Железнодорожный путь (варианты)

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути преимущественно со сплошным в продольном направлении опиранием рельса на основание. В продольном углублении основания под каждый рельс колеи помещена продольная прокладка или блок в эластичном чехле с упругой прокладкой на дне. На прокладке расположена синтетическая подкладка с рельсом. На нижней грани подкладки и верхней грани прокладки или блока выполнен продольный ряд поперечных выступов углового профиля с возможностью взаимодействия боковых граней для фиксации и перестановки при регулировании колеи. Рельс прикреплен к подкладке, подкладка прикреплена к основанию или к прокладке, которая прикреплена к основанию, пластинчатыми ромбовидными клеммами. Продольные плоскости симметрии подкладки и подрельсового углубления смещены. Продольные плоскости симметрии прокладки и продольного выступа или углубления прокладки или блока смещены. В результате повышается надежность, снижаются металлоемкость и эксплуатационные затраты. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретения относятся к конструкции железнодорожного пути преимущественно со сплошным в продольном направлении опиранием рельса на основание.

Технический результат изобретений: повышение надежности, возможности механизации и снижение эксплуатационных затрат.

Техническая сущность изобретений изложена в описании примеров 1-4, п. 1-24 формулы и на чертежах на фиг. 1-9.

На фиг 1 изображен железнодорожный путь с многослойной прокладкой и подкладкой в углублении основания с поперечными выступами на смежных гранях прокладки и подкладки; на фиг. 2 - путь в плане с уширенными участками продольного углубления основания и подкладки с рельсом: вверху смещенными направо, внизу смещенными налево; на фиг. 3-реборда подкладки с дополнительными поперечными отверстиями под клемму для регулирования положения рельса по высоте; на фиг. 4 - ромбовидная клемма; на фиг. 5 - подкладка с трапециевидной ребордой и закреплением рельса и подкладки одной клеммой, подпружиненной в отверстии реборды основания; на фиг. 6 - наклонные участки трапециевидных реборд; на фиг. 7 - путь с подкладкой в углублении на верхней грани многослойной прокладки, закрепленный к реборде прокладки; на фиг. 8 - путь с опорным блоком, помещенным нижним участком в углублении основания и верхним участком в углубление на нижней грани подкладки; на фиг. 9 - закрепление рельса и подкладки одной клеммой, подпружиненной в отверстии реборды подкладки.

Пример 1.

По первому изобретению известно рельсовое скрепление, содержащее подкладку с подрельсовым углублением, большим ширины подошвы рельса, и установленный между ребордой и подошвой Г-образный регулировочный элемент для регулирования колеи по патенту №2100510.

Недостатком этого скрепления являются лишняя деталь и сложность регулирования колеи.

Наиболее близким решением является «Способ и устройство для регулирования колеи» по патенту №2278438, где ось подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на 4 мм.

Недостатками этого решения являются сложность регулирования колеи многоразовой перестановкой подкладки и ограниченный диапазон в 4 мм.

Предлагаемое решение не ограничивает диапазон разности смещения продольных плоскостей симметрии подрельсовой площадки и подкладки. При этом подкладки укладываются одноразово для увеличения ширины колеи в кривой. Регулирование и фиксация колеи выполняется механизированным перемещением подкладки поперечными выступами/впадинами на нижней грани по поперечным впадинам/выступам опорной площадки.

Технический результат изобретения: упрощение регулирования колеи, увеличение возможности механизации.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем подкладку с рельсом в подрельсовом углублении, опорную площадку под подкладкой и прижимной элемент с каждой боковой стороны рельса, отличающийся тем, что нижняя грань подкладки снабжена продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними, опорная площадка под подкладкой снабжена аналогичными поперечными выступами с ответными боковым граням выступов подкладки гранями, каждый из которых помещен в смежной впадине подкладки, и впадин между ними, в каждой из которых помещен смежный выступ подкладки, с возможностью взаимодействия ответных боковых граней указанных поперечных выступов подкладки и опорной площадки, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор, при этом ширина подкладки и ширина опорной площадки основания выполнены разновеликими, а продольная плоскость симметрии подрельсового углубления подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подкладки, боковая грань каждого из поперечных выступов на нижней грани подкладки снабжена неровностями в виде ряда вдоль поперечных выступов расположенных в нормальной к поперечному выступу плоскости трапецеидальных выступов одинакового шага между ними и размера в поперечном сечении и впадин между ними или синусоидального поперечного сечения, боковая грань каждого из поперечных выступов опорной площадки снабжена неровностями в виде аналогичных трапецеидальных или синусоидальных одинакового с выступами неровностей на нижней грани подкладки размера и шага между ними выступов и впадин между ними или неровности на боковых гранях выступов подкладки и площадки основания выполнены нанесенным измельченным материалом.

Техническая сущность изобретения изложена в описании примера 1 и п. 1-2 формулы.

Пример 1.

Предлагаемое решение применимо преимущественно на пути со сплошным в продольном направлении опиранием рельса на основание.

Железнодорожный путь содержит подкладку с рельсом в подрельсовом углублении. Подкладка оперта на опорную площадку, расположенную на лежне, плите, монолитном основании или дополнительной прокладке или на шпале. Опорная площадка выполнена удлиненной с продольным рядом уширенных для размещения прижимных элементов поперечных участков между продольными участками или уширенной по всей длине при увеличении количества прижимных элементов. Подкладка выполнена удлиненной с ответными продольным и поперечным участкам опорной площадки участками или уширенной по всей длине. Подкладка выполнена металлической или преимущественно синтетической. Подкладки выполнены одинаковой высоты между подрельсовой площадкой и нижней гранью подкладки или разновеликой высоты для регулирования положения рельса по высоте.

Нижняя грань подкладки на всю ширину или на часть ширины снабжена продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними. Опорная площадка под подкладкой на всю ширину или на часть ширины снабжена аналогичным продольным рядом поперечных выступов одинакового с выступами подкладки размера и шага между ними с ответными боковым граням выступов на нижней грани подкладки гранями. Каждый из выступов опорной площадки помещен в смежной впадине между выступами подкладки, а в каждой из впадин между выступами опорной площадки помещен смежный выступ подкладки с возможностью взаимодействия ответных боковых граней указанных поперечных выступов подкладки и опорной площадки. Между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор за счет ширины выступов большей ширины впадин для обеспечения заклинивания.

Ширина подкладки или часть ширины подкладки с поперечными выступами на нижней грани и ширина или часть ширины опорной площадки с поперечными выступами выполнены разновеликими для возможности перемещения подкладки с рельсом в поперечном направлении в интервале разности ширины выступов подкладки и опорной площадки при регулировании колеи. Продольная плоскость симметрии подрельсового углубления подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подкладки по наружным боковым граням для увеличения ширины колеи при монтаже пути в кривой перестановкой подкладок в плане на 180° на одном или двух рельсах колеи. Для переходной кривой могут быть выполнены подкладки с другой величиной смещения плоскостей симметрии подкладки и подрельсового углубления.

Для увеличения надежности поперечной фиксации подкладки с рельсом помимо заклинивания дополнительно боковая грань каждого из поперечных выступов на нижней грани подкладки снабжена неровностями в виде ряда вдоль поперечных выступов расположенных в нормальной к поперечному выступу плоскости трапецеидальных или угловых выступов с закругленными вершинами одинакового шага между ними и размера в поперечном сечении и впадин между ними или синусоидального поперечного сечения. Боковая грань каждого из поперечных выступов опорной площадки снабжена неровностями в виде аналогичных трапецеидальных, угловых или синусоидальных одинакового с выступами неровностей на нижней грани подкладки размера и шага между ними выступов и впадин между ними. Неровности на боковых гранях выступов подкладки и опорной площадки основания могут быть выполнены нанесенным измельченным материалом.

