Редуктор забойного двигателя

Изобретение относится к электробуровой технике, а именно к редукторам для передачи вращения от электродвигателя к долоту. Редуктор забойного двигателя имеет корпус, ведущий вал, зубчатые венцы которого с правым и левым направлениями наклона зубьев образуют ряды зацепления с сателлитами и коронными колесами, имеющими правое и левое направления наклона зубьев, водило и дистанционные втулки. Коронные колеса и дистанционные втулки снабжены на обращенной к корпусу поверхности продольными выступами и скреплены между собой с помощью вмонтированных в выступы штифтов. Снаружи на продольных выступах выполнены пазы, образующие сплошной канал, в котором уложены токопроводящие жилы. Обеспечивается расширение функциональных возможностей редуктора для применения в составе электробура за счет прокладки в нем токопроводящих жил. 3 ил.

 

Изобретение относится к электробуровой технике, а именно к редукторам для передачи вращения от забойного двигателя к долоту, а более конкретно к тем из них, которые совместимы с электродвигателем.

В патентной литературе широко представлены конструкции редукторов забойных двигателей.

Известен редуктор забойного двигателя, содержащий корпус, понижающую передачу, размещенную в маслонаполненной камере, систему маслозащиты с уплотнениями, ведущий и ведомый валы, установленные на двух опорах, которые со стороны передачи выполнены сферическими, а с другой стороны представляют радиальные подшипники скольжения, связанные с корпусом через упругие элементы (А. с. №977668 СССР Е21В 4/00, 1982).

Кроме того, известен редуктор забойного двигателя, содержащий солнечное и коронное колеса, водило и сателлиты, расположенные группами в кольцевом пространстве между вышеназванными колесами на минимально возможном расстоянии между осями смежных сателлитов в группе (А. с. №943384 СССР, Е21В 4/00, 1982).

Помимо этого известен редуктор забойного двигателя, содержащий солнечное и коронное колеса, водило с радиальными пазами и сателлиты с опорами во вкладышах, установленных в радиальных пазах водила, причем сопряженные с вкладышами поверхности водила имеют цилиндрическую форму, а их оси перпендикулярны оси редуктора (А. с. №943385 СССР, Е21В 4/00, 1982).

Также известен редуктор забойного двигателя с планетарной передачей, в которой шестерни сателлитов выполнены коническими, опорами сателлитов служат шариковые подшипники, ведомый вал и ведущая шестерня имеют центральный канал для протока буровой жидкости, а в нижней части установлена опорная пята (А. с. СССР №123486, класс 5а 14/20, 1959).

Известен редуктор забойного двигателя, содержащий маслонаполненный корпус, ведущий вал с опорным узлом, редуцирующий узел, ведомый вал с опорным узлом, радиальную опору с ниппелем, полость для протока буровой жидкости внутри ведущего и ведомого валов, систему смазки и уплотнений с поршневым компенсатором, торцевыми сальниками, каналами для подвода буровой жидкости к компенсатору и сальникам и отверстие с пробкой и обратным клапаном для заправки смазки, выполненное в нижней части ниппеля и гидравлически сообщенное каналами с маслонаполненной камерой (Пат. №2021462 РФ, Е21В 4/00, 1994).

И, наконец, известен редуктор забойного двигателя, содержащий корпус, маслонаполненную камеру, двухступенчатую планетарную передачу с шариковым зацеплением, включающую ведущий и ведомый валы и водило с центральным промывочным каналом и уплотнением между их контактирующими поверхностями, систему маслозащиты с уплотнениями, верхние сферические подшипники, радиальные резинометаллические опоры и уплотнения для установки валов (Пат. №2039184 РФ, Е21В 4/00, 1995).

Недостатками перечисленных редукторов забойных двигателей являются их ограниченные функциональные возможности, исключающие передачу через них электропитания на регулируемый роторный отклонитель, управляющий движением долота при бурении скважины с помощью электробура.

Наибольшее число общих признаков с заявляемым имеет принятый за прототип редуктор забойного двигателя с четным числом рядов зацепления, включающий корпус, ведущий вал с зубчатыми венцами с правым и левым направлениями наклона зубьев, сателлиты и коронные колеса с правым и левым направлениями наклона зубьев, у которой зубчатые венцы ведущего вала, сателлитов и коронных колес образуют ряды зацепления, охватываемые одним водилом, и дистанционные втулки, при этом зубчатые венцы ведущего вала с правым направлением наклона зубьев расположены в одной группе, а зубчатые венцы ведущего вала с левым направлением наклона зубьев расположены в другой группе (Пат. №2407878 РФ, Е21В 4/02, 2010).

