Железнодорожный путь (варианты)

Группа изобретений относится к конструкции железнодорожного пути. Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса прокладку. Подрельсовое углубление выполнено с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх. Образованы зазоры между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса. В другом варианте подрельсовое углубление выполнено с возможностью взаимодействия граней прокладки и подрельсового углубления. В другом варианте путь содержит обращенную в наружную от рельса сторону боковую грань заклиненной на подошве рельса прокладки и ответную боковую грань наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса. Достигается повышение надежности пути. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

Изобретения относятся к конструкции железнодорожного пути.

Технический результат группы изобретений - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

Техническая сущность группы изобретений изложена в описании примеров 1-3, п. 1-16 формулы и чертежах на фиг. 1-14.

На фиг. 1 изображен железнодорожный путь с опертыми боковыми гранями охватывающих рельс однослойных неупругих прокладок на наклонные боковые грани подрельсового углубления, закрепленных стержневыми фиксаторами в рабочем положении; на фиг. 2 - трехслойная с упругим средним слоем прокладка по фиг. 1; на фиг. 3 - упругий слой прокладки из упругой пластины с консольными вырезами; на фиг. 4 - путь с обращенным к смежной прокладке выступом под охватывающим подошву пазом однослойной прокладки в нижнем рабочем положении; на фиг. 5 - многослойная прокладка по фиг. 4 с упругим средним слоем; на фиг. 6 - многослойная с упругим средним слоем прокладка по фиг. 4 с перекрытием впадин; на фиг. 7 - сечение Р-Р на фиг. 4; на фиг. 8 - сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 9 - прокладка с перекрытием впадин между выступами - вид В на фиг. 6; на фиг. 10 - многослойная прокладка с храповым закреплением в подрельсовом углублении - разрез М-М на фиг. 8; на фиг. 11 - фасад боковой грани подрельсового углубления по фиг. 4 с храповым зацеплением по фиг. 8, 10; на фиг. 12 - закрепленные в верхнем положении стержневыми фиксаторами однослойные прокладки с рельсом; на фиг. 13 - рельс в подрельсовом углублении с двумя слоями прокладок, при этом наружные прокладки автономные; на фиг. 14 - рельс в подрельсовом углублении с целой наружной прокладкой.

По первому изобретению известно устройство для закрепления двухголового рельса на основании, содержащее трехслойную в боковом направлении с каждой стороны рельса прокладку с уширяющимися наружу вверх в поперечном направлении наружными боковыми гранями неупругого слоя, взаимодействующими с ответно наклонными боковыми гранями подрельсового углубления. Прокладка с рельсом установлена на расположенной на дне подрельсового углубления прокладке для регулирования положения рельса по высоте. Ширина прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена разновеликой. Патент на изобретение №2230147, авторы Столповский А.А. и другие.

Недостатком этого устройства является ненадежность фиксации рельса в продольном направлении, сложность регулирования положения рельса по высоте, несоответствие устройства конструкции пути для рельса с подошвой.

Наиболее близким решением является верхнее строение железнодорожного пути, содержащее подрельсовое углубление под каждый рельс колеи с прокладкой для регулирования положения рельса по высоте на дне подрельсового углубления, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса с обращенным к рельсу неупругим слоем с возможностью взаимодействия верхней грани неупругого слоя с нижней гранью головки рельса, взаимодействия охватывающего подошву рельса участка с верхней и нижней гранями подошвы с образованием зазора с боковой гранью подошвы. Патент №2495974 на изобретение, авторы Столповский А.А. и другие.

Недостатками этого верхнего строения являются сложность конструкции, недостаточные надежность, эксплуатационный ресурс и экономичность.

Технический результат изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную продольным пазом на подошве рельса и между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы прокладку, подрельсовое углубление выполнено с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх, обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням подрельсового углубления с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, при этом образованы зазоры между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, на боковой грани подрельсового углубления выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов, каждый из которых выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани подрельсового углубления и расположен в смежном сужающемся наружу направляющем пазу на боковой грани прокладки с шириной суженной части паза, меньшей ширины уширенной части помещенного в пазу выступа, с возможностью фиксации прокладки пазами за выступы в поперечном направлении и перемещения прокладки вдоль выступов пазами по выступам, прокладка выполнена однослойной неупругой или многослойной в поперечном направлении с неупругими обращенным к рельсу заклиненном на рельсе и в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью подрельсового углубления слоями и средним продольным упругим слоем между неупругими слоями, упругий слой прокладки выполнен из упругой пластины, снабженной консольными вырезами в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов с каждым из смежных неупругих слоев, или упругий слой выполнен из двух упругих пластин с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя консольными вырезами с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем и пластин между собой, упругий слой снабжен рядом участков с разновеликой упругостью и/или толщиной, а консольные вырезы выполнены разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины, верхний смежный с подрельсовым углублением участок основания снабжен продольным рядом ориентированных в поперечном направлении сквозных выходящих в подрельсовое углубление отверстий, смежно с каждым из которых в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом в прокладке выполнено поперечное отверстие, в котором помещен пропущенный через сквозное отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстии прокладки концевого участка фиксатора с нижней гранью поперечного отверстия прокладки, в многослойной прокладке наружный неупругий слой закреплен продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и помещен в смежном отверстии наружного слоя прокладки с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия наружного слоя прокладки, а смежный с рельсом неупругий слой закреплен продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и смежное отверстие наружного слоя и помещен в смежном отверстии смежного с рельсом слоя с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия смежного с рельсом слоя.

