Устройство для игры в продвинутые шахматы

Изобретение относится к шахматной игре, а более точно - новому виду шахматной игры, а именно к устройству для игры в продвинутые шахматы, использующему современные технические возможности. Устройство для игры в продвинутые шахматы содержит игровое поле, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов, комплект шахматных фигур, шахматные часы, в которых имеется блок отсчета времени, подключенный к двум индикаторам и к узлу управления, а также вычислительное устройство, подключенное к двум устройствам отображения информации и имеющее аналитический блок, предназначенный для анализа шахматной позиции. Кроме того, устройство дополнительно содержит блок вывода данных, имеющий четыре функциональные кнопки, каждая из которых предназначена для вывода из аналитического блока в заданное устройство отображения информации заранее определенных данных, касающихся результатов анализа шахматной позиции. Изобретение может быть применено в соревнованиях по продвинутым шахматам, а также как средства обучения, из-за имеющейся возможности адаптации к любому уровню шахматной подготовки обучающегося. 9 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Настоящее изобретение относится к шахматной игре, а более точно - к новому виду шахматной игры, а именно, к устройствам для игры в продвинутые шахматы, использующих современные цифровые технологии.

Из предшествующего уровня техники в настоящее время известен только один аналог (прототип) заявленного изобретения, как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков. Данный аналог описан в патенте ЕА №010330 и представляет собой устройство для игры в продвинутые шахматы, содержащее игровое поле, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов, комплект шахматных фигур, шахматные часы, в которых имеется блок отсчета времени, подключенный к двум индикаторам и к узлу управления, а также вычислительное устройство.

Недостатком этого устройства является его ограниченность в использовании игроком входящего в него вычислительного устройства. Оно предназначено только для получения шахматистом помощи в виде рассчитанных шахматных вариантов или ходов. Это ограничивает применение прототипа в соревнованиях, так как в настоящее время шахматные программы достигли такого уровня игры, который недоступен человеку. В итоге, участие шахматистов в таких турнирах превратилось в соревнования между компьютерами с минимальным творческим участием в них человека.

Основной задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание такого устройства, при использовании которого исход в соревнованиях по продвинутым шахматам зависел бы не только от вычислительной мощности компьютера, но и от способа взаимодействия с ним человека.

Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для игры в продвинутые шахматы, содержащем игровое поле, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов, комплект шахматных фигур, шахматные часы, в которых имеется блок отсчета времени, подключенный к двум индикаторам и к узлу управления, а также вычислительное устройство, подключенное к двум устройствам отображения информации и имеющее аналитический блок, предназначенный для анализа шахматной позиции, аналитический блок включает в себя блок формирования оценки позиции, а также блок формирования ходов, при этом блок вывода данных имеет по меньшей мере четыре функциональные кнопки, каждая из которых предназначена для вывода из аналитического блока в заданное устройство отображения информации заранее определенных данных, касающихся результатов анализа шахматной позиции.

Технический результат изобретения состоит в техническом эффекте появления нескольких способов взаимодействия шахматиста с вычислительным устройством, а также в техническом свойстве, обеспечивающим возможность выбора во время шахматной партии одного из этих способов.

Другие особенности и преимущества данного изобретения будут ясны из подробного описания, а также из пунктов 1-10 формулы изобретения.

Изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, на которых:

фиг. 1 изображает общий вид устройства для игры в продвинутые шахматы;

фиг. 2 изображает схему устройства для игры в продвинутые шахматы;

фиг. 3 изображает схему блока вывода данных;

фиг. 4 изображает электронную схему шахматных часов;

фиг. 5 изображает схему блока корректировки времени;

фиг. 6 изображает портативное устройство для игры в продвинутые шахматы;

фиг. 7 изображает схему алгоритма игры в продвинутые шахматы.

При описании лучших вариантов реализации данного изобретения, а также с целью удобства его дальнейшего рассмотрения, все сокращения, стоящие в скобках после одного или нескольких слов, будут относиться к их начальным буквам.