Для отвода возвышения в переходной кривой опорная площадка под один рельс колеи выполнена с продольным наклоном в вертикальной плоскости относительно опорной площадки под другой рельс колеи. В кривой малого радиуса поперечное расстояние между опорными площадками увеличено.

При монтаже в прямом участке пути подкладки колеи укладывают на стандартную колею. В переходной кривой подкладки укладывают на уширение на одном рельсе колеи, а ближе к круговой кривой на другом рельсе колеи. В кривой малого радиуса укладывают подкладки другого типоразмера с большей величиной смещения плоскостей симметрии подкладки и подрельсового углубления. При боковом износе головки рельса подкладки с рельсом поднимают электромагнитом, выводя из зацепления неровности на боковых гранях поперечных выступов подкладки и опорной площадки, перемещают на заданную колею и опускают, приводя в зацепление неровности выступов. При дальнейшем боковом износе перемещают другой рельс колеи.

Снабжение нижней грани подкладки продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами, снабжение опорной площадки под подкладкой аналогичными поперечными выступами с ответными боковым граням выступов подкладки гранями, каждый из которых помещен в смежной впадине подкладки, и впадинами между ними, в каждой из которых помещен смежный выступ подкладки, с возможностью взаимодействия ответных боковых граней указанных поперечных выступов подкладки и опорной площадки, образование зазора между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, выполнение ширины подкладки и ширины опорной площадки разновеликими, смещение в поперечном направлении продольной плоскости симметрии подрельсового углубления подкладки относительно продольной плоскости симметрии подкладки, снабжение боковой грани каждого из поперечных выступов на нижней грани подкладки неровностями в виде ряда вдоль поперечных выступов расположенных в нормальной к поперечному выступу плоскости трапецеидальных выступов одинакового шага между ними и размера в поперечном сечении и впадин между ними или синусоидального поперечного сечения, снабжение боковой грани каждого из поперечных выступов опорной площадки неровностями в виде аналогичных трапецеидальных или синусоидальных одинакового с выступами неровностей на нижней грани подкладки размера и шага между ними выступов и впадин между ними или выполнение неровностей на боковых гранях выступов подкладки и опорной площадки нанесенным измельченным материалом обеспечивает упрощение регулирования колеи, увеличение возможности механизации.

По второму изобретению известны «Способ и устройство для регулирования колеи» по патенту №2278438, где ось подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на 4 мм.

Недостатками этого решения являются сложность регулирования колеи многоразовой перестановкой подкладки и ограниченный диапазон в 4 мм.

Наиболее близким решением является железнодорожный путь, содержащий продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи и многослойную прокладку в подрельсовом углублении. Патент №2653343, авторы Столповские.

Недостатком этой конструкции является сложность регулирования колеи, недостаточная возможность механизации.

Технический результат изобретения: упрощение конструкции, увеличение возможности механизации, снижение металлоемкости и эксплуатационных затрат.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное углубление основания под каждый рельс колеи, многослойную прокладку в углублении основания с возможностью взаимодействия нижней и боковых граней с нижней и боковыми гранями углубления основания и крепежные элементы, в предлагаемом решении на верхней грани прокладки расположена симметричная по наружным боковым и нижней граням подрельсовая подкладка с рельсом в подрельсовом углублении между ребордами, при этом ширина подкладки выполнена меньшей ширины углубления основания на уровне подкладки, нижняя грань подкладки и верхняя грань многослойной прокладки снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и прокладки, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор, продольная плоскость симметрии подрельсового углубления подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подрельсовой подкладки по наружным боковым граням, крепежный элемент крепления рельса к подкладке выполнен в виде помещенной в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки подпружиненной ромбовидной в плане с уширенным средним участком упругой пластинчатой клеммы с каждой боковой стороны рельса или в виде продольного ряда указанных клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды и подпружинена в отверстии подкладки взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия подкладки с опиранием в рабочем положении передним концом на верхнюю грань подошвы рельса, крепежный элемент крепления подрельсовой подкладки к основанию выполнен в виде помещенной в сквозном поперечном отверстии реборды основания ромбовидной в плане с уширенным средним участком упругой пластинчатой клеммы с каждой боковой стороны рельса или в виде продольного ряда помещенных в сквозных поперечных отверстиях реборды основания ромбовидных пластинчатых клемм с каждой боковой стороны рельса, каждая из которых подпружинена в отверстии реборды основания взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия реборды основания с опиранием в рабочем положении передним концом на нижнюю грань смежного с отверстием реборды отверстия подкладки, крепежный элемент крепления рельса к подкладке и подкладки к основанию с каждой боковой стороны рельса выполнен в виде продольного ряда ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки и в смежном с указанным отверстием сквозном поперечном отверстии реборды основания и подпружинена между верхней и нижней гранями отверстия реборды основания или отверстия реборды подкладки с возможностью взаимодействия в рабочем положении переднего конца переднего участка с верхней гранью подошвы рельса, крепежный элемент крепления рельса с каждой боковой стороны выполнен в виде ряда наклонных в продольном направлении участков трапециевидных в поперечном сечении расширяющихся вверх реборд подрельсовой подкладки с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды и нижней грани обращенного к рельсу направленного вниз участка с верхней гранью подошвы рельса или с расположенной между подошвой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой, крепежный элемент крепления подкладки к основанию с каждой боковой стороны выполнен в виде ряда наклонных в продольном направлении расширяющихся вверх трапециевидных в поперечном сечении участков смежной с углублением основания реборды основания с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды и нижней грани обращенного к подкладке направленного вниз участка с верхней гранью подкладки или с расположенной между подкладкой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой, подрельсовая прокладка выполнена многослойной с верхним слоем меньшей упругости нижерасположенного упругого слоя и на верхней грани снабжена нанесенным абразивным материалом.

Техническая сущность изобретения изложена в описании примера 2, п. 3-11 формулы и на чертежах фиг. 1-6, 9.

Пример 2.

Железнодорожный путь содержит продольный ряд разделенных поперечными перегородками симметричных относительно продольной плоскости симметрии продольных углублений 1 основания 2 с поперечным уклоном под каждый рельс колеи. Углубление 1 выполнено с уширением вверх или с параллельными боковыми гранями. В нижней части углубления 1 расположена многослойная прокладка 3. Прокладка 3 выполнена из армированного бетона или синтетической и помещена в эластичный, например резиновый, резиноармированный или синтетический, чехол 4 с упругой, например резиновой, прокладкой 5 на дне.

Боковые грани прокладки 3 в чехлах 4 выполнены параллельными или наклонными ответно граням 6 с возможностью заклинивания между гранями 6 и тем самым фиксации в верхнем направлении. Прокладка 5 снабжена разновеликими по площади и толщине участками для гашения большого диапазона частот вибрации.

На верхней грани прокладки 3 расположена симметричная по своим наружным боковым и нижней граням подрельсовая подкладка 7 с рельсом в подрельсовом углублении 8 на упругой прокладке 9 между ребордами 10. Ширина подкладки 7 выполнена меньшей ширины углубления 1 на уровне подкладки 7 с зазором 11 между боковой гранью 6 углубления 1 и наружной боковой гранью 12 подкладки 7 для регулирования колеи. Подкладка 7 выполнена равной длины с углублением 1 основания 2 и с прокладкой 3 или на прокладке 3 расположено несколько подкладок 7 кратно уменьшенной длины для удобства регулирования положения рельса по высоте в месте просадки. Подкладки 7 выполнены преимущественно синтетическими для снижения металлоемкости и электроизоляции с армированными ребордами 10. Для отвода возвышения в переходной кривой углубление 1 основания 2 под один рельс колеи выполнено с продольным наклоном в вертикальной плоскости относительно углубления 1 под другой рельс колеи. В кривой малого радиуса поперечное расстояние между углублениями 1 увеличено.

