Патент ссср 274124

 

274l24

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сове Соевтекик

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 14с, 22/02

14с, 8/Об

Заявлено 10.111.1969 (¹ 1314324/24-6) присоединением заявки ¹

МПК F Old 25/34

F Old 25134

УДК 621.165(088.8) Приоритет

Опубликовано 24.VI.1970. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 23.IX.1970

Комитет оо делам иаобретеиий и открытий ори Сосете Мииистрае

СССР т т-1.- Матт 11

Авторы изобретения и. тг11 1.119 I

t т1.xhn; L I./,n v льского арькй8кй91 ER A

В. С. Селюгин, Е. Г. Олейников и Г. С. Кова

Восточный филиал Всесоюзного научно-исследоват теплотехнического инстит та им. Ф. 3. зе жинского и

Заявители у Л р филиал Института механики АН Украинской СС

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОВОРАЧИВАНИЯ

РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к средствам защиты тур бом ашин, например паровых турбин, от повреждений при пуске и останове.

Известны устройства для периодического проворачивания ротора турбомашины на 180, обеспечивающие выпрямление ротора при возникновении его прогиба.

Однако такие устройства предусматривают включение электропривода в функции времени, что не может обеспечить соответствия момента включения и величины прогиба ротора.

Чтобы получить более надежное устранение теплового прогиба ротора, необходимо включение и выключение электропривода устройства поставить в зависимость от величины и ориентации теплового прогиба ротора.

Для этого в предлохкенном устройстве по обеим сторонам опорного подшипника установлены электрические датчики прогиба ротора, включенные в мостовую схему с подвижной контактной пластинкой подачи воздействия через реле на систему управления электропривода.

Для предотвращения проворачивания ротора, имеющего недопустимый прогиб, контактная пластина снаожена дополнительным скользящим контактом цепи сигнализации.

На фиг. l приведена схема установки датчиков; на фиг. 2 — принципиальная схема предлагаемого устройства.

Электрические датчики 1 индукционного (емкостного) типа размещают на торцах опорного подшипника 2 ротора 8 (возможно также крепление датчиков 4 на специальных кронштейнах для увеличения базы измерения).

При проворачиванпн ротора предложенным устройством вращающийся изогнутый вал не всплывает на масляной пленке и узловая точка 0 перемещений этого вала практически совпадает с вертикальной осью опорного подшипника. Поэтому прп врашении изогнуто о ротора датчики 1 вырабатывают сигнал, по которому можно судить о величине и напр«ленни прогпоа ротора.

15 Датчики 1 (на чертеже показаны индукционные датчики) включены в мостовую схему совместно с катушками 5 логометра переменного тока. При образовании теплового прогиба происходит изменение зазоров между

20 сердечниками датчиков 1 и поверхностью ротора, приводящее к разбалансу мостовой схемы. Поворотная часть логометра отклоняет подвижную контактную пластину 6 в сторону

«плюс», замыкая контакт 7 реле 8, которое че25 рез систему 9 управления включает электродвигатель 10 с редуктором 11.

При медленном вращении ротора соотношение зазоров между датчиками 1 и поверхностью ротора измснястся в обратном направ30 ленин. Пластина 6 отклоняется в сторону «ми274124 иг7

Фиг. 2

Составитель А. А. Калашников Редактор Е. Кравцова Корректор М. П. Ромашова пниипи Заказ 2567/13 Тираж 480 Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 нус», замыкая контакт 12 воздействия через реле 8 на отключение электродвигателя 10.

Проворот ротора до его остановки точно на

180, несмотря на инерционность ротора и цепи управления электродвигателем 10, обеспечивается надлежащей установкой контакта

12 относительно пластины б.

Сопротивления 1 т и Pg позволяют настраивать работу устройства без изменения положения датчиков 1.

Вместо контактов 7 и 12 возможно использование бесконтактной схемы, например, на фотоэлементах. Логометр переменного тока может быть заменен схемой автоматического уравновешенного моста переменного тока.

Для предотвращения проворачивания ротора, имеющего недопустимый прогиб, вблизи пластины б, находящейся в нулевом положении, установлен дополнительный скользящий контакт 18. Когда пластина б находится за пределами этого контакта при включенном электродвигателе 10, на щит управления при помощи реле 14 и лампы 15 подается запрещающий сигнал.

5 Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического проворачивания ротора тур бом ашины, например паровой турбины, на 180, содержащее электропривод с системой управления, отличаю10 щееся тем, что, с целью надежного устранения теплового прогиба ротора, по обеим сторонам опорного подшипника установлены электрические датчики прогиба ротора, включенные в мостовую схему с подвижной кон15 тактной пластиной подачи воздействия через реле на систему управления.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения проворачивания ротора, имеющего недопустимый прогиб, кон20 тактная пластина снабжена дополнительным скользящим контактом цепи сигнализации.

Патент ссср 274124 Патент ссср 274124 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе перемещения для осмотра турбины, в частности турбины, соединенной с центробежным компрессором

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции паровых и газовых турбин, а более конкретно к валоповоротному устройству, предназначенному для исключения искривления ротора при остановке турбины
Наверх