Способ получения жирового солидола



Владельцы патента RU 2764085:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный технический университет» (ФГБОУ ВО «ТГТУ») (RU)

Изобретение относится к способу получения жирового солидола. 1/2 части массы отработанного очищенного моторного масла смешивают с нерафинированным растительным маслом подсолнечника, нагретого до 60-80°С, и прибавляют известковое молоко, омыляют при температуре 95-100°С в течение не менее 1 часа, впоследствии прибавляют оставшуюся 1/2 части отработанного моторного масла. В процессе приготовления известкового молока в качестве жидкой фазы используется 0,2 моль/л раствор гидроксида натрия, содержащий графит с толщиной пластинок менее 100 нм и концентрацией в пределах 15-850 ppm от массы солидола. Графит получают в растворе гидроксида натрия методом электрохимического расслоения фольги терморасширенного графита. Технический результат – упрощение процесса получения жирового солидола с улучшенными характеристиками за счет введения графита с толщиной пластинок менее 100 нм с долей не более 850 ppm. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к химической промышленности консистентных смазочных материалов и решает задачу повышения их потребительских свойств (увеличение на 15°С максимальной температуры применения и величины предельного износа). Результат достигается за счет введения в смазочный материал на основе очищенного отработанного моторного масла загущенного кальциевым мылом непредельных жирных кислот пластинок графита толщиной менее 100 нм. Содержание графита в смазочном материале 15-850 ppm. Пластинки графита, полученные методом электрохимического расслаивания в растворе гидроксида натрия, вводятся в будущий смазочный материал на стадии омыления растительного масла гидроксидом кальция, а при приготовлении его водной суспензии в качестве жидкой фазы используется раствор гидроксида натрия содержащий графит. В качестве базового масла используется отработанное моторное масло. Таким образом, обеспечивается технологичность операции, т.к. не требуются стадии промывки графита и его сушки после электрохимического расслаивания, и решается экологическая проблема утилизации отработанных моторных масел.

Известен способ получения смазочного материала на основе кальциевого загустителя путем смешения жирных кислот, ацетата кальция, гидроксида кальция и минерального нефтяного масла. Смесь минерального масла с жирными кислотами нагревают и добавляют к ним суспензию ацетата кальция, гидроксида кальция в оставшейся части минерального масла. Полученную смесь подвергают омылению при температуре 200-250°С, охлаждают и гомогенизируют (GB №1399155).

Недостатком данного способа является применение дорогостоящего ацетата кальция и имеющаяся необходимость в жирных кислотах, а также большие затраты на энергоносители при термической обработке и необходимость использования гомогенизатора.

Известен способ получения консистентной смазки содержащей базовое масло и мыло на основе кальциевого комплекса в качестве загустителя, где в качестве жирных кислот в мыле на основе кальциевого комплекса используются замещенная или незамещенная прямоцепочечная высшая жирная монокислота, содержащая от 18 до 22 атомов углерода, ароматическая монокислота, содержащая замещенное или незамещенное бензольное кольцо, и прямоцепочечная насыщенная низшая монокислота, выбранная из уксусной кислоты, пропионовой кислоты, масляной кислоты или их комбинаций, характеризующаяся высокой температурой каплепадения (RU №2637123).

Недостатком способа является применение жирных кислот требующих последовательную и сложную обработку.

Известен способ получения пластичной смазки, состоящей из минерального масла и кальциевых солей синтетических жирных кислот. Синтетические жирные кислоты содержат 20 и более атомов углерода в цепочке. На первом этапе жирные кислоты подвергают окислению кислородом воздуха при температуре 100-160°С. Время окисления 10-24 ч до содержания оксикислот 10-30 масс. %. Далее продукт окисления смешивают с минеральным маслом, смесь нагревают до температуры 80°С, добавляют к ней гидроксид кальция и выдерживают при перемешивании в течение 3-4 ч при температуре 100-140°С до завершения омыления (RU №2163628).

Недостатками данного способа является применение дорогого сырья - синтетических жирных кислот, а также большие энергозатраты процесса на стадии длительного окисления.

Известен способ получения безводной пластичной смазки, содержащей следующие компоненты по массе: 82-90% базового масла, 1-4% гидроксида кальция, 6-15% жирной кислоты, 0,3-1% антиоксигена, 0,5-1,5% ингибитора ржавчины и 0,5-3% противоизносной присадки экстремального давления (CN №102757847B).

Основным недостатком данного способа является применение дорогого сырья -жирных кислот.