Каждое из углублений 1 и ответно прокладка 3 и подкладка 7 снабжены продольным рядом уширенных участков между продольными участками меньшей ширины для размещения на уширенных участках крепежных элементов или все элементы выполнены уширенными.

Прокладка 9 выполнена многослойной с нижним упругим, например резиновым или резиноармированным, и верхним с меньшей упругостью, например синтетическим, слоями. На верхней грани верхнего слоя прокладки 9 нанесен абразивный материал для продольной фиксации рельса. Верхний слой выполнен в углублении на верхней грани упругого слоя между направленными вверх выступами упругого слоя по периметру прокладки 9 для защиты нижней грани подошвы от коррозии. Для регулирования положения рельса по высоте прокладки 9 выполнены разного типоразмера с увеличенной толщиной верхнего слоя.

Нижняя грань подкладки 7 снабжена продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов 13 трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага. Верхняя грань 14 прокладки 3 снабжена аналогичными поперечными выступами 15 одинакового с выступами 13 размера и шага с ответными боковым граням поперечных выступов 13 подкладки 7 гранями. Каждый из выступов 15 помещен в смежной впадине между выступами 13 подкладки 7. В каждой из впадин между выступами 15 помещен смежный поперечный выступ 13 подкладки 7 с возможностью взаимодействия ответных боковых граней указанных поперечных выступов 13 и 15 подкладки 7 и прокладки 3. Между вершиной каждого из выступов 13 и 15 и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор 16.

Параллельные между собой продольные плоскости симметрии подрельсового углубления 8 подкладки и подкладки 7 по наружным боковым граням смещены в поперечном направлении с образованием разновеликой ширины «а» и «в» нижних участков реборд 10 с каждой боковой стороны для изменения колеи перестановкой подкладки 7 на 180°. При этом ширина верхних участков реборд 10 выполнена одинаковой с каждой боковой стороны подкладки 7 под одинаковые клеммы 17.

При сплошном опирании рельса крепежный элемент крепления рельса к подкладке 7 выполнен в виде продольного ряда ромбовидных пластинчатых клемм 17 с каждой боковой стороны рельса, помещенных в сквозных поперечных отверстиях 18 реборды 10 подкладки 7. Отверстие 18 выполнено из закладной детали, например стальной, с наклоном в наружную от рельса сторону вверх относительно верхней грани подошвы. Каждая из клемм 17 подпружинена в отверстии 18 реборды 10 взаимодействием хвостового 19 и переднего 20 участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия 18 с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка 20 на подошву рельса. Для шпалы крепление рельса выполнено аналогично клеммой 18 с каждой боковой стороны рельса.

Хвостовой участок 19 клеммы снабжен загнутым из плоскости клеммы 17 концевым выступом 21 для выполнения монтажа/демонтажа. Смежно с участком 19 выполнен консольный вырез с загнутым из плоскости клеммы в одном направлении с выступом 21 концевым фиксатором 22 для фиксации клеммы.

Крепежный элемент крепления подрельсовой подкладки 7 к основанию 2 при сплошном опирании рельса выполнен в виде продольного ряда помещенных в сквозных поперечных отверстиях 24 реборды 25 основания 2 ромбовидных пластинчатых клемм 17 с каждой боковой стороны рельса. Каждая из клемм 17 подпружинена в отверстии 24 взаимодействием хвостового 19 и переднего 20 участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия 24 с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка 20 на нижнюю грань смежного с отверстием 24 отверстия 26 на боковой грани подкладки 7. Для шпалы крепление подкладки 7 выполнено аналогично клеммой 17, помещенной в аналогичном отверстии реборды шпалы с каждой боковой стороны рельса.

Подрельсовые подкладки 7 выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между параллельными нижней гранью подрельсового углубления 8 и нижней гранью подкладки для регулирования положения рельса по высоте.

Для отвода возвышения в переходной кривой углубление 1 основания 2 под один рельс колеи выполнено с продольным наклоном в вертикальной плоскости относительно углубления 1 под другой рельс колеи. В кривой малого радиуса поперечное расстояние между углублениями 1 увеличено.

По альтернативному варианту крепежный элемент крепления рельса к продольной подкладке 7 и подкладки к основанию 2 выполнен в виде продольного ряда ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм 27, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии 18 реборды 10 подкладки 7 и в смежном с отверстием 18 сквозном поперечном отверстии 24 реборды 25 основания и подпружинена между верхней и нижней гранями волнообразного отверстия 24 уширенной реборды основания (фиг. 5) или волнообразного отверстия 18 уширенной реборды подкладки (фиг. 9) с возможностью взаимодействия в рабочем положении переднего конца переднего участка клеммы с верхней гранью подошвы рельса.

Концевой выступ 21 клеммы 27 направлен вверх. Расположенный смежно с выступом 21 концевой фиксатор выполнен штамповкой в виде ориентированного вдоль клеммы 27 направленного вверх выступа с сужающимися вверх наружными боковыми гранями, который помещен в ориентированном поперек реборды 25 продольном углублении с ответными боковыми гранями на верхней грани отверстия 24 реборды 25. Боковые грани выступа фиксатора и ответно боковые грани углубления отверстия 24 снабжены неровностями в виде продольного ряда поперечных выступов синусоидального поперечного сечения.

Для шпалы крепление выполнено аналогично клеммой 27 с каждой боковой стороны рельса.

Альтернативно фиксации концевым фиксатором 22 в виде консольного выреза фиксация клеммы 17 выполнена штампованным фиксатором в виде выступа аналогично клемме 27.

Для эпизодического регулирования положения рельса по высоте при просадке конструкции с рельсом крепежный элемент крепления рельса к подкладке дополнительно к поперечному отверстию 18 в реборде 10 выполнен в виде продольного ряда сквозных поперечных расположенных на разном уровне отверстий 23 уширенной по всей длине реборды 10 с возможностью помещения упругой пластинчатой клеммы 17 в одно из отверстий 23 реборды 10 на требуемом уровне с каждой боковой стороны рельса согласно положению рельса по высоте.

Аналогично для регулирования положения рельса по высоте с клеммой 27 в уширенной реборде 10 подкладки 7 выполнены отверстия 23 на разном уровне (по фиг. 3). Смежно с каждым из отверстий 23 на разном уровне выполнено поперечное отверстие 24 в реборде 25 основания 2.

Для эпизодического регулирования положения рельса по высоте крепежный элемент крепления рельса с каждой боковой стороны выполнен в виде ряда наклонных в продольном направлении участков трапециевидных в поперечном сечении расширяющихся вверх реборд 28 подрельсовой подкладки 7 с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента 29 с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды и нижней грани обращенного к рельсу направленного вниз участка 30 с верхней гранью подошвы рельса или с расположенной между подошвой и нижней гранью участка 30 упругой прокладкой 31 аналогично патенту 2239011.

Крепежный элемент крепления подкладки 7 к основанию 2 с каждой боковой стороны рельса выполнен в виде ряда наклонных в продольном направлении расширяющихся вверх трапециевидных в поперечном сечении участков смежной с углублением основания реборды 25 основания с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента 29 с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды 25 и нижней грани обращенного к подкладке направленного вниз участка 30 с верхней гранью подкладки или с расположенной между подкладкой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой.

Трапециевидные реборды и П-образные прижимные элементы 29 для крепления рельса и подкладки выполнены дополнительно креплению клеммами 17 или 27 или для крепления без клемм 17 или 27.