На фиг. 1 представлены основные элементы, входящие в устройство для игры в продвинутые шахматы (УИПШ) между двумя игроками 1, 2. Устройство включает в себя шахматные часы (ШЧ) 3, имеющие два индикатора 4, 5. Посредством нажатия игроком 1 на кнопку 6 запускается процесс отсчета времени Т1 на индикаторе 4, а посредством нажатия на кнопку 7 - процесс отсчета времени Т2 на индикатора 5. В момент начала отсчета на индикаторе 4 времени Т1 на индикаторе 5 фиксируется накопленное во время игры время Т2 и, наоборот, в момент начала отсчета времени Т2 на индикаторе 5 накопленное во время игры время Т1 фиксируется на индикаторе 4. На верхней плоскости шахматного стола 8 изображено игровое поле (ИП) 9, представляющее собой поле квадратной формы, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов. Светлые квадраты называются белыми полями, а темные квадраты - черными полями. Комплект шахматных фигур состоит из двух групп шахматных фигур. В первую группу 10 входят фигуры светлой окраски (белые), а во вторую группу 11 - фигуры темной окраски (черные). В каждой группе шахматных фигур - король 12, ферзь 13, по две ладьи 14, по два слона 15, по два коня 16 и по восемь пешек 17. Кроме ИП 9 на поверхность шахматного стола 8 могут быть нанесены два поля 18 и 19, внутри которых имеются условные обозначения, применяемые для обозначения каждого поля, например, в процессе записи отдельных ходов. Согласно правилам использования алгебраической шахматной нотации внутри поля 18 находятся буквы латинского алфавита (от "а" до "h"), а внутри поля 19 - арабские цифры (от "1" до "8"). Кроме того, каждая фигура имеет свое буквенное обозначение, в частности, на русском языке: король - Кр, ферзь - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К. Обозначение пешки - п применяется только в записи позиций, а в записи партий опускается. Кроме того, данный вариант УИПШ содержит два устройства отображения информации (УОИ) 20, 21 и два выносных блока (ВБ) 22, 23, каждый из которых имеет по две функциональные кнопки (ФК), обозначенные цифрами 24, 25, 26, 27. Оба ВБ 22, 23 входят в нижеописанный блок вывода данных (БВД) и соединены с ним посредством гибкого кабеля. В другом исполнении все ФК 24, 25, 26, 27 расположены в самом блоке вывода данных. Устройство отображения информации - это конструктивно завершенный преобразователь информационного электрического сигнала в пространственное распределение параметров излучения. В состав устройства отображения информации могут быть включены одиночные элементы индикации, графические дисплеи различного назначения, а также электронные средства преобразования информационного электрического сигнала в сигналы, вызывающие индикацию, например, графических дисплеев. Некоторые устройства отображения информации имеют в своем составе элементы управления, предназначенные для включения или выключения элементов индикации в зависимости от внешних сигналов управления, поступающих через их управляющие входы. После нажатия игроком 1 на ФК 24 на УОИ 20 появляется оценка d (-1000<d<1000) позиции, стоящей в этот момент на ИП 9, а после нажатия игроком 2 на ФК 27 оценка позиции возникает на УОИ 21. После нажатия игроком 1 на ФК 25 на УОИ 20 появляются i (i=1, 2, …) лучших в текущей позиции полуходов, а после нажатия игроком 2 на ФК 26 лучшие полуходы индицируются на УОИ 21.

Как показано на фиг. 2, оценка d позиции производится в блоке формирования оценки позиции (БФОП) 28, а формирование лучших полуходов - в блоке формирования ходов (БФХ) 29. Оба блока входят в состав аналитического блока 30, предназначенного для анализа шахматной позиции. Последний, в свою очередь, входит в состав вычислительного устройства (ВУ) 31. Оценка позиции производится в БФОП 28, представляющим специальную анализирующую программу или программу выделения оценки позиции из онлайн-трансляции игры. Информация о последней поступает на вход БФОП 28 через сетевой адаптер 32 и общую системную магистраль (ОСМ) 33. Оценка позиции аггрегирует все факторы позиции (активность фигур, положение короля и др.) в единое число, показывающее, у какого игрока перевес. В пользу белых позиция указывается с плюсом, а в пользу черных с минусом. Например, оценка от 0,26 до -0,26 обозначает равенство, большой перевес свыше 0,70 и ниже -0,70, решающий перевес свыше 1,5 и ниже -1,5. Из остальных элементов ВУ 31 следует отметить один или несколько контроллеров внешних устройств (КВУ) 34, процессор 35, память 36 и устройство ввода-вывода (УВВ) 37. Процессор 35 определяет такие основные характеристики ВУ 31, как разрядность, производительность и глубина адресуемой памяти. Память 36 включает все виды запоминающих устройств (ЗУ): оперативные ЗУ, сверхоперативные ЗУ, постоянные ЗУ и др. Контроллеры 34 внешних устройств необходимы для подключения, в частности, таких устройств как дисплей, клавиатура, внешняя память. Несколько УВВ 37 предназначены для подключения ВУ 31 к двум УОИ 20, 21, устройству вывода (УВ) 38 электронной шахматной доски (ЭШД) 39 и к блоку вывода данных (БВД) 40. В качестве ЭШД 39 может быть использована любая шахматная доска, имеющая датчик расположения шахматных фигур (ДРШФ) 41 и УВ 38, согласованное с одним из УВВ 37. Кроме прототипа одна из таких шахматных досок описана в патенте ЕА №010334. Аналоговая часть ее ДРШФ 41 состоит из шестидесяти четырех пар токопроводящих пластин, расположенных под каждым белым и черным полем ИП 9, а цифровая - из генератора и блока сравнения, содержащего шестьдесят четыре компаратора напряжений. Другие шахматные доски, имеющие ИП 9, ДРШФ 41 и УВ 38, выпускаются различными фирмами. Так электронная шахматная доска марки DGT с фигурами производится ведущим голландским производителем шахматных изделий "DGT projects". Она имеет ДРШФ 41 и УВ 38 в виде USB-порта. Для подключения ЭШД 39 к ВУ 31 одно из УВВ 37 должно быть выполнено в виде USB-порта. Заранее определенные данные, касающиеся результатов анализа шахматной позиции поступают из ВУ 31 по соединительной линии (СЛ) 42 на основной вход УОИ 20, а по СЛ 43 - на основной вход УОИ 21. К этим данным относятся, прежде всего, оценка позиции и рассчитанные в ВУ 31 один или несколько полуходов. Выбор и индикация необходимых данных на дисплее УОИ осуществляется подачей сигналов на его управляющие входы. В данном варианте УИПШ вывод оценки на дисплей УОИ 20 производится путем подачи по СЛ 44 на его первый управляющий вход положительного импульса, а вывод полуходов - путем подачи по СЛ 45 положительного импульса на его второй управляющий вход. Аналогично, вывод оценки на дисплей УОИ 21 производится путем подачи по СЛ 46 на его первый управляющий вход положительного импульса, а вывод полуходов - путем подачи по СЛ 47 положительного импульса на его второй управляющий вход. Все положительные импульсы подаются из БВД 40. Из других касающихся результатов анализа шахматной позиции данных, выводимых на устройства отображения информации, можно привести максимальное число ходов до мата и наличие возможных полуходов в библиотеке дебютов. Можно отметить, что для вывода этих данных на дисплеи устройств отображения информации требуется добавление в конструкцию БВД 40 четырех кнопок, а в конструкцию каждого УОИ четырех управляющих входов.

