Гироскоп

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при создании бескарданных гироскопов на сферическом шарикоподшипниковом подвесе, которые могут применяться в качестве чувствительных элементов гиростабилизаторов. Использование индивидуального магнитопровода для датчиков угла и датчиков момента, ортогональное расположение датчиков момента относительно датчиков угла, увеличение количества датчиков момента вдвое и расположение их относительно датчиков угла по разные стороны ротора гироскопа позволило устранить воздействие управляющих сигналов датчиков момента на выходные сигналы датчиков угла, уменьшить шумовую составляющую выходного сигнала, взаимовлияние между каналами, а также увеличить скорость управления прецессией. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при создании бескарданных гироскопов на сферическом шарикоподшипниковом подвесе (СШПП), которые могут применяться, например, в качестве чувствительных элементов гиростабилизаторов.

Известен гироскоп [1], наиболее близкий по техническому решению к предлагаемому изобретению, принятый за прототип, содержащий корпус с герметично закрывающейся крышкой, гиромотор с ротором на СШПП, датчики угла (ДУ), размещенные по периметру торца ротора, что позволяет осуществлять измерения углов отклонения ротора, а также управление им в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Статорные части ДУ и датчиков момента (ДМ) расположены на одной плате, а общим ротором этих датчиков является ферритовое кольцо, закрепленное в торцевой части маховика. В гироскопе в качестве привода использован электрический гистерезисный двигатель обращенного типа на переменном токе. Роторный пакет двигателя размещен на роторе гироскопа, а статор двигателя с уложенными в него обмотками на его корпусе. Маховик гироскопа установлен во внутреннее кольцо СШПП, который обеспечивает три степени свободы маховика, допуская неограниченный угол поворота вокруг собственной оси вращения (оси X) и ограниченные углы (±30') поворота вокруг двух других осей (Y и Z). Маховик приводится во вращение гиродвигателем, статор которого установлен на наружном кольце СШПП, а ротор закреплен на маховике. Радиальный шарикоподшипник выполняет роль упора и служит для ограничения углов поворота маховика вокруг осей Y и Z. В гироскопе разгон ротора осуществляется за счет моментов сил трения в зоне контакта шариков с опорными элементами. Для регистрации углов поворота маховика относительно платы, вокруг измерительных осей Y и Z предназначены ДУ гироскопа.

Основными достоинствами прототипа являются жестко закрепленные ферритовые кольца в торцевой части ротора прямоугольного сечения, выполняющего роль подвижного элемента датчиков угла и момента, которые размещены на корпусе гироскопа напротив ферритового кольца, что существенно повышает точность гироскопа за счет устранения помех в полезном сигнале, создаваемых работой гиродвигателя, и расширяет диапазон измеряемых угловых скоростей за счет увеличения плеча «датчик момента - подвижный элемент».

Недостатком вышеуказанного гироскопа является:

- электромагнитное взаимовлияние ДМ на индукционные ДУ, что приводит к возрастанию шумовой составляющей в выходном сигнале при управлении прецессией;

- неортогональное расположение ДМ относительно измерительных осей, что приводит к межканальному взаимовлиянию по измерительным осям при воздействии на гироскоп угловой скорости вращения по одному из каналов, которое растет при увеличении скорости;

- недостаточная скорость управления прецессией для применения в перспективных информационно-измерительных системах.

Данные недостатки усложняют или делают невозможным использование данного гироскопа на СШПП в перспективных информационно-измерительных и управляющих системах стабилизации и управления подвижных объектов.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является усовершенствование конструкции гироскопа на СШПП, в которой минимизировано взаимовлияние между каналами и устранено воздействие управляющих сигналов датчиков момента на выходные сигналы датчиков угла, уменьшена шумовая составляющая выходного сигнала, а также увеличена скорость управления прецессией.