Техническая сущность первого изобретения изложена в описании примера 1, п. 1-8 формулы и на чертежах фиг. 1-3, 8, 11. Пример 1, фиг. 1-3, 8, 11.

Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление 1 основания 2 под каждый рельс колеи. В углублении 1 с каждой боковой стороны рельса расположена ориентированная в продольном направлении охватывающая рельс с боковой стороны и подошву рельса прокладка 3. Прокладка 3 заклинена между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы с зазором 4 между обращенной к рельсу гранью 5 и шейкой рельса и заклинена продольным пазом 6 на подошве рельса с зазором 7 между пазом 6 и боковой гранью подошвы.

Подрельсовое углубление 1 выполнено с наклонными боковыми гранями 8 с уширением в наружную сторону вверх. Обращенная в наружную от рельса сторону к боковой грани 8 боковая грань 9 прокладки 3 с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням 8 углубления 1 с возможностью взаимодействия указанных граней 9 и 8 прокладки 3 и углубления 1. Для обеспечения возможности заклинивания прокладок 3 с рельсом по наклонным граням 8 и 9 и тем самым прокладок 3 на рельсе для продольной фиксации рельса образованы зазор 10 между нижней гранью углубления 1 и нижней гранью 11 каждой из смежных в поперечном направлении прокладок 3 и зазор 12 между смежными прокладками 3 под подошвой рельса.

Для вертикальной фиксации прокладок 3 с рельсом в углублении 1 верхний смежный с подрельсовым углублением участок основания 2 снабжен продольным рядом поперечных в нормальной к продольному направлению плоскости сквозных выходящих в углубление 1 отверстий 13. Смежно с каждым из отверстий 13 в нижнем рабочем положении прокладок 3 с рельсом в прокладке 3 выполнено поперечное нормальное к продольному направлению отверстие 14, в котором помещен пропущенный через отверстие 13 основания 2 стержневой упругий фиксатор 15 с возможностью взаимодействия помещенного в отверстии 14 прокладки концевого участка фиксатора 15 с нижней гранью отверстия 14 и взаимодействия фиксатора 15 с верхней и нижней гранями отверстия 13 основания. Между верхней гранью отверстия 14 и фиксатором 15 выполнен зазор. Нижняя грань отверстия 14, верхняя и нижняя грани отверстия 13 и фиксатора 15 снабжены неровностями в виде ряда вдоль фиксатора 15 и отверстий 13 и 14 выступов синусоидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами выступов и впадин между ними одинакового размера и шага вдоль отверстий и фиксатора для надежной фиксации в отверстиях 13 и 14 подпружиненного в верхнем направлении за счет траектории нижней грани отверстия 14 фиксатора 15. Высота отверстий 13 и 14 выполнена большей высоты фиксатора с неровностями.

Для увеличения надежности фиксации прокладок 3 с рельсом в верхнем направлении при отсутствии поездной нагрузки в дополнение к фиксации фиксаторами 15 боковая грань 8 углубления 1 основания 2 снабжена продольным рядом ориентированных снизу вверх выступов 16 в поперечном сечении трапецеидальных или углового профиля с закругленными вершинами одинакового размера и шага в продольном направлении и впадин между ними меньшей ширины. Наружная боковая грань 9 прокладки 3 снабжена аналогичными впадинами и выступами 17, каждый из которых помещен в смежной впадине между выступами 16 грани 8 с возможностью взаимодействия боковых граней выступов 16 и 17 углубления 1 и прокладки 3. При этом для обеспечения заклинивания между вершиной каждого выступа и дном углубления, в котором помещен выступ, образован зазор.

Для упрощения монтажа и демонтажа на боковой грани 8 подрельсового углубления 1 выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов 18. Каждый из выступов 18 выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани углубления 1, преимущественно Т-образным, и расположен в смежном сужающемся наружу в поперечном направлении, преимущественно Т-образном, направляющем пазу 19 на боковой грани 9 прокладки 3 с шириной суженной части паза 19, меньшей ширины уширенной части выступа 18, с возможностью фиксации прокладки 3 пазами 19 за выступы 18 в поперечном направлении и перемещения прокладки 3 вдоль выступов 18 пазами 19 по выступам 18.

Прокладка 3 выполнена однослойной неупругой, преимущественно для основания 2 на упругой прокладке, например в метро, или многослойной в поперечном направлении со средним продольным упругим для упругого взаимодействия рельса с колесом слоем 20 и неупругими обращенным к рельсу заклиненном на рельсе слоем 21 и обращенным в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью 8 углубления 1 слоем 22.

