Статор электрической машины

 

0 и и С А йя

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<>708466

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 09.0677(21) 2494712/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (я)М. Кл.2

Н 02 К 9/22

1 осударствемный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 050180 Бюллетень Ио 1 (53) УДК 621. 313.713 (088.8) Дата опубликования описания 0Ь0180 (72) Авторы изобретения

В.М.Петров, Э.A .Ìîòèí и Ю.Г.Ивченко (71) Заявитель (54 ) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МКШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения и может найти приме нение, например, в электрических машинах кратковременного режима работы„

Известны электрические машины, содержащие активные элементы, оболочки активных элементов, охлаждающую массу (1) . В известных электрических . машинах отвод тепла от активных элементов осуществляется за счет использования высокой теплоемкости и теплоты плавления охлаждающих масс, напри-. мер парюфина для машин КрВТКоВременного режима работы и за счет применения оболочки активных элементов.

Известен статор электрической машины, содержащий сердечник, расположенную в пазах сердечника обмотку с лобовыми час:тями, по меньшей мере, одну, выполненную в виде коаксиальных с одного торца перегородкой, а с другого — <" торцом сердечника цилиндров оболс чку, внутри которой рас-25 положены лобовые части, заключеннЫе в охлаждающую массу, например, в парафин (2) .

Недостатком известного является то, что охлаждение активных элемен1 тов электрической машины затруднено из-за малых площадей соприкоснове.ния поверхности сердечника статора и оболочки лобовой части обмотки и охлаждающей массы. Кроме того, такая .конструкция оболочки не позволяет получать равномерное температурное поле обмотки статора, что особенно важно для электрических машин кратковременного режима работы.

Целью изобретения является устранение ухазанных недостатков.

Достигается это тем, что оболочка выполнена с продольными выступами, расположенными на поверхности сердечника. При этом выступы могут быть выполнены на наружном цилиндре оболочки и расположены на наРужной поверхности сердечника или на внутреннем цилиндре и расположены на внутренней поверхности сердечника.

На наружной поверхности,сердечника могут быть выполнены пазы, в кото рых расположены выступы, а выступы внутреннего цилиндра могут быть расположены в пазах сердечника со сторо- ны воздушного зазора. Кроме того, выступы могут быть закреплены на торце сердезчника противоположном торцу» co еди и е н ному с цилиндрами об олочк и .

Оболочка может быть выполнена с расположен ным между Выст5 пами и ци " линдрамн кольцевым пазом, фиксирующим оболочку относительно торца сердечника, в котором может быть расположено углотнительное кольцо.

На. фиг, 1 представлен статор. электрической машины, на наружном цилиндре оболочки которогo выполнены выступы, Охв атывающие пов epxHOOTb сердечника статора; фиг. 2 — статор, на наружной поверхности которого выполнены пазы, в которых расположены выступы оболочки, закрепленные на торце сердечника; фиг. 3 - статор с коль- 5 цевым пазом на оболочке и уплотнительным кольцом; фиг. 4 — статор, оболочка которого имеет выступы на наружной поверхности и со стороны воздушного з - зора; фиг . 5 — об олоч- 2О ка в изометрии.

Статор содержит сердечник 1, об" мотку с лобовыми частями 2„ охлаждающую массу 3, например парафин, оболочку 4, По наружной поверхности обо- 25 лочки 4 выполнены выступы 5. Выполнение выступов 5 IIO всей или части длины сердечника 1 позволяет улучшить охлаждение обмотки за счет передачи тепла от пакета статора к охлаждающей массе 3, например парафину* Этим достигается выравнивание температур лобовых и пазовой частей обмотки.

На наружной поверхности сердечки- З ка могут быть выполнены пазы, например, в виде ласточкиного хвоста, в которых расположены выступы 5 оболочки 4. Крепление выступов 5 может быть осуществлено их отгибкой с IIpoтивоположной стороны статора от места ® установки Оболочки 4 е

На наружной поверхности оболочки

4 может бить выполнен кольцевой паз б, что позволит производить фиксированный упор оболочки 4 в торцовую поверхность пакета статора 1. Для уплотнения этого места в кольцевом пазу может быть расположено уплотнительное кольцо 7.

