Способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортного средства

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к сфере технической эксплуатации транспортных средств, планированию выполнения технического обслуживания. Способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания (ТО) транспортного средства (ТС) основан на умножении базовой нескорректированной периодичности ТО на корректирующие коэффициенты и включает этапы, на которых определяют текущее значение наработки и текущее значение времени эксплуатации ТС, определяют по полученным данным текущие значения корректирующих коэффициентов. Затем рассчитывают средневзвешенные по времени значения корректирующих коэффициентов и рассчитывают с использованием этих значений скорректированную периодичность ТО. При этом непрерывно определяют географические координаты ТС и его высоту над уровнем моря непосредственно в процессе его движения вместе с текущим значением наработки и текущим значением времени эксплуатации ТС с начала эксплуатации после очередного ТО, определяют по полученным данным текущие значения корректирующих коэффициентов, состоящих из коэффициента условий эксплуатации, коэффициента, учитывающего климатические условия, и коэффициента, учитывающего агрессивность окружающей среды для периодичности ТО. После чего определяют текущие значения счетчиков времени действия заданных значений корректирующих коэффициентов, накопленных к текущему моменту интервалов времени, в течение которых за текущий межсервисный интервал корректирующие коэффициенты сохраняли заданные значения, затем рассчитывают средневзвешенные по времени значения корректирующих коэффициентов в течение текущего межсервисного интервала и рассчитывают с использованием этих значений текущую скорректированную периодичность ТО индивидуально для конкретного ТС. Технический результат – обеспечение возможности индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортного средства непосредственно в процессе эксплуатации с учетом условий эксплуатации. 1 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к сфере технической эксплуатации транспортных средств, планированию выполнения технического обслуживания.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Известен способ контроля выполняемости периодичности технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин (патент на изобретение RU № 2540835 С1).

Данный способ позволяет контролировать соблюдение периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или машин. Реализация данного способа предполагает выявление фактов простоя транспортного средства по отсутствию сигналов датчиков тахометра и спидометра транспортного средства, и контроль сочетания ряда других признаков, позволяющих идентифицировать выполнение работ по техническому обслуживанию в течение этого простоя. Также данный способ предусматривает контроль пробегов транспортного средства, что обеспечивает проверку соблюдения нормативов технической эксплуатации и определение координат транспортного средства с последующим их сравнением с заранее известными координатами сервисных станций, на которых возможно выполнение технического обслуживания. Это позволяет повысить точность выявления фактов выполнения работ по техническому обслуживанию.

Однако недостатком данного способа является то, что он не позволяет корректировать периодичность технического обслуживания транспортного средства оперативно в режиме реального времени. Его реализация позволяет индивидуально для каждого транспортного средства контролировать выполнение технического обслуживания с заранее заданной периодичностью, которая может отличаться от рациональной, определенной индивидуально для транспортного средства с учетом условий его эксплуатации.

Известны способ точного определения сроков технического обслуживания двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления (патент на изобретение RU № 2573548 С2).

Способ заключается в подключении к двигателю внутреннего сгорания автомобиля счетчика оборотов вала двигателя, с которого во время эксплуатации двигателя или его испытаний на лабораторном стенде снимается значение количества оборотов вала двигателя, сделанных к настоящему моменту. Далее при эксплуатации наблюдают за состоянием частей двигателя и в случае возникновения потребности технического обслуживания какой-либо детали двигателя связывают этот момент с количеством сделанных валом двигателя оборотов, которое показывает устройство, что позволяет в дальнейшем, зная это значение, достоверно определять будущие сроки технического обслуживания двигателя конкретно по каждой его составляющей.

Способ позволяет индивидуализировать выполнение технического обслуживания для каждого объекта эксплуатации, но обладает недостатком, связанным с тем, что в качестве объекта эксплуатации рассматривается не все транспортное средство, а только двигатель. Таким образом, указанный способ невозможно использовать для определения периодичности технического обслуживания автотранспортного средства в целом. К тому же он не позволяет оперативно учесть изменение условий эксплуатации - в данном случае необходима опытная эксплуатация и наблюдение за состоянием частей двигателя в новых условиях.