При трехслойной прокладке слои 21 и 22 закреплены автономно поочередно в продольном направлении, преимущественно на разных уровнях. Наружный слой 22 закреплен на верхнем уровне коротким менее упругим для надежной фиксации прокладок в нижнем положении фиксатором 15 с возможностью взаимодействия с нижней гранью отверстия в слое 22. Смежный с рельсом слой 21 закреплен на нижнем уровне для удобства механизированного монтажа удлиненным пропущенным без взаимодействия через отверстие в слое 22 фиксатором 15 с возможностью взаимодействия с нижней гранью отверстия в слое 21. Удлиненным фиксатором 15 обеспечено более упругое взаимодействие колеса и рельса.

Альтернативно или дополнительно фиксатору 15 однослойная неупругая прокладка 3 или наружный слой 22 многослойной прокладки 3 снабжен продольным рядом расположенных в верхней части на наружной боковой грани 9 участков со смежным с боковой гранью прокладки прикрепленным стационарно к прокладке 3 упругим слоем 23 и наружным смежным с боковой гранью углубления 1 с возможностью взаимодействия со слоем 23 автономным от слоя 22 с возможностью упругого поперечного перемещения относительно слоя 22 неупругим слоем 24. Слой 24 снабжен консольным вырезом с направленным вверх отогнутым к боковой грани 8 углубления 1 свободным концом 25, находящимся в зацеплении с верхней гранью смежного углубления 26 на боковой грани 8 углубления 1 аналогично храповому зацеплению с возможностью фиксации прокладки от перемещения вверх. Верхний конец слоя 24 расположен выше верхней грани смежного с углублением 1 участка основания 2 для вывода прокладки 3 из зацепления.

Упругие слои 20 и 23 выполнены резиновыми, армированными резиновыми или синтетическими. Для увеличения ресурса эксплуатации упругие слои 20 и 23 многослойной прокладки 4 выполнены из упругой металлической или для уменьшения металлоемкости синтетической пластины 27, снабженной консольными вырезами 28 в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов 28 с каждым из смежных неупругих слоев 21 и 22, или упругие слои выполнен из двух упругих пластин 27 с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя вырезами 28 с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем 21 или 22 и пластин между собой.

Для гашения вибраций разной частоты поездной нагрузки упругий слой 20 снабжен рядом участков, преимущественно островных, с разновеликой упругостью и/или толщиной, а консольные вырезы выполнены разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины. Альтернативно или дополнительно упругий слой выполнен многослойным в поперечном направлении со слоями разновеликой упругости.

Для увеличения трения сцепления нижняя 29 и верхняя грани паза 6 снабжены повторяющей очертание паза сплошной или дискретной в продольном направлении закладной деталью из стали или другого материала с наибольшим коэффициентом трения сцепления со сталью. Альтернативно грани паза 6 снабжены фрикционным покрытием. Взаимодействующая с головкой верхняя грань прокладки 3 снабжена аналогичной сплошной или дискретной закладной деталью или фрикционным покрытием.

Прокладки 3 с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины для регулирования колеи перестановкой на другую сторону рельса. Суммарная ширина прокладок 3 разновеликой ширины с каждой стороны рельса выполнена разновеликой для разных типоразмеров прокладок для регулирования положения рельса по высоте.

Основание 2 выполнено безбалластным, блочным, рамным или лежневым на балласте. Подрельсовые углубления 1 выполнены секциями большей длины, например 5-4 м, для прямых и меньшей длины, например 3-1 м, для переходных и круговых кривых. Углубления 1 и прокладки 3 выполнены прямолинейными, а для кривой малого радиуса могут быть выполнены криволинейными в плане. Прокладки 3 выполнены по длине секций углублений 1 со сплошным опиранием на боковые грани углубления 1 и заклиниванием на рельсе. Углубления 1 под каждый рельс колеи выполнены параллельными между собой в продольном направлении для прямого участка пути и круговой кривой или углубление 1 под один рельс колеи выполнено с продольным наклоном в вертикальной плоскости относительно смежного в поперечном направлении углубления 1 под другой рельс колеи для отвода возвышения наружного рельса переходной кривой. Для облегчения прокладка 3 снабжена продольным рядом ниш с перегородками между ними с отверстиями 14 (фиг. 1, 4 и 12). С наружной стороны каждого углубления 1 основание 2 снабжено продольным направленным вверх выступом для фиксации сошедших с рельсов колес.

