Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона (варианты)

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к фрикционным гасителям колебаний железнодорожных вагонов. Гаситель колебаний содержит фрикционный клин, опирающийся, по меньшей мере на одну рессорную пружину и взаимодействующий с фрикционными поверхностями надрессорной балки и боковой рамы. Фрикционная накладка прямоугольной формы из полимерного материала. На тыльной стороне накладке выполнены прямолинейные выступы, расположенные по диагоналям накладки. В месте пересечения выступов выполнен выступ в форме усеченного конуса. На концевых частях накладки выполнены треугольные выступы, две грани которых параллельны диагональным выступам, а третья грань параллельна торцу накладки. Во фрикционном клине выполнены пазы, ответные выступам накладки. Достигается повышение надежности накладки фрикционного гасителя колебаний. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, касается конструкций двухосных тележек грузовых железнодорожных вагонов, в частности конструкций фрикционных гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов.

Известна конструкция фрикционного клина для оснащения демпферов тележек грузовых железнодорожных вагонов и платформ (Патент РФ на полезную модель №29276, B61F 5/12 от 19.09.2002 г.), содержащая полый металлический клиновой корпус, который включает основание со средством посадки на по меньшей мере одну рессорную пружину тележки вагона. Полый металлический клиновой корпус имеет практически вертикальную и наклонную стенки, ограниченные плоскостями, и боковые стенки. Также клиновой корпус имеет съемную сменную накладку из упругого износостойкого полимерного материала, установленную на наклонной стенке клинового корпуса. В средней части практически вертикальной стенки клинового корпуса по меньшей мере с одной ее стороны выполнено углубление, правая и левая части которого зеркально симметричны относительно вертикальной плоскости симметрии этого корпуса. Углубление выполнено на внутренней нерабочей стороне практически вертикальной стенки клинового корпуса. Накладка присоединена к наклонной стенке клинового корпуса по меньшей мере одним введенным в ответное отверстие штифтом.

Данная конструкция не исключает возможности выхода из зацепления износостойкой накладки и клина. В результате износостойкая накладка может деформироваться и нарушить функционирование фрикционного гасителя колебаний. Также износостойкая накладка может разрушится и тогда при взаимодействии фрикционного клина и надрессорной балки появится повышенный зазор, который может спровоцировать аварийную ситуацию в процессе движения вагона, при этом между фрикционным клином и надрессорной балкой будет отсутствовать элемент препятствующий износу контактных поверхностей надрессорной балки и фрикционного клина.

Кроме того, известна конструкция фрикционного гаситель колебаний грузовой тележки (Патент РФ на изобретение №2233759, B61F 5/12 от 09.12.2002 г.) содержащая фрикционный клин, взаимодействующий своей вертикальной поверхностью с фрикционной планкой, закрепленной на опорной колонке боковой рамы. Наклонная поверхность фрикционного клина взаимодействует с соответствующей наклонной поверхностью надрессорной балки посредством накладки. Накладка установлена в пазе, выполненном на наклонной поверхности фрикционного клина, и закреплена с помощью выступов в гнездах аналогичной формы. Выступы выполнены различной конфигурации: прямолинейные выступы расположены по диагоналям накладки, в месте пересечения которых выполнен выступ в форме усеченного конуса, а по осям симметрии на концевых частях прокладки выполнены выступы треугольной формы, грани которых расположены параллельно прямолинейным выступам. Расстояние по нормали N между параллельными гранями прямолинейных и треугольных выступов равно ширине Н прямолинейного выступа. Накладка фиксируется выступами в гнездах аналогичной формы, при этом выступ в форме усеченного конуса может устанавливаться в гнезде с натягом.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для всех вариантов исполнения заявляемого изобретения.

Существенными недостатками данной конструкции являются то, что в прототипе отсутствует боковое крепление износостойкой накладки к фрикционному клину. Также при фиксации боковыми буртами износостойкой накладки на фрикционном клине немаловажно определить размеры буртов и их конфигурацию, особенно крайних частей буртов от которых и начинается разрушение износостойкой накладки. Кроме того, в прототипе отсутствует определенное конструктивное взаимодействие наклонной поверхности надрессорной балки и опорной поверхности износостойкой накладки, поверхности двух элементов в узле контактируют между собой, но для повышения ресурса эксплуатации износостойкой накладки необходимо определенная конфигурация и размеры ее контактной поверхности.