Недостатком принятого за прототип редуктора забойного двигателя является возможный проворот в нем коронных колес и дистанционных втулок относительно друг друга, что исключает возможность прокладки через них электропроводов, без которых невозможно использование редуктора в составе электробура.

Задачей настоящего изобретения является расширение функциональных возможностей редуктора за счет обеспечения возможности передачи через него электропитания на регулируемый роторный отклонитель и обратных сигналов на поверхность о технологических параметрах электробурения.

Поставленная задача решается тем, что в редукторе забойного двигателя, имеющем корпус, ведущий вал, зубчатые венцы на валу с правым и левым направлениями наклона зубьев, образующие ряды зацепления с сателлитами и коронными колесами, которые имеют правое и левое направление наклона зубьев, водило, охватывающее ряды зацепления, и дистанционные втулки между коронными колесами, согласно изобретению, коронные колеса и дистанционные втулки снабжены на обращенной к корпусу поверхности продольными выступами и скреплены между собой с помощью вмонтированных в выступы штифтов, при этом снаружи на выступах выполнены пазы, образующие сплошной канал, в котором уложены токопроводящие жилы.

На фиг. 1 схематично изображен заявляемый редуктор забойного двигателя; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - сечение вид Б фиг. 2.

Редуктор забойного двигателя содержит корпус 1, ведущий вал 2 с двумя группами зубчатых венцов с правым и левым направлением наклона зубьев 3, 4 (по два венца в каждой группе), сателлиты с левым и правым направлением наклона зубьев 5, 6, коронные колеса с левым и правым направлением наклона зубьев 7, 8, дистанционные втулки 9 и водило 10 (фиг. 1). Сателлиты 5, 6 размещены на осях 17, закрепленных в водиле 10. Зубчатые венцы 3, 4 образуют ряды зацепления с сателлитами 5, 6, входящими в зацепление с коронными колесами 7, 8. Равное число рядов зацепления с левым и правым направлением наклона зубьев обеспечивает самоустановку ведущего вала 2 посредством перемещения вдоль оси. Коронные колеса 7, 8 и дистанционные втулки 9 снабжены на обращенной к корпусу поверхности продольными выступами 11(фиг. 2, 3). В торцах выступов 11 просверлены глухие отверстия, в которые вмонтированы штифты 12, соединяющие соседние коронные колеса 7, 8 и дистанционные втулки 9 для предотвращения их углового смещения (фиг. 1, 3). За счет продольных выступов 11 между внутренней поверхностью корпуса 1 и наружной поверхностью коронных колес 7, 8 и дистанционных втулок 9 образуются полости 13 в виде сектора кольца, предназначенные для циркуляции промывочной жидкости вдоль редуктора (фиг. 1, 2). Снаружи по длине продольных выступов 11 выполнены пазы 14, создающие сплошной канал 15, в котором уложены токопроводящие жилы 16. Благодаря штифтам 12 обеспечивается прямолинейность сплошного канала 15 и целостность токопроводящих жил 16. Свободное пространство 18, ограниченное снаружи коронными колесами 7, 8 и дистанционными втулками 10, заполнено маслом (фиг. 2).

Заявляемый редуктор забойного двигателя работает следующим образом. Вращение от вала электродвигателя (не показан) сообщается через муфту ведущему валу 2 редуктора (фиг. 1). Установленные на ведущем валу 2 зубчатые венцы 3, 4 взаимодействуют с сателлитами 5, 6, которые при этом приводятся во вращение относительно осей 17 и синхронно входят в зацепление с неподвижными коронными колесами 7, 8. От сателлитов 5, 6 вращение передается водилу 10, а от водила к ведомому валу (не показан). За счет заполнения свободного пространства 18 маслом взаимодействующие между собой зубчатые колеса 3, 4, 5, 6, 7 и 8 непрерывно смазываются, что предотвращает их износ и повышает надежность работы. От ведомого вала вращение передается к валу регулируемого роторного отклонителя (не показан) и далее - к буровому долоту. Одновременно по полостям 13 редуктора течет буровой раствор, который проходит далее через регулируемый роторный отклонитель в долото и вращает его. При надобности часть потока бурового раствора приводит в действие механизм, управляющий положением бурового долота. По токопроводящим жилам 16, проложенным в сплошном канале 15 внутри коронных колес 7, 8 и дистанционных втулок 9, подается электропитание на исполнительные элементы регулируемого роторного отклонителя. По этим же жилам 16 осуществляется в реальном масштабе времени передача от наддолотного электронного блока на поверхность данных по оборотам долота, осевой нагрузке на долото и уровню вибрации. Благодаря заявляемому редуктору, функционирующему в составе электробура между электродвигателем и регулируемым роторным отклонителем, повышается качество бурения скважин.