Известен способ получения жирового солидола, содержащего в качестве загустителей - кальциевые соли высших жирных кислот. В качестве исходного сырья для получения смазки используют минеральные масла различных марок и глицерин-сырец - отход производства биодизеля, содержащий в своем составе глицерин, метиловые эфиры жирных кислот и калиевые соли жирных кислот. Смазку получают путем обработки хлоридом кальция смеси глицерина-сырца с минеральным маслом в безводной среде при температуре 60-100 °С в течение 4-6 ч, и последующим отделением от жидкого глицеринового слоя полученной вязко-пластичной массы, представляющей собой пластичную кальциевую смазку (RU №2631112).

Недостатками данного способа является применение хлорида кальция, который при не полном выделении из смазочного материала будет приводить к повышению гигроскопичности продукта.

Известен способ получения жирового солидола, который имеет следующий состав, % масс.: гидроксид кальция 2,0-3,0, вода 0,3-2,5, продукты отгонки при дезодорации растительного масла дистилляцией 9,0-18,0, нефтяное масло - остальное. Таким образом осуществляется получение смазки, которая может быть использована в узлах трения качения и скольжения машин и механизмов, работающих при температурах от минус 25°С до плюс 65°С (RU №2271381).

Недостатками данного способа является низкая максимальная температура применения смазочного материала и низкая несущая способность.

Наиболее близким аналогом к заявляемому способу является способ получения консистентной композиции, используемой для смазки тяжелонагруженных открытых зубчатых передач, стальных канатов, ходовой части тракторов и других пар скольжения непрецизионных механизмов. Композиция содержит, масс. %: синтетический дисульфид молибдена 1-3, графит 7-10, мазут 2-5, солидол до 100 (RU №2200185).

Недостатками данного способа является большой расход графита, необходимый для обеспечения хороших потребительских свойств и применение дорогостоящего оборудования для введения графита в смазочный материал.

Технической задачей данного изобретения является упрощение процесса получения жирового солидола с улучшенными характеристиками за счет введения графита с толщиной пластинок менее 100 нм с долей не более 850 ppm. За счет применения в качестве базового масла отработанных моторных масел решается экологическая задача.

Технологическая задача решается способом получения пластичной кальциевой смазки на основе отработанных моторных масел и кальциевых солей высших жирных кислот путем обработки растительного масла подсолнечника известковым молоком (суспензия гидроксида кальция). Известковое молоко готовится с использованием суспензии графита с толщиной пластинок менее 100 нм в растворе гидроксида натрия. Суспензию графита получают расслоением терморасширенного графита электрохимическим методом в растворе гидроксида натрия с концентрацией 0,005-0,2 моль/л. Процесс омыления проводится при температуре 95-100°С под атмосферным давлением.

Рассмотрим примеры реализации способа получения солидола.

Пример 1

В трехгорлую колбу объемом 500 мл загружали 100 г очищенного отработанного моторного масла и 80 г растительного масла подсолнечника. Смесь нагревали до 65 °С при постоянном перемешивании верхнеприводной лопастной мешалкой. Концентрация гидроксида натрия 0,2 моль/л. Далее смесь нагревали до 95-100 °С и процесс омыления проводили 2 часа. По истечении времени омыления выключается нагрев и прибавляется еще 100 г очищенного отработанного моторного масла. Масса перемешивается в течение 15 минут. Цвет вязкопластичной фазы: коричневый; консистенция: однородная, тягучая, с хорошей адгезией к металлу и стеклу.

Для полученной консистентной смазки определялись температура каплепадения по ГОСТ 6793, доли свободных щелочи в пересчете на NaOH и органических кислот по ГОСТ 6707, доля воды по ГОСТ 2477 и величина предельного износа по ГОСТ 9490.

Физико-химические показатели пластичной смазки в сравнении с показателями ГОСТ приведены в таблице 1.

Пример 2

В трехгорлую колбу объемом 500 мл загружали 100 г очищенного отработанного моторного масла и 80 г растительного масла подсолнечника. Смесь нагревали до 65°С при постоянном перемешивании верхнеприводной лопастной мешалкой. В колбу заливали известковое молоко, которое готовилось заранее в стеклянном стакане и содержит 12 г гидроксида кальция, 2,5 г суспензии графита в растворе гидроксида натрия с концентрацией по твердой фазе 2 г/л и 25,5 г воды. Концентрация гидроксида натрия 0,2 моль/л. Далее смесь нагревалась до 95-100°С и процесс омыления проводили 2 часа. По истечении времени омыления выключается нагрев и прибавляется еще 100 г очищенного отработанного моторного масла. Масса перемешивается в течение 15 минут. Цвет вязкопластичной фазы: коричневый; консистенция: однородная, тягучая, с хорошей адгезией к металлу и стеклу.

