Крышка судового сходного люка

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым люкам. Предложена крышка судового сходного люка, которая содержит полотно, оснащенное петлями, ручками-задрайками, состоящими из наружных и внутренних рукояток, осей задраек и кулачков задраек. По периметру полотна установлена уплотнительная прокладка, прилегающая в закрытом состоянии к комингсу. Кулачки задраек выполнены с возможностью фиксации в закрытом положении с внутренней стороны люка. Наружные рукоятки соединены с осями задраек таким образом, что при достижении заданного крутящего момента на оси задрайки происходит отделение наружной рукоятки. За счет предотвращения доступа посторонних лиц внутрь судна снижается вероятность захвата в заложники членов экипажа в случае нападения пиратов, что повышает безопасность мореплавания. 4 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым люкам.

Известна крышка люка, содержащая ушки, резиновый уплотнитель, невыпадающие винты, бобышки с резьбовыми отверстиями, при этом каждая бобышка имеет выступ для ограничения перемещения ушка и установлена с зазором относительно последнего, причем величина его равна величине линейной деформации резинового уплотнителя при закрывании люка, а невыпадающие винты подпружинены (Авторское свидетельство №1197931, МПК В63B 43/24, опубл. 15.12.1985).

Данная крышка люка обладает тем недостатком, что ее неудобно использовать в тех случаях, когда требуется регулярно открывать люк, так как при каждом открытии люка необходимо откручивать болты, а при закрытии люка - закручивать их. Кроме того, открывать и закрывать данную крышку люка можно лишь с одной стороны, что затрудняет ее использование в тех местах, где требуется обеспечить проход людей в двух направлениях.

Известна водогазонепроницаемая крышка судового сходного люка, задраивание которой осуществляется снаружи барашковыми задрайками, состоящая из полотна, к которому прикреплены петли, оснащенная барашковыми задрайками и обушком для замка, имеющая уплотнительную прокладку для обеспечения плотного прилегания крышки к комингсу (ГОСТ 25309-94. Крышки судовых сходных люков. Технические условия. С. 13, рисунок 6).

Недостатком данной крышки судового сходного люка является то, что ее невозможно использовать там, где перемещение людей должно осуществляться в обоих направлениях, так как ее задраивание и открытие возможно лишь с одной стороны.

В качестве ближайшего аналога принята водогазонепроницаемая крышка судового сходного люка, задраивание которой осуществляется снаружи и изнутри ручками, состоящая из полотна, к которому прикреплены петли, оснащенная ручками-задрайками и обушком для замка, имеющая уплотнительную прокладку для обеспечения плотного прилегания крышки к комингсу (ГОСТ 25309-94. Крышки судовых сходных люков. Технические условия. С. 9, рисунок 4).

Существенным недостатком данной крышки судового сходного люка является то, что в случае нападения пиратов она не обеспечивает надежную защиту членов команды, в результате чего они могут быть взяты в заложники. При закрытии данной крышки изнутри членами команды при их перемещении в убежище, она может быть открыта пиратами с внешней стороны, что обеспечит им доступ внутрь судна, если члены команды при закрытии люка не установят замок на обушок для замка (если последний разместить с внутренней стороны люка). При этом в экстремальной ситуации, связанной с нападением пиратов, у членов команды может не оказаться времени для поиска и установки замка. Однако и после установки замка данный люк не будет надежно защищать от проникновения пиратов, так как после открытия ими задраек с внешней стороны люк будет удерживаться в закрытом положении только обушком для замка и самим замком, поэтому при приложении достаточного усилия с внешней стороны, например, при помощи монтировки, может произойти разрушение указанных элементов, что обеспечит доступ пиратам внутрь судна. Кроме того, после открытия задраек с внешней стороны края люка могут быть отогнуты путем силового воздействия на них, что нарушит герметичность люка и даст возможность пиратам подавать внутрь убежища различные субстанции для воздействия на членов команды (воду, горюче-смазочные материалы и т.д.), либо проникнуть внутрь судна, если люк будет отогнут на достаточную величину.

Изобретение решает задачу повышения безопасности мореплавания, предотвращая захват членов команды пиратами, за счет надежного закрытия крышки судового сходного люка изнутри при перемещении членов команды в убежище.

Для получения необходимого технического результата крышку судового сходного люка предлагается оснастить ручками-задрайками, фиксируемыми изнутри в закрытом положении, а также ограничить величину крутящего момента, передаваемого на оси задраек при попытке открытия ручек-задраек с внешней стороны.

В предлагаемом техническом решении при возникновении опасности нападения пиратов после эвакуации членов команды в убежище осуществляется закрытие крышки судового сходного люка изнутри с фиксацией ручек-задраек в закрытом положении, и при попытке открыть их снаружи происходит отделение наружных рукояток от осей задраек в результате разрушения их соединения с осями задраек, что делает невозможным открытие судового сходного люка снаружи.