При монтаже прокладки 3 пазами 19 по направляющим выступам 18 помещают в секции углубления 1. С передней консоли укладочной машины приподнимают прокладки 3 и помещают каждое из смежных инвентарных рельсовых звеньев колеи между прокладками 3. Опускают звено с прокладками. При этом прокладки 3 сближаются и заклиниваются на рельсе. Перемещают машину вперед на одно звено и повторяют операцию. После монтажа всех инвентарных рельсовых звеньев в середине колеи укладывают две рельсовые плети. Расположенными в средней части между передними опертыми на звенья и задними тележками рабочими органами машины поднимают звенья с прокладками 3, удаляют звенья, перемещают плети в колею между прокладками, опускают плети, закрепляют фиксаторами 15 и задняя тележка машины перемещается по уложенной плети. При регулировании колеи плеть с прокладками поднимают, прокладки 3 разновеликой ширины меняют местами, опускают и закрепляют. По мере износа головок плетей операцию повторяют с другой плетью, а затем меняют местами плети в колее. Ввиду увеличенной поперечной устойчивости рельса в углублении ширина головки рельса может быть увеличена для увеличения ресурса эксплуатации. Для ликвидации дефекта плеть с прокладками поднимают, прокладки опускают. Плеть с каждой стороны вырезаемого участка на необходимую длину в зависимости от отклонения температуры от интервала температур укладки плети закрепляют заклиненными с двух сторон плети аналогично прокладкам 3 струбцинами, соединенными наглухо между собой в продольном направлении двумя расположенными с каждой боковой стороны углубления 1 штангами для фиксации от продольного перемещения смежных с дефектом концов плети после вырезки дефектного участка. Вырезают участок плети с дефектом, вваривают новый отрезок рельса, опускают плеть с прокладками в углубление 1 и закрепляют фиксаторами 15. При температурной разрядке плеть с прокладками с конца плети поднимают, прокладки опускают, по мере продвижения машины к середине плеть укладывают на инвентарные ролики. После стабилизации длины плеть с прокладками опускают в углубление и закрепляют фиксаторами 15.

Выполнение подрельсового углубления с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх, выполнение обращенной в наружную от рельса сторону боковой грани прокладки с каждой боковой стороны рельса с наклоном ответно наклонным боковым граням подрельсового углубления с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, образование при этом зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, выполнение на боковой грани подрельсового углубления продольного ряда направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов, каждый из которых выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани подрельсового углубления и расположен в смежном сужающемся наружу направляющем пазу на боковой грани прокладки с шириной суженной части паза, меньшей ширины уширенной части помещенного в пазу выступа, с возможностью фиксации прокладки пазами за выступы в поперечном направлении и перемещения прокладки вдоль выступов пазами по выступам, выполнение прокладки однослойной неупругой или многослойной в поперечном направлении с неупругими обращенным к рельсу заклиненном на рельсе и в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью подрельсового углубления слоями и средним продольным упругим слоем между неупругими слоями, выполнение упругого слоя прокладки из упругой пластины, снабженной консольными вырезами в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов с каждым из смежных неупругих слоев или выполнение упругого слоя из двух упругих пластин с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя консольными вырезами с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем и пластин между собой, снабжение упругого слоя рядом участков с разновеликой упругостью и/или толщиной и выполнение консольных вырезов разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины, снабжение верхнего смежного с подрельсовым углублением участка основания продольным рядом ориентированных в поперечном направлении сквозных выходящих в подрельсовое углубление отверстий, смежно с каждым из которых в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом в прокладке выполнено поперечное отверстие, в котором помещен пропущенный через сквозное отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстии прокладки концевого участка фиксатора с нижней гранью поперечного отверстия прокладки, закрепление в многослойной прокладке наружного неупругого слоя продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и помещен в смежном отверстии наружного слоя прокладки с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия наружного слоя прокладки и закрепление смежного с рельсом неупругого слоя продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и смежное отверстие наружного слоя и помещен в смежном отверстии смежного с рельсом слоя с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия смежного с рельсом слоя, обеспечивает упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

По второму изобретению наиболее близким решением является верхнее строение железнодорожного пути, содержащее подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, многослойную прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса с обращенным к рельсу неупругим слоем с возможностью взаимодействия верхней грани неупругого слоя с нижней гранью головки рельса, взаимодействия охватывающего подошву рельса участка с верхней и нижней гранями подошвы с образованием зазора с боковой гранью подошвы. Патент №2495974 на изобретение, авторы Столповский А.А. и другие.

Недостатками этого верхнего строения являются сложность конструкции, недостаточные надежность, эксплуатационный ресурс и экономичность.

Технический результат изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом на подошве рельса прокладку, обращенная в наружную от рельса сторону грань прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном в наружную сторону снизу вверх, подрельсовое углубление выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклоном боковых граней ответно наклонным боковым граням прокладки с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, с образованием зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, расположенный под нижней гранью охватывающего подошву паза прокладки участок выполнен в виде продольного ряда направленных к смежной прокладке поперечных выступов и впадин между ними и аналогичными выступами и впадинами снабжена смежная прокладка с возможностью помещения в рабочее положение каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с зазором между торцовыми гранями выступов и впадин смежных прокладок, верхняя грань концевого участка расположена ниже уровня нижней грани паза якорного участка охватывающего подошву участка прокладки с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении, верхний участок каждой из впадин якорного участка охватывающей подошву части прокладки выполнен с перекрытием, а верхняя грань свободного концевого участка выполнена ниже нижней грани перекрытия с зазором между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступов и впадин смежных прокладок, верхняя часть концевого участка выполнена из антифрикционного материала или снабжена антифрикционным покрытием, прокладка снабжена расположенным ниже нижней грани заклиненного на подошве паза поперечным отверстием, в которое помещен пропущенный через отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие прокладки концевого участка фиксатора с верхней гранью отверстия.