Как показано на фиг. 3, для формирования положительных импульсов в БВД 40 входят ждущие мультивибраторы (ЖМ) 48, 49, 50, 51, вычитающие счетчики (Сч) 52, 53, 54, 55 и логические схемы "И" 56, 57, 58, 59. Замыкающие контакты 60, 61, 62, 63 связаны соответственно с функциональными кнопками 24, 25, 26, 27. Нажатие игроком 1 на ФК 24 вызывает замыкание контакта 60 и появление положительного импульса (логической единицы) на выходе ЖМ 48 и первом входе схемы "И" 56. На ее втором входе присутствует логическая единица в виде соответствующего положительного напряжения, снимаемого с выхода вычитающего Сч 52. Величина введенного в него начального числа N1 (N1=0, 1, 2, …) определяет число оценок позиции, которое игрок 1 может вызвать из БФОП 28. При каждом нажатии ФК 24 на вычитающий вход Сч 52 поступает импульс, а с выхода схемы "И" 56 снимается положительный импульс, который после поступления на первый управляющий вход УОИ 20 вызывает на его дисплее индикацию оценки позиции. Это будет происходить до тех пор, пока в вычитающем Сч 52 число Ni не будет снижено до нуля. В этом случае на втором входе схемы "И" 56 появится логический нуль и вызывающий включение УОИ 20 положительный импульс, снимаемый с выхода ЖМ 48, будет блокирован схемой "И" 56. Можно отметить, что при Ni - 0 функциональная кнопка 24 будет блокирована с самого начала из-за логического нуля на выходе Сч 52. Аналогично, нажатие игроком 1 на ФК 25 вызывает замыкание контакта 61 и появление импульса на выходе ЖМ 50 и на первом входе схемы "И" 58. На ее втором входе присутствует логическая единица в виде соответствующего положительного напряжения, снимаемого с выхода вычитающего Сч 54. Величина введенного в него начального числа N2 (N2=0, 1, 2, …) определяет максимальное число обращений к БФХ 29 с целью считывания из него рассчитанных полуходов. При каждом нажатии ФК 25 на вычитающий вход Сч 54 поступает импульс, а с выхода схемы "И" 58 снимается положительный импульс, который после поступления на второй управляющий вход УОИ 20 вызывает индикацию текущих полуходов. Это будет происходить до тех пор, пока в вычитающем Сч 54 число N2 не будет уменьшено до нуля. В этом случае на втором входе схемы "И" 58 появится логический нуль и вызывающий включение УОИ 20 положительный импульс, присутствующий на его втором управляющем входе и снимаемый с выхода ЖМ 50, будет блокирован схемой "И" 58. Вся вышеописанная работа БВД 40 будет происходить и после нажатия игроком 2 на ФК 26, 27. В этом случае оценка позиции и рассчитанные полуходы будут выводиться на УОИ 21. В вычитающие Сч 53, 55 при этом записываются начальные числа М1 (M1=0, 1, 2, …) и М22=0, 1, 2, …). Число M1 (M1=0, 1, 2, …) определяет количество оценок позиции, которое игрок 2 может вызвать из БФОП 28, а М2 - число обращений к БФХ 29 с целью считывания игроком 2 рассчитанных полуходов. Как уже было отмечено, при нулевых значениях N1, N2, М1, М2 все функциональные кнопки 24, 25, 26, 27 будут блокированы. Предварительный ввод чисел N1, N2, M1, М2 может быть осуществлен как с помощью ВУ 31, так и посредством специальных кнопок, установленных в БВД 40. Таким образом, все функциональные кнопки в БВД 40 связаны с ограничителем числа выводов из аналитического блока 30 в заданное УОИ заранее определенных данных, касающихся результатов анализа шахматной позиции. Видно, что в состав каждого ограничителя входит одна из следующих пар электронных компонентов: счетчик Сч 52, схема "И" 56; счетчик Сч 54, схема "И" 58; счетчик Сч 53, схема "И" 57; счетчик Сч 55, схема "И" 59. Можно отметить, что при необходимости учета числа выводов из аналитического блока 30 в заданное УОИ заранее определенных данных все счетчики 52, 53, 54, 55 должны быть подключены к ВУ 31. Учет числа вышеуказанных выводов может быть использован для выявления в ВУ 31 победителя в шахматной партии, которая, например, закончилась вничью с разным числом обращений в ВУ 31 игрока 1 и игрока 2. Вместе с тем, указанные счетчики могут быть сформированы и путем записи в память 36 соответствующей программы.