На прилагаемых графических материалах изображено:

на фиг. 1 - общий вид крышки судового сходного люка;

на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1;

на фиг. 3 - узел Б на фиг. 1;

на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1.

На графических материалах приняты следующие обозначения:

1 - полотно;

2 - комингс;

3 - петля;

4 - ручка-задрайка;

5 - наружная рукоятка;

6 - внутренняя рукоятка;

7 - ось задрайки;

8 - кулачок задрайки;

9 - бобышка;

10 - барашковый фиксатор;

11 - зашивка;

12 - уплотнительная прокладка;

13 - кольцевая выточка;

14 - клин;

15 - втулка;

- расстояние от оси задрайки до оси барашкового фиксатора;

- диаметр оси задрайки в районе кольцевой выточки.

Конструкция крышки судового сходного люка состоит из полотна 1, связанного с петлями 3, и зашивки 11, содержит ручки-задрайки 4, состоящие из наружных рукояток 5, внутренних рукояток 6, осей задраек 7, расположенных во втулках 15. На осях задраек 7 установлены кулачки задраек 8 с отверстиями, которые при запирании крышки судового сходного люка прижимаются к клиньям 14, установленным на комингсе 2. По периметру полотна 1 с внутренней стороны установлена уплотнительная прокладка 12, прилегающая в закрытом состоянии к комингсу 2, на котором с внутренней стороны закреплены бобышки 9 с барашковыми фиксаторами 10. На осях задраек 7 в районе наружных рукояток 5 имеются кольцевые выточки 13.

Крышка судового сходного люка работает следующим образом. В режиме нормальной эксплуатации судна при отсутствии угрозы нападения пиратов открытие и закрытие крышки судового сходного люка как с внутренней, так и с внешней стороны осуществляется посредством ручек-задраек 4, при повороте которых кулачки задраек 8, установленные на осях задраек 7, входят в соприкосновение с клиньями 14, установленными на комингсе 2. При этом уплотнительная прокладка 12, установленная по краям полотна 1, прижимается к комингсу 2 и обеспечивает водонепроницаемость и газонепроницаемость люка. Люк может быть открыт или закрыт как при помощи наружных рукояток 5, так и при помощи внутренних рукояток 6.

При возникновении угрозы захвата судна пиратами судовая команда направляется в безопасное место на судне, например, в цитадель, и закрывает за собой крышку судового сходного люка путем поворота внутренних рукояток 6. После этого кулачки задраек 8 фиксируются в закрытом положении за счет вращения барашковых фиксаторов 10, вкрученных в бобышки 9, установленные на комингсе 2. При этом бобышки 9 размещаются таким образом, чтобы при закрытии каждой ручки-задрайки 4 кулачок задрайки 8 располагался между клином 14 и бобышкой 9, а отверстие в кулачке задрайки 8 было соосным с отверстием в бобышке 9. При вращении барашковых фиксаторов 10 они входят в отверстия в кулачках задраек 8 и делают их перемещение при помощи ручек-задраек 4 невозможным.

При попытке открыть судовой сходный люк снаружи произойдет отделение наружной рукоятки 5 от оси задрайки 7 за счет того, что в оси задрайки 7 имеются кольцевые выточки 13 в районе установки наружной рукоятки 5. При этом глубина кольцевых выточек 13 должна выбираться из условия, чтобы при отрыве наружной рукоятки 5 не возникало недопустимых напряжений в остальных элементах конструкции, в частности, в барашковых фиксаторах 10, площадь поперечного сечения которых ограничена вследствие конструктивных особенностей предлагаемой крышки судового сходного люка. После отделения наружных рукояток 5 от осей задраек 7 открытие люка снаружи становится невозможным, что позволяет предотвратить проникновение пиратов внутрь судна и захват ими членов экипажа. При этом благодаря тому, что люк удерживается в закрытом положении сразу несколькими кулачками задраек 8, установленными на осях задраек 7, повышается надежность крышки судового сходного люка по сравнению с конструкцией ближайшего аналога, в котором ручки-задрайки 4 открываются снаружи, и люк будет удерживаться только обушком замка и самим замком (в случае установки указанных элементов с внутренней стороны крышки судового сходного люка).

Условие разрушения оси задрайки в районе кольцевой выточки при повороте наружной рукоятки 5 и фиксации кулачка задрайки 8 в закрытом положении можно записать следующим образом:

,

где - предел прочности на сдвиг материла оси задрайки 7;

- крутящий момент, действующий в оси задрайки 7, возникающий при повороте наружной рукоятки 5;

- полярный момент инерции оси задрайки 7 в районе кольцевой выточки 13;

- диаметр оси задрайки 7 в районе кольцевой выточки 13.

Такой же по абсолютной величине крутящий момент будет приложен к другой стороне оси задрайки 7 за счет барашкового фиксатора 10, поэтому можно записать

,

где - касательные напряжения в поперечных сечениях барашкового фиксатора 10;

- площадь поперечного сечения барашкового фиксатора 10;

- расстояние от оси задрайки 7 до оси барашкового фиксатора 10.