И Для увеличения поверхности охлаждения вся поверхность оболочки может быть гофрирована, а для центрирования оболочки относительно воздушного зазора число гофр должно быть равно числу пазов пакета статора.

Оболочка 4 со стороны воздушного зазора может быть выполнена с выступами 8, которые расположены в пазах сердечника 1. Крепление выступов 8 оболочки 4, выполненных со стороны 66 воздушного зазора, может быть также осуществлено с противоположной стороны сердечника 1 от места установки оболочки 4. Оболочка выполнена в виде коаксиальных цилиндров — наружного 9 и внутреннего 10, соединенных перегородкой 11.

Для увеличения поверхности охлаждения на выступах оболочки могут быть выполнены ребра.

Выполнение электрических машин по предлагаемому и эобретению позволит улучшить охлаждение обмотки, что даст возможность увеличить тепловые нагрузки и снизить вес мамины.

Проведенные испытания опытных образцов электродвигателя высотой оси вращения 71 мм показали, что применение оболочки, наполненной парафином и выполненной по данному изобретению„ позволило увеличить время нагрева машины до допустимого перегрева в 2 раза, уменьшить скорость нарастания температуры обмотки статора при заторможенном роторе на 70%.

Формула изобретения

1. Статор электрической мамины, содержащий сердечник, расположенную в пазах сердечника обмотку с лобовыми частями, по меньшей мере, одну оболочку выполненную в виде коаксиальных цилиндров, .соединенных с одного торца перегородкой, - C другого — c торцом сердечника,,причем внутри оболочки распложены лобовые части обмотки, заключенные в охлаждающую массу, например, в парафин, о т л ич а ю шийся. тем, что, с целью улучшения охлаждения, оболочка выполнена с продольными выступами, расположенными на поверхности сердечника.

2. Статор электрической машины по п.1, отличающийся тем, что выступы выполнены на наружном цилиндре оболочки и расположены на нар5 жной поверхности сердечника

3. Статор электрической м-мины по пп,1 и 2,отличающийся тем, что сердечник выполнен с пазами на наружной поверхности, в которых расположены упомянутые выступы.

4. Статор электрической машины по п.1, отличающийся тем, что выступы выполнены на внутреннем цилиндре оболочки и расположены на внутренней поверхности сердечника .

5. Статор электрической машины по пп.1 и 4, отличающийся тем, что выступы расположены в пазах сердечника. б. Статор электрической мамины по пп.1-5, отличающийся тем, что выступы закреплены на торце сердечника, противоположном торцу, соединенному с цилиндрами оболочки.

7. Статор электрической мамины по п.1, отличающийся тем, что оболочка выполнена с расположенным между выступами и цилиндрами коль708466 цевым пазом,фиксирующим оболочку относительно торца сердечника.

8. Статор электрической машины по пп 1 и 7, о ò ë è ÷ à þ ù è é ñ ÿ тем, что он снабжен уплотнительным кольцом, расположенным в упомянутом пазу.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Швейцарии В 476411 кл. Н 01 К 9/22, 1969.

2. Патент Чехословакия 9 113339, кл. 21 d 47, 1964.

"г:

7084бб

Составитель Л.Карцева

Редактор Ю.Челюканов Техред . М Петко Корректор О.Ковинская

Заказ 8510/50 Тираж 783 П одпис н се

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðñä, Ул.Проектная,4

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, электрическим машинам закрытого исполнения, в частности к их системам охлаждения, и может использоваться в электротехнической, энергетической, машиностроительной, приборостроительной промышленности и в сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к охлаждению электрических машин с газовым охлаждением - с аксиальным охлаждением ротора и тангенциальным охлаждением статора

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения тяговых асинхронных двигателей, применяемых в железнодорожной промышленности, в частности к полу или частично закрытым двигателям

Изобретение относится к области электротехники, в частности к асинхронным двухскоростным электродвигателям
Наверх