На фиг. 4 показана схема шахматных часов, подключенных к БВД 40. Эта схема включает в себя блок отсчета времени (БОВ) 64, подключенный к дисплею 65, имеющему два индикатора 4, 5, и к узлу 66 управления. Последний содержит разомкнутые (в исходном положении) контакты 67, 68, связанные с кнопками 6, 7. Посредством замыкания контактов 69 производят установку параметров работы ШЧ 3, например, установку значения контрольного времени То, после истечения которого игра останавливается. В состав БОВ 64 входят два счетчика для накопления игрового времени, соединенные с общим генератором импульсов, частота которого задается кварцевым резонатором 70. Следует отметить, что в качестве БОВ 64 могут быть использованы часовые микропроцессоры (ЧМК) типа SMC 5980, выпускаемые фирмой "Seiko Epson". Алгоритм работы БОВ 64 в этом случае вводится во внутреннюю память ЧМК при его изготовлении. Из других элементов схемы отметим светодиоды 71, 72. Первый из них предназначен для индикации включения индикатора 4, а второй - для индикации включения индикатора 5. Питание ШЧ 3 производится от батареи 73, соединенной с БОВ 64 через выключатель 74. Связь шахматных часов с БВД 40 осуществляется посредством его подключения к БОВ 64 через СЛ 44, 45, 46, 47. Что обеспечивается встроенным в БОВ 64 портом ввода-вывода, предназначенным для обмена данными с конкретными периферийными устройствами. Программное обеспечение БОВ 64 обеспечивает корректировку времени, индицируемого на индикаторах 4, 5, в зависимости от того, на какой вход порта ввода-вывода поступил сигнал из БВД 40. Коррекция времени в сторону ужесточения временного контроля для игрока, воспользовавшегося "подсказкой" от вычислительного устройства, необходима другому игроку для компенсации игрового преимущества, которое приобрел его соперник в результате этой "подсказки". Указанная компенсация может осуществляться или путем уменьшения текущего времени у игрока, воспользовавшегося "подсказкой", или увеличением времени у его соперника. Причем оба варианта могут осуществляться одновременно. В дальнейшем описании индицируемое на индикаторе 4 время Т1 после коррекции будем обозначать Т1*, а время Т2 на индикаторе 5 - Т2*.