Поставленная задача для гироскопа на СШПП решается:

- использованием индивидуального магнитопровода для датчиков угла и датчиков момента;

- ортогональным расположением датчиков момента относительно измерительных осей;

- увеличением количества датчиков момента до 8 шт.

К существенным отличиям предложенного гироскопа по сравнению с известным можно отнести особую конструкцию гироприбора, в котором датчики момента и датчики угла находятся по разные стороны ротора гироскопа для исключения электромагнитного взаимовлияния ДМ на ДУ, количество ДМ увеличено до 8 шт., где основные статорные части ДМ в количестве 4 шт.располагаются под 90° относительно измерительных осей вокруг продольной оси гироскопа (для исключения взаимовлияния между каналами), остальные (дополнительные) 4 шт. расположены вокруг продольной оси гироскопа через 45° относительно измерительных осей (для увеличения скорости управления прецессией). Данное отличие позволяет существенно снизить взаимовлияние между каналами и шумовую составляющую выходного сигнала, а также увеличить скорость управления прецессией гироскопа в сравнении с прототипом.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема гироскопа на СШПП в разрезе; на фиг. 2 - расположение и нумерация датчиков момента.

Маховик 1 гироскопа установлен во внутреннее кольцо СШПП 2. СШПП обеспечивает три степени свободы маховика, допуская неограниченный угол поворота вокруг собственной оси вращения (оси X) и ограниченные углы (±30') поворота вокруг двух других осей (Y и Z). Маховик приводится во вращение гиродвигателем, статор 3 которого установлен на наружном кольце СШПП, а ротор 4 закреплен на маховике. Радиальный шарикоподшипник 5 выполняет роль упора и служит для ограничения углов поворота маховика вокруг осей Y и Z. Для регистрации углов поворота маховика относительно платы 6, вокруг измерительных осей Y и Z предназначены ДУ гироскопа. Статорные части датчиков угла 7 гироскопа расположены на плате, а общим ротором этих датчиков является ферритовое кольцо 8, закрепленное в торцевой части маховика. Основание представляет собой узел, состоящий из платы 6, на которую установлены катушки датчиков момента (8 шт.). Плата 6, в свою очередь, тоже представляет собой узел, состоящий из фланца 9, на котором под углом 45 градусов к осям координат размещены четыре сердечника 2-х датчиков угла. Также на фланце 9 размещена колодка 10, через которую выводятся проводники. В целях обеспечения поворота маховика в пространстве предназначены ДМ гироскопа. Для образования магнитной цепи датчиков момента на роторе 4 гироскопа было установлено второе ферритовое кольцо 11. Ротор 4 гироприбора представляет собой сборочную единицу, состоящую из маховой массы 1, на которой с двух сторон установлены ферритовые кольца и балансировочное кольцо 12.

ДМ находятся на противоположной, относительно датчиков угла, стороне ротора и установлены на плате 9, представляющей собой единый магнитопровод 13, на котором с шагом 45° расположены 8 шт. катушек датчиков момента. Начала и концы этих катушек подпаиваются к ламелям на колодке 14, также находящейся на магнитопроводе. Исходя из расположения катушек датчиков момента для создания момента относительно одной из осей чувствительности гироскопа необходимо подавать управляющие напряжения на один датчик, расположенный под 90° относительно соответствующей измерительной оси. При отклонении ротора свыше 15' от нейтрального положения, напряжение подается еще на два соседних датчика момента, находящихся под углом 45° относительно первого.

Плата 15 посредством винтов закреплена на стакане 18, который, в свою очередь, закреплен на плате 16. Требуемый зазор между выступами магнитопровода и ферритом, установленном в роторе 4, обеспечивается подбором прокладок 17. От ламелей платы 15 проводники идут по каналам на стакане 18 и, проходя в отверстиях платы 16, подсоединяются к крышке 19. Герметичность прибора и защита проводников и контактов от механических повреждений обеспечиваются соответственно кожухом 20 и экраном 21. Гироскоп выполнен герметичным и заполнен смесью газов (водород - 95% и гелий - 5%) до давления 750 мм рт.ст. в целях снижения аэродинамического момента сопротивления и его влияния на дрейф гироскопа.