Задачей заявляемого изобретения является создание конструкции фрикционного гасителя колебаний грузовой тележки железнодорожного транспортного средства (вагона), которая обеспечит повышение надежности и долговечности фрикционного гасителя колебаний в целом, посредством увеличения эксплуатационного ресурса износостойкой накладки за счет, исключения повреждения износостойкой накладки от воздействия на нее кромочных образований ограничивающих контактную площадку на надрессорной балке и уменьшение возникновения усталостных трещин, а также ее надежного закрепления на клине, при этом дополнительно обеспечивает снижение трудозатрат при изготовлении грузовой тележки и при ее ремонте в эксплуатации.

Поставленная задача по первому аспекту решается путем того, что на износостойкой накладке, на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина. Высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки. На поверхности износостойкой накладки, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на концевых ее частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены прямоугольные пазы на всю длину износостойкой накладки. Глубина каждого паза равна расстоянию не менее 0,1 и не более 0,3 толщины износостойкой накладки, а выступающая площадка в износостойкой накладке, образованная посредством пазов по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует. Кроме того, расстояние между пазами в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка.

По второму аспекту поставленная задача решается путем того, что на износостойкой накладке на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки. На поверхности износостойкой накладки, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на каждой концевой ее части, ограниченной боковой концевой гранью выполнена фаска на всю длину износостойкой накладки. Выступающая, прямоугольная площадка в износостойкой накладке, образованная посредством фасок по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, а расстояние между фасками в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка.

Сущность предлагаемой конструкции по первому варианту изобретения заключается в том, что фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона, содержит фрикционный клин, опирающийся по меньшей мере на одну рессорную пружину, взаимодействующий одной поверхностью с износостойким элементом, установленным на колонке надрессорного проема боковой рамы грузовой тележки, а другой поверхностью взаимодействующий с поверхностью надрессорной балки посредством износостойкой накладки, выполненной из полимерного материала, имеющей конфигурацию прямоугольной формы, ограниченной боковыми и торцевыми, концевыми гранями, установленной своими выступами в соответствующие пазы фрикционного клина, при этом выступы на износостойкой накладке выполнены прямолинейными и расположенными по диагоналям износостойкой накладки, в месте пересечения которых выполнен выступ в форме усеченного конуса, входящий в соответствующее отверстие во фрикционном клине, также по осям симметрии, на концевых частях износостойкой накладки выполнены выступы треугольной формы, две грани каждого треугольного выступа расположены параллельно прямолинейным, расположенным диагонально выступам, а третья грань параллельно концевой грани износостойкой накладки, к которой треугольный выступ примыкает, вместе с этим, во фрикционном клине выполнены выступы, которые, упираясь в торцевые концевые грани износостойкой накладки, ограничивают ее перемещение, кроме того, на износостойкой накладке, на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки, также на поверхности износостойкой накладки, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на концевых ее частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены пазы на всю длину износостойкой накладки, при этом глубина каждого паза равна расстоянию не менее 0,1 и не более 0,3 толщины износостойкой накладки, а выступающая площадка в износостойкой накладке, образованная посредством пазов по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, при этом расстояние между пазами в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка.

Вместе с этим, выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки, выполнены в средней части общей длины износостойкой накладки, при этом переход от торцевой грани каждого выступа к плоскости основания выступа выполнено по радиусу скругления.

Возможно исполнение, таким образом, что выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены на всю длину износостойкой накладки.

На концевых частях выступов возможно выполнение фасок.

В выступе износостойкой накладки, выполненном в форме усеченного конуса, находящегося на месте пересечения прямолинейных диагональных выступов, имеется паз, проходящий через все сечение конусообразного выступа.

Возможно исполнение, таким образом, что прямолинейные, диагонально расположенные выступы и выступы треугольной формы, размещенные ближе к боковым концевым граням износостойкой накладки, выполнены на расстоянии от выступов расположенных на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки.