Наиболее близким техническим решением является способ определения коэффициентов категорий условий эксплуатации транспортных средств (патент на изобретение RU № 2585116 С1), принятый в качестве прототипа.

Данный способ заключается в определении количественных значений коэффициентов категорий условий эксплуатации (КУЭ) и коэффициентов корректирования периодичности технического обслуживания и пробега до капитального ремонта и трудоемкости текущего ремонта. Определение коэффициентов корректирования осуществляется по результатам заездов транспортного средства по ряду дорог внутри комплекса дорог с определенным типом покрытия. По результатам заездов определяются коэффициенты суммарного сопротивления движению. На их основе с учетом распределения дорог по крутизне уклонов и существующим на них условиям движения вычисляются среднеинтегральные значения коэффициента суммарного сопротивления движению каждой КУЭ, через значения которых определяют коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания в каждой КУЭ с разным уровнем нагружения ТС. Тем самым обеспечивается достоверность коэффициентов корректирования в каждом регионе РФ.

Указанный способ, хотя и позволяет повысить точность определения коэффициентов, корректирующих периодичность технического обслуживания, и осуществить некоторую степень индивидуализации их определения, имеет существенный недостаток, заключающийся в необходимости предварительного подготовительного этапа для сбора статистических данных и заездов транспортных средств с целью определения коэффициентов суммарного сопротивления движению. Также данный способ обеспечивает достоверность коэффициентов корректирования в пределах заданного региона РФ, что делает невозможным его использование для корректирования периодичности технического обслуживания для транспортных средств, осуществляющих, например, междугородные перевозки в границах нескольких регионов.

РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортного средства непосредственно в процессе эксплуатации с учетом условий эксплуатации.

Указанный технический результат достигается тем, что предлагаемый способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортного средства, основанный на умножении базовой нескорректированной периодичности технического обслуживания на корректирующие коэффициенты, заключающийся в непрерывном определении географических координат транспортного средства и его высоты над уровнем моря непосредственно в процессе его движения, определении по полученным данным текущих значений корректирующих коэффициентов для периодичности технического обслуживания, расчете средневзвешенных по времени значений корректирующих коэффициентов в течение текущего межсервисного интервала и расчете с использованием этих значений текущей скорректированной периодичности технического обслуживания индивидуально для конкретного транспортного средства.

Преимущества предлагаемого способа:

- не требует подготовительных этапов, заключающихся в сборе информации для уточненного расчета корректирующих коэффициентов, а обеспечивает их расчет непосредственно в процессе эксплуатации;

- обеспечивает возможность реализации при перемещении транспортного средства по всей территории РФ без привязки к определенному региону.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖА

Сущность изобретения поясняется фиг. 1, где представлен алгоритм реализации способа оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортного средства.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания автотранспортного средства реализуется следующим образом.

1. На основе картографической и иной информации определяют следующие массивы географических координат:

ДВ1 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям за пределами пригородных зон (более 50 км от границы города);

ДВ2 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям малых городов (до 100 тысяч жителей) и территориям пригородных зон;

ДВ3 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям больших городов (более 100 тысяч жителей);

Д1 - массив, содержащий географические координаты соответствующие, дорогам с покрытиями из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики;

Д2 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие дорогам с покрытиями из битумоминеральных смесей (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие дорогам с покрытиями из щебня (гравия) без обработки, дегтебетона;

Д4 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие дорогам с покрытиями из булыжника, колотого камня, грунта и малопрочного камня, обработанным вяжущими материалами, а также зимникам;

Д5 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие дорогам с покрытиями из грунта, укрепленного или улучшенного местными материалами, с лежневым и бревенчатым покрытием;