Гироскоп работает в двух основных режимах:

- свободного гироскопа с углами прокачки не более ±30';

- удержания ротора (арретирования), при этом гироскоп работает как датчик угловой скорости с электрической пружиной в обратной связи.

Эти режимы работы гироскопа обусловлены режимами работы гиростабилизатора:

- стабилизация - удержание заданного направления при эволюциях основания;

- управление через гироскоп - изменение угловой ориентации оборудования совместно с режимом стабилизации или без него;

- быстрая смена угловой ориентации (переброс) - подача управляющего сигнала непосредственно на двигатели стабилизации.

В первых двух режимах работы гиростабилизатора гироскоп является свободным гироскопом, скоростью прецессии которого можно управлять амплитудой напряжения, приложенного к катушкам электромагнитных датчиков момента. При перебросе гиростабилизатора гироскоп используется в режиме арретирования.

Модель динамики гироскопа с учетом взаимовлияния каналов датчиков момента и углов имеет вид:

где А - экваториальный момент инерции ротора, h - коэффициент демпфирования, mп - перекрестный момент; mрв - радиально-восстанавливающий момент; - управляющие моменты по соответствующим координатам; - возмущающие моменты по соответствующим координатам; - напряжения управления по соответствующим координатам; - коэффициенты передачи датчиков моментов; Uα, Uβ - напряжения на выходе датчиков угла; K(F) - коэффициент взаимовлияния цепей датчика момента гироскопа на цепь датчика угла; Kα, Kβ - коэффициенты передачи датчиков угла, F - частота управляющего сигнала; α, β - текущие углы отклонения ротора по измерительным осям; ΩYXZ - угловая скорость основания гироскопа по соответствующим координатам.

Как следует из уравнений (1), радиально-восстанавливающий момент приводит к прецессии гироскопа в направлении уменьшения углов α и β, а перекрестный - к их увеличению. При подаче управляющих напряжений на датчики моментов на выходе датчиков углов появляются помехи (шум) и , которые при включении гироскопа в контур системы управления платформой приводят к ошибкам стабилизации, зависящим от коэффициента взаимовлияния. Уменьшение коэффициента взаимовлияния приведет к уменьшению шумовой составляющей сигналов датчиков углов и, следовательно, к увеличению точности стабилизации [2].

Таким образом, в сравнении с прототипом, предлагаемое изобретение обеспечивает существенно низкий уровень шумовой составляющей в выходном сигнале датчиков угла, а также минимизирует электромагнитное взаимовлияние и взаимовлияние каналов при воздействии угловой скорости (практически отсутствует). Данное усовершенствование достигнуто при помощи разнесения ДМ от ДУ и перпендикулярному расположению ДМ относительно ДУ, а также менее плотному монтажу проводов от ДУ и удалению их от проводов ДМ в результате освободившегося для этого пространства.

Данные улучшения удалось выполнить при несущественных увеличениях высоты и массы гироприбора (в основном ротора). Последнее положительно сказалось на увеличении кинетического момента и, как следствие, на снижении дрейфа благодаря изменению конструкции ротора и прибора вцелом.

Использованные источники:

1. Патент РФ №2460040, МПК G01C 19/02, 2011 г.

2. Распопов В.Я. Гироскопический датчик углов со сферическим шарикоподшипниковым подвесом / В.Я. Распопов, Д.М. Малютин, Р.В. Алалуев, С.В. Телухин, С.И. Шепилов // Гироскопия и навигация. - 2018. -№2 (101). - С. 88-94.