Изменение времени на индикаторах 4, 5 может осуществляться и от специального блока корректировки времени (БКВ) 75, возможная схема которого приведена на фиг. 5. Его расположение может быть как внутри БВД 40, так и в любом другом месте, обеспечивающим возможность организации связи между БКВ 75, БВД 40 и ШЧ 3. Кроме того, БКВ 75 может входить непосредственно в состав БОВ 64. Значения t(n) корректирующих промежутков времени, где n=1, 2, a t(n)>0, должны быть записаны заранее во внутреннюю флэш-память 76 со встроенным контроллером, например, от компании KIOXIA Corporation. Для каждых данных, выводимых из аналитического блока 30 в заданное УОИ предусмотрен свой промежуток времени. Он может или отниматься от текущего времени Т1, или прибавляться к Т2 (в случае нажатия ФК 24, 25). И, наоборот, или отниматься от текущего времени Т2, или прибавляться к Т1 (в случае нажатия ФК 26, 27). Предварительная установка t(1), t(2), t(3), t(4) производится посредством замыкающих контактов 77, 78, 79, 80. После установки этих значений на информационных входах ключей (К) 81, 82, 83 и 84 будут присутствовать соответственно t(1), t(2), t(3), t(4). В этом случае после нажатия игроком 1 на ФК 24 на индикаторе 4 шахматных часов осуществляется коррекция времени Т1 путем вычитания из него значения t(1), т.е. T1*=T1 - t(1), где Т1* - значение показания времени на индикаторе 4 после нажатия ФК 24. Это видно из следующего описания. После нажатия ФК 24 замыкаются контакты 60, срабатывает ЖМ 48 и по СЛ 44 на вход ШЧ 3 и на управляющий вход ключа 81 поступает импульс, открывающий этот ключ. В результате значение t(1) передается на выход ключа 81 и затем через логическую схему "ИЛИ" 85 и СЛ 86 попадает на информационный вход ШЧ 3. В данных шахматных часах корректирующий промежуток времени, присутствующий на этом входе уменьшает время на том индикаторе, который отсчитывает игровое время. Это обеспечивается программным обеспечением, установленным в БОВ 64. Все функциональные кнопки, относящиеся к игроку, имеющему на своем индикаторе зафиксированное время, блокированы. Необходимо отметить, что в общем случае программное обеспечение ШЧ 3, а также других вышеописанных блоков, может обеспечить установку восьми (п=8) значений корректирующих промежутков времени (при четырех функциональных кнопках): t(1), t(2), t(3), t(4), t(5), t(6), t(7), t(8). В случае применения для этого БКВ 75 при установке всех этих значений необходимо совместное использование замыкающих контактов 77, 78, 79, 80. В качестве примера рассмотрим весь вариант коррекции игрового времени при нажатии игроком 1 и игроком 2 на свои функциональные кнопки. После нажатия ФК 24 производится следующая одновременная коррекция времени на индикаторах 4 и 5: T1*=T1-t(1), Т2*=Т2+t(2). После нажатия ФК 25: T1*=T1-1(3), Т2*=Т2+1(4). После нажатия ФК 27: Т2*=Т2-1(5), T1*=T1+1(6). После нажатия ФК 26: Т2*=Т2-1(7), T1*=T1+1(8). При одинаковых для игрока 1 и игрока 2 временных контролях скорректированные значения T1*, Т2* приобретают следующий вид: T1*=T1-t(1), Т2*=Т2+t(2) - после нажатия ФК 24; ТГ=T1-1(3), Т2*=Т2+1(4) - после нажатия ФК 25; Т2*=Т2-t(1), T1*=T1+1(2) - после нажатия ФК 27; Т2*=Т2-1(3), T1*=T1+t(3) - после нажатия ФК 26. Здесь можно отметить, что из-за возможности блока отсчета времени выполнять любые функции, устройство отображения информации, а также по меньшей мере одна функциональная кнопка могут быть размещены и на шахматных часах. Кроме того, программным путем в состав блока отсчета времени может быть введен и БВД 40. Этот факт на фиг. 4 отмечен в виде блока, очерченного пунктирной линией.

На фиг. 6 изображено портативное устройство (ПУ) 87 для игры в продвинутые шахматы, выполненное в виде единой конструкции, содержащей в одном корпусе 88 шахматные часы 3, УОИ 20, 21, ВУ 31, БВД 40, БКВ 75 и четыре функциональные кнопки 24, 25, 26, 27. Остальные кнопки, связанные с контактами 69, 74, 77, 78, 79, 80 расположены в нижней части корпуса 88. Здесь можно отметить, что изображенные на фиг. 3 и фиг. 5 схемы БВД 40 и БКВ 75 выполнены на аппаратном уровне и могут быть положены в основу разработок специализированных интегральных схем, предназначенных для применения только в устройствах для игры в продвинутые шахматы. Вследствие этого оно становится не только более надежным, но и более дешевым. Но, если алгоритмы работы БВД 40 и БКВ 75 реализованы программными средствами, то использованная для этого специальная программа (СП) должна храниться в памяти 36 вычислительного устройства. Кроме собственного вычислительного устройства ПУ 87 может быть связано и с дополнительным вычислительным устройством (ДВУ) 89. Его наличие усиливает вычислительную мощность таких блоков как БФОП 28 и БФХ 29. Связь с ДВУ 89 может быть организована посредством беспроводного канала 90, в состав которого входят съемная внешняя антенна 91, дополнительный сетевой адаптер (ДСА) 92 и подключенная к нему антенна 93. Кроме съемной внешней антенны 91 портативное устройство имеет также и внутреннюю антенну. Портативное устройство для игры в продвинутые шахматы предназначено для шахматистов-- любителей, а также для средних школ в качестве эффективного средства обучения шахматной игре и повышения интеллектуального уровня учащихся.

