Способ придания жесткости оболочке дирижабля с полужесткой конструкцией

Изобретение относится к воздухоплаванию и может быть использовано для строительства летательных аппаратов легче воздуха, в частности в конструкции оболочки дирижаблей. Способ придания жесткости оболочке дирижабля полужесткой конструкции, характеризуется тем, что по внутренней стороне функциональной оболочки, заполненной несущим газом, размещены спиралевидные рукава, надутые газом с избыточным давлением и стянутые радиальными тросами к осевому тросу, расположенному вдоль центральной оси оболочки. Полученная посредством вышеуказанного способа оболочка содержит спиралевидные рукава, наполненные газом с избыточным давлением, расположенные по внутренней поверхности оболочки, и радиальные тросы, стягивающие спиралевидные рукава к осевому тросу. Группа изобретений обеспечивает облегчение консервации летательных аппаратов легче воздуха за счет использования полужесткой конструкции без тяжелых металлических элементов с сохранением необходимых характеристик и возможности складывания дирижабля. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Настоящее изобретение относится к воздухоплаванию и может быть использовано для строительства летательных аппаратов легче воздуха, в частности в конструкции оболочки дирижаблей.

Изобретение относится к воздухоплавательной технике, в частности к конструкциям оболочек дирижаблей. Оно может быть использовано для создания дирижаблей полужесткой конструкции. Такая конструкция получается за счет спиралевидных рукавов, наддутых воздухом, размещенных по внутренней поверхности оболочки, которые стягиваются тросами к собственной оси. Таким образом достигается требуемая жесткость конструкции при минимальной массе. Кроме того, наддутые рукава являются хорошими теплоизоляторами.

При эксплуатации различной техники возникает вопрос ее хранения при длительном застое. Дирижабли с большой грузоподъемностью имеют значительные габариты Полужесткая конструкция, в отличие от жесткой, позволяет сдувать оболочку дирижабля, тем самым значительно уменьшая его габаритные размеры в случае длительной консервации, при этом сохраняя необходимую жесткость. Кроме того, такая конструкция будет иметь массу, значительно меньшую, чем у жестких дирижаблей, при сохранении необходимых характеристик.

Из уровня техники известно решение по патенту SU 350693 опубл. 13.09.1972. Описанный в патенте дирижабль имеет жесткую схему и дополнительные мягкие боковые оболочки для повышения высотности полета, которые надуваются только при полетах, превышающих расчетную высоту. Такая конструкция дирижабля носит иную задачу, нежели предлагаемое решение, в котором оболочка дирижабля сдувается только в случае длительной консервации, а во всех прочих она наполнена несущим газом.

Также из существующего уровня техники известна еще одна конструкция дирижабля с элементами каркаса, наддуваемыми излишним давлением для получения необходимой жесткости. В качестве примера можно привести RU 6633 опубл. 10.09.2007. Однако в отличие от предлагаемого решения, каркас дирижабля все же является жестким, что не допускает возможности складывания дирижабля.

Конструкция, описанная в патенте RU 2014153113 опубл. 20.11.2014 Бюл. №32, предполагает использование мягкой оболочки и системы диагонально-радиальных расчалок для придания необходимой жесткости. Однако такая конструкция предполагает наличие силовых шпангоутов в местах действия сосредоточенных нагрузок, а также центральной тоннельной трубы большого диаметра, проходящей вдоль центральной оси оболочки по всей ее длине. Такие элементы значительно утяжеляют конструкцию, а силовые шпангоуты будут препятствовать складыванию дирижабля.

В решении RU 2662593 опубл. 26.07.2018 Бюл. №21, представлен дирижабль полужесткой конструкции. Он имеет мягкую оболочку и два продольных боковых жестких элемента. Конструкция нижней части внутренней оболочки выполнена таким образом, что позволяет перемещаться и деформироваться, изменяя тем самым газонаполненный объем в пределах от 5% до 100% от объема полного его выполнения. Однако это также не позволяет полностью складывать дирижабль, а кроме того, такая конструкция, в отличие от предложенного варианта, предполагает наличие металлических элементов, что приводит к увеличению ее массы.

Также из уровня техники известно устройство, описанное в решении RU 2376195 опубл. 20.12.2009 Бюл. №35, в котором предлагается создание многослойной аэростатической оболочки, заполненной электронами. При такой конструкции в качестве несущего газа, создающего подъемную силу аэростата, выступают электроны, пребывающие в броуновском движении. Несмотря на то, что оболочка с зарядами внутри будет вести себя под действием давления атмосферы не так, как нейтральный газ, и такая конструкция может получиться достаточно жесткой, на несущий газ накладываются существенные ограничения, чего не происходит при использовании предлагаемого решения.

Задачей, на решение которой направлено данное изобретение, является придание жесткости оболочке летательных аппаратов легче воздуха, в частности - дирижаблей.

