Электрическая машина

 

СОЮа COBSTCRIII

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Заявлено 27.111.1964 (№ 893095/24-7) Приоритет

Комитет по делам иаобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Опубликовано 14М1.1970. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания ЗО.XI.1970

Автор изобретения

Иностранец

Кристиан Даал Мадсен (Дания) Иностранная фирма

«Альменна Свенска Электриска Актиеболагет» (Швеция) Заявитель

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Зависимый от патента ¹

Изобретение относится к электрическим вращающимся машинам, например синхронным генераторам, у которых обмотка якоря расположена на роторе, а сверхпроводящая обмотка статора является обмоткой возбуждения. Использование сверхпроводящеи обмотки возбуждения позволяет резко уменьшить сечение обмоточного провода и получить небольшие габариты машины при весьма большой ее мощности.

Поскольку известные материалы становятся сверхпроводящими лишь при температуре, близкой к абсолютному нулю, статор подобной машины должен иметь систему охлаждения и надежную теплоизоляцию, позволяющую изолировать сверхпроводящую обмотку машины от воздейстьия внешней среды. Для этой цели обмотка статора заключается в оболочку, состоящую, например, из двух коаксиальных цилиндров, герметично соединенных между собою в торцовых частях, а между оболочкой обмотки и корпусом машины создается вакуумная зона.

Для улучшения теплоизоляции поверхности, обращенные к вауумпой зоне, полируются, иногда в вакуумной зоне устанавливается промежуточный экран. Охлаждение обмотки производится сжиженным газом, обычно гелием. Конструкция машины должна учитывать наличие больших электромагнитных усилий между статором и ротором, а также межд частями оомотки статора, но крепежные и

5 установочные детали понижают качество теплоизоляции.

Цель изобретения — создание конструкции электрической машины со сверхпроводящей обмоткой, достаточно прочной механически и

10 обеспечивающей необходимую теплоизоляцию.

Для этого крепление оболочки сверхпроводящей обмотки к корпусу осуществляется посредством стержней из материала с низкой теплопроводностью, расположенных B плоско15 стях, касательны.; к наружной цилиндрической поверхности оболочки.

На фиг. 1 показана предлагаемая машина в продольном разрезе; на фиг. 2 — поперечный разрез по одной из плоскостей подвеши20 вания обмотки статора.

Обмотка I статора (2 — ротор) окружена с наружной стороны цилиндром 8, а с внутрениеи — цилиндром 4. Цилиндры 8 и 4 rep»етичио соединены по торцам кольцами 5. В по25 лость 6 между деталями 8 цилиндрами подаегся го впускному патрубку 7 хладагент (например, жидкий гелий), охлаждающий обмотку 1 и имеющий температуру ниже той, при

276830

Фиг. 1 которой обмотка ст" íîâèòñÿ сверхпроводяшей. Выпускной патрубок 8, располо)кенпый коаксиально с патрубком 7, служит для выхода хлядагента из полости б. Для тепловой из<тляции обмотки служит вакуумная зона 9, ограниченная в радиа71Hoм направ.7ении с внешней стороны корпусом 10, а с внутренней стороны — цилиндрической деталью 11, окружающей ротор.

Обмотка статора вместе с оболочкой и системой охлаждения подвешена Hà -,arieetiilliaльпо расположенных стер)киях 12, связанных с оболочкой обмотки крепежными деталями 18. Стержни 12 нагружены только растя-!

ИIBaющими усилиями и могут быть выполпены достаточно тонкими, что попижает их теплопроводность. Для той ii

H0p)r<3BcIornvi0 сталь или армированный 1«73стик.

Для предотгра)це!шя смещения оболочки

Oбмоткп стяTopa B oceBo!)I паправ 10nllil c! el»KHH 12 На 01ilolvr Торце 060!10 -!КН р 20110 70»I в плоскости, перпепдикулярной продольно:. ; осп машины, а вблизи от прот::Воllоло)«по<0 торца пересекают указаппу1о плоскость под

P337HiIHbIl>IrI Уi Jia i%ill. CTCP»73 cTai op H HeeT Tet)Iпературу окружающей среды.

Для улучшения теплоизоляции в Lакуумпой зоне на стер)киях 12 установлен иромежуТО IНЫЙ Экр Я Н 1 1с, O:< JIB»< 730)I l 1!! х 13,72 1 СНтом, подявясмым че!)сз пятруоок 1).

Ротор 2 машины может бь ть Рыполнен без пазоь с непосредственным охла)кдеиис:1 обмотки 1б якоря, которая заключена в полый цилиндрический корпус 17, жестко связан!!ый торцовыми частями 18 с выступающими концам:1 19 и 20 вала машины. В описываемом варианте корпус 17, торцовые части 18 и выступающие концы 19 и 20 вала выполнены из ар»п!роваппого пластика, например стекловолокн!!Стого пластш<2 на осноге эпоксидной смо»ы.

10 Узел подвески оболочки с обмоткой статора и системой охла)кдеш<я показан на ф1:г. 2.

С rep»;iiir 12 связыв310т !, укрепленные пя оболочке, с кольпами 2!, уcT3110Bлеппыми в корпусе статора.

Предме г изобретения

1. 3.70«трическа 7 машина, например син.PО1i1IЬ1й ГЕПСР 21 ОP> СОДЕ!)Ж2ЩЯЯ ВЫПОЛНЕН!1>> 10

20 пз свсрхпроводя nего материала и охлажда07! !О ci«!!жснны. .1 ГЯ?Ом Обмот«у Возоуii:дсппя, разл!си;снп1 lo В Оболочке из дв);; Гc!) .,10 "ИЧПО СOC;jntlС1П!ЫХ KO3«CIIЯЛШIЫХ ЦИЛИH;t1>ОВ, рСПЛС!111ЫХ B ГЕрМСТII >IПОМ I

2. Машина по и. 1, отлис/а/ыиаяса тем, llо

35 группа стержней, находящихся около одного

TGpIla 06070HKII, распочожена B 11JIOCKOCI перпендш<улярпой к продольной оси машины, а группа стер)кней, расположенных вблизи от пРотпвоположпогo TOPI!ra оболочки, псРесе40 «ает 4 казаппую плоскость.

Ðèã.2

Составитель А. Лисов

Редактор А. Ю. Пейсоченко Текред Т. П. Курилко

Корректор О. С. Зайцева

Заказ 3504/1 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений н открытий прн Совете Министров ССС1

Москва, Я-35, Раушская наб.. д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, электрическим машинам закрытого исполнения, в частности к их системам охлаждения, и может использоваться в электротехнической, энергетической, машиностроительной, приборостроительной промышленности и в сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к охлаждению электрических машин с газовым охлаждением - с аксиальным охлаждением ротора и тангенциальным охлаждением статора

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения тяговых асинхронных двигателей, применяемых в железнодорожной промышленности, в частности к полу или частично закрытым двигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к асинхронным двухскоростным электродвигателям
Наверх