Д6 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие естественным грунтовым дорогам, временным внутрикарьерным и отвальным дорогам, подъездным путям, не имеющим твердого покрытия;

КР1 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям умеренных, умеренно теплых, умеренно теплых влажных, теплых влажных климатических районов климатических районов (по ГОСТ 16350);

КР2 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям жарких сухих, очень жарких сухих, умеренно холодных, холодных климатических районов (по ГОСТ 16350);

КР3 - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям очень холодных климатических районов (по ГОСТ 16350);

КРА - массив, содержащий географические координаты, соответствующие территориям с высокой агрессивностью окружающей среды (по ГОСТ 16350).

2. Перед началом эксплуатации по данным завода-изготовителя транспортного средства определяют для него базовую нескорректированную периодичность технического обслуживания

3. Задают время упреждения tупрежд как минимально возможное количество дней до для постановки в очередное техническое обслуживание, по достижению которого лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства, должно быть проинформировано о необходимости скорого выполнения технического обслуживания.

4. Задают интервал Δt определения текущих географический координат транспортного средства и его высоты над уровнем моря.

5. В начале очередного межсервисного интервала обнуляют значения:

счетчиков времени действия i-х значений корректирующих коэффициентов

счетчика наработки в очередном межсервисном интервале Lтекущ.

Фиксируют значение времени начала эксплуатации транспортного средства в очередном межсервисном интервале t0.

6. В течение очередного межсервисного интервала через промежутки времени Δt определяют:

текущие географические координаты транспортного средства (ϕ; λ) и его высоту h над уровнем моря;

текущее значение наработки Lтекущ;

текущее значение времени эксплуатации транспортного средства с начала эксплуатации tтекущ.

7. По полученным на предыдущем шаге данным определяют текущие значения корректирующих коэффициентов: коэффициента условий эксплуатации КУЭ, коэффициента, учитывающего климатические условия ККУ, коэффициента, учитывающего агрессивность окружающей среды.

Для определения значений указанных коэффициентов используют следующие правила и условия.

Значение коэффициента КУЭ определяют по таблице 1 в зависимости от вектора (ДВ; Д; Р).

При этом значения переменных ДВ; Д; Р определяют с учетом текущих географических координат транспортного средства (ϕ; λ) и его высоты h над уровнем моря:

(ϕ; λ) ∈ ДВ1 ⇒ ДВ = 1;

(ϕ; λ) ∈ ДВ2 ⇒ ДВ = 2;

(ϕ; λ) ∈ ДВ3 ⇒ ДВ = 3;

(ϕ; λ) ∈ Д1 ⇒ Д = 1;

(ϕ; λ) ∈ Д2 ⇒ Д = 2;

(ϕ; λ) ∈ Д3 ⇒ Д = 3;

(ϕ; λ) ∈ Д4 ⇒ Д = 4;

(ϕ; λ) ∈ Д5 ⇒ Д = 5;

h≤200 ⇒ Р = 1;

200 < h ≤ 300 ⇒ Р = 2;

300 < h ≤ 1000 ⇒ Р = 3;

1000 < h ≤ 2000 ⇒ Р = 4;

2000 < h ⇒ Р = 5.

Значение коэффициентов ККУ и КАОС определяют с учетом текущих географических координат транспортного средства (ϕ; λ):

(ϕ; λ) ∈ KP1 ⇒ ККУ = 1;

(ϕ; λ) ∈ KP2 ⇒ ККУ = 0,9;

(ϕ; λ) ∈ KP3 ⇒ ККУ = 0,8;

(ϕ; λ) ∈ КРА ⇒ КАОС = 0,9;

(ϕ; λ) ∉ КРА ⇒ КАОС = 1;

8. Определяют текущие значения счетчиков времени действия i-х значений корректирующих коэффициентов - накопленных к текущему моменту интервалов времени, в течение которых за текущий межсервисный интервал корректирующие коэффициенты сохраняли i-е значения.