При монтаже в продольные углубления 1 основания укладывают прокладки 3 в чехлах 4. В отверстия 23 реборды 24 основания 2 помещают клеммы 17 без выхода переднего конца в углубление 1. В стационаре каждую из клемм 17 помещают в отверстия 18 реборд 10 подкладок 7 без выхода переднего конца участка 20 клеммы 17 в подрельсовое углубление 8 и укладывают в углубления 8 подрельсовые прокладки 9. Подкладки 7 с клеммами 17 укладывают на прокладки 3 на требуемую колею с расположением реборд 10 меньшей ширины «а» внутрь колеи на прямом участке. В начале переходной кривой для уширения колеи подкладки 7 укладывают ребордами 10 большей ширины «в» внутрь колеи для одного, а затем для другого рельса колеи. При этом возможна укладка подкладок 7 с другой величиной смещения плоскостей симметрии и другой разностью ширины «а» и «в» реборд 10. На прямой и в кривой подкладки 7 укладывают максимальным зазором 11 между наружной гранью 12 подкладки 7 и боковой гранью 6 углубления 1 внутрь колеи для возможности перестановки подкладок 7 на уменьшение колеи при боковом износе головок рельсов. В углубления 8 укладывают рельсы. Рейкой рабочего органа движущейся машины давлением на хвостовые участки 19 перемещают клеммы 17 передними концами участков 20 на подошву и одновременно другой рейкой перемещают клеммы 17 передними концами участков 20 на нижнюю грань отверстия 26 подкладки 7.

Для сплошного регулирования колеи рельс с подкладкой 7 приподнимают электромагнитом движущейся машины, выводя из зацепления неровности поперечных выступов 13 и 15, перемещают на нужную колею и опускают, вводя в зацепление неровности выступов 13 и 15 подкладки 7 и прокладки 3, обеспечивающие надежную фиксацию.

Для регулирования положения рельса по высоте рейкой рабочего органа движущейся машины загнутый вниз концевой выступ 19 поднимают вверх, выводя из зацепления фиксатор 20 консольного выреза и клемму 17 перемещают из подрельсового углубления 8 за выступ 19 или нажатием другой рейки на передний участок 20 клеммы, освобождая подошву. Поднимают рельс и укладывают прокладку 9 другой толщины. Клемму 17 внедряют в одно из дополнительных отверстий 23 реборды 10 передним концом участка 20 на подошву. Альтернативно монтируют подкладки 7 другой толщины, что при малой вероятности просадки рельса при надежном основании 1 рациональнее выполнения дополнительных отверстий 23 реборд 10 по всей длине.

При температурной разрядке с каждого конца плети рейкой движущейся машины за концевой выступ 21 перемещают клемму 17, освобождая подошву, или этой рейкой поднимают выступ 21, освобождая концевой фиксатор 22, а другой рейкой нажатием на передний конец участка 20 перемещают клемму 18 в отверстие 18, освобождая подошву. Каждую рельсовую плеть поднимают и укладывают на ряд инвентарных роликов до середины плетей. От середины освобожденные от температурного напряжения плети укладывают и закрепляют, перемещая клеммы 17 на подошву давлением рейки снаружи на концевой выступ 19.

Для перекладки в колее находящимися в середине между опорными тележками машины рейками рабочего органа освобождают подошвы плетей от клемм 17. Находящимся на консоли в конце машины рабочим органом поднимают плети, меняют местами и укладывают в середине колеи до конца плетей. Возвратным ходом консольным рабочим органом укладывают плети в подрельсовые углубления 8 на заданную колею. Рейками среднего рабочего органа нажатием на концевой выступ 19 перемещают каждую из клемм 17 в отверстие 18 передним концом участка 20 на подошву, закрепляя плети. При разрядке и перекладке плетей возможна замена подрельсовых прокладок 9.

При монтаже конструкции с клеммами 27 рельс укладывают на прокладки 9 уложенной на прокладки 3 подкладки 7. Клемму 27 внедряют в отверстия 24 и 18 с опиранием переднего конца участка 20 клеммы на подошву. При регулировании положения рельса по высоте, температурной разрядки плети и перекладке плетей рейкой рабочего органа движущейся машины нажимают вниз на концевой выступ 21 клеммы 27, выводя из зацепления неровности концевого фиксатора, и за выступ 21 клемму 27 перемещают в наружную сторону, выводя передний конец участка 20 из подрельсового углубления 9. После снятия нажатия с выступа 21 клемма 27 зафиксирована взаимодействием неровностей концевого фиксатора клеммы с ответными неровностями отверстия 24. После выполнения операции рельс укладывают на прокладки 9. Рейкой рабочего органа нажимают на выступ 21 и перемещают клемму передним концом участка 20 на подошву рельса.

Для регулирования положения рельса по высоте клемму 27 перемещают из подрельсового углубления 8 за выступ 21, освобождая подошву. Поднимают рельс и в месте просадки укладывают прокладки 9 другой толщины. П-образные прижимные элементы 29 с торца трапециевидной реборды 28 перемещают до прижатия подошвы.

Расположение на верхней грани прокладки симметричной по наружным боковым и нижней граням подрельсовой подкладки с рельсом в подрельсовом углублении между ребордами, выполнение ширины подкладки меньшей ширины углубления основания на уровне подкладки, снабжение нижней грани подкладки и верхней грани многослойной прокладки продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и прокладки, образование между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, зазора, смещение продольной плоскости симметрии подрельсового углубления подкладки в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подрельсовой подкладки по наружным боковым граням, выполнение крепежного элемента крепления рельса к подкладке в виде помещенной в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки подпружиненной ромбовидной в плане с уширенным средним участком упругой пластинчатой клеммы с каждой боковой стороны рельса или в виде продольного ряда указанных клемм, помещение каждой из клемм в сквозном поперечном отверстии реборды с подпружиниванием в отверстии подкладки взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия подкладки и опиранием в рабочем положении передним концом на верхнюю грань подошвы рельса, выполнение крепежного элемента крепления подрельсовой подкладки к основанию в виде помещенной в сквозном поперечном отверстии реборды основания ромбовидной в плане с уширенным средним участком упругой пластинчатой клеммы с каждой боковой стороны рельса или в виде продольного ряда помещенных в сквозных поперечных отверстиях реборды основания ромбовидных пластинчатых клемм с каждой боковой стороны рельса, с подпружиниванием каждой из клемм в отверстии реборды основания взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия реборды основания и опиранием в рабочем положении передним концом на нижнюю грань смежного с отверстием реборды отверстия подкладки, выполнение подрельсовых подкладок разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и нижней гранью подкладки для регулирования положения рельса по высоте, выполнение крепежного элемента крепления рельса к подкладке и подкладки к основанию с каждой боковой стороны рельса в виде продольного ряда ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки и в смежном с указанным отверстием сквозном поперечном отверстии реборды основания и подпружинена между верхней и нижней гранями отверстия реборды основания или отверстия реборды подкладки с возможностью взаимодействия в рабочем положении переднего конца переднего участка с верхней гранью подошвы рельса, выполнение крепежного элемента крепления рельса с каждой боковой стороны в виде ряда наклонных в продольном направлении участков трапециевидных в поперечном сечении расширяющихся вверх реборд подрельсовой подкладки с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидной реборды и нижней грани обращенного к рельсу направленного вниз участка с верхней гранью подошвы рельса или с расположенной между подошвой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой, выполнение крепежного элемента крепления подкладки к основанию с каждой боковой стороны в виде ряда наклонных в продольном направлении расширяющихся вверх трапециевидных в поперечном сечении участков смежной с углублением основания реборды основания с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды и нижней грани обращенного к подкладке направленного вниз участка с верхней гранью подкладки или с расположенной между подкладкой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой, выполнение подрельсовой прокладки многослойной с верхним слоем меньшей упругости нижерасположенного упругого слоя и снабжение верхней грани прокладки нанесенным абразивным материалом обеспечивает упрощение конструкции, увеличение возможности механизации, снижение металлоемкости и эксплуатационных затрат.