Техническая сущность второго изобретения изложена в описании примера 2, п. 8-12 формулы и на чертежах фиг. 4-12.

Пример 2, фиг. 4-12.

Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление 1 основания 2 под каждый рельс колеи. В углублении 1 с каждой боковой стороны рельса расположена ориентированная в продольном направлении охватывающая рельс с боковой стороны и подошву рельса прокладка 3. Прокладка 3 заклинена между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы с зазором 4 между обращенной к рельсу гранью 5 и шейкой рельса и продольным пазом 6 на подошве рельса с зазором 7 между пазом 6 и боковой гранью подошвы.

Подрельсовое углубление 1 выполнено с наклонными боковыми гранями 8 с уширением в наружную сторону вверх. Обращенная в наружную от рельса сторону к боковой грани 8 грань 9 прокладки 3 с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням 8 углубления 1 с возможностью взаимодействия указанных граней 9 и 8 прокладки 3 и углубления 1. Для обеспечения заклинивания прокладок 3 с рельсом по наклонным граням 8 и 9 и тем самым прокладок 3 на рельсе для продольной фиксации рельса образованы зазор 10 между нижней гранью углубления 1 и нижней гранью 11 каждой из смежных в поперечном направлении прокладок 3 и зазор 12 между смежными прокладками 3 под подошвой рельса.

Расположенный под нижней гранью 29 охватывающего подошву паза 6 прокладки 3 участок 30 выполнен в виде продольного ряда ориентированных снизу вверх направленных к смежной в поперечном направлении прокладке 3 нормальных к продольному направлению поперечных, преимущественно на всю ширину подошвы, преимущественно одинакового поперечного сечения с равным шагом в продольном направлении выступов 31 и впадин 32 между ними. Аналогичными выступами 31 и впадинами 32 снабжена смежная прокладка с помещением в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с возможностью поперечного перемещения выступа 31 во впадине 32 смежной прокладки 3 с зазором 33 между торцовыми гранями выступов 31 и впадин 32 смежных прокладок для обеспечения заклинивания прокладок 3 с рельсом по боковым граням 8 углубления 1. Выступы 31 в поперечном сечении горизонтальной плоскостью выполнены преимущественно с нормальными к продольному направлению боковыми гранями или трапецеидальными сужающимися в наружную сторону к смежной прокладке. Поперечный размер впадин 32 в продольном направлении выполнен большим поперечного размера выступов 31 для свободного перемещения каждого из выступов в смежной впадине 32 смежной прокладки.

Верхняя грань 34 свободного концевого участка 35, преимущественно на половину ширины подошвы, для размещения подошвы в верхнем положении при разрядке температурных напряжений рельсовой плети расположена ниже уровня нижней грани 29 паза 6 смежной с участком 35 якорного участка 36 участка 30 прокладки 3 с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении.

По альтернативному варианту верхний участок каждой из впадин 32 якорного участка 36 прокладки 3 выполнен с перекрытием 37. Верхняя грань 34 участка 35 выполнена ниже нижней грани перекрытия для возможности помещения участка 35 под перекрытием 37 с зазором 38 между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступа 31 во впадине смежной прокладки 3.

Для закрепления прокладок с рельсом в верхнем положении при температурной разрядке плети каждая из смежных прокладок 3 снабжена расположенным ниже нижней грани 29 паза 6 продольным рядом поперечных смежных с отверстиями 13 отверстий 39, в каждое из которых помещен пропущенный через отверстие 13 основания 2 фиксатор 15 с зазором между нижней гранью фиксатора 15 и нижней гранью отверстия 39 с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие 39 концевого участка фиксатора 15 с верхней гранью отверстия 39 и взаимодействия фиксатора с верхней и смежных прокладок, плеть освобождается от температурных напряжений без инвентарных роликовых опор. После стабилизации длины плеть с прокладками 3 опускают в углубление 1 и закрепляют фиксаторами 15.

Выполнение обращенной в наружную от рельса сторону грани прокладки с каждой боковой стороны рельса с наклоном в наружную сторону снизу вверх, выполнение подрельсового углубления с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклоном боковых граней ответно наклонным боковым граням прокладки с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, образование зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, выполнение расположенного под нижней гранью охватывающего подошву паза прокладки участка в виде продольного ряда направленных к смежной прокладке поперечных выступов и впадин между ними и снабжение аналогичными выступами и впадинами смежной прокладки с возможностью помещения в рабочее положение каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с зазором между торцовыми гранями выступов и впадин смежных прокладок, расположение верхней грани концевого участка ниже уровня нижней грани паза якорного участка охватывающего подошву участка прокладки с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении, выполнение верхнего участка каждой из впадин якорного участка охватывающей подошву части прокладки с перекрытием и выполнение верхней грани свободного концевого участка ниже нижней грани перекрытия с зазором между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступов и впадин смежных прокладок, выполнение верхней части концевого участка из антифрикционного материала или снабжение антифрикционным покрытием, снабжение прокладки расположенным ниже нижней грани заклиненного на подошве паза поперечным отверстием, в которое помещен пропущенный через отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие прокладки концевого участка фиксатора с верхней гранью отверстия обеспечивает упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

По третьему изобретению наиболее близким решением является верхнее строение железнодорожного пути, содержащее подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, прокладку для регулирования колеи с каждой боковой стороны рельса, прокладку на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи с каждой стороны рельса. Патент №2495974 на изобретение, авторы Столповский А.А. и другие.

