Состав грунтобетонной смеси и способ применения ее в строительстве



Владельцы патента RU 2691042:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Иркутский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО ИрГУПС) (RU)

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения. Состав грунтобетонной смеси содержит, мас.%: техногенный грунт 80,5-83,7, минеральное вяжущее – портландцемент 6-8, высокомолекулярное поверхностно-активное вещество – продукт полиальдольной конденсации ацетальдегида 1-5, вода - остальное. Способ устройства оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения из указанного выше состава грунтобетонной смеси состоит из следующих операций: доставка техногенного грунта на место производства работ, распределение грунта и рыхление конструктивного слоя на расчетную глубину, приготовление водного раствора высокомолекулярного поверхностно-активного вещества на месте выполнения работ, равномерное распределение расчетного количества минерального вяжущего по всей поверхности конструктивного слоя, перемешивание обработанного грунта, внесение водного раствора высокомолекулярного поверхностно-активного вещества с последующим перемешиванием, профилирование и уплотнение. Технический результат – разработка грунтобетонной смеси, обладающей повышенной прочностью на сжатие и растяжение при изгибе без снижения морозостойкости. 2 н.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.

 

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения.

Известны различные способы стабилизации грунтов с добавками как органических (битумы, нефтяные гудроны, дегти, смолы и др.), так и неорганических вяжущих материалов (известь, цемент и др.). Конструктивные слои из грунтов, укрепленных цементом, имеют существенные недостатки - низкую водо- и морозостойкость, деформативность и интенсивное трещинообразование. Характерной особенностью цементогрунтов является также повышенная истираемость, что требует создания дополнительного защитного слоя износа при устройстве дорожных покрытий. При известковании грунтов сложно обеспечить требуемую морозостойкость. Использование органических вяжущих приводит к развитию пластических деформаций в слое основания, что способствует колееобразованию. Перспективным направлением в решении данной проблемы является применение комплексных методов стабилизации грунтов, предполагающих получение дорожно-строительных материалов на основе местного минерального сырья, вяжущего и стабилизирующих добавок различной природы.

С целью повышения прочности, водостойкости и морозостойкости при стабилизации глинистых грунтов предлагается вводить полимеризованный амин жирного ряда, известь, каменноугольную смолу (авторское свидетельство СССР №487204, опубл. 12.01.1976 г., Бюл. №37) или, использовать пиридин в количестве 0,03-0,05% от веса сухого грунта (авторское свидетельство СССР №197446, опубл. 31.05.1967 г., Бюл. №12). Однако перечисленные способы укрепления грунтов предусматривают применение высокотоксичных органических соединений, при этом в описаниях данных изобретений нет фактических данных, подтверждающих факт упрочнения грунтов именно за счет рекомендуемых добавок.

Известен состав грунтобетона, включающий нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку. В качестве нефтесодержащих отходов применен нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего - портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении мас. %: нефтезагрязненный грунт - 79,60-85,72; портландцемент - 14-20; лигносульфонаты технические порошкообразные - 0,28-0,40 (патент РФ №2296831, опубл. 10.04.2007 г.). Недостатком данного состава является высокое содержание вяжущего, что является экономически не эффективным.

Наиболее близким к заявляемому решению по компонентному составу и совокупности существенных признаков, принятым за прототип, является способ закрепления грунта для дорожного покрытия (авторское свидетельство СССР №608871, опубл. 30.05.1978 г., Бюл. №20), включающий перемешивание грунта с портландцементом и обработку цементогрунтовой смеси органической добавкой. Данный способ отличается тем, что с целью увеличения срока службы покрытия, цементогрунтовую смесь предварительно уплотняют, после чего обрабатывают пипериленстирольным латексом в количестве 5-10% от веса грунта с последующим нагревом поверхности до 100-120°С в течение 2-10 минут. Однако, полученный цементогрунт имеет невысокие значения прочности на сжатие при высокой массовой доле вяжущего - до 12% от массы грунта, а сложность технологии, предполагающей нагрев поверхности до 100-120°С ограничивает возможности применения данного материала.

Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка состава грунтобетонной смеси, обладающего повышенной прочностью на сжатие и растяжение при изгибе без снижения морозостойкости и способа его применения при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом составе грунтобетонной смеси содержится техногенный грунт по ГОСТ 25100-2011; минеральное вяжущее - портландцемент; высокомолекулярное поверхностно-активное вещество - продукт полиальдольной конденсации ацетальдегида, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

техногенный грунт 80,5 – 83,7
портландцемент 6 – 8

высокомолекулярное поверхностно-активное вещество 1 – 5

вода остальное

Достижение указанного технического результата обусловлено образованием комплексных соединений при взаимодействии высокомолекулярного поверхностно-активного вещества с ионами жидкой фазы цементно-полимерной системы.