По третьему изобретению известны «Способ и устройство для регулирования колеи» по патенту №2278438, где ось подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на 4 мм.

Недостатками этого решения являются сложность регулирования колеи многоразовой перестановкой подкладки и ограниченный диапазон в 4 мм.

Наиболее близким решением является железнодорожный путь, содержащий продольное подрельсовое углубление под каждый рельс колеи и многослойную прокладку в подрельсовом углублении. Патент №2653343, авторы Столповские.

Недостатком этой конструкции является сложность регулирования колеи, недостаточная возможность механизации.

Технический результат изобретения: увеличение возможности механизации, снижение металлоемкости и эксплуатационных затрат.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольное углубление основания под каждый рельс колеи, многослойную прокладку в углублении основания, снабженную продольным углублением на верхней грани и крепежные элементы, в продольном углублении многослойной прокладки расположена симметричная по наружным боковым и нижней граням подрельсовая подкладка с рельсом в подрельсовом углублении, при этом ширина углубления многослойной прокладки выполнена большей ширины подкладки, а продольная плоскость симметрии по наружным боковым граням подрельсовой подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подрельсового углубления подкладки, нижняя грань подкладки и нижняя грань углубления многослойной прокладки снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и прокладки, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор, продольная плоскость симметрии продольного углубления на верхней грани многослойной прокладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии по наружным боковым и нижней граням многослойной прокладки, крепежный элемент крепления рельса к подкладке выполнен в виде продольного ряда подпружиненных ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки и подпружинена в отверстии подкладки взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия реборды подкладки с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка на верхнюю грань подошвы рельса, крепежный элемент крепления подрельсовой подкладки к многослойной прокладке выполнен в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением прокладки участках, преимущественно в виде реборд, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная опертая передним концом на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани подкладки клемма, крепежный элемент крепления многослойной прокладки к основанию выполнен в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением основания участках, преимущественно в виде реборд, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная клемма аналогично креплению подрельсовой подкладки, опертая передним концом на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани многослойной прокладки, подрельсовые подкладки выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и нижней гранью подкладки для регулирования положения рельса по высоте, подрельсовая прокладка выполнена многослойной с верхним слоем меньшей упругости нижерасположенного упругого слоя и на верхней грани снабжена нанесенным абразивным материалом.

Техническая сущность изобретения изложена в описании примера 3, п. 12-19 формулы и на чертеже фиг. 7.

Пример 3.

Железнодорожный путь содержит продольный ряд разделенных поперечными перегородками продольных углублений 1 основания 2 под каждый рельс колеи. Каждое из углублений 1 колеи выполнено симметричным относительно своей продольной плоскости симметрии в поперечном сечении с наклонными боковыми гранями с уширением вверх или с параллельными боковыми гранями. Углубления колеи выполнены с поперечным уклоном для обеспечения подуклонки рельсов.

В углублении 1 расположена многослойная прокладка 32. Прокладка 32 выполнена из армированного бетона или синтетической и помещена в эластичный, например резиновый, резиноармированный или синтетический, чехол 4 с упругой, например резиновой, прокладкой 5 на дне. Боковые грани 12 прокладки 32 в чехлах 3 выполнены ответно граням 6 наклонными с возможностью заклинивания между гранями 6 и тем самым фиксации в верхнем направлении или параллельными. Прокладка 5 снабжена разновеликими по площади и толщине участками для гашения большого диапазона частот вибрации.

На верхней грани прокладки 32 выполнено симметричное относительно своей продольной плоскости симметрии продольное углубление 33. В углублении 33 прокладки 32 расположена симметричная по наружным боковым и нижней граням подрельсовая подкладка 7 с рельсом в подрельсовом углублении 8 на упругой прокладке 9 между ребордами 10.

Подкладка 7 выполнена преимущественно синтетической с армированными ребордами.

Прокладка 9 выполнена многослойной с нижним упругим, например резиновым или резиноармированным, и верхним с меньшей упругостью, например синтетическим, слоями. На верхней грани верхнего слоя прокладки 9 нанесен абразивный материал для продольной фиксации рельса.

Ширина углубления 33 прокладки 32 выполнена большей ширины подкладки 7 по наружным боковым граням 12 с зазором 34 между боковой гранью 12 подкладки 7 и боковой гранью 35 углубления 33 для регулирования колеи перемещением подкладки 7 с рельсом в поперечном направлении.

Параллельные между собой продольные плоскости симметрии подрельсового углубления 8 и подкладки 7 по наружным боковым граням смещены в поперечном направлении с образованием разновеликой ширины «в» нижних участков реборд 10 с каждой боковой стороны для изменения колеи перестановкой подкладки 7 на 180° (фиг. 7). Для увеличения диапазона ширины колеи в кривой выполнен другой типоразмер подкладок 7 с другой величиной смещения указанных плоскостей симметрии.

Нижняя грань подкладки 7 и нижняя грань углубления 33 прокладки 32 снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов 13 и 15 трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки 7 и прокладки 32, а между вершиной каждого из выступов 13, 15 и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор 16.

Параллельные продольные плоскости симметрии прокладки 32 по наружным боковым и нижней граням и углубления 33 на верхней грани прокладки 32 смещены в поперечном направлении с образованием участков разновеликой ширины «с» между боковой гранью 6 углубления 1 и боковой гранью 35 углубления 33 для регулирования колеи в больших пределах, например для унифицированной прокладки 32 для колеи 1520 и 1435 мм с разницей в 85 мм. При смещении указанных плоскостей симметрии на 21 мм перестановкой прокладки 32 на 180° на одном рельсе обеспечено изменение колеи на 42 мм.

Крепежный элемент крепления рельса к подкладке 7 выполнен в виде продольного ряда подпружиненных ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм 17, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии 18 реборды 10 подкладки 7 и подпружинена в отверстии 18 подкладки 7 взаимодействием хвостового 19 и переднего 20 участков с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия 18 подкладки 7 с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка на верхнюю грань подошвы рельса.

Крепежный элемент крепления подрельсовой подкладки 7 к многослойной прокладке 32 выполнен в виде продольного ряда помещенных в сквозных поперечных, выполненных из закладных деталей, отверстиях 36 в смежных с углублением 33 участках, преимущественно в виде реборд 37, ромбовидных клемм 17, опертых передним концом на нижнюю грань отверстий 26 подкладки 7, аналогично креплению рельса. Альтернативно для уменьшения ширины реборды 37 клемма 17 подпружинена в отверстии 26 взаимодействием переднего 20 участка с верхней гранью и среднего участка с нижней гранью отверстия 26 и хвостового участка 19 с верхней гранью отверстия 36 реборды 37. При этом концевой выступ 21 и концевой фиксатор 22 направлены вверх, а фиксатор 22 помещен в углубление на верхней грани отверстия 36.

Крепежный элемент крепления многослойной прокладки 32 к основанию 2 выполнен в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением 1 основания 2 участках, преимущественно в виде реборд 25, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная клемма 17 аналогично креплению подрельсовой подкладки, опертая передним концом переднего участка 20 на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани многослойной прокладки.

Альтернативно фиксации концевым фиксатором 22 в виде консольного выреза фиксатор клеммы 17 выполнен штампованным в виде выступа с неровностями на боковых гранях.

Альтернативно креплениям рельса, подкладки 7 и прокладки 32 клеммами 17 крепления выполнены П-образными прижимными элементами 29.

Подрельсовые подкладки 7 выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между параллельными нижней гранью подрельсового углубления 8 и нижней гранью подкладки 7 для регулирования положения рельса по высоте.