Работа устройства для игры в продвинутые шахматы осуществляется в соответствии со схемой алгоритма, представленного на фиг. 7. Практическая реализация данного алгоритма производится с помощью специального и стандартного программного обеспечения, которое хранится в постоянных запоминающих устройствах следующих средств: 20, 21, 31, 40, 41. Работа УИПШ начинается после выполнения действия 94, связанного, в частности, с такими операциями как загрузка в ВУ 31 шахматных аналитических и игровых программ, запись в счетчики 52, 53, 54, 55 начальных чисел N1, N2, M1, М2, а также включение ШЧ 3. В результате выполняется действие 95 по отсчету времени на одном из его индикаторов. Если нажата одна из функциональных кнопок ("Да" в условии 96) и не превышено число ее нажатий ("Нет" в условии 97), то на соответствующих индикаторах 4, 5 производится корректировка времени (действие 98) путем его изменения на заранее определенные корректирующие промежутки времени. При одинаковых для игрока 1 и игрока 2 временных контролях после нажатия ФК 24 или ФК 27 на соответствующих индикаторах 4, 5 производится корректировка времени путем его изменения на величины t(1), t(2). А если была нажата ФК 25 или ФК 26, то на соответствующих индикаторах 4, 5 производится корректировка времени на величины t(3), t(4). Если игра окончена ("Нет" в условии 99), то выполняется действие 100 по формированию в БОВ 64 сигнала останова ШЧ 3. Теперь приведем конкретный пример, иллюстрирующий работу устройства в процессе взаимодействия с ним игрока 1, ведущего шахматную партию с игроком 2. Предположим, что игра проходит с помощью вышеописанного УИПШ. Причем белые фигуры 10 у игрока 1, а черные 11 - у игрока 2. Контрольное время То=10 мин установлено для обоих игроков на ШЧ 3 посредством совместного использования контактов 67, 69 (фиг. 4). Значения t(n), N1, N2, M1, М2 были установлены следующие: t(1)=5 сек, t(2)=5 сек, t(3)=15 сек, t(4)=27 сек, t(5)=4 сек, t(6)=10 сек, t(7)=7 сек, t(8)=19 сек, N1=1, N2=1, M1=1, М2=1. Формирование аналитического блока 30 было осуществлено путем записи в память 36 игровой шахматной программы "Deep Shredder 10". Последняя в своем составе имеет как блок 28 формирования оценки позиции, так и блок 29 формирования ходов. После указанных установок и включения ШЧ 3 (действие 95) были сделаны следующие 5 ходов без нажатия игроками ФК (в скобках после сделанного полухода указано время Т1 и Т2): 1.е2-е4 (9 мин 58 сек) Kc1-Kc6 (9 мин 57 сек) 2. Kg1-Kf3 (9 мин 54 сек) е7-е6 (9 мин 49 сек) 3. d2-d4 (9 мин 51 сек) d7-d5 (9 мин 41 сек) 4. Cf1-Cd3 (9 мин 43 сек) d5×d4 (9 мин 34 сек) 5. Cd3×Ce4 (9 мин 37 сек) Cc8-Cd7 (9 мин 29 сек). После нажатия игроком 2 на кнопку 7 шахматных часов (т.е. после передачи текущего полухода своему партнеру) игрок 1 решил воспользоваться помощью БФХ 29, нажав на ФК 25. Причем перед ее нажатием на индикаторе 4 было высвечено Т1=9 мин 25 сек (игрок 1 потратил 12 сек перед нажатием ФК 25), а после - 9 мин 10 сек, а на индикаторе 5-9 мин 56 сек (Т2=9 мин 56 сек). В результате на УОИ 20 был высвечен полуход "0-0" (короткая рокировка), который игрок 1 и выполнил на ИП 9. После чего индикатор 4 стал показывать 9 мин 08 сек (две секунды были потрачены на выполнение 6-го хода). Следующие 6 ходов были также сделаны без взаимодействия с ФК: 6. 0-0 (9 мин 08 сек) Kg8×Kf6 (9 мин 12 сек) 7. ЛП-Ле1 (8 мин 53 сек) Kf6×Ke4 (8 мин 59 сек) 8. Ле1×Ле4 (8 мин 34 сек) Cf8-Ce7 (8 мин 00 сек) 9. с2-с4 (8 мин 14 сек) f7-f5 (6 мин 12 сек) 10. Ле4-Ле1 (7 мин 35 сек) 0-0 (5 мин 49 сек) 11. Kc1×Kc3 (5 мин 01 сек) f5-f4 (4 мин 05 сек). Совершив 11-ый полуход f5-f4 игрок 2 переключил шахматные часы, после чего игрок 1 решил воспользоваться помощью БФОП 28, нажав на ФК 24. Причем перед ее нажатием на индикаторе 4 было высвечено Т1=4 мин 41 сек (игрок 1 потратил 20 сек перед нажатием ФК 24), а после - 4 мин 36 сек, а на индикаторе 5-4 мин 10 сек (Т2=4 мин 10 сек). В результате на УОИ 20 была высвечена оценка "+0,5", которую игрок 1 учел при выполнении полухода 12. Od1-Od3 (4 мин 03 сек). Видно, что после получения оценки игрок 1 потратил 33 сек. Перед выполнением 12-го полухода (Т2=4 мин 00 сек) игрок 2, нажав на ФК 27, получил с УОИ 21 оценку позиции "+0,3". Время после нажатия ФК 27: Т1=4 мин 23 сек, Т2=3 мин 56 сек. С учетом полученной оценки игрок 2 не стал искать планов на поиск выигрыша и произвел полуход 12…. Фd8-Фе8 (3 мин 51 сек). Видно, что после получения оценки игрок 2 потратил на обдумывание своего хода 5 сек. Затем без взаимодействия с ФК были сделаны 4 хода: 13. g2-g3 (3 мин 47 сек) f4×g3 (3 мин 34 сек) 14. h2×g3 (3 мин 23 сек) Фе8-Фе7 (3 мин 27 сек) 15. Cc1×Cf4 (3 мин 11 сек) g7-g5 (3 мин 00 сек) 16. d4-d5 (3 мин 01 сек) e6×d5 (2 мин 59 сек). Перед выполнением текущего полухода игрок 1, нажав на ФК 24, получил с УОИ 20 информацию об исчерпании (ввиду N1-1) числа обращений к БФОП 28. Поэтому игрок 1 не стал нажимать на ФК 24, а сразу произвел полуход 17. Kc3×Kd5 (2 мин 34 сек). Перед выполнением 17-го полухода (Т2=2 мин 44 сек) игрок 2, нажав на ФК 26, получил с УОИ 21 рассчитанный в БФХ 29 полуход 17…g5×f4, который сразу и произвел на ИП 9 в момент индикации на индикаторе 5 времени Т2=3 мин 51 сек. Затем через 45 сек после хода 18. Kd5×Ke7 (1 мин 49 сек) Кс6×Ke7 (3 мин 51 сек) соперники согласились на ничью и остановили шахматные часы (действие 100).