Разработку состава грунтобетонной смеси проводили в соответствии с ГОСТ 23558-94 путем подбора оптимального количества вяжущего в процентах от массы техногенного грунта с учетом его оптимальной влажности. Основными критериями оценки оптимальности состава являлись прочностные характеристики и значения коэффициентов морозостойкости.

Пример. В воздушно-сухой техногенный грунт вносили вяжущее - портландцемент, смесь перемешивали вручную, увлажняли до оптимальной влажности, вводили высокомолекулярное поверхностно-активное вещество, перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы цилиндры диаметром 70 мм, а также образцы балочки размером 160×40×40 мм уплотнением смеси в стальных формах. Прочностные характеристики получены в соответствии с ГОСТ 23558-94 на образцах, подвергнутых полному водонасыщению. Анализ физико-механических характеристик образцов проводили через 28 суток.

Физико-механические характеристики полученных образцов приведены в таблице 1. Показано, что введение в состав стабилизирующей добавки в виде высокомолекулярного поверхностно-активного вещества - продукта полиальдольной конденсации ацетальдегида, позволяет получить морозостойкий дорожно-строительный материал с маркой по прочности M100.

Таблица 1.


п/п
Состав смеси, мас.% Физико-механические
характеристики
грунт вяжущее добавка вода Rсж, МПа Rизг, МПа морозостой-кость, циклы
1 80,5 6 1 12,5 12,25-14,00 2,52-2,71 100
2 83,7 8 5 3,3 12,42-13,13 2,50-2,61 100
про-тотип 100 7-12 5-10 остальное 2,45 0,39-0,59 50

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что заявляемый состав грунтобетонной смеси позволяет получать морозостойкий дорожно-строительный материал с маркой по прочности M100 при содержании вяжущего 6-8 мас.%, тогда как по прототипу – М20 при содержании вяжущего 7-12 мас.%. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение заявляемого состава грунтобетонной смеси с другими аналогичными техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам. Это позволило сделать вывод о соответствии заявляемого состава грунтобетонной смеси условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Рассмотрим применение предлагаемого состава грунтобетонной смеси на следующем примере.

Пример. Технологический процесс устройства оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения состоит из следующих операций: доставка техногенного грунта на место производства работ; распределение грунта и рыхление конструктивного слоя на расчетную глубину; приготовление водного раствора высоко-молекулярного поверхностно-активного вещества на месте выполнения работ; равномерное распределение расчетного количества минерального вяжущего по всей поверхности конструктивного слоя; перемешивание обработанного грунта; внесение водного раствора высокомолекулярного поверхностно-активного вещества с последующим перемешиванием; профилирование и уплотнение.

Данная технология производства работ наиболее оптимальна для устройства конструктивных слоев с использованием разработанного состава.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет получить эффективный дорожно-строительный материал для устройства оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения с маркой по прочности M100, отвечающий требованиям ГОСТ 23558-94 по прочности и морозостойкости.

1. Состав грунтобетонной смеси содержит техногенный грунт, минеральное вяжущее – портландцемент, высокомолекулярное поверхностно-активное вещество – продукт полиальдольной конденсации ацетальдегида при следующем соотношении компонентов, мас.%: грунт 80,5-83,7; портландцемент 6-8; высокомолекулярное поверхностно-активное вещество 1-5; вода - остальное.

2. Способ устройства оснований автомобильных и железных дорог, покрытий автомобильных дорог, а также площадок различного назначения из грунтобетонной смеси по п.1, отличающийся тем, что состоит из следующих операций: доставка техногенного грунта на место производства работ; распределение грунта и рыхление конструктивного слоя на расчетную глубину; приготовление водного раствора высокомолекулярного поверхностно-активного вещества на месте выполнения работ; равномерное распределение расчетного количества минерального вяжущего по всей поверхности конструктивного слоя; перемешивание обработанного грунта; внесение водного раствора высокомолекулярного поверхностно-активного вещества с последующим перемешиванием; профилирование и уплотнение.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области строительства, а именно дорожного строительства, и может быть использовано при строительстве дорог, площадок, взлетно-посадочных полос, тротуаров и других объектов транспортной инфраструктуры.

Группа изобретений относится к области строительства, а именно к способам закрепления грунтов и веществам, которые могут быть использованы для закрепления грунтов.
Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к способу укрепления слабых донных грунтов при формировании подводных оснований. Способ укрепления слабого донного грунта в условиях ледового покрытия акватории включает формирование грунтоцементного свайного массива методом струйной цементации с использованием технологического оборудования.