Для отвода возвышения в переходной кривой углубление 1 основания 2 под один рельс колеи выполнено с продольным наклоном в вертикальной плоскости относительно углубления 1 под другой рельс колеи. В кривой малого радиуса поперечное расстояние между углублениями 1 увеличено.

При монтаже прокладки 32 помещают в углубления 1 основания 2 участками с большей шириной «с» внутрь колеи для колеи 1520 или в наружную сторону для колеи 1435 мм.

Подкладки 7 монтируют в продольные углубления 33 прокладок 32 нижними участками реборд 10 меньшей ширины «в» внутрь колеи в прямом участке пути. В начале переходной кривой подкладки 7 укладывают внутрь колеи участками большей ширины «в» для одного, а затем для другого рельса колеи. Подкладки 7 монтируют в углубления 33 на прямой и в кривой максимальным зазором 34 внутрь колеи с возможностью уменьшения колеи при боковом износе головки рельса.

Для сплошного регулирования колеи рельс с подкладкой 7 приподнимают электромагнитом движущейся машины, выводя из зацепления неровности поперечных выступов 13 и 15, перемещают на нужную колею и опускают, вводя в зацепление неровности выступов 13 и 15 подкладки 7 и прокладки 3, обеспечивающие надежную фиксацию.

Расположение в продольном углублении многослойной прокладки симметричной по наружным боковым и нижней граням подрельсовой подкладки с рельсом в подрельсовом углублении, выполнение ширины углубления многослойной прокладки большей ширины подкладки, выполнение подрельсовой подкладки со смещением в поперечном направлении продольной плоскости симметрии подрельсового углубления относительно продольной плоскости симметрии подкладки по наружным боковым граням, снабжение нижней грани подкладки и нижней грани углубления многослойной прокладки продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и прокладки, выполнение между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, зазора, выполнение продольной плоскости симметрии продольного углубления на верхней грани многослойной прокладки со смещением в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии по наружным боковым и нижней граням многослойной прокладки, выполнение крепежного элемента крепления рельса к подкладке в виде продольного ряда подпружиненных ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки и подпружинена в отверстии подкладки взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия реборды подкладки с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка на верхнюю грань подошвы рельса, выполнение крепежного элемента крепления подрельсовой подкладки к многослойной прокладке в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением прокладки участках, преимущественно в виде реборд, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная опертая передним концом на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани подкладки клемма, выполнение крепежного элемента крепления многослойной прокладки к основанию в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением основания участках, преимущественно в виде реборд, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная клемма аналогично креплению подрельсовой подкладки, опертая передним концом на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани многослойной прокладки, выполнение подрельсовых подкладок разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и нижней гранью подкладки для регулирования положения рельса по высоте, выполнение подрельсовой прокладки многослойной с верхним слоем меньшей упругости нижерасположенного упругого слоя и снабжение верхней грани прокладки нанесенным абразивным материалом обеспечивает увеличение возможности механизации, снижение металлоемкости и эксплуатационных затрат.

По четвертому изобретению известна конструкция пути HAS - High Attenuation System компании Consolis, в которой шпалы в резиновых чехлах с упругими подшпальными прокладками замоноличены в бетон.

Наиболее близким решением является конструкция пути EBS - Embedded Block System компании Tines, в которой опорный блок в виде полушпалы упруго посажен в бетонный лоток, замоноличенный в путевую плиту из армированного бетона.

Недостатком указанных конструкций, как и других конструкций с дискретным опиранием рельса, является просадка рельса от воздействия находящегося между дискретными опорами колеса и подъем рельса на смежных опорах, что ведет к увеличению вибрации, шума и сопротивления движению поезда, а также недостаточная возможность регулирования колеи и механизации.

Технический результат изобретения: увеличение надежности, возможности механизации, снижение эксплуатационных затрат.

Технический результат достигается за счет того, что в железнодорожном пути, содержащем продольный ряд многослойных опорных блоков под каждый рельс колеи, расположенную на каждом из блоков подрельсовую подкладку с рельсом в подрельсовом углублении на упругой прокладке и крепежные элементы, каждый из опорных блоков выполнен продольно ориентированным, каждая из подкладок выполнена продольно ориентированной и на нижней грани снабжена продольным углублением между направленными вниз продольными выступами, в котором помещен верхний участок блока, при этом ширина углубления на нижней грани подкладки выполнена большей ширины верхнего участка блока, верхний и нижний участок блока выполнены разновеликой ширины, нижний участок помещен в ответном продольном углублении основания с возможностью взаимодействия боковых и нижней граней нижнего участка блока с боковыми и нижней гранями углубления основания, при этом продольные плоскости симметрии нижнего и верхнего участков блока смещены в поперечном направлении, основание снабжено продольным выступом прямоугольного или трапецеидального поперечного сечения с расширением книзу, опорный блок в поперечном сечении выполнен прямоугольным или трапецеидальным с расширение книзу, на нижней грани опорного блока выполнено ответное выступу основания продольное углубление с возможностью взаимодействия боковых и верхней граней с боковыми и верхней гранями выступа, при этом продольные плоскости симметрии блока и углубления блока смещены в поперечном направлении, подрельсовые подкладки выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и верхней гранью углубления на нижней грани подкладки, верхняя грань углубления на нижней грани подкладки и верхняя грань блока снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и блока, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор.

Техническая сущность изобретения изложена в описании примера 4, п. 20-24 формулы и на чертеже фиг. 8.

Пример 4.

Железнодорожный путь содержит продольный ряд симметричных относительно продольной плоскости симметрии продольных углублений 1 основания 2 под каждый рельс колеи, разделенных поперечными перегородками. В каждом из углублений 1 помещен продольно ориентированный служащий опорой для рельса продольно зафиксированный перегородками многослойный блок 38. Опорный блок 38 содержит верхний 39 преимущественно с параллельными боковыми гранями и нижний 40 участки. Участок 40 выполнен преимущественно большей ширины участка 39 для увеличения площади опоры с параллельными боковыми гранями или преимущественно с уширением вверх и помещен в эластичный чехол 4 с упругой прокладкой 5 на дне. На верхней грани участка 39 блока 38 расположена продольно ориентированная подрельсовая подкладка 41 с рельсом в подрельсовом углублении 8 на упругой прокладке 9 между ребордами 10, а нижний участок 40 помещен в продольном углублении 1 основания с ответными боковыми гранями.

Каждое из углублений 1 и ответно блок 38 и подкладка 41 снабжены продольным рядом уширенных участков между продольными участками меньшей ширины для размещения на уширенных участках крепежных элементов или все элементы выполнены уширенными при уменьшении интервала между клеммами.

Прокладка 9 выполнена многослойной с нижним упругим, например резиновым или резиноармированным, и верхним с меньшей упругостью, например синтетическим, слоями. На верхней грани верхнего слоя прокладки 9 нанесен абразивный материал для продольной фиксации рельса.

На нижней грани подкладки 41 выполнено продольное углубление 42 между направленными вниз продольными выступами 43, увеличивающими высоту реборд 10. При армировании реборд 10 с выступами 43 обеспечена надежность. В углублении 42 между выступами 43 помещен верхний участок 39 блока 38. Ширина углубления 42 на нижней грани подкладки выполнена большей ширины верхнего участка 39 блока с зазором 44 между боковой гранью 45 углубления 42 и боковой гранью 46 участка 39 блока для регулирования колеи перемещением подкладки 41 в поперечном направлении.

Параллельные между собой продольные плоскости симметрии углубления 42 на нижней грани подкладки 7 и подрельсового углубления 8 смещены в поперечном направлении с образованием разновеликой ширины «е» между боковой гранью 45 углубления 42 и боковой гранью углубления 8 с каждой боковой стороны рельса для увеличения диапазона ширины колеи в кривой. Для увеличения диапазона и интервала регулирования ширины колеи в кривой выполнен другой типоразмер подкладок 7 с другой величиной смещения указанных плоскостей симметрии.