1. Гироскоп, содержащий корпус, в котором установлен гиромотор, включающий статор с катушками и ротор на сферическом шарикоподшипниковом подвесе, а также взаимоиндуктивные датчики угла и датчики момента, отличающийся тем, что датчики угла и датчики момента находятся по разные стороны ротора гироскопа, при этом количество датчиков момента увеличено до 8 шт., где основные статорные части датчиков момента в количестве 4 шт. располагаются под 90° относительно измерительных осей вокруг продольной оси гироскопа, а дополнительные 4 шт. расположены вокруг продольной оси гироскопа через 45° относительно измерительных осей.

2. Гироскоп по п. 1, отличающийся тем, что датчики угла и датчики момента используют индивидуальный магнитопровод.

3. Гироскоп по п. 1, отличающийся тем, что датчики момента расположены ортогонально относительно измерительных осей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа. Сущность изобретения заключается в том, что датчик угловой скорости (ДУС) на базе динамически настраиваемого гироскопа дополнительно содержит сумматор, усилитель с коэффициентом усиления, обратно пропорциональным нутационной частоте гироскопа и дополнительное корректирующее звено с передаточной функцией , где постоянная времени Т прямо пропорциональна кинетическому моменту гироскопа и обратно пропорциональна коэффициенту усиления усилителя К, а постоянная времени Т1 равна постоянной времени изодрома основного корректирующего звена, причем выход измерителя тока по каждому каналу измерения подключен к первому входу сумматора этого канала и через последовательно соединенные дополнительно корректирующее звено и усилитель - ко второму входу сумматора второго канала измерения, а выход каждого сумматора является выходом ДУСа.

Гироскоп // 2728733
Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при создании бескарданных гироскопов на сферической шарикоподшипниковой опоре. Гироскоп содержит корпус с расположенным внутри него гиродвигателем, включающим статор с катушками и ротор на сферической шарикоподшипниковой опоре, трансформаторно-индуктивные датчики угла и электромагнитные датчики момента, размещенные на корпусе гироскопа напротив торцевой части ротора, при этом на сердечниках электромагнитного датчика момента установлены по две обмотки: обмотка возбуждения и обмотка управления, причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно, при этом обмотки возбуждения между собой и обмотки управления между собой соединены последовательно.

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению. Двухканальный датчик угловой скорости построен на базе гироскопа со сферической опорой.

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении. Способ настройки арретирующего механизма гироскопа управляемого снаряда содержит этапы, на которых осуществляют настройку арретирующего механизма ведут путем измерения линейного перемещения, выставляя величину условного зазора, образованного плоскостями сопряжения подвижной защелки арретира, которую предварительно снабжают технологической прорезью, и торца, неподвижного относительно рабочего хода защелки, подпружиненного поршня, микрометрическим индикатором, измерительный стержень которого через технологическую прорезь в защелке упирают в торец поршня, при этом ось прорези в защелке выполняют соосно оси поршня, а ее линейные размеры, обеспечивающие центровку и вертикальность погружаемого в прорезь измерительного стержня микрометрического индикатора, затем пружину поршня сжимают резьбовой пробкой, ввинчивая ее до упора, выставляют на шкале индикатора «0», после этого на верхний конец оси индикатора прикладывают усилие, закрепив на ней тарированный груз, после чего, вывинчивая пробку, по шкале микрометрического индикатора выставляют величину условного зазора, пропорциональную усилию поджатия поршня к защелке.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа. Датчик угловой скорости (ДУС) на базе динамически настраиваемого гироскопа содержит корпус, ротор, в двухосном кардановом подвесе и два канала измерения, каждый из которых содержит датчик угла, усилитель, датчик момента с обмоткой управления и измеритель тока датчика момента, при этом датчик угла и датчик момента расположены на осях чувствительности, перпендикулярных друг другу, а измеритель тока датчика момента включен последовательно в цепь его обмотки управления.