Сущность предлагаемой конструкции по второму варианту изобретения заключается в том, что Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона, содержащий фрикционный клин, опирающийся по меньшей мере на одну рессорную пружину, взаимодействующий одной поверхностью с износостойким элементом, установленным на колонке надрессорного проема боковой рамы грузовой тележки, а другой поверхностью взаимодействующий с поверхностью надрессорной балки посредством износостойкой накладки, выполненной из полимерного материала, имеющей конфигурацию прямоугольной формы, ограниченной боковыми и торцевыми, концевыми гранями, из полимерного материала, установленной своими выступами в соответствующие пазы фрикционного клина, при этом выступы на износостойкой накладке выполнены прямолинейными и расположенными по диагоналям износостойкой накладки, в месте пересечения которых выполнен выступ в форме усеченного конуса, входящий в соответствующее отверстие в фрикционном клине, также по осям симметрии на концевых частях износостойкой накладки выполнены выступы треугольной формы, две грани каждого треугольного выступа расположены параллельно прямолинейным, расположенным диагонально выступам, а третья грань параллельно концевой грани износостойкой накладки, к которой треугольный выступ примыкает, вместе с этим, во фрикционном клине выполнены выступы, которые, упираясь в торцевые концевые грани износостойкой накладки, ограничивают ее перемещение, кроме того, на износостойкой накладке на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки, также на поверхности износостойкой накладки, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на каждой концевой ее части, ограниченной боковой концевой гранью выполнена фаска на всю длину износостойкой накладки, при этом выступающая, площадка в износостойкой накладке, образованная посредством фасок по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, а расстояние между фасками в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка.

Вместе с этим, выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки, выполнены в средней части общей длины износостойкой накладки, при этом переход от торцевой грани каждого выступа к плоскости основания выступа выполнено по радиусу скругления.

Возможно исполнение, таким образом, что выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены на всю длину износостойкой накладки.

На концевых частях выступов возможно выполнение фасок.

В выступе износостойкой накладки, выполненном в форме усеченного конуса, находящегося на месте пересечения прямолинейных диагональных выступов, имеется паз, проходящий через все сечение конусообразного выступа.

Возможно исполнение, таким образом, что прямолинейные, диагонально расположенные выступы и выступы треугольной формы, размещенные ближе к боковым концевым граням износостойкой накладки, выполнены на расстоянии от выступов расположенных на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона (общий вид);

Фиг. 2 - Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона (вид А);

Фиг. 3 - Фрикционный клин с износостойкой накладкой (изометрия);

Фиг. 4 - Фрикционный клин с износостойкой накладкой (изометрия);

Фиг. 5 - Износостойкая накладка (изометрия);

Фиг. 6 - Износостойкая накладка (изометрия);

Фиг. 7 - Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона (изометрия).

Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по первому варианту, содержит фрикционный клин 1, опирающийся по меньшей мере на одну рессорную пружину 2 (при билинейном комплекте на одну из пружин двухрядной пружины), взаимодействующий одной поверхностью 3 с износостойким элементом 4, установленным на колонке 5 надрессорного проема 6 боковой рамы 7 грузовой тележки, а другой поверхностью 8 взаимодействующий с поверхностью 9 надрессорной балки 10 посредством износостойкой накладки 11. Износостойкая накладка 11, выполнена из полимерного материала и имеет конфигурацию прямоугольной формы, ограниченной боковыми 12 и торцевыми 13, концевыми гранями. Износостойкая накладка 11 установлена своими выступами 14 в соответствующие пазы 15 фрикционного клина 1. Выступы 14 на износостойкой накладке 11 выполнены прямолинейными и расположенными по диагоналям износостойкой накладки. В месте пересечения выступов 14 выполнен выступ 16 в форме усеченного конуса, входящий в соответствующее отверстие 17 во фрикционном клине 1. Кроме того, по осям симметрии 18, 19, на концевых частях износостойкой накладки 11 выполнены выступы 20, 21 треугольной формы. Две грани 22 (23), 24 (25) каждого треугольного выступа 20 (21) расположены параллельно прямолинейным, расположенным диагонально выступам 14, а третья грань 26 (27) параллельно концевой грани 12, 13 износостойкой накладки 11, к которой треугольный выступ 20 (21) примыкает. Также во фрикционном клине 1 выполнены выступы 28, которые, упираясь в торцевые концевые грани 13 износостойкой накладки 11, ограничивают ее перемещение. На износостойкой накладке 11, на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями 12, выполнены выступы 29 которые установлены в пазы 30, выполненные в боковых стенках (поверхностях) 31 фрикционного клина 1. Высота (а) каждого выступа 29 равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины (b) износостойкой накладки 11, а ширина (с) выступа 29 равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины (b) износостойкой накладки 11. Вместе с этим, на износостойкой накладке 11, на поверхности 32, контактирующей с поверхностью 9 надрессорной балки 10, на концевых ее частях, ограниченных боковыми концевыми гранями 12, выполнены прямоугольные пазы 33 на всю длину износостойкой накладки, при этом глубина (d) каждого паза 33 равна расстоянию не менее 0,1 и не более 0,3 толщины (b) износостойкой накладки 11. Выступающая площадка в износостойкой накладке 11, образованная посредством пазов 33 по площади меньше, чем площадь поверхности 9 надрессорной балки 10, с которой износостойкая накладка 11 контактирует, при этом расстояние (е) между пазами 33 в износостойкой накладке 11 меньше расстояния (f) по горизонтали между кромками 34 и 35 поверхности 9 надрессорной балки 10, с которой контактирует износостойкая накладка 11.

Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по второму варианту, содержит фрикционный клин 1, опирающийся по меньшей мере на одну рессорную пружину 2 (при билинейном комплекте на одну из пружин двухрядной пружины), взаимодействующий одной поверхностью 3 с износостойким элементом 4, установленным на колонке 5 надрессорного проема 6 боковой рамы 7 грузовой тележки, а другой поверхностью 8 взаимодействующий с поверхностью 9 надрессорной балки 10 посредством износостойкой накладки 11. Износостойкая накладка 11, выполнена из полимерного материала и имеет конфигурацию прямоугольной формы, ограниченной боковыми 12 и торцевыми 13, концевыми гранями. Износостойкая накладка 11 установлена своими выступами 14 в соответствующие пазы 15 фрикционного клина 1. Выступы 14 на износостойкой накладке И выполнены прямолинейными и расположенными по диагоналям износостойкой накладки. В месте пересечения выступов 14 выполнен выступ 16 в форме усеченного конуса, входящий в соответствующее отверстие 17 во фрикционном клине 1. Кроме того, по осям симметрии 18, 19, на концевых частях износостойкой накладки 11 выполнены выступы 20, 21 треугольной формы. Две грани 22 (23), 24 (25) каждого треугольного выступа 20 (21) расположены параллельно прямолинейным, расположенным диагонально выступам 14, а третья грань 26 (27) параллельно концевой грани 12, 13 износостойкой накладки 11, к которой треугольный выступ 20 (21) примыкает. Также во фрикционном клине 1 выполнены выступы 28, которые, упираясь в торцевые концевые грани 13 износостойкой накладки 11, ограничивают ее перемещение. На износостойкой накладке 11, на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями 12, выполнены выступы 29 которые установлены в пазы 30, выполненные в боковых стенках (поверхностях) 31 фрикционного клина 1. Высота (а) каждого выступа 29 равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины (b) износостойкой накладки 11, а ширина (с) выступа 29 равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины (b) износостойкой накладки 11. Вместе с этим, на поверхности 32 износостойкой накладки 11, контактирующей с поверхностью 9 надрессорной балки 10, на каждой концевой ее части, ограниченной боковой концевой гранью 12 выполнена фаска 36 на всю длину износостойкой накладки 11. Выступающая, площадка в износостойкой накладке 11, образованная посредством фасок 36 по площади меньше, чем площадь поверхности 9 надрессорной балки 10, с которой износостойкая накладка 11 контактирует, при этом расстояние (е) между фасками 36 в износостойкой накладке 11 меньше расстояния (f) по горизонтали между кромками 34 и 35 контактной поверхности 9 надрессорной балки 10, с которой контактирует износостойкая накладка 11.

Для первого и второго вариантов изобретения, возможно исполнение выступов 29 на концевых частях износостойкой накладки 11, ограниченных боковыми концевыми гранями 12 износостойкой накладки, в средней части общей длины износостойкой накладки, при этом переход от торцевой грани 37 каждого выступа 29 к плоскости основания 38 выступа 29 выполнено по радиусу скругления 39. Расстояние от торцевой грани 37 выступа 29 до торцевой концевой грани 13 износостойкой накладки 11 находится в интервале от 13 мм до 26 мм, а радиус скругления 39 находится в интервале от 8 мм до 12 мм.