Для полученной консистентной смазки определялись температура каплепадения по ГОСТ 6793, доли свободных щелочи в пересчете на NaOH и органических кислот по ГОСТ 6707, доля воды по ГОСТ 2477 и величина предельного износа по ГОСТ 9490.

Физико-химические показатели пластичной смазки в сравнении с показателями ГОСТ приведены в таблице 1.

Пример 3

В трехгорлую колбу объемом 500 мл загружали 100 г очищенного отработанного моторного масла и 80 г растительного масла подсолнечника. Смесь нагревали до 65°С при постоянном перемешивании верхнеприводной лопастной мешалкой. В колбу заливали известковое молоко, которое готовилось заранее в стеклянном стакане и содержит 12 г гидроксида кальция, 28 г суспензии графита в растворе гидроксида натрия с концентрацией по твердой фазе 2 г/л. Концентрация гидроксида натрия 0,2 моль/л. Далее смесь нагревали до 95-100°С и процесс омыления проводили 2 часа. По истечении времени омыления выключали нагрев и прибавляли еще 100 г очищенного отработанного моторного масла. Масса перемешивается в течение 15 минут. Цвет вязкопластичной фазы: светло-коричневый; консистенция: однородная, тягучая, с хорошей адгезией к металлу и стеклу.

Для полученной консистентной смазки определялись температура каплепадения по ГОСТ 6793, доли свободных щелочи в пересчете на NaOH и органических кислот по ГОСТ 6707, доля воды по ГОСТ 2477 и величина предельного износа по ГОСТ 9490.

Физико-химические показатели пластичной смазки в сравнении с показателями ГОСТ приведены в таблице 1.

Таблица 1
Характеристики образцов консистентной смазки
Требования ГОСТа Серийный образец Пример 1 Пример 2 Пример 3
Температура каплепадения, °С 78 79 89 82 93
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, % 0,20 0,15 0,17 0,16 0,18
Содержание свободных органических кислот Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Массовая доля воды, % 2,50 2,40 2,40 2,35 2,32
Величина предельного износа, мм 0,269 0,259 0,225 0,215

1. Способ получения жирового солидола путем смешивания нагретых до 60-80°С 1/2 части массы отработанного очищенного моторного масла с нерафинированным растительным маслом подсолнечника и прибавлением известкового молока, омылением при температуре 95-100°С в течение не менее 1 часа с последующим прибавлением оставшейся 1/2 части отработанного моторного масла, отличающийся тем, что в процессе приготовления известкового молока в качестве жидкой фазы используется 0,2 моль/л раствор гидроксида натрия, содержащий графит с толщиной пластинок менее 100 нм и концентрацией в пределах 15-850 ppm от массы солидола.

2. Способ получения жирового солидола по п. 1, отличающийся тем, что графит с толщиной пластинок менее 100 нм получают в 0,2 моль/л растворе гидроксида натрия методом электрохимического расслоения фольги терморасширенного графита.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составу смазочных материалов, применяемых в гидравлических системах сельскохозяйственной техники. Смазочная композиция для гидравлических систем сельскохозяйственной техники, содержащая рапсовое масло, отличающаяся тем, что дополнительно содержит в качестве противоизносной и антиокислительной присадки присадку ДФ-11, в качестве противозадирной присадки - присадку ЭФО, в качестве антифрикционной добавки мелкодисперсный графит, в качестве противопенной присадки присадку ПМС-200А, при следующем соотношении компонентов по массе: ДФ-11 - 3…4%; ЭФО - 3…4%; мелкодисперсный графит - 4…5%, ПМС-200А - 0,003…0,004%, рапсовое масло - до 100%.

Настоящее изобретение раскрывает возможности композиции смазочного масла для гидравлических приводов, обеспечивающей превосходную безопасность, и обладающей электрической проводимостью, предотвращающей образование помех, оказывающих неблагоприятное воздействие на устройства, содержащие гидравлические контуры, оборудованные электронными устройствами управления системой клапанов.