9. Рассчитывают текущие средневзвешенные по времени значения корректирующих коэффициентов по формулам:

10. Рассчитывают текущее значение скорректированной периодичности технического обслуживания по формуле:

11. Проверяют условие информирования лица, осуществляющего эксплуатацию транспортного средства, о необходимости скорого выполнения технического обслуживания:

При этом среднесуточный пробег может быть оценен по формуле Lтекущ/(tтекущ-t0).

Если указанное условие выполняется, то информируют лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства, о необходимости выполнения технического обслуживания через (LТOтекущ-Lтекущ)/ дней.

Если указанное условие не выполняется, то продолжают эксплуатацию в текущем межсервисном интервале и переходят к пункту 6.

12. Проверяют условие необходимости выполнения очередного технического обслуживания Lтекущ≈LТOтекущ.

Если указанное условие выполняется, то выполняют техническое обслуживание и начинают эксплуатацию в новом межсервисном интервале, переходя к пункту 5.

Если указанное условие не выполняется, то продолжают эксплуатацию в текущем межсервисном интервале и переходят к пункту 6.

Для наглядной иллюстрации описанной последовательности действий приведен соответствующий алгоритм на фиг. 1.

Таким образом, использование изобретения обеспечивает автоматическую индивидуальную корректировку периодичности технического обслуживания для конкретного транспортного средства с учетом его условий эксплуатации непосредственно в процессе эксплуатации, за счет чего снижаются расходы на эксплуатацию и обеспечивается повышение эксплуатационной надежности транспортного средства.

Способ оперативной индивидуальной корректировки периодичности технического обслуживания транспортного средства (ТС), основанный на умножении базовой нескорректированной периодичности технического обслуживания на корректирующие коэффициенты, и включающий этапы, на которых определяют текущее значение наработки и текущее значение времени эксплуатации ТС, определяют по полученным данным текущие значения корректирующих коэффициентов, затем рассчитывают средневзвешенные по времени значения корректирующих коэффициентов и рассчитывают с использованием этих значений скорректированную периодичность технического обслуживания, отличающийся тем, что непрерывно определяют географические координаты ТС и его высоту над уровнем моря непосредственно в процессе его движения вместе с текущим значением наработки и текущим значением времени эксплуатации ТС с начала эксплуатации после очередного технического обслуживания, определяют по полученным данным текущие значения корректирующих коэффициентов, состоящих из коэффициента условий эксплуатации, коэффициента, учитывающего климатические условия и коэффициента, учитывающего агрессивность окружающей среды для периодичности технического обслуживания, после чего определяют текущие значения счетчиков времени действия заданных значений корректирующих коэффициентов, накопленных к текущему моменту интервалов времени, в течение которых за текущий межсервисный интервал корректирующие коэффициенты сохраняли заданные значения, затем рассчитывают средневзвешенные по времени значения корректирующих коэффициентов в течение текущего межсервисного интервала и рассчитывают с использованием этих значений текущую скорректированную периодичность технического обслуживания индивидуально для конкретного ТС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам получения и записи данных (DARS) для подвижных объектов. Система включает в себя устройство записи данных, содержащее кодер данных, бортовое средство администрирования данных, детектор событий транспортного средства, по меньшей мере один локальный компонент памяти и хранилище массового обслуживания.

Изобретение относится к области мониторинга технического состояния и оценки надежности транспортных средств и машин. В способе при эксплуатации транспортных средств периодически в автоматическом режиме оценивают их функционирование по сигналам штатных конструктивных элементов или по координатам местонахождения транспортного средства либо по информации баз данных фиксируют с учетом даты постановки на техническое обслуживание или ремонт, регистрируют общую наработку транспортного средства в момент постановки, рассчитывают наработки между последовательными постановками, контроль производят средствами сервисного предприятия или бортовой локальной сети транспортного средства, последовательно присваивают номера постановкам на ремонт или техническое обслуживание от начала эксплуатации, отбирают после каждой постановки не менее десяти непосредственно предшествующих последовательных наработок между постановками на ремонт или техническое обслуживание, а прогнозируемый остаточный ресурс до следующей постановки рассчитывают в автоматическом режиме посредством статистической обработки с использованием точечных статистических оценок плотности распределения отобранных последних наработок или с использованием интервальных оценок, в том числе, гамма-процентной наработки до предстоящей постановки на ремонт или техническое обслуживание.