Параллельные между собой продольные плоскости симметрии верхнего участка 39 и нижнего участка 40 блока смещены в поперечном направлении с образованием разновеликой ширины «р» между боковой гранью 46 верхнего участка 39 и боковой гранью нижнего участка 40 блока 38 для изменения колеи в больших пределах, например на 85 мм, перестановкой подкладки 7 на 180°.

Подрельсовые подкладки 41 выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления 8 и верхней гранью углубления 42 на нижней грани подкладки для регулирования положения рельса по высоте.

Альтернативно основание снабжено продольным рядом выступов прямоугольного или преимущественно трапецеидального поперечного сечения с расширением книзу. Опорный блок в поперечном сечении выполнен симметричным относительно продольной плоскости симметрии прямоугольным или трапецеидальным с расширение книзу. На нижней грани опорного блока выполнено ответное выступу основания продольное углубление с поперечными перегородками для продольной фиксации с возможностью взаимодействия боковых и верхней граней с боковыми и верхней гранями выступа. Продольные плоскости симметрии блока и углубления блока смещены в поперечном направлении для изменения колеи в больших пределах. Закрепление рельса и подкладки к блоку аналогично. Блок закреплен за выступ основания аналогично пластинчатыми клеммами.

Верхняя грань углубления 42 на нижней грани подкладки 41 и верхняя грань верхнего участка 39 блока 38 снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов 13 и 15 трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага в продольном направлении с возможностью взаимодействия боковых граней выступов 13 и 15 подкладки 41 и блока 38, а между вершиной каждого из выступов 13 и 15 и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор 16 для обеспечения заклинивания выступов.

При монтаже в продольные углубления 1 основания укладывают блоки 38 в чехлах 4 на колею 1520 или 1435 мм, закрепляя клеммами 17 к основанию 2. Подкладки 41 помещают на верхний участок 39 блоков 38 меньшей шириной «е» внутрь колеи для прямого участка пути. В начале переходной кривой для уширения колеи подкладки 41 укладывают внутрь колеи участками большей ширины «в» для одного, а затем для другого рельса колеи. Для прямого участка и кривой подкладки 41 помещают зазором 44 внутрь колеи для возможности уменьшения колеи при боковом износе головок рельсов перестановкой подкладок 41 с рельсом внутрь колеи на одном, а затем на другом рельсе.

Для регулирования положения по высоте рельс поднимают и укладывают подкладки 41 другого типоразмера.

Выполнение каждого из опорных блоков продольно ориентированным, выполнение каждой из подкладок продольно ориентированной, выполнение на нижней грани подкладки продольного углубления, в котором помещен верхний участок блока, выполнение ширины углубления на нижней грани подкладки большей ширины верхнего участка блока, выполнение верхнего и нижнего участка блока разновеликой ширины, помещение нижнего участка в ответном продольном углублении основания с возможностью взаимодействия боковых и нижней граней нижнего участка блока с боковыми и нижней гранями углубления основания, смещение продольных плоскостей симметрии нижнего и верхнего участков блока в поперечном направлении, снабжение основания продольным выступом прямоугольного или трапецеидального поперечного сечения с расширением книзу, выполнение опорного блока в поперечном сечении прямоугольным или трапецеидальным с расширение книзу, выполнение на нижней грани опорного блока ответного выступу основания продольного углубления с возможностью взаимодействия боковых и верхней граней с боковыми и верхней гранями выступа, смещение продольных плоскостей симметрии блока и углубления блока в поперечном направлении, выполнение подрельсовых подкладок разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и верхней гранью углубления на нижней грани подкладки, снабжение верхней грань углубления на нижней грани подкладки и верхней грань блока продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов втрапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и блока, образование между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, зазора обеспечивает увеличение надежности, возможности механизации, снижение эксплуатационных затрат.

1. Железнодорожный путь, содержащий подкладку с рельсом в подрельсовом углублении, опорную площадку под подкладкой и прижимной элемент с каждой боковой стороны рельса, отличающийся тем, что нижняя грань подкладки снабжена продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними, опорная площадка под подкладкой снабжена аналогичными поперечными выступами с ответными боковым граням выступов подкладки гранями, каждый из которых помещен в смежной впадине подкладки, и впадинами между ними, в каждой из которых помещен смежный выступ подкладки, с возможностью взаимодействия ответных боковых граней указанных поперечных выступов подкладки и опорной площадки, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор, при этом ширина подкладки и ширина опорной площадки выполнены разновеликими, а продольная плоскость симметрии подрельсового углубления подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подкладки.

2. Путь по п. 1, отличающийся тем, что боковая грань каждого из поперечных выступов на нижней грани подкладки снабжена неровностями в виде ряда вдоль поперечных выступов расположенных в нормальной к поперечному выступу плоскости трапецеидальных выступов одинакового шага между ними и размера в поперечном сечении и впадин между ними или синусоидального поперечного сечения, боковая грань каждого из поперечных выступов опорной площадки снабжена неровностями в виде аналогичных трапецеидальных или синусоидальных одинакового с выступами неровностей на нижней грани подкладки размера и шага между ними выступов и впадин между ними или неровности на боковых гранях выступов подкладки и опорной площадки основания выполнены нанесенным измельченным материалом.

3. Железнодорожный путь, содержащий продольное углубление основания под каждый рельс колеи, многослойную прокладку в углублении основания с возможностью взаимодействия нижней и боковых граней с нижней и боковыми гранями углубления основания, подрельсовую упругую прокладку и крепежные элементы, отличающийся тем, что на верхней грани прокладки расположена симметричная по наружным боковым и нижней граням подрельсовая подкладка с рельсом в подрельсовом углублении между ребордами, при этом ширина подкладки выполнена меньшей ширины углубления основания на уровне подкладки.

4. Путь по п. 3, отличающийся тем, что нижняя грань подкладки и верхняя грань многослойной прокладки снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и прокладки, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор.

5. Путь по п. 3, отличающийся тем, что продольная плоскость симметрии подрельсового углубления подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подрельсовой подкладки по наружным боковым граням.

6. Путь по п. 3, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления рельса к подкладке выполнен в виде помещенной в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки подпружиненной ромбовидной в плане с уширенным средним участком упругой пластинчатой клеммы с каждой боковой стороны рельса или в виде продольного ряда указанных клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды и подпружинена в отверстии подкладки взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия подкладки с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка на верхнюю грань подошвы рельса.

7. Путь по п. 3, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления подрельсовой подкладки к основанию выполнен в виде помещенной в сквозном поперечном отверстии реборды основания ромбовидной в плане с уширенным средним участком упругой пластинчатой клеммы с каждой боковой стороны рельса или в виде продольного ряда помещенных в сквозных поперечных отверстиях реборды основания ромбовидных пластинчатых клемм с каждой боковой стороны рельса, каждая из которых подпружинена в отверстии реборды основания взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия реборды основания с опиранием в рабочем положении передним концом на нижнюю грань смежного с отверстием реборды отверстия подкладки.

8. Путь по п. 3, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления рельса к подкладке и подкладки к основанию с каждой боковой стороны рельса выполнен в виде продольного ряда ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки и в смежном с указанным отверстием сквозном поперечном отверстии реборды основания и подпружинена между верхней и нижней гранями отверстия реборды основания или отверстия реборды подкладки с возможностью взаимодействия в рабочем положении переднего конца переднего участка с верхней гранью подошвы рельса.