Возможно исполнение, таким образом, что выступы 29 на концевых частях износостойкой накладки 11, ограниченных боковыми концевыми гранями 12, выполнены на всю длину износостойкой накладки. При этом на концевых частях выступов 29 возможно выполнение фасок 40.

В выступе 16 износостойкой накладки 11, выполненном в форме усеченного конуса, находящегося на месте пересечения прямолинейных диагональных выступов 14, имеется паз 41, проходящий через все сечение конусообразного выступа 16.

Прямолинейные, диагонально расположенные выступы 14 и выступы 20, 21 треугольной формы, размещенные ближе к боковым концевым граням 12 износостойкой накладки 11, выполнены на расстоянии от выступов 29 расположенных на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями 12 износостойкой накладки 11.

Технический результат от заявляемого изобретения заключается в том, что при установке во фрикционный гаситель колебания грузовой тележки железнодорожного транспортного средства износостойкой накладки, на концевых частях которой, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки, также на износостойкой накладке, на поверхности, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на концевых ее частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены пазы на всю длину износостойкой накладки, при этом глубина каждого паза равна расстоянию не менее 0,1 и не более 0,3 толщины износостойкой накладки, а выступающая площадка в износостойкой накладке, образованная посредством пазов по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, при этом расстояние между пазами в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка или при установки во фрикционный гаситель износостойкой накладки, на концевых частях которой, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки, также на износостойкой накладке, на поверхности, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на каждой концевой ее части, ограниченной боковой концевой гранью выполнена фаска на всю длину износостойкой накладки, при этом выступающая, площадка в износостойкой накладке, образованная посредством фасок по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, а расстояние между фасками в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка, обеспечивается повышение надежности и долговечности фрикционного гасителя колебаний в целом, посредством увеличения эксплуатационного ресурса износостойкой накладки за счет ее надежного закрепления на клине, исключения возникновения усталостных трещин и повреждения износостойкой накладки от воздействия на нее кромочных образований ограничивающих контактную площадку на надрессорной балке.

Предлагаемые конструкции позволят исключить значимые (приводящие к негативным последствиям) перемещения (смещения) износостойкой накладки, относительно фрикционного клина, которые могут привести к деформации и разрушению износостойкой накладки с последующим ее вытеснением из контакта «фрикционный клин - надрессорная балка» и следовательно привести к аварийной ситуации в процессе эксплуатации вагона, а также при вытеснении износостойкой накладки к повышенному износу поверхности надрессорной балки контактирующей с поверхностью фрикционного клина и соответственно износ контактной поверхности фрикционного клина.

Оптимальные величины длины, ширины выступов на боковых концевых частях износостойкой накладки, а также глубина пазов на поверхности износостойкой накладки контактирующей с контактной поверхностью надрессорной балки, то есть высота (а) каждого выступа 29 равная расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины (b) износостойкой накладки 11; ширина (с) выступа 29 равная расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины (b) износостойкой накладки; глубина (d) каждого паза 33 равная расстоянию не менее 0,1 и не более 0,3 толщины (b) износостойкой накладки 11, выбраны исходя из конструктивных особенностей сопрягаемых поверхностей узла гашения колебаний и определяется требованиями к ресурсу на истирание с обеспечением прочностных характеристик указанных деталей по результатам анализа неисправностей накладок износостойких, выявленным во время эксплуатации и при проведении плановых видов ремонта тележек моделей 18-578 и 18-194-1.

Износостойкая накладка, в которой выступы на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки, расположенные в средней части общей длины износостойкой накладки, имеют переход от торцевой грани каждого выступа к плоскости основания выступа, выполненного по радиусу скругления, обеспечивает исключение из конструкции износостойкой накладки концентраторов напряжений (силовых) связанного с пересечением нескольких элементов конструкции (более двух элементов) износостойкой накладки в углах прямоугольной накладки, что приводит к отсутствию в углах износостойкой накладки усталостных трещин, а также к уменьшению количества и длины усталостных трещин в общем теле износостойкой накладки.

Износостойкая накладка, в которой прямолинейные, диагонально расположенные выступы и выступы треугольной формы, размещенные ближе к боковым концевым граням износостойкой накладки, выполнены на расстоянии от выступов расположенных на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки, также исключает из конструкции износостойкой накладки концентраторов напряжений (силовых) связанного с пересечением нескольких элементов конструкции (более двух элементов) в углах износостойкой накладки.