Недостатками этого верхнего строения являются сложность конструкции, недостаточные надежность, эксплуатационный ресурс и экономичность.

Технический результат изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенные в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом на подошве рельса прокладку и смежную с наружной стороны заклиненной на рельсе прокладки прокладку с возможностью взаимодействия боковых граней указанных прокладок, обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань заклиненной на подошве рельса прокладки и ответная боковая грань наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнены с наклоном в наружную сторону снизу вверх, а между заклиненными на рельсе прокладками под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок выполнены зазоры, подрельсовое углубление выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями, наружная прокладка выполнена с ответно наклонными наружными боковыми гранями с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и углубления, наружная прокладка выполнена автономной с каждой стороны рельса с зазором между расположенными на нижней грани углубления участками или целой, наружные автономные прокладки или боковые участки целой наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины.

Техническая сущность третьего изобретения изложена в описании примера 3, п. 13-16 формулы и на чертежах фиг. 13, 14. Пример 3, фиг. 13, 14.

Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление 1 под каждый рельс колеи. В углублении 1 с каждой боковой стороны рельса расположена ориентированная в продольном направлении охватывающая рельс с боковой стороны и подошву рельса прокладка 3. Прокладка 3 заклинена между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом 6 на подошве рельса. Смежно с наружной стороны заклиненной на рельсе прокладки 3 расположена прокладка 44 с возможностью взаимодействия боковых граней указанных прокладок 3 и 44. Обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань заклиненной на подошве рельса прокладки 3 и ответная боковая грань 45 наружной прокладки 44 с каждой боковой стороны рельса выполнены с наклоном в наружную сторону снизу вверх. Между заклиненными на рельсе прокладками 3 под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок выполнены зазоры 12 и 10.

Подрельсовое углубление 1 выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями 8. Наружная прокладка 44 выполнена с ответно наклонными наружными боковыми гранями 46 с возможностью взаимодействия указанных граней 46 и 8 прокладки 44 и углубления 1. Альтернативно углубление 1 выполнено с параллельными гранями 8 и ответно выполненными гранями 46.

Наружная прокладка 44 выполнена автономной с каждой стороны рельса с зазором 47 между расположенными на нижней грани углубления 1 участками 48 (фиг. 13) или целой (фиг. 14).

Смежно с углублением 1 в верхней части основания 2 выполнен продольный ряд поперечных отверстий 13. Смежно с каждым из отверстий 13 в прокладке 44 выполнено отверстие 49. Смежно с каждым из отверстий 13 и отверстием 49 в нижнем рабочем положении прокладок 3 с рельсом в прокладке 3 выполнено поперечное отверстие 14, в котором помещен пропущенный через отверстия 13 и 49 фиксатор 15. На другом нижнем уровне смежно с отверстиями 13 и 49 в прокладке 3 выполнено отверстие, в котором помещен фиксатор 15 для фиксации прокладок 3 с рельсом в верхнем положении (фиг. 13).

Прокладки 3 выполнены разновеликой ширины. Наружные автономные прокладки 44 (фиг. 13) или боковые участки 50 целой наружной прокладки 44 (фиг. 14) с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины для увеличения диапазона регулирования колеи дополнительно регулированию разновеликими по ширине прокладками 3. При уширяющемся кверху подрельсовом углублении 1 суммарная ширина разновеликих по ширине прокладок 44 с каждой стороны рельса (фиг. 13) и ширина целой наружной прокладки 44 (фиг. 14) выполнены разновеликими для регулирования положения рельса по высоте (фиг. 13).

Прокладка 44 в поперечном направлении выполнена многослойной, например трехслойной со средним упругим 51 и наружными неупругими слоями. Прокладка 3 при этом выполнена преимущественно однослойной неупругой (фиг. 1, 14). Альтернативно прокладка 3 выполнена трехслойной (фиг. 2). На обращенных к прокладке 3 боковых гранях 45 автономных прокладок 44 выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов 18. Каждый из выступов 18 выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону и расположен в смежном сужающемся наружу в поперечном направлении направляющем пазу 19 на боковой грани 9 прокладки 3.

Наружная боковая грань 9 прокладки 3 снабжена продольным рядом ориентированных снизу вверх выступов 16 в поперечном сечении трапецеидальных или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними меньшей ширины. Боковая грань 45 прокладки 44 снабжена аналогичными выступами 17 и впадинами со взаимным помещением выступа одной из прокладок 3 или 44 в смежной впадине смежной прокладки с возможностью взаимодействия боковых граней выступов 16 и 17 прокладок 3 и 44. При этом для обеспечения заклинивания между вершиной каждого выступа и дном углубления, в котором помещен выступ, образован зазор.