9. Путь по п. 3, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления рельса с каждой боковой стороны выполнен в виде ряда наклонных в продольном направлении расширяющихся вверх трапециевидных в поперечном сечении участков смежной с подрельсовым углублением реборды подрельсовой подкладки с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды и нижней грани обращенного к рельсу направленного вниз участка с верхней гранью подошвы рельса или с расположенной между подошвой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой.

10. Путь по п. 3, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления подкладки к основанию с каждой боковой стороны выполнен в виде ряда наклонных в продольном направлении расширяющихся вверх трапециевидных в поперечном сечении участков смежной с углублением основания реборды основания с возможностью расположения на каждом наклонном участке реборды П-образного в поперечном сечении прижимного элемента с расширяющимся вверх пазом между направленными вниз участками с возможностью взаимодействия боковых граней паза с боковыми гранями трапециевидного участка реборды и нижней грани обращенного к подкладке направленного вниз участка с верхней гранью подкладки или с расположенной между подкладкой и нижней гранью направленного вниз участка прижимного элемента упругой прокладкой.

11. Путь по п. 3, отличающийся тем, что подрельсовая прокладка выполнена многослойной с верхним слоем меньшей упругости нижерасположенного упругого слоя и на верхней грани снабжена нанесенным абразивным материалом.

12. Железнодорожный путь, содержащий продольное углубление основания под каждый рельс колеи, многослойную прокладку в углублении основания, снабженную продольным углублением на верхней грани, подрельсовую упругую прокладку и крепежные элементы, отличающийся тем, что в продольном углублении многослойной прокладки расположена симметричная по наружным боковым и нижней граням подрельсовая подкладка с рельсом в подрельсовом углублении, при этом ширина углубления многослойной прокладки выполнена большей ширины подкладки, а продольная плоскость симметрии по наружным боковым граням подрельсовой подкладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии подрельсового углубления подкладки.

13. Путь по п. 12, отличающийся тем, что нижняя грань подкладки и нижняя грань углубления многослойной прокладки снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и прокладки, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор.

14. Путь по п. 12, отличающийся тем, что продольная плоскость симметрии продольного углубления на верхней грани многослойной прокладки смещена в поперечном направлении относительно продольной плоскости симметрии по наружным боковым и нижней граням многослойной прокладки.

15. Путь по п. 12, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления рельса к подкладке выполнен в виде продольного ряда подпружиненных ромбовидных в плане с уширенным средним участком упругих пластинчатых клемм, каждая из которых помещена в сквозном поперечном отверстии реборды подкладки и подпружинена в отверстии подкладки взаимодействием хвостового и переднего участка с нижней гранью и среднего участка с верхней гранью отверстия реборды подкладки с опиранием в рабочем положении передним концом переднего участка на верхнюю грань подошвы рельса.

16. Путь по п. 12, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления подрельсовой подкладки к многослойной прокладке выполнен в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением прокладки участках, преимущественно в виде реборд, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная опертая передним концом на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани подкладки 7 клемма.

17. Путь по п. 12, отличающийся тем, что крепежный элемент крепления многослойной прокладки к основанию выполнен в виде продольного ряда сквозных поперечных отверстий в смежных с продольным углублением основания участках, преимущественно в виде реборд, в каждом из которых помещена ромбовидная подпружиненная клемма аналогично креплению подрельсовой подкладки, опертая передним концом на нижнюю грань отверстия на наружной боковой грани многослойной прокладки.

18. Путь по п. 12, отличающийся тем, что подрельсовые подкладки выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и нижней гранью подкладки.

19. Путь по п. 12, отличающийся тем, что подрельсовая прокладка выполнена многослойной с верхним слоем меньшей упругости нижерасположенного упругого слоя и на верхней грани снабжена нанесенным абразивным материалом.

20. Железнодорожный путь, содержащий продольный ряд многослойных опорных блоков под каждый рельс колеи, расположенную на каждом из блоков подрельсовую подкладку с рельсом в подрельсовом углублении на упругой прокладке и крепежные элементы, отличающийся тем, что каждый из опорных блоков выполнен продольно ориентированным, каждая из подкладок выполнена продольно ориентированной и на нижней грани снабжена продольным углублением между направленными вниз продольными выступами, в котором помещен верхний участок блока, при этом ширина углубления на нижней грани подкладки выполнена большей ширины верхнего участка блока.

21. Путь по п. 20, отличающийся тем, что верхний и нижний участки блока выполнены разновеликой ширины, нижний участок помещен в ответном продольном углублении основания с возможностью взаимодействия боковых и нижней граней нижнего участка блока с боковыми и нижней гранями углубления основания, при этом продольные плоскости симметрии нижнего и верхнего участков блока смещены в поперечном направлении.

22. Путь по п. 20, отличающийся тем, что основание снабжено продольным выступом прямоугольного или трапецеидального поперечного сечения с расширением книзу, опорный блок в поперечном сечении выполнен прямоугольным или трапецеидальным с расширением книзу, на нижней грани опорного блока выполнено ответное выступу основания продольное углубление с возможностью взаимодействия боковых и верхней граней с боковыми и верхней гранями выступа, при этом продольные плоскости симметрии блока и углубления блока смещены в поперечном направлении.

23. Путь по п. 20, отличающийся тем, что подрельсовые подкладки выполнены разного типоразмера с разновеликой высотой между нижней гранью подрельсового углубления и верхней гранью углубления на нижней грани подкладки.

24. Путь по любому из пп. 20-22, отличающийся тем, что верхняя грань углубления на нижней грани подкладки и верхняя грань блока снабжены продольным рядом ориентированных поперек рельса параллельных выступов трапецеидального поперечного сечения или углового профиля с закругленными вершинами и впадин между ними одинакового размера и шага с возможностью взаимодействия боковых граней выступов подкладки и блока, а между вершиной каждого из выступов и дном впадины, в которой помещен выступ, образован зазор.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вертикальной и боковой настройке узла рельсового скрепления. Устройство для настройки высоты клеммной опорной поверхности (1А) рельса над подрельсовым основанием, на котором установлен рельс, в узле рельсового скрепления содержит сменный держатель (800') клеммы для замены первого держателя клеммы, проходящий снаружи вокруг контура анкера (4В) и образующий у задней части опорные поверхности (801а) для поддержания клеммы (3В; 300В), а у передней части - плоскую переднюю стенку (8021), проходящую по существу по всей высоте этого держателя и образующую сменный боковой опорный изолятор с электроизоляционной несущей поверхностью, проходящей по всей высоте передней стенки, которая выполнена с возможностью прохождения на высоту, соответствующую максимально возможной высоте клеммной опорной поверхности рельса над подрельсовым основанием.

Изобретение относится к узлу крепления железнодорожного рельса. Узел крепления железнодорожного рельса содержит первый боковой опорный изолятор железнодорожного рельса и устройство (3) крепления клеммы железнодорожного рельса, приспособленное для удержания упругой фиксирующей клеммы (6) железнодорожного рельса.

Изобретение относится к комплекту из направляющей пластины (1) для бокового крепления рельса (S) и клинового элемента (2) для регулирования положения рельса (S) относительно опоры (G), к которой прикреплена направляющая пластина (1) в положении монтажа.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования в железнодорожных путях магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайного хозяйства в сочетании с щебеночным балластным слоем.

Изобретение относится к рельсовому скреплению. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям крепления рельсов к железобетонным основаниям. .

Изобретение относится к устройствам для регулирования ширины рельсовой ко леи и может быть использовано при рабо тах, связанных с содержанием и ремонтом пути в кривых.

Изобретение относится к области строительства железных дорог, к конструкции промежуточного безболтового крепления рельсов к рельсовой подкладке. Промежуточное безболтовое крепление состоит из рельса, рельсовой подкладки, двух прижимных планок, двух заклепок, листовой пружины, опорного листа, двухступенчатой оси.
Наверх