Изобретение позволяет снизить трудозатраты при изготовлении грузовой тележки, а также при ее ремонте в эксплуатации.

В настоящее время на заявляемое изобретение разработана конструкторская документация и проводятся всесторонние испытания опытных образцов.

1. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона, содержащий фрикционный клин, опирающийся по меньшей мере на одну рессорную пружину, взаимодействующий одной поверхностью с износостойким элементом, установленным на колонке надрессорного проема боковой рамы грузовой тележки, а другой поверхностью взаимодействующий с поверхностью надрессорной балки посредством износостойкой накладки, выполненной из полимерного материала, имеющей конфигурацию прямоугольной формы, ограниченной боковыми и торцевыми, концевыми гранями, установленной своими выступами в соответствующие пазы фрикционного клина, при этом выступы на износостойкой накладке выполнены прямолинейными и расположенными по диагоналям износостойкой накладки, в месте пересечения которых выполнен выступ в форме усеченного конуса, входящий в соответствующее отверстие во фрикционном клине, также по осям симметрии, на концевых частях износостойкой накладки выполнены выступы треугольной формы, две грани каждого треугольного выступа расположены параллельно прямолинейным, расположенным диагонально выступам, а третья грань параллельно концевой грани износостойкой накладки, к которой треугольный выступ примыкает, вместе с этим, во фрикционном клине выполнены выступы, которые, упираясь в торцевые концевые грани износостойкой накладки, ограничивают ее перемещение, отличающийся тем, что на износостойкой накладке, на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки, также на износостойкой накладке, на поверхности, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на концевых ее частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены пазы на всю длину износостойкой накладки, при этом глубина каждого паза равна расстоянию не менее 0,1 и не более 0,3 толщины износостойкой накладки, а выступающая площадка в износостойкой накладке, образованная посредством пазов по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, при этом расстояние между пазами в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка.

2. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 1, отличающийся тем, что выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки, выполнены в средней части общей длины износостойкой накладки, при этом переход от торцевой грани каждого выступа к плоскости основания выступа выполнено по радиусу скругления.

3. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 1, отличающийся тем, что выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены на всю длину износостойкой накладки.

4. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 3, отличающийся тем, что на концевых частях выступов износостойкой накладки выполнены фаски.

5. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 1, отличающийся тем, что в выступе износостойкой накладки, выполненном в форме усеченного конуса, находящегося на месте пересечения прямолинейных диагональных выступов, имеется паз, проходящий через все сечение конусообразного выступа.

6. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 1, отличающийся тем, что прямолинейные, диагонально расположенные выступы и выступы треугольной формы, размещенные ближе к боковым концевым граням износостойкой накладки, выполнены на расстоянии от выступов расположенных на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки.

7. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона, содержащий фрикционный клин, опирающийся по меньшей мере на одну рессорную пружину, взаимодействующий одной поверхностью с износостойким элементом, установленным на колонке надрессорного проема боковой рамы грузовой тележки, а другой поверхностью взаимодействующий с поверхностью надрессорной балки посредством износостойкой накладки, выполненной из полимерного материала, имеющей конфигурацию прямоугольной формы, ограниченной боковыми и торцевыми, концевыми гранями, из полимерного материала, установленной своими выступами в соответствующие пазы фрикционного клина, при этом выступы на износостойкой накладке выполнены прямолинейными и расположенными по диагоналям износостойкой накладки, в месте пересечения которых выполнен выступ в форме усеченного конуса, входящий в соответствующее отверстие в фрикционном клине, также по осям симметрии на концевых частях износостойкой накладки выполнены выступы треугольной формы, две грани каждого треугольного выступа расположены параллельно прямолинейным, расположенным диагонально выступам, а третья грань параллельно концевой грани износостойкой накладки, к которой треугольный выступ примыкает, вместе с этим, во фрикционном клине выполнены выступы, которые, упираясь в торцевые концевые грани износостойкой накладки, ограничивают ее перемещение, отличающийся тем, что на износостойкой накладке на концевых частях, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены выступы, которые установлены в пазы, выполненные в боковых стенках фрикционного клина, при этом высота каждого выступа равна расстоянию не менее 0,6 и не более 1,6 толщины износостойкой накладки, а ширина выступа равна расстоянию не менее 0,35 и не более 0,78 толщины износостойкой накладки, также на износостойкой накладке, на поверхности, контактирующей с поверхностью надрессорной балки, на каждой концевой ее части, ограниченной боковой концевой гранью выполнена фаска на всю длину износостойкой накладки, при этом выступающая, площадка в износостойкой накладке, образованная посредством фасок по площади меньше, чем площадь поверхности надрессорной балки, с которой износостойкая накладка контактирует, а расстояние между фасками в износостойкой накладке меньше расстояния по горизонтали между кромками контактной поверхности надрессорной балки, с которой контактирует износостойкая накладка.

8. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 7, отличающийся тем, что выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки, выполнены в средней части общей длины износостойкой накладки, при этом переход от торцевой грани каждого выступа к плоскости основания выступа выполнено по радиусу скругления.

9. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 7, отличающийся тем, что выступы на концевых частях износостойкой накладки, ограниченных боковыми концевыми гранями, выполнены на всю длину износостойкой накладки.

10. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 9, отличающийся тем, что на концевых частях выступов износостойкой накладки выполнены фаски.

11. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 7, отличающийся тем, что в выступе износостойкой накладки, выполненном в форме усеченного конуса, находящегося на месте пересечения прямолинейных диагональных выступов, имеется паз, проходящий через все сечение конусообразного выступа.

12. Фрикционный гаситель колебаний грузовой тележки железнодорожного вагона по п. 7, отличающийся тем, что прямолинейные, диагонально расположенные выступы и выступы треугольной формы, размещенные ближе к боковым концевым граням износостойкой накладки, выполнены на расстоянии от выступов расположенных на концевых частях ограниченных боковыми концевыми гранями износостойкой накладки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к узлам буксового подвешивания железнодорожных тележек. Букса расположена в буксовом проеме с возможностью перемещения вдоль оси тележки.

Изобретение относится к поддержанию пусковой мощности или тормозного усилия с помощью вспомогательных устройств и мер. Способ компенсирования потери силы тяги рельсового транспортного средства, предпочтительно локомотива грузового состава, при трогании с места рельсового транспортного средства и/или на подъеме заключается в том, что сравнительно неудовлетворительные условия трения между рельсом и приводным колесом подвижного состава рельсового транспортного средства изменяют на сравнительно удовлетворительные условия трения путем активного подруливания колеса подвижного состава на рельсе.

Изобретение относится к области железнодорожных транспортных средств, в частности к тележкам, оборудованным пассивной гидравлической системой управления колесными парами, и вагонам, содержащим такие тележки.

Настоящее изобретение относится к устройствам сцепления (18), предназначенным для соединения двигателя (14) с механизмом (16) передачи движения транспортного средства, в частности рельсового транспортного средства.

Изобретение относится к области буксовых узлов тележек железнодорожных вагонов. Между буксой и буксовым проемом боковой рамы тележки устанавливают буксовый адаптер и сменную подушку.

Изобретение относится к устройствам гашения колебаний подвижного состава, в частности к фрикционным клиньям тележек железнодорожных вагонов. Фрикционный клин содержит нижнее основание, наклонную и вертикальную опорные поверхности.

Изобретение относится к фрикционным гасителям колебаний тележек железнодорожных вагонов. Тележка содержит две параллельные боковые рамы, надрессорную балку, комплект пружин подвески и фрикционные клинья.

Изобретение относится к фрикционным гасителям колебаний тележек железнодорожных вагонов. Тележка содержит две параллельные боковые рамы, надрессорную балку, комплект пружин подвески и фрикционные клинья.

Изобретение относится к устройствам гашения вибрации железнодорожных вагонов. Устройство гашения вибрации содержит два полуактивных демпфера или один полуактивный демпфер и один исполнительный механизм.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство для демпфирования вагонов, согласно изобретению, снабжено пневмоцилиндрами с подвижными осями в вертикальной плоскости с установленными на них свободно вращающимися колесами в горизонтальной плоскости и жестко связанными с ними роликами, вращающимися в вертикальной плоскости, выполненными с возможностью вертикального подъема, опускания и качания на валах в поперечном направлении, которые соединены через валы с маятниковыми рычагами.

Группа изобретений относится к области железнодорожных транспортных средств, в частности к способам модернизации тележек грузовых вагонов. При модернизации подпятника надрессорной балки растачивают диаметр подпятника.
Наверх