапного выхода его из воды своей средней частью и последующего рывка, что характерно для прототипа и связано с опасностью обрыва каната.

Изменение курса буксировщика не вызывает кренящего момента, действующего на пл от воздействия усилия буксирного каната, и выхода буксируемой пл на траверз буксировщику. В связи с этим не возникает и опасность появления недопустимого крена буксировщика, вызывающего его опрокидывание.

По окончании буксировки буксирный канат пл отдается буксировщиком и при исправном состоянии может быть уложен в исходное положение на пл для повторного использования.

Предложенный способ может быть использован для проведения как плановой морской, так и аварийной буксировки пл.

При плановой морской буксировке буксирный канат буксировщика заводят непосредственно за обух 1 на форштевне пл. В этом случае буксирный канат пл 2 используют в качестве аварийного буксирного устройства.

Для кратковременной буксировки на тихой воде используют буксирный клюз 6 и буксирный гак 7.

Конструкция устройства для буксировки пл проста и удобна в эксплуатации.

Возможность реализации изобретения не вызывает сомнений.

Литература

1. Способ буксировки в кильватер. Патент РФ 2116927, 1998.

2. Малахов, В. Березников, Л. Хурсин. Буксировка кораблей, Воениздат, М., - 1964, с 24-26.

3. Поисково-спасательные работы в ВМФ, справочник, Воениздат, 1994, с. 271-273.

4. Исследование особенностей движения буксируемого объекта и системы «буксировщик-трос-аварийный корабль» в аварийных состояниях с изменением параметров остойчивости при кильватерной буксировке. Отчет о НИР «Шторм», раздел «Буксировка-У», ВМИИ, С-Петербург, 1999.

Способ буксировки подводной лодки, основанный на использовании буксирного каната, отличающийся тем, что коренной конец буксирного каната подводной лодки закрепляют на форштевне подводной лодки в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается управления буксировочной линией. Предложены устройство (1) управления буксировочной линией и способ приведения в действие этого устройства, в которых устройство (1) управления буксировочной линией расположено в палубе (4) судна и содержит по меньшей мере два буксировочных штыря (6), выполненных с возможностью перемещения между пассивным положением и по меньшей мере одним активным положением, причем зазор между двумя буксировочными штырями (6) перекрывается мостиком (12), по меньшей мере, когда буксировочные штыри (6) находятся в одном из своих активных положений, при этом между двумя буксировочными штырями (6) расположен нижний ограничитель (18), который может перемещаться между пассивным положением и по меньшей мере одним активным положением, причем нижний ограничитель (18) размещен таким образом, что нижний ограничитель (18) и буксировочные штыри (6), в целом, расположены в плоскости, перпендикулярной основной продольной оси буксировочной линии (24), направляемой между ними.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к многокорпусным судам. Предложено судно, состоящее из множества корпусов, скрепленных между собой последовательно с помощью шарнирных соединений, представляющих собой выпуклую поверхность в виде шарового сегмента в носовой части и вогнутую поверхность в виде шарового сегмента в кормовой части судна, которые свободно входят друг в друга и закрепляются с помощью стержня и фиксирующего устройства.

Изобретение относится к области судостроения и касается буксирных судов, предназначенных для вождения на воде плавучих средств, в частности понтонов. Предложен катер буксирно-моторный, который содержит корпус, рубку, механическую установку, состоящую из одного или двух параллельно расположенных двигателей, валопровод, движительно-рулевой комплекс и тросовое устройство.

Группа изобретений относится к системам энергопитания, снабжающим суда электроэнергией. Модуль для производства электрической энергии для основного судна 1 обеспечивает подачу энергии, необходимой для передвижения основного судна 1.

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано при проектировании, строительстве и эксплуатации судов. Судно переднеприводное с аэродинамической разгрузкой выполнено продольно-сочлененным, двухкорпусным.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к барже-буксирным составам. Предложен барже-буксирный состав из буксира-толкача (БТ) и баржи, состыкованных посредством автоматического сцепного устройства.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. При ледовом плавании судов ледового и неледового класса предварительно суда неледового класса размещают в суда-доки ледового класса, после чего все суда ледового класса вместе с ледоколом соединяют в кильватерную колонну «в упор» введением носовой части судна в кормовую выемку впереди идущего судна и стыковки с помощью унифицированного стыковочного узла.

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к морским судам-бункеровщикам, предназначенным для бункеровки морских судов, а также касается вопросов транспортировки сжиженного природного газа (СПГ).

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим буровым установкам. Обеспечивает снижение энергозатрат при перемещении плавучей буровой установки по мелководью и вытаскивании ее на твердое основание с незначительным уклоном.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для транспортировки несамоходных судов, барж методом толкания. .

Изобретение относится к области кораблестроения, касается буксировки подводной лодки и может быть использовано как для плановой, так и аварийной буксировки подводной лодки в морских условиях. Предложен способ буксировки подводной лодки, при котором коренной конец буксирного каната закрепляют на форштевне подводной лодки в районе ватерлинии, а ходовой конец соединяют с амортизатором буксирного каната буксировщика. Обеспечивается улучшение управляемости буксируемой подводной лодки, повышение надежности и безопасности буксировки, упрощение конструкции буксирной линии и удобство в эксплуатации. 1 ил.

Наверх