Предельно допускаемое значение крутящего момента из условия обеспечения прочности барашкового фиксатора имеет вид

,

где - допускаемые напряжения для материала барашкового фиксатора при чистом сдвиге.

Таким образом, диаметр оси задрайки 7 в районе кольцевой выточки 13 должен определяться из условия:

.

Реализация предлагаемой конструкции осуществляется с использованием принципа «слабого звена», в качестве которого в данном случае выступает ось задрайки 7 в районе установки наружной рукоятки 5, прочность которой на кручение выбирается таким образом, чтобы разрушение ее происходило раньше, чем будет достигнута опасная величина напряжений в барашковом фиксаторе 10, что регулируется глубиной кольцевой выточки 13.

Предлагаемая конструкция крышки судового сходного люка обладает всеми преимуществами конструкции ближайшего аналога в части обеспечения беспрепятственного перемещения людей на судне при отсутствии угрозы нападения пиратов. При этом применение других вариантов исполнения (например, крышки, задраивание которых осуществляется снаружи барашковыми задрайками, а также крышки, задраивание которых осуществляется снаружи ключом и изнутри - ручкой) в местах, где передвижение людей осуществляется в обоих направлениях, является неудобным или невозможным.

Таким образом, предлагаемая конструкция крышки судового сходного люка позволяет предотвратить несанкционированный доступ посторонних лиц внутрь судна, тем самым повышая безопасность судов, в частности, рыболовных, в районах Мирового океана, где активно действуют пираты.

Крышка судового сходного люка, содержащая полотно, оснащенное петлями, ручками-задрайками и уплотнительной прокладкой, прилегающей в закрытом состоянии к комингсу, отличающаяся тем, что кулачки задраек выполнены с возможностью фиксации в закрытом положении с внутренней стороны люка, а соединение наружных рукояток с осями задраек разрушается при достижении заданного крутящего момента на оси задрайки, назначаемого из условия ограничения напряжений в элементах конструкции, удерживающих кулачки задраек в закрытом положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к водогазонепроницаемым дверям или закрытиям в переборках. Предложена дверь наружного контура быстродействующая водогазонепроницаемая стальная, состоящая из полотна двери, комингса двери, соединяемых между собой при помощи одной или нескольких петель, механизма задраивания, размещенного в комингсе двери, состоящего из тяг и толкателей, замкнутых по периметру комингса, компенсирующего устройства, состоящего из тяг, пружинных и/или газовых компенсаторов, соединяющих полотно двери и комингс двери, обеспечивающего компенсацию веса полотна двери за счет жесткости при размещении ее на наклонных плоскостях.

Изобретение касается конструктивного выполнения водонепроницаемых дверей и окон, которые могут быть использованы, в частности, в судостроении. Водонепроницаемая дверь или водонепроницаемое окно содержит раму (2) и полотно (3), установленное на раме (2) с возможностью перемещения относительно рамы между открытым положением и закрытым положением, а также содержит элемент (10) фиксатора, установленный на полотне (3), запирающий элемент (12), установленный на раме и оснащенный зацепом (13), выполненным с возможностью сцепления с элементом (10) фиксатора для фиксации полотна (3) относительно рамы (2) после запирания полотна (3), а также механизм срабатывания фиксатора, установленный на полотне (3) с возможностью приведения в действие при закрытом положении полотна (3) и сцеплении запирающего элемента (12) с элементом (10) фиксатора.

Изобретение относится к области судов или иных плавучих средств, а более конкретно к водонепроницаемым дверям или закрытиям в переборках. Предложена судовая водогазонепроницаемая дверь, содержащая прочную раму, выполненную с поверхностью для прилегания уплотнителя, плавно переходящей в нижней части - пороге с вертикальной в горизонтальную плоскость палубы, полотно двери в виде жесткой водогазонепроницаемой конструкции, оборудованной эластичным уплотнителем, плотно прилегающим при закрытии двери к прочной раме, при этом прочная рама и полотно двери соединяются между собой при помощи одной или нескольких петель, с возможностью подъема и опускания полотна двери при открывании и закрывании соответственно, а также задраек, выполненных с возможностью одновременного прижима полотна двери в двух направлениях - перпендикулярно плоскости рамы и плоскости порога рамы.

Изобретение относится к судостроению и может быть применено для закрывания проемов в корпусных конструкциях. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для закрывания проемов в бортах, корме, надстройках и других корпусных конструкциях. .

Изобретение относится к судовым устройствам, в частности к устройствам , обеспечивающим закрытие противопожарных дверей, Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств при аварийной ситуации . .

Изобретение относится к устройству, узлу и способу фиксации подводного люка или другой съёмной или поворотной конструкции и может быть применено на судах либо на других плавучих сооружениях. Устройство для фиксации подводного люка или другой съёмной или поворотной конструкции содержит по меньшей мере ригельный стержень, выполненный с возможностью шарнирного прикрепления к корпусу.
Наверх