Редуктор забойного двигателя, имеющий корпус, ведущий вал, зубчатые венцы на валу с правым и левым направлениями наклона зубьев, образующие ряды зацепления с сателлитами и коронными колесами, которые имеют правое и левое направления наклона зубьев, водило, охватывающее ряды зацепления, и дистанционные втулки между коронными колесами, отличающийся тем, что коронные колеса и дистанционные втулки снабжены на обращенной к корпусу поверхности продольными выступами и скреплены между собой с помощью вмонтированных в выступы штифтов, при этом снаружи на продольных выступах выполнены пазы, образующие сплошной канал, в котором уложены токопроводящие жилы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике для бурения скважин, а именно к редукторам забойных двигателей. Редуктор забойного двигателя содержит корпус, ведущий и ведомый валы с центральным каналом, опорные узлы валов, редуцирующий узел, поршневой компенсатор, торцевые сальники и переводники.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе извлечения скважинных флюидов, например нефти и/или газа из скважины. Представлена подсистема управления для управления электрической машиной.

Изобретение относится к роторным управляемым системам (РУС) с электрическим приводом для регулирования вращения долота при бурении направленных скважин. РУС с электроприводом состоит из: бурового долота, накрученного на вал наддолотного отклонителя, вал которого соединен шлицевым соединением с валами планетарного маслонаполненного редуктора и трехфазного регулируемого вентильного электродвигателя (ВЭД).

Группа изобретений относится к области добычи нефти из скважин. Способ фиксации катушек обмоточного провода к опорному сердечнику в линейном двигателе, включающий обеспечение опорного сердечника, при этом опорный сердечник представляет собой полый элемент, выполненный с возможностью вмещать подвижную часть линейного двигателя во внутреннем пространстве опорного сердечника, и расположение одной или более катушек обмоточного провода снаружи опорного сердечника.

Группа изобретений относится к буровому инструменту для бурения отверстий в цементной балластной цистерне буровой платформы для получения доступа к внутреннему пространству в указанной балластной цистерне.

Изобретение относится к контролю состояния электродвигателей в скважинных инструментах, применяемых для бурения, обустройства, обслуживания и контроля скважин, образованных в земле.

Узел электрического двигателя содержит бурильную колонну, содержащую внутреннюю трубу и внешнюю трубу, где внутренняя труба и внешняя труба содержат первый и второй проводники соответственно, электрический двигатель, электронным образом подключенный к внутренней трубе и внешней трубе для приема электрического тока, проходящего через первый и второй проводники, блокировочный механизм, соединяющий бурильную колонну и ведущий вал, где ведущий вал приводится в движение посредством электрического двигателя, причем блокировочный механизм выполнен с обеспечением возможности выборочного вращения ведущего вала в одном направлении относительно направления вращения корпуса электрического двигателя, при этом блокировочный механизм выполнен с возможностью выборочно контактировать с бурильной колонной для предотвращения вращения ведущего вала медленнее, чем бурильная колонна, и устройство отклонения потока, связанное посредством текучей среды с внутренней трубой и электрически изолированное от внешней трубы.

Группа изобретений относится к области бурения, а именно к электрическому приводу, размещаемому в скважине. Электродвигательный агрегат труба в трубе содержит бурильную колонну, содержащую внутреннюю трубу и наружную трубу и электродвигатель, имеющий контроллер, при этом электродвигатель снабжается энергией, подаваемой посредством внутренней трубы и наружной трубы, причем каждая труба действует по меньшей мере в качестве проводника, и наружная труба электрически соединена с землей, вставку электронной аппаратуры, соединенную с внутренней трубой, при этом вставка электронной аппаратуры способствует передаче электроэнергии контроллеру электродвигателя, две линии заземления, соединенные со вставкой электронной аппаратуры, при этом линии заземления создают возвращающий электрический путь от электродвигателя к наружной трубе.

Группа изобретений относится к области бурения. Система скважинного электрического генератора содержит удлиненный трубчатый кожух с удлиненной осью, имеющий наружную поверхность и образующий путь потока текучей среды, и поддерживаемый кожухом безлопастный генератор, содержащий по меньшей мере один диск, установленный на приводном вале и имеющий периметр.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть применена для доставки рабочего инструмента на забой скважины. Скважинный приводной модуль содержит корпус приводного модуля, гидравлический двигатель, содержащий корпус гидравлического двигателя, причем гидравлический двигатель содержит кольцевой кулачок, колесный узел, содержащий неподвижную часть и вращающуюся часть.

Изобретение относится к технике для бурения скважин, а именно к редукторам забойных двигателей. Редуктор забойного двигателя содержит корпус, ведущий и ведомый валы с центральным каналом, опорные узлы валов, редуцирующий узел, поршневой компенсатор, торцевые сальники и переводники.
Наверх