Изобретение относится к созданию композиции высокотемпературного синтетического масла для малогабаритных теплонапряженных газотурбинных двигателей, в том числе - с замкнутой системой смазки, работоспособного в широком диапазоне температур от минус 70°С до 300°С. Сущность: синтетическое масло содержит, мас.%: олигодиметил(γ-трифторпропил)силоксановая жидкость - 91,0-98,0; высокотемпературная комплексная антиокислительная присадка - 2,0-9,0.
В настоящем изобретении предложена смазочная композиция для подшипников, содержащая базовое масло и, в качестве загустителя, комплексное кальциевое мыло, в которой использованы карбоновые кислоты, образующие вышеуказанное комплексное кальциевое мыло, неразветвленные замещенные или незамещенные С18-22 высшие жирные кислоты, ароматические монокарбоновые кислоты с замещенными или незамещенными бензольными кольцами и неразветвленные насыщенные С2-4 низшие жирные кислоты, причем вышеуказанные неразветвленные замещенные или незамещенные С18-22 высшие жирные кислоты включают бегеновую кислоту, и количество используемой бегеновой кислоты как массовое отношение к общему количеству вышеупомянутых неразветвленных замещенных или незамещенных С18 - 22 высших жирных кислот составляет от 25 до 70 мас.%.
Изобретение относится к защитным антикоррозионным составам, представляющим собой ингибированные пленкообразующие нефтяные составы, предназначенные для защиты от коррозии днищ автотранспортных средств. Задача защитного антикоррозионнного материала образовать защитную пленку, которая должна выполнять две функции, предотвращать появление коррозии на металлических поверхностях, а также иметь высокую механическую прочность и абразивную стойкость к ударам песка и гравия, не позволяя оставлять царапины на поверхности.

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано при обработке узлов трения машин и механизмов, в частности тяжело нагруженных узлов трения, таких как пара «колесо-рельс», для уменьшения шумового эффекта, возникающего, например, при торможении поезда, а также при торможении вагонов рельсовыми тормозами при маневрировании на сортировочных горках.

Изобретение относится к смазочным маслам, обладающим противоразлагающими и/или самовосстанавливающими свойствами. Описано смазочное масло, содержащее: базовое масло и противоразлагающую добавку, содержащую нанокапсулы, имеющие средний размер частиц, составляющий от 1 до 500 нм; при этом нанокапсулы имеют ядро из нейтрализующего материала и полимерную оболочку, выполненную с возможностью высвобождения нейтрализующего материала в кислотной среде, причем оболочка содержит пиридинсодержащий полиуретан, пиридинсодержащую полимочевину, и нейтрализующий материал содержит С10-20 амин, С10-20 спирт или их комбинацию.

Настоящее изобретение относится к применению композиции консистентной смазки в качестве смазки для проволочных канатов и является: (i) композицией гибридной консистентной смазки на основе комплекса сульфоната кальция, содержащей базовое масло, по меньшей мере одну сверхосновную кальциевую соль органической сульфоновой кислоты, по меньшей мере один комплексообразующий агент и карбонат кальция, имеющий кальцитовую структуру, или (ii) композицией гибридной консистентной смазки на основе кальциевого комплекса, содержащей базовое масло, по меньшей мере одно кальциевое мыло по меньшей мере одной жирной кислоты, включающей жирную гидроксикислоту, и по меньшей мере один комплексообразующий агент, или (iii) смесью (i) и (ii), при этом композиция консистентной смазки согласно (i), (ii) и (iii) содержит в каждом случае 10–50 мас.

Настоящее изобретение относится к гидравлической жидкости, предназначенной для самолета. Жидкость содержит от 0,5 до 20 мас.% сложного полиэфира и не менее 50 мас.% базового компонента – эфира фосфорной кислоты в пересчете на массу гидравлической жидкости.

Изобретение относится к способу получения основы огнестойких гидравлических жидкостей на базе триарилфосфатов двухстадийным процессом. На первой стадии к раствору хлорокиси фосфора в ароматическом растворителе при 30-40°С капельно вводят раствор эквимолярной смеси трет-бутилфенола и третичного амина при мольном соотношении хлорокиси фосфора к трет-бутилфенолу 1:1,2-1,97.

Изобретение относится к нефтехимии и может быть использовано для получения синтетической сульфонатной присадки различного уровня щелочности к моторным маслам с применением линейных диалкилбензолов с молекулярной массой 240-320 в качестве сырья. Полученная присадка характеризуется постоянством углеводородного состава и строения, является маловязкой с высокой коллоидной устойчивостью и стабильностью в условиях длительного хранения.
Наверх