Данная задача решается за счет предлагаемой конструкции оболочки. Эта конструкция представляет собой функциональную оболочку, по внутренней стороне которой размещены спиралевидные рукава с воздухом, находящимся внутри под давлением. Оболочка радиальными тросами стягивается к собственной оси, для придания ей нужной формы и создания напряженного состояния. В центре оболочки натянут осевой трос, к которому крепятся радиальные тросы.

За счет системы откачки воздуха из оболочки и системы наружных тросов обеспечивается возможность автоматизированного сдува и надува оболочки с целью снижения аэродинамических нагрузок во время стоянки. В процессе наддува спиралей с воздухом, между спиралями возникают нормальные силы, которые стремятся расширить оболочку. При достижении заданного объема дальнейшему расширению препятствуют тросы, идущие из центра оболочки.

Конструкция оболочки возможна в двух исполнениях - однослойном (один слой спиралевидных рукавов) и двухслойном (два слоя рукавов).

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является создание конструкции, находящейся в напряженном состоянии, что позволяет обеспечивать ее необходимую жесткость.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - общий вид оболочки

На фиг. 2 - поперечное сечение оболочки

На фиг. 3 - продольное сечение оболочки

На фиг. 4 - общий вид и сечение спиралевидного рукава в однослойном исполнении

На фиг. 5 - общий вид и сечение спиралевидного рукава в двуслойном исполнении

Предлагаемая конструкция состоит из функциональной оболочки 1, по внутренней поверхности которой проходят спиралевидные рукава 2, наддутые газом под давлением Рукава 2 стягиваются радиальными тросами 3 к центральной оси, через которую проходит осевой трос 6. Полезный объем внутри оболочки 1 заполнен несущим газом и разделен на отдельные секции газонепроницаемыми перегородками 4. Функциональная оболочка 1 по внешней стороне ограничена аэродинамической оболочкой 5.

1. Способ придания жесткости оболочке дирижабля полужесткой конструкции, характеризующийся тем, что по внутренней стороне функциональной оболочки, заполненной несущим газом, размещены спиралевидные рукава, наддутые газом с избыточным давлением и стянутые радиальными тросами к осевому тросу, расположенному вдоль центральной оси оболочки, тем самым создавая напряженное состояние конструкции оболочки и обеспечивая необходимые значения жесткости при сохранении минимальной массы.

2. Устройство для обеспечения жесткости, содержащее функциональную оболочку дирижабля, спиралевидные рукава, наполненные газом с избыточным давлением, расположенные по внутренней поверхности оболочки, и радиальные тросы, стягивающие спиралевидные рукава к осевому тросу.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что вокруг функциональной оболочки располагают аэродинамическую оболочку.

4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что полезный объем внутри функциональной оболочки разделен на секции газонепроницаемыми перегородками.

5. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что спиралевидные рукава, наддутые газом с избыточным давлением, расположены в два слоя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и летательных аппаратов легче воздуха. Аэростатный ракетно-космический комплекс включает транспортирующий модуль и соединенный с ним посредством узла соединения транспортируемый модуль.

Изобретение относится к области изготовления слоистых изделий. Способ изготовления воздухоплавательного дискового вакуумного дирижабля основан на изготовлении в корпусе емкости, в которой создают вакуум, из композитного материала в виде объемной фигуры из герметично и многослойно навитой углепластиковой нити на основе углеродного волокнистого наполнителя с полимерным связующим, подвергнутого намотке по объемной фигуре корпуса с последующей пропиткой, карбонизацией и керамизацией.

Изобретение относится как к антенной технике, так и к аэростатическим летательным аппаратам, т.к. рассматриваются различные варианты применения покрытия оболочки аэростатического летательного аппарата в качестве зеркала (рефлектора) антенны и конструкций ее элементов.

Изобретение относится к технике воздухоплавания. Корпус дирижабля имеет жесткий каркас, элементы крепления, мягкую оболочку, содержащую газ легче воздуха.

Дирижабль // 2630850
Изобретение относится к области воздухоплавательных аппаратов. Дирижабль содержит оболочку с прикрепленной снизу к его стенке гондолой, воздушные винты, рули направления и высоты, элементы причаливания, установленный в стенке оболочки поперек осевой линии ряд параллельных растягивающихся складок.

Изобретение относится к области воздухоплавания. Дирижабль согласно первому варианту характеризуется тем, что корпус образован соединенными между собой группами несущих и грузовых каркасных модулей, закрепленных на несущей платформе и образующих сотовую конструкцию.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных аэростатических летательных аппаратов. Комбинированный летательный аппарат содержит аэростат с жестким каркасом, баллонетами и несущим газом, подвесную систему, несущую платформу с грузопассажирской кабиной, органами управления, двигателями, электрооборудованием и измерительными приборами.

Изобретение относится к области воздухоплавания. .

Изобретение относится к противопожарной технике. .

Дирижабль // 2333133
Изобретение относится к области воздухоплавания. .
Наверх