Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд

Изобретение относится к области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте. Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд включает переездную предупреждающую сигнализацию и содержит от одного до двух желобов, располагаемых поперек дороги на ее правой стороне на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса переезда и по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него. Достигается повышение надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

 

Изобретение относится к области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте, а именно, к средствам безопасности движения, а также к сигнальным устройствам в местах пересечения железнодорожного и автомобильного движения.

Предупреждению аварийных ситуаций на неохраняемых железнодорожных переездах уделяется большое внимание. Несмотря на это проблема аварийности на них остается актуальной. Для решения этой проблемы используются в основном средства предупреждения, контроля и сигнализации. Так на неохраняемых переездах могут устанавливаться светофор с тремя головками - двумя с огнями красного цвета, расположенными по бокам от головки с огнем лунно-белого цвета. При отсутствии приближающегося поезда красные огни переездного светофора погашены, а лунно-белый огонь мигает, свидетельствуя об отсутствии приближающегося к железнодорожному переезду поезда и исправности устройств сигнализации. Со стороны подъезда автотранспорта устанавливаются (в соответствии с ПДД) дорожные знаки, предупреждающие водителей о приближении к переезду. На подходах к переездам со стороны железнодорожного пути устанавливаются сигнальные знаки, требующие подачи свистка ("Свисток"). На железнодорожных путях, пересекающих регулируемые переезды, на расстоянии не менее 15 м от переезда устанавливаются заградительные светофоры (Устройства безопасности на переездах / [Электронный ресурс] - URL: http://caredenis.ru/resources/srd/html/lcs08.html / (дата обращения 20.12.2021)). Таким образом, использование описанных средств сигнализации представляет собой систему устройств информирования водителей автотранспорта и поездных бригад о приближении к железнодорожному переезду и тем самым содействует предупреждению аварийных ситуаций на переезде. Однако, одного информирования о переезде недостаточно для обеспечения должной безопасности.

Наиболее часто на неохраняемых переездах используют только автоматическую переездную светофорную сигнализацию без автошлагбаумов, а именно используют автоматическую переездную оповестительную сигнализацию, осуществляемую с помощью дистанционно управляемых светофоров, а также звуковой сигнализации. (Могильников Ю.В. Пеганова В.В. Системы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах / [Электронный ресурс] - URL:

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36272/1/ittsm-2016-48.pdf/ (дата обращения 24.12.2021). Указанное техническое решение является наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому, но в большинстве случаев таких мер недостаточно для осуществления достаточно надежного оповещения водителей автотранспорта.

Решаемой задачей заявляемого изобретения является повышение надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд. В данном случае под надежностью следует понимать сохранение или повышение вероятности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Достижение указанного технического результата в заявляемом изобретении достигается за счет осуществления системы предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд, включающей переездную предупреждающую сигнализацию, а также от одного до двух желобов, располагаемых поперек дороги на ее правой стороне на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса переезда и по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Заявляемое изобретение имеет следующие, общие с ближайшим аналогом существенные признаки: переездную предупреждающую сигнализацию. Под переездной предупреждающей сигнализацией здесь следует понимать светофоры, звуковую сигнализацию, устройства голосового оповещения, дорожные и путевые знаки оповещения.

Отличают заявляемое изобретение от прототипа следующие существенные признаки способа:

- наличие от одного до двух желобов,

- расположение желобов поперек дороги, на ее правой стороне,

- расположение желобов на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса,

- конструкция желобов имитирует желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Приведенные существенные признаки являются отличительными от прототипа, т.к. каждый из них не содержится в совокупности существенных признаков прототипа, т.е. не присутствует в перечне признаков, осуществляемых в прототипе, и не является их характеристикой.

Для однозначного и более полного понимания описания заявляемого изобретения далее приведены пояснения и уточнения, использованных выше понятий и терминов, а также раскрытие признаков изобретения с указанием причинно-следственных связей их осуществления.

Заявляемая система представляет собой совокупность устройств и конструкций, объединенных единым творческим замыслом и предназначена для предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд, что способствует повышению надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Основой изобретательского замысла заявляемого технического решения является введение в имеющиеся системы предупреждающей сигнализации на неохраняемых железнодорожных переездах, обладающих дистанционным звуковым и световым воздействием на водителей автотранспорта, нового конструктивного устройства, обладающего функцией опосредованного физического воздействия на водителей.