Устройство контроля параметров движения транспортного средства, содержащее на транспортном средстве: аппарат магнитной записи, привод механизма транспортирования носителя магнитной записи, который кинематически связан с колесом транспортного средства, генератор стирания, подключенный к магнитной стирающей головке, универсальную магнитную головку, блок управления, блок воспроизведения, датчик меток носителя, выполненный в виде фотоэлектрического датчика, реле времени, распределительные блоки, датчик состояния тормозной системы, датчик состояния приборов сигнализации, датчик состояния фар, датчик усилия сжатия водителем рулевого колеса, задающий генератор, фазовый манипулятор, частотный манипулятор, амплитудный модулятор, усилитель мощности, передающую антенну, источник сигналов записи, выполненный в виде переключаемого генератора импульсов, частотные детекторы, триггеры, двойные балансные переключатели, узкополосный фильтр, сумматор, приемную антенну, приемник GPS-сигналов, фазометр.
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. В способе мониторинга технического состояния узлов и агрегатов сельскохозяйственной машины вводят в бортовой компьютер параметры технического состояния эталонных узлов и агрегатов, прошедших полный цикл ресурсных испытаний, соответствующие различным величинам остаточных ресурсов данных узлов и агрегатов.

Система идентификации и распознавания автомобильного транспортного средства на основании профиля значений напряжения бортовой электрической системы содержит устройство для измерения напряжения и/или тока, подключенное к электрической системе транспортного средства.

Изобретение относится к горной промышленности, к открытой разработке скальных горных пород. Способ районирования экскаваторных забоев для управления работой экскаваторно-автомобильных комплексов включает определение подготовленности горной массы к экскавации путем подсчета в процессе экскавации суммарного числа произведенных черпаний и перечерпаний на i-й момент времени, подсчета суммарного числа произведенных циклов экскавации на тот же момент времени и отношения суммарного числа произведенных циклов экскавации к суммарному числу черпаний и перечерпаний.

Изобретение относится к области телекоммуникаций и, в частности, к передаче данных между бортовым устройством и удаленным центром обработки. Техническим результатом является обеспечение оптимизации двунаправленной связи с удаленным центром обработки и полосы пропускания.

Предлагаемая система относится к области технических средств контроля и регистрации перемещения специальной строительной техники и может быть использована при поставке материальных и технических ресурсов трейлерами и специальными машинами для восстановления объектов инфраструктуры.

Предложена система автомобильного видеорегистратора. Система содержит блок (100) съемочной камеры для записи информации об изображении или информации о снимке панорамы вокруг транспортного средства, блок (200) обработки изображений для приема информации об изображении или информации о снимке из блока (100) съемочной камеры и преобразования указанной информации в цифровой сигнал для создания цифровой информации об изображении или цифровой информации о снимке, блок (300) непрерывного сохранения изображений для приема цифровой информации об изображении или цифровой информации о снимке из блока (200) обработки изображений для непрерывного сохранения информации в реальном времени.

Настоящее изобретение относится к техническому решению для регулирования функционирования лесохозяйственного рабочего объекта, которое предусматривает идентификацию (120) изменения, оказывающего влияние на функционирование лесохозяйственного рабочего объекта, и сохранение (130) информации, относящейся к изменению, определение (110) по меньшей мере одного ключевого показателя, описывающего функционирование лесохозяйственного рабочего объекта, и представление (140) ключевого показателя, описывающего функционирование лесохозяйственного рабочего объекта, и изменений, происходящих во время периода мониторинга.
Наверх