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных гироблоков. Достигаемый технический результат - повышение точности (достоверности) определения составляющей погрешности гироблока, обусловленной резонансом его конструкции.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что динамически настраиваемый гироскоп содержит магниты, при этом на торцах магнитов, обращенных друг к другу, выполнены пазы, стороны катушек датчика момента, протекание тока в которых создает управляющий момент, расположены над сплошными частями магнитов, стороны катушек датчика угла, в которых формируется сигнал об угловых отклонениях ротора, расположены над пазами в магнитах, в рабочий зазор магнитной системы помещены генераторные катушки прямоугольной формы, соединенные последовательно и расположенные парами в два ряда над кольцевыми магнитами так, что они не выходят за пределы магнитной системы ротора датчика угла и момента, а оси каждого ряда находятся над пазами в соответствующем магните.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов. Динамически настраиваемый гироскоп содержит корпус, вал, упругий подвес, установленный на вал и обеспечивающий ротору возможность поворота относительно вала вокруг двух ортогональных осей, ротор, установленный на упругий подвес и имеющий кольцевой магнит, намагниченный в радиальном направлении и имеющий чередующиеся участки большей и меньшей намагниченности, статор двухкоординатного датчика угла, установленный на корпусе и имеющий катушки, вставленные в кольцеобразный канал ротора, при этом между статором двухкоординатного датчика угла и корпусом установлены две втулки, одна из которых присоединена к статору и имеет сферическую поверхность с центром в точке пересечения оси вала с осями подвеса, а вторая, установленная на корпусе, имеет коническую поверхность, сопрягающуюся со сферической поверхностью первой втулки, с возможностью углового смещения первой втулки относительно второй.

Использование: для преобразования угловых положений. Сущность заключается в том, что способ автономного определения положения объекта основан на формировании информативного гармонического сигнала частоты вращения гироскопа с радиально намагниченным ротором–магнитом путем индуцирования эдс в обмотке сферического соленоида, механически закрепленного на объекте, электрическом арретировании ротора гироскопа, наведении его оси вращения на объект внешнего пространства и установке начального отсчета координат, разарретировании и выделении из информативного сигнала параметров по двум координатам, курса и тангажа, при этом формируют одновременно три попарно биортогональных между собой синусно-косинусных сигнала индуцированием эдс частоты вращения ротора, выполненного в форме полого полного или неполного шара, намагниченного перпендикулярно его оси вращения и помещенного внутри или снаружи сферы из немагнитного материала, на которой взаимно пространственно перпендикулярно расположены три сферических соленоида, а параметры трех угловых положений объекта, представленного связанной с ним системой координат в виде трех попарно биортогональных между собой синусно-косинусных сигналов, относительно внешнего инерциального, псевдоинерциального или неинерциального пространства, представленного вращающимся шаровым ротором-магнитом, определяют одновременной демодуляцией по трем каналам амплитуд и фаз трех пар обозначенных синусно-косинусных сигналов по заданным алгоритмам.

Использование: для первичных измерительных преобразователей (датчиков) угловых положений объектов с шестью степенями свободы пространственного движения. Сущность изобретения заключается в том, что гироскопический датчик угловых положений объекта с шестью степенями свободы содержит гироскоп с вращающимся ротором-магнитом, намагниченным перпендикулярно оси вращения, помещенный внутри сферического соленоида и разгонного устройства, снабженного системами электрического арретирования и стабилизации частоты вращения ротора, при этом дополнительно введены еще два сферических соленоида, расположенных попарно биортогонально с первым соленоидом и между собой, а вместе трехмерно ортогонально, все три соленоида расположены на сфере, выполненной из немагнитного материала и жестко соединенной с объектом зафиксированным внешним кардановым подвесом, а ротор-магнит выполнен в форме полого сферического шара, частично заполненного немагнитной демпфирующей жидкой средой, а зазор между ротором и сферой с соленоидами заполнен жидкой смазкой, на сфере параллельно оси сферического соленоида начального отсчета расположено прицельное устройство, а на втулках карданового подвеса установлены элементы снятия фиксации.
Наверх