Изобретение может быть применено в соревнованиях шахматистов по продвинутым шахматам. Особенно большой эффект может быть получен в соревнованиях по быстрым шахматам, так как в этом случае резко повышается качество партий приближающееся по своему уровню к игре с обычным классическим контролем. Изобретение может быть использовано в промышленности, специализирующейся в области производства компьютерных шахмат. Использование изобретения может заключаться в организации массового выпуска портативных продвинутых шахмат, представленных на фиг. 6. Изобретение может быть использовано и как средстве обучения вместо обычных шахмат, которые организация по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО рекомендовала ввести в школах во всем мире. Использование продвинутых шахмат, как средства обучения, из-за имеющейся возможности адаптации к любому уровню первоначального интеллекта ребенка, обусловленной наличием начальных чисел N1, N2, M1, М2, соответствующим подбором которых можно установить такой уровень сложности шахматной игры, который соответствует уровню подготовки ребенка и его заинтересованности играть в шахматы. Исключительно интересным может быть соревнование между компьютером и человеком, имеющим доступ только к той информации, которая дает оценку позиции (при нулевой установке начальных чисел N2, М2). В этом соревновании впервые в мире может быть установлен истинный уровень игры белкового шахматиста. Очевидно, что, имея доступ к оценке позиции, человек будет более объективно подходить к выбору полухода, не затрачивая при этом время и силы на определение текущего положения в партии.

1. Устройство для игры в продвинутые шахматы, содержащее игровое поле, разделенное на квадраты двух чередующихся цветов, комплект шахматных фигур, шахматные часы, в которых имеется блок отсчета времени, подключенный к двум индикаторам и к узлу управления, а также вычислительное устройство, подключенное к двум устройствам отображения информации и имеющее аналитический блок, предназначенный для анализа шахматной позиции, отличающееся тем, что аналитический блок включает в себя блок формирования оценки позиции, а также блок формирования ходов, при этом блок вывода данных имеет по меньшей мере четыре функциональные кнопки, каждая из которых предназначена для вывода из аналитического блока в заданное устройство отображения информации заранее определенных данных, касающихся результатов анализа шахматной позиции.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждая функциональная кнопка связана с ограничителем числа выводов из аналитического блока в заданное устройство отображения информации заранее определенных данных, касающихся результатов анализа шахматной позиции.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что устройство отображения информации размещено на шахматных часах.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что по меньшей мере одна функциональная кнопка размещена на шахматных часах.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок вывода данных входит в состав шахматных часов.

6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что содержит связанный с блоком вывода данных блок корректировки времени, индицируемого на шахматных часах.

7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что блок корректировки времени входит в состав блока отсчета времени шахматных часов.

8. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что содержит один или несколько счетчиков числа выводов из аналитического блока в заранее определенное устройство отображения информации заранее определенных данных, касающихся результатов анализа шахматной позиции.

9. Устройство по п. 8, отличающееся тем, что один или несколько счетчиков подключены к вычислительному устройству.

10. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что выполнено в виде портативной конструкции, содержащей в одном корпусе шахматные часы, устройства отображения информации и по меньшей мере четыре функциональные кнопки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дистанционному виду шахматной игры, а именно к новому виду дистанционных шахмат, использующих современные коммуникационные возможности. Устройство для игры в дистанционные шахматы содержит обслуживающий компьютер, связанный с заданным числом средств вычисления ходов, а также сетевой адаптер, предназначенный для передачи очередного полухода через глобальную компьютерную сеть.

Изобретение относится к игре сянци, которая содержит игровую доску, расчерченную через равные промежутки вертикальными и горизонтальными линиями и диагональными линиями в дворцах, набор игровых фишек красного и черного цветов с надписями, отличающаяся тем, что игровая доска выполнена с отверстиями в точках пересечений вертикальных и горизонтальных линий и цифровыми указателями горизонтальных линий, содержит устройства перемещения подвижных ползунков со штоками и что игровые фишки выполнены с центральными отверстиями.

Изобретение относится к настольным играм и может быть использовано для игр на досках, например шахмат, сеги, шашек и др. Игра содержит доску с игровым полем, разделенным на подвижные клетки, чередующиеся по цвету и образующие продольные и поперечные ряды, два одинаковых набора шахматных фигур разного цвета, механизмы перемещения подвижных ползунков с фиксирующими скобами.

Изобретение относится к играм на досках, преимущественно к шахматам, а также к области психофизиологии и педагогики спорта, в частности к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами, и может быть использовано в шахматных школах при оценке качества подготовки шахматистов. Согласно изобретению проводят тестирование, теоретические занятия по изучению техники игры (используют либо показ различных шахматных партий на компьютере, либо альбомы с полным решением и разбором партий).

Изобретение относится к устройствам для демонстрации шахматной игры и способам их работы. Электронная шахматная доска состоит из доски для игры в шахматы, по всему игровому полю которой распределена передающая катушка, которая имеет электромагнитную связь с приемными катушками, расположенными под каждым из игровых полей шахматной доски, соединенными с многоканальным аналоговым коммутатором и далее с усилительным каскадом, амплитудным детектором, генератором, аналого-цифровым преобразователем и микроЭВМ, имеющей двустороннюю связь с блоком связи с внешней ЭВМ, причем внутри каждой шахматной фигуры расположен колебательный контур на ферритовом сердечнике.

Изобретение относится к устройствам для демонстрации шахматной игры и способам их работы. Электронная шахматная доска состоит из доски для игры в шахматы, по всему игровому полю которой распределена передающая катушка, которая имеет электромагнитную связь с приемными катушками, расположенными под каждым из игровых полей шахматной доски, соединенными с многоканальным аналоговым коммутатором и далее с усилительным каскадом, амплитудным детектором, генератором, аналого-цифровым преобразователем и микроЭВМ, имеющей двустороннюю связь с блоком связи с внешней ЭВМ, причем внутри каждой шахматной фигуры расположен колебательный контур на ферритовом сердечнике.

Предлагаемое изобретение относится к области настольных игр, в частности к доскам для игры в шашки. В предлагаемой доске каждый ряд составлен из четырех квадратов, каждый из которых развернут в плоскости доски вокруг своей проходящей через центр квадрата вертикальной оси на 45° так, что квадраты касаются друг друга углами, а каждый из рядов установлен вплотную друг к другу со смещением всех четных на размер, равный половине диагонали квадрата.

Изобретение относится к области игр на досках с небольшими игральными предметами, передвигаемыми как вручную, так и автоматически, используя электрические и механические средства. Роботизированные шахматы содержат механизм передвижения фигурок, систему определения положения фигурок на игровом поле и блок электроники, управляющий всеми органами устройства.

Изобретение относится к периферийным устройствам для проведения шахматных, шашечных и других типов игр, предполагающих использование различных по цвету и(или) игровому функционалу фигур на игровых плоскостях с координатными сетками с проводным или беспроводным подключением к компьютеру, и может быть использовано при проведении электронных игр с компьютером, турниров с протоколированием результатов, реализации дистанционных форм обучения.

Изобретение относится к перемещению объекта по поверхности. Данное транспортирование заключается в том, что при определении положения объекта на поверхности могут быть задействованы непосредственно транспортные механизмы, перемещающие данный объект по поверхности, что дает сокращение числа холостых транспортных перемещений, поскольку управление выполняется непосредственно по результатам наблюдения за перемещением и сравнения их с заданной траекторией движения.
Наверх