Устройство для проворачивания ротора турбомашины

 

309140

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 26.Х.1968 (№ 1278147/24-6) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 09,Н!.1971. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 13.1Х.1971

МПК F 01d 25/34

Номитет по делам иаобретвний и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.135.621.756.4 (088.8) Авторы изобретения

В. А. Довгалев, В. А. Казанков, Ю. А. Прапирный и В. И. Ясько

Полтавский турбомеханический завод

Заявитель

УСТРОИСТВО ДЛЯ ПРОВОРАЧИВАНИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области эксплуатации турбомашин, а именно к проворачиванию роторов турбомашин после их остановки для предотвращения прогиба в период остывания.

Известны устройства для проворачивания ротора турбомашины, содержащие храповой механизм, управляемый сервоприводом, выполненным в виде силового гидроцилиндра прямого действия со штоком и золотником.

Шток совершает возвратно-поступательное движение и с помощью собачки, укрепленной на нем, поворачивает храповое колесо и ротор. Рабочий ход проходит под давлением жидкости в р абачей полости гидроцил индр а, обратный ход — под действием пружины, расположенной в гидроцилиндре. Наличие пружины усложняет конструкцию гидроцилиндра и уменьшает надежность.

Конструкция храпового механизма, собачка которого постоянно отжата пружиной в сторону храпового колеса, также ненадежна, вследствие повышенного износа зубьев механизма.

В предлагаемом устройстве с целью повышения надежности и упрощения конструкции сервопривод устройства снабжен двухпозиционным краном управляемым гидроцилиндром двойного действия, а для включения храпового механизма на штоке установлен вспомогательный гидроцилиндр прямого действия.

На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — то же, продольный разрез; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на вспомогательный гидро5 цилиндр; на фиг. 5 — разрез по  — В на фиг. 3.

Устройство для проворачивания ротора турбомашины содержит храповой механизм 1 и сервопривод 2, выполненный в виде силового

10 гидроцилиндра 8 двойного действия с поршнем 4, штоком 5, осевым золотником б, двухпозиционным краном 7 и электроклапаном включения 8.

Кран 7 имеет канал 9 и с помощью рычага

15 10 связан со штоком 5.

В корпусе сервопривода 2 имеются каналы

11 и 12 для подачи рабочей жидкости в полости 18 и 14 гидроцилиндра 8, канал 15 для подачи жидкости к золотнику б и крану 7, кана20 лы 16 и 17, сообщающие торцовые полости 18 и 19 золотника 6 с краном 7 и каналы 20 — 22 для слива рабочей жидкости. В каналах 16 и

17 установлены шариковые обратные клапаны

28, 24 и дроссели 25, 26.

25 На штоке 5 жестко укреплен вспомогательный гидроцилиндр 27 прямого действия с поршнем 28, штоком 29 и возвратной пружиной 80.

Рабочая полость 81 гидроцилиндра 27, сооб30 щена каналом 82 с рабочей полостью 18 гид-3 роцилиндра 8. На корпусе гидроцилиндра 27 установлена собачка 88 с возвращающей пружины 84. Храповое колесо 85 жестко установлено на валу ротора турбомашины.

Включение и выключение устройства производится электроклапаном 8, который сблокирован с пусковым устройством турбомашины для автоматического отключения устройства при пуске турбомашины.

После включения электроклапана рабочая жидкость под давлением поступает по каналу

15 в сервоприводе 2 к золотнику 6 и крану 7.

По каналу 11 жидкость поступает в полость

18 гидроцилиндра 8, а по каналу 16 через клапан 24 и дроссель 25 — к полости 18. Одновременно по каналу 82 жидкость поступает в рабочую полость 81 дополнительного гидроцилиндра 27. Собачка 88 под действием штока

29 поворачивается до упора и надежно фиксируется в таком положении-в течение всего рабочего хода поршня 4.

Переключение гидроцилиндра 8 с рабочего хода на холостой происходит с помощью крана 7 и рычага 10. При движении штока вниз

4 в районе нижней мертвой точки кран 7 с помощью рычага 10 поворачивается и переключает каналы 16 и 17 в положение холостого хода, вследствие чего золотник 6 перемещается в верхнее положение, переключая каналы

11 и 12 гидроцилиндра 8. При этом давлени в. полости 81 падает до давления слива, поршень 28 под действием пружины 80 и собачка

88 под действием пружины 84 устанавливают10 ся в положение холостого хода.

Предмет изобретения

Устройство для проворачивания ротора тур15 бомашины, содержащее храповой механизм, управляемый сервоприводом, выполненным в виде силового гидроцилиндра со штоком и золотником, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструк20 ции, сервопривод снабжен двухпозиционным краном, управляемым гидроцилиндром двойного действия, а для включения храпового механизма на штоке установлен вспомогательный гидроцилиндр прямого действия.

28

23

ЭО

Фиг.,3

Вид Б сгг 9

Составитель С. Решедько

Техред Л. Л. Евдонов Корректор E. Н. Миронова

Редактор В. В. Фельдман

Заказ 2469/8 Изд. K 1013 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для проворачивания ротора турбомашины Устройство для проворачивания ротора турбомашины Устройство для проворачивания ротора турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе перемещения для осмотра турбины, в частности турбины, соединенной с центробежным компрессором

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции паровых и газовых турбин, а более конкретно к валоповоротному устройству, предназначенному для исключения искривления ротора при остановке турбины
Наверх