Раскрытие замысла представляется следующим образом.

Из практики известно, что факторы непосредственного или опосредованного физического воздействия на человека, оказывают на него большее влияние, чем дистанционное световое и звуковое воздействие. Физическое воздействие осуществляется за счет толчков при преодолении желоба и рельса. При этом еще большее значение имеет необходимость принятие ответных действий и решений. Известно также, что преодоление водителями желобов переезда для многих водителей сопряжено с большой концентрацией внимания. Кроме того, желоба переезда для неисправных автомобилей являются препятствием, а их преодоление проверкой технического состояния. Нередки случаи, когда автомобили застревают именно при переезде желоба за счет технических неисправностей или неопытности водителей. Таким образом желоб/желоба на переезде являются тестом на техническую исправность автомобиля и опытность водителя.

Согласно идее изобретения выполнение перед переездом желоба/желобов, имитирующих желоб переезда, будет концентрировать внимание водителя на дорожной обстановке, приведет его к необходимости снижения скорости, будет являться тестом исправности автомобиля и психологического состояния водителя. Все это неизбежно приведет к предупреждению аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд и соответственно к снижению вероятности возникновения аварийной ситуации на переезде. При этом выполнение имитирующих желоба/желобов должно соответствовать следующим правилам:

- количество желобов не должно превышать двух, в противном случае это будет раздражать водителей и сказываться на износе подвески автомобиля,

- желоб/желоба не следует размещать ближе 10 м от первого (ближайшего) рельса переезда, т.к. это может привести к одновременному попаданию колес разных осей автомобиля в желоба, что приведет к повышенной нагрузке на подвеску автомобиля,

- расстояние между имитирующими желобами должно отличаться от расстояния между рельсами реальной колеи, чтобы не имитировать ее, в противном случае водитель может спутать имитацию с самим переездом, поэтому расстояние между имитирующими желобами желательно выполнять от 3,0 до 10 м.

- глубина имитирующего желоба преимущественно составляет 0,05-0,07 м, ширина (без рельса) 0,07-0,08 м,

- имитирующий желоб может быть выполнен только на правой полосе дороги, т.е. до переезда, а не за ним,

- имитирующий желоб может быть выполнен как с размещенным в нем рельсом, так и без него.

Заявляемое изобретение является техническим решением, т.к. представляет собой решение задачи достижения заявленного технического результата путем реализации технической системы, состоящей из технических устройств и компонентов. При этом вся совокупность существенных признаков данного изобретения объединена единым творческим замыслом, а именно реализацией системы предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд за счет осуществления комплекса устройств и элементов, включающего переездную предупреждающую сигнализацию и устройства, имитирующие желоба переезда, что позволяет достичь заявленного технического результата - повысить надежность предупреждения аварийного выезда транспорта на неохраняемый переезд.

Данное техническое решение является промышленно применимым в области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте. Его выполнение должно осуществляться специально подготовленными специалистами. Использование изобретения предназначено для обычных водителей автотранспорта. При осуществлении заявляемого технического решения используют устройства, приборы и материалы, выпускаемые промышленностью и находящиеся в открытой продаже. Методами осуществления изобретения являются методы механической обработки дорожного покрытия и методы монтажа железнодорожного пути, монтаж электрооборудования.

Средствами осуществления являются дорожное оборудование, электромонтажное оборудование. Указанная выше совокупность существенных признаков заявляемого изобретения и их раскрытие позволяет сделать вывод о достижении заявленного технического результата путем повышения надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Приведенное выше описание показывает, что осуществление отличительных от прототипа существенных признаков, в том числе их характеристик, обеспечивает достижение технического результата заявляемого изобретения, а именно, повышение надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

При этом показано, что совокупность существенных признаков заявляемого изобретения, позволяющая достичь заявленного технического результата, отличается от совокупности существенных признаков аналогов, прототипа, а также и других известных источников данных, т.е. не известно применение данной совокупности существенных признаков с реализацией заявленного назначения или с получением заявленного технического результата. Другими словами, заявляемое изобретение не известно из уровня техники.

В ходе изучения уровня техники способов предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд не выявлены технические решения, существенные признаки которых по отдельности или в какой-либо совокупности совпадают с отличительными существенными признаками заявляемого изобретения и позволяют достичь заявляемого технического результата. Таким образом, подтверждено отсутствие известности влияния отличительных существенных признаков заявляемого изобретения на заявленный технический результат.