При монтаже прокладку 44 помещают в углубление 1 и закрепляют фиксаторами 15. Прокладки 3 с рельсом помещают в углубление 1, перемещая вниз пазами 19 по выступам 18 прокладки 44, и закрепляют фиксаторами 15. Регулирование колеи выполняют перестановкой прокладок 3. Дополнительное регулирование колеи выполняют перестановкой разновеликих по ширине автономных прокладок 44 или поворотом в плане целой прокладки 44 с разновеликими по ширине боковыми участками 50. Для регулирования положения рельса по высоте монтируют прокладки 3 или 44 другой ширины. Упругий слой 51 прокладки 44 обеспечивает улучшение упругого взаимодействия колеса и рельса. Демонтаж выполняют в обратном порядке.

Выполнение обращенной в наружную от рельса сторону боковой грани заклиненной на подошве рельса прокладки и ответной боковой грани наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса с наклоном в наружную сторону снизу вверх, выполнение зазоров между заклиненными на рельсе прокладками под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок, выполнение подрельсового углубления с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями, выполнение наружной прокладки с ответно наклонными боковыми гранями с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и углубления, выполнение наружной прокладки автономной с каждой стороны рельса с зазором между расположенными на нижней грани углубления участками или целой, выполнение наружных автономных прокладок или боковых участков целой наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса разновеликой ширины обеспечивает упрощение конструкции, повышение надежности, эксплуатационного ресурса и экономичности.

1. Железнодорожный путь, содержащий продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную продольным пазом на подошве рельса и между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы прокладку, отличающийся тем, что подрельсовое углубление выполнено с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх, обращенная в наружную от рельса сторону грань прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном ответно наклонным боковым граням подрельсового углубления с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления, при этом образованы зазоры между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса.

2. Путь по п. 1, отличающийся тем, что на боковой грани подрельсового углубления выполнен продольный ряд направляющих элементов в виде ориентированных снизу вверх в нормальной к продольному направлению плоскости выступов, каждый из которых выполнен в поперечном сечении с уширением в наружную сторону от боковой грани подрельсового углубления и расположен в смежном сужающемся наружу направляющем пазу на боковой грани прокладки с шириной суженной части паза, меньшей ширины уширенной части помещенного в паз выступа, с возможностью фиксации прокладки пазами за выступы в поперечном направлении и перемещения прокладки вдоль выступов пазами по выступам.

3. Путь по п. 1, отличающийся тем, что прокладка выполнена однослойной неупругой или многослойной в поперечном направлении с неупругими обращенным к рельсу заклиненным на рельсе и в наружную от рельса сторону с возможностью взаимодействия с боковой гранью подрельсового углубления слоями и средним продольным упругим слоем между неупругими слоями.

4. Путь по п. 3, отличающийся тем, что упругий слой прокладки выполнен из упругой пластины, снабженной консольными вырезами в виде отогнутых из плоскости пластины в обе стороны лепестков с возможностью взаимодействия вырезов с каждым из смежных неупругих слоев, или упругий слой выполнен из двух упругих пластин с отогнутыми из плоскости каждой из пластин в сторону смежного неупругого слоя консольными вырезами с возможностью взаимодействия вырезов каждой из пластин со смежным неупругим слоем и пластин между собой.

5. Путь по п. 3 или 4, отличающийся тем, что упругий слой снабжен рядом участков с разновеликой упругостью и/или толщиной, а консольные вырезы выполнены разного размера и/или конфигурации и/или с разной величиной отгиба из плоскости пластины.

6. Путь по п. 1, отличающийся тем, что верхний смежный с подрельсовым углублением участок основания снабжен продольным рядом ориентированных в поперечном направлении сквозных выходящих в подрельсовое углубление отверстий, смежно с каждым из которых в нижнем рабочем положении прокладок с рельсом в прокладке выполнено поперечное отверстие, в которое помещен пропущенный через сквозное отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие прокладки концевого участка фиксатора с нижней гранью поперечного отверстия прокладки.

7. Путь по п. 4 или 6, отличающийся тем, что в многослойной прокладке наружный неупругий слой закреплен продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и помещен в смежное отверстие наружного слоя прокладки с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия наружного слоя прокладки, а смежный с рельсом неупругий слой закреплен продольным рядом фиксаторов, каждый из которых пропущен через поперечное сквозное отверстие основания и смежное отверстие наружного слоя и помещен в смежное отверстие смежного с рельсом слоя с возможностью взаимодействия фиксатора с нижней гранью отверстия смежного с рельсом слоя.

8. Железнодорожный путь, содержащий продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом на подошве рельса прокладку, отличающийся тем, что обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнена с наклоном в наружную сторону снизу вверх, подрельсовое углубление выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклоном боковых граней ответно наклонным боковым граням прокладки с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и подрельсового углубления и с образованием зазоров между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса, расположенный под нижней гранью охватывающего подошву паза прокладки участок выполнен в виде продольного ряда ориентированных снизу вверх направленных к смежной прокладке поперечных выступов и впадин между ними, и аналогичными выступами и впадинами снабжена смежная прокладка с возможностью помещения в рабочее положение каждого из выступов одной прокладки в смежной впадине смежной прокладки с зазором между торцовыми гранями выступов и впадин смежных прокладок.