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам инъекционного закрепления грунтов, например валунно-галечниковых, с незаполненными пустотами и скоростью фильтрационного потока в них более 2400 м/сут.

Изобретение относится к способу упрочнения гидрозакладочного массива и может быть использовано при добыче минерального сырья при отработке устойчивых руд камерными системами с гидрозакладкой выработанного пространства.

Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству и может быть использовано для стабилизации и укрепления грунтов при реконструкциях, ремонтах, для устройства дополнительных слоев оснований, оснований и покрытий со слоем износа всех типов дорожных одежд для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца до -30°C.

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано для укрепления грунтов оснований дорог и фундаментов, жилых и гражданских сооружений в условиях переувлажнения и пучинообразования, для получения грунтобетона, пригодного для домостроения.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований автомобильных и железных дорог, вертолетных площадок, взлетно-посадочных полос, площадок различного назначения, а так же дорожек в парках и садах.

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к области строительства и может быть применено при инженерной подготовке строительных площадок для нового строительства. В способе объемной цементации песчаных, супесчаных, суглинистых грунтов и легких глин, включающем приготовление водной суспензии портландцемента с водопоглощающим минеральным компонентом и введение в грунт приготовленной суспензии, предварительно осуществляют удаление грунта, содержащего органические примеси, в образовавшемся котловане осуществляют приготовление водной суспензии равномерным перемешиванием портландцемента и воды в соотношении 1:1,2, введение в указанную суспензию при перемешивании супеси или суглинка с получением пасты, введение в нее водопоглощающего минерального компонента – сталеплавильного, или доменного, или фосфорного шлака, причем состав жесткой твердеющей смеси содержит указанные компоненты в следующем соотношении, мас.%: портландцемент 5-20, шлак не более 40, вода 6-20, супесь или суглинок - остальное, при этом при объемной цементации указанных грунтов используют одноковшовые экскаваторы.
Настоящее изобретение относится к транспортному строительству, а именно к строительным материалам для устройства автомобильных и железных дорог. Композитный материал из твердых промышленных отходов для формирования земляного полотна и основания автомобильных и железных дорог, полученный перемешиванием фосфогипса, нефелинового шлама, серы технической, шлакового вяжущего, содержащего 90% фосфорного гранулированного шлака, и известково-зольного вяжущего, включающего, масс.

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для устройства оснований автодорог и аэродромов из каменных материалов. Технический результат: увеличение прочности дорожного основания и быстрота ее достижения по времени, а также увеличение сдвигоустойчивости основания.

Изобретение относится к области транспортного строительства и может быть использовано в качестве состава для устройства различных конструктивных слоев транспортных сооружений, в частности автомобильных дорог, например конструкций дорожного покрытия, откосов земляного полотна, укрепленных обочин, конусов насыпей мостовых сооружений, оснований дорог, оголовков водопропускных труб, парковок автомобильного транспорта, газонов, укрепленных щебнем, а также аэродромов, промышленных и строительных площадок.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства земляного полотна, оснований и покрытий дорожных одежд промысловых дорог и площадок.

Изобретение относится к области транспортного строительства и может быть использовано для укрепления оснований и покрытий транспортных сооружений, в частности автомобильных дорог и других транспортных сооружений, конструкций дорожного покрытия, откосов, укрепленных обочин, конусов мостов, оснований автомобильных дорог, а также аэродромов, промышленных и строительных площадок, для защиты водоотводных канав, береговых линий, русел водоемов от размыва, при благоустройстве и строительстве объектов гидротехнического, гражданского и промышленного строительства и т.п.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах.

Изобретение относится к способу изготовления геологической гранулометрии, обладающей функцией предотвращения природных бедствий и экологичностью, а именно к формированию гранулометрического слоя в поверхностном покрытии дороги.

Изобретение относится к области строительства, предназначено для изготовления пространственно-полимерных решеток (ППР), используемых для армирования строительных конструкций и укрепления слабых оснований промышленных и гражданских сооружений, откосов береговых линий и русел водоемов, при строительстве аэродромов, дорожных одежд, откосов, подпорных стенок.

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства нижних слоев основания одежд и верхних слоев земляного полотна в дорожном и сельскохозяйственном строительстве, а также для площадок зернотоков или хранения сельскохозяйственной техники.
Изобретение относится к области строительства, а именно дорожного строительства, и может быть использовано при строительстве дорог, площадок, взлетно-посадочных полос, тротуаров и других объектов транспортной инфраструктуры.
Наверх