9. Путь по п. 8, отличающийся тем, что верхняя грань концевого участка расположена ниже уровня нижней грани паза якорного участка охватывающего подошву участка прокладки с образованием зазора с нижней гранью подошвы в рабочем положении.

10. Путь по п. 8, отличающийся тем, что верхний участок каждой из впадин якорного участка охватывающей подошву части прокладки выполнен с перекрытием, а верхняя грань свободного концевого участка выполнена ниже нижней грани перекрытия с зазором между указанными гранями с возможностью взаимного поперечного перемещения выступов и впадин смежных прокладок.

11. Путь по п. 8, отличающийся тем, что верхняя часть концевого участка выполнена из антифрикционного материала или снабжена антифрикционным покрытием.

12. Путь по п. 8, отличающийся тем, что прокладка снабжена расположенным ниже нижней грани заклиненного на подошве паза поперечным отверстием, в которое помещен пропущенный через отверстие основания стержневой фиксатор с возможностью взаимодействия помещенного в отверстие прокладки концевого участка фиксатора с верхней гранью отверстия.

13. Железнодорожный путь, содержащий продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенные в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса ориентированную в продольном направлении заклиненную между нижней гранью головки и верхней гранью подошвы и продольным пазом на подошве рельса прокладку и смежную с наружной стороны заклиненной на рельсе прокладки прокладку с возможностью взаимодействия боковых граней указанных прокладок, отличающийся тем, что обращенная в наружную от рельса сторону боковая грань заклиненной на подошве рельса прокладки и ответная боковая грань наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнены с наклоном в наружную сторону снизу вверх, а между заклиненными на рельсе прокладками под подошвой рельса и под нижней гранью каждой из заклиненных на рельсе прокладок выполнены зазоры.

14. Путь по п. 13, отличающийся тем, что подрельсовое углубление выполнено с уширением в наружную сторону снизу вверх с наклонными боковыми гранями, наружная прокладка выполнена с ответно наклонными боковыми гранями с возможностью взаимодействия указанных граней прокладки и углубления.

15. Путь по п. 13, отличающийся тем, что наружная прокладка выполнена автономной с каждой стороны рельса с зазором между расположенными на нижней грани углубления участками или целой.

16. Путь по п. 13 или 15, отличающийся тем, что наружные автономные прокладки или боковые участки целой наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса выполнены разновеликой ширины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути. Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление между двумя продольными выступами на верхней грани основания.

Изобретение относится к элементам конструкций верхнего строения железнодорожного пути. Подрельсовая прокладка содержит основание с плоской опорной поверхностью, контактирующей с основанием рельса, и рельефную внутреннюю опорную поверхность, контактирующую со шпалой.

Изобретение относится к элементам конструкций верхнего строения железнодорожного пути. Нашпальная прокладка содержит плоские наружную и внутреннюю опорные поверхности, на концах прокладки по ее длине расположены два бурта.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к безболтовому рельсовому скреплению. В безболтовом рельсовом скреплении на рельсовой подкладке со стороны возвышенной части крюкообразные кронштейны соединены с подклеммными выступами ребрами жесткости.

Изобретения относятся к конструкции верхнего строения пути. В верхнем строении пути верхняя ветвь заклиненного на подошве рельса С-образного в поперечном сечении слоя (С) многослойной прокладки (ПС) на сопряжении рельса с прокладкой для регулирования колеи (ПРК) снабжена развитым вверх до головки рельса участком.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к безболтовому рельсовому скреплению, которое содержит рельсовую подкладку, прикрепляемую к подрельсовому основанию, две головки для крепления рельса, амортизирующую подрельсовую прокладку, две пружинные В-образные клеммы, два монорегулятора, надавливающих на концевые усы клемм для осуществления прижатия рельса прямолинейной нарельсовой частью клемм.

Изобретение относится к рельсовым скреплениям. .

Изобретение относится к железнодорожному пути. .

Изобретение относится к железнодорожным и подкрановым конструкциям с интенсивным движением транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортным конструкциям промышленного и железнодорожного транспорта. .

Группа изобретений относится к конструкции железнодорожного пути. Железнодорожный путь содержит продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи, расположенную в подрельсовом углублении с каждой боковой стороны рельса прокладку. Подрельсовое углубление выполнено с наклонными боковыми гранями с уширением в наружную сторону вверх. Образованы зазоры между нижней гранью подрельсового углубления и нижними гранями прокладок и между прокладками под подошвой рельса. В другом варианте подрельсовое углубление выполнено с возможностью взаимодействия граней прокладки и подрельсового углубления. В другом варианте путь содержит обращенную в наружную от рельса сторону боковую грань заклиненной на подошве рельса прокладки и ответную боковую грань наружной прокладки с каждой боковой стороны рельса. Достигается повышение надежности пути. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 13 ил.

Наверх