Следует также обратить внимание, что использование всей заявленной совокупности существенных признаков, в том числе совокупности отличительных признаков, для получения заявленного технического результата не следует явным образом для специалистов из уровня техники, т.к. не является объединением, изменением или совместным использованием сведений, содержащихся в уровне техники, и/или общих знаний специалиста.

Действительно, использование всей совокупности существенных признаков заявляемого изобретения для целей реализации назначения не следует для специалистов явным образом из уровня техники за счет использования следующих технических решений:

- наличие от одного до двух желобов,

- расположение желобов поперек дороги, на ее правой стороне,

- расположение желобов на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса,

- конструкция желобов имитирует желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Здесь следует заметить, что указанные отличительные существенные признаки заявляемого изобретения взаимосвязаны и дополняют друг друга, вследствие чего повышают надежность предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Заявляемое изобретение осуществляют следующим образом.

Сначала неохраняемый переезд оснащают штатными средствами сигнализации, а именно светофорами с тремя головками - двумя с огнями красного цвета, расположенными по бокам от головки с огнем лунно-белого цвета и звуковой сигнализацией, а также штатными дорожными и сигнальными знаками. Затем со стороны подъезда автотранспорта на правой полосе дороги, поперек ее, на расстоянии 10-20 м от ближайшего рельса переезда выполняют желоб, по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него. При этом дополнительными характеристиками выполнения желоба являются:

- количество желобов не должно превышать двух, в противном случае это будет раздражать водителей и сказываться на износе подвески автомобиля,

- желоб/желоба не следует размещать ближе 10 м от первого (ближайшего) рельса переезда, т.к. это может привести к одновременному попаданию колес разных осей автомобиля в желоба, что приведет к повышенной нагрузке на подвеску автомобиля,

- расстояние между имитирующими желобами должно отличаться от расстояния между рельсами реальной колеи, чтобы не имитировать ее, в противном случае водитель может спутать имитацию с самим переездом, поэтому расстояние между имитирующими желобами желательно выполнять от 3,0 до 10 м.

- глубина имитирующего желоба преимущественно составляет 0,05-0,07 м, ширина (без рельса) 0,07-0,08 м,

- имитирующий желоб может быть выполнен только на правой полосе дороги, т.е. до переезда, а не за ним,

- имитирующий желоб может быть выполнен как с размещенным в нем рельсом, так и без него.

Результатом функционирования заявленного изобретения является снижение скорости автотранспорта перед переездом, повышение внимания водителей автотранспорта к дорожной обстановке, тестирование технической исправности автомобиля и психического состояния водителя.

Пример 1.

Сначала переезд оборудуют штатной световой и звуковой сигнализацией, а также дорожными и сигнальными знаками. После этого на полосе дороги, ведущей к переезду, поперек ее, на расстоянии 10 м от ближайшего рельса переезда выполняют желоб, по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом. Глубина имитирующего желоба составляет 0,05 м, ширина (без рельса) 0,07 м. При подъезде к имитирующему желобу водители снижают скорость до 5-10 км/час и повышают внимание к дорожной обстановке, одновременно происходит техническое тестирование автомобиля.

Пример 2.

Сначала переезд оборудуют штатной световой и звуковой сигнализацией, а также дорожными и сигнальными знаками. После этого на полосе дороги, ведущей к переезду, поперек ее, на расстоянии 17 м от ближайшего рельса переезда выполняют первый желоб, а через 3 м еще один, по своей конструкции оба желоба имитируют желоб железнодорожного переезда без рельса. Глубина имитирующих желобов составляет 0,07 м, ширина (без рельса) 0,08 м. При подъезде к имитирующему желобу водители снижают скорость до 5-7 км/час и значительно повышают внимание к дорожной обстановке, одновременно происходит техническое тестирование автомобиля. Количество нарушителей режима скорости снижается.

Приведенные в примерах данные наряду с изложенным выше описанием убедительно показывают достижение технического результата и реализацию назначения заявляемого изобретения при осуществлении совокупности всех заявленных существенных признаков.

Приведенные примеры не следует рассматривать как ограничивающие объем изобретения. Напротив, возможны также варианты и модификации описанных примеров в пределах объема прав, изложенных в формуле изобретения.

Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд, включающая переездную предупреждающую сигнализацию, отличающаяся тем, что содержит от одного до двух желобов, располагаемых поперек дороги на ее правой стороне на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса переезда и по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам сигнализации на железнодорожных переездах. Система содержит пункт управления автоматической переездной сигнализацией, состоящий из первого и второго элементов ИЛИ, первого и второго блоков контроля исправности линий связи, блока управления устройством заграждения переезда, блока управления автоматической переездной сигнализацией, блока предварительного ограждения переезда, исполнительного элемента блока предварительного ограждения переезда, блока контроля свободности зоны переезда, блока контроля свободности участков приближения к переезду, щитка управления автоматической переездной сигнализации, блока сопряжения, громкоговорящего устройства и датчиков, первый и второй переездные светофоры и первый и второй заградительные светофоры, связанные с пунктом управления автоматической переездной сигнализацией линиями связи.

Изобретение относится к средствам контроля железнодорожного переезда. Система включает пункты счета осей, установленные на границах контролируемых участков переезда и содержащие путевые датчики, напольные счетные устройства, которые соединены с путевыми датчиками, устройства световой и акустической сигнализации и автошлагбаумы, соединенные между собой при помощи кабеля устройства заграждения, блок автоматического управления и контроля переездной сигнализацией, блок обмена данными, устройства бесперебойного питания, внешние источники питания, линейную цепь, блок диагностики и архивации, блок видеоконтроля, монитор, блок ретрансляции сигналов, блоки контроля исправности линий связи, блок логического контроля проследования поезда через переезд, блок управления повторным закрытием переезда, блок контроля фактического положения крышек заградителей, блок автоматического приведения крышек заградителей в верхнее положение, датчики положения крышек заградителей, цепи опроса датчиков положения крышек заградителей, блок контроля свободности зоны переезда, блок управления устройством заграждения переезда, заградительные светофоры, устройство питания напольных счетных устройств.

Изобретение относится к средствам железнодорожной автоматики для контроля нештатных ситуаций на неохраняемых железнодорожных переездах. Система имеет переездную часть, включающую оптопару (1), рельсовую цепь (3) и устройство управления (2), передающее устройство (4) системы АЛС и локомотивную часть, включающую принимающее устройство (5) системы АЛС и локомотивный светофор (6).

Изобретение относится к средствам безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. Система содержит схему управления переездными светофорами, выход которой соединен с входами переездных светофоров, рельсовую цепь участка приближения к переезду, имеющую рельсовые линии, ограниченные изоляционными стыками, и аппаратуру питающего и релейного концов.

Изобретение относится к средствам обнаружения препятствий в пределах железнодорожного переезда. Система включает в себя модуль обнаружения, выполненный с возможностью направления электромагнитной волны на отражатель, установленный на железнодорожном переезде, и приема отраженной волны, соответствующей электромагнитной волне; модуль управления, выполненный с возможностью определения состояния окружающей среды в пределах железнодорожного переезда на основе отраженной волны; и модуль вывода, выполненный с возможностью вывода наружу сигнала присутствия/отсутствия препятствия, указывающего на присутствие препятствия, когда модуль управления определяет, что состояние окружающей среды является аномальным.

Изобретение относится к средствам контроля железнодорожного переезда. Система включает заградительные светофоры (4,5), переездные светофоры (6,7), устройства автоматической переездной сигнализации (8), устройства заграждения переезда (9), имеющие возможность управления работой выездных заградительных элементов (10.1, 10.3), m передатчиков микроволнового излучения (11) и n приемников микроволнового излучения (12), видеокамеры наружной установки (13), акустические извещатели участников движения в зоне переезда (15), шкаф устройств контроля свободности зоны переезда (16), блок автоматического определения свободности зоны переезда (17), модули включения реле (18), модули релейного вывода (19), реле тревоги (20), реле предварительной тревоги (21), реле снижения скорости проследования (22), реле проверки исправности устройств контроля свободности зоны переезда (23), реле контроля зоны переезда (24), реле блокировки выездных заградительных элементов (25), реле (26, 27) включения акустических извещателей, Ethernet-модуль ввода/вывода (28), коммутатор цепей связи устройств видеонаблюдения (29), шкаф устройств видеонаблюдения (30), видеорегистратор (31), внешнее устройство отображения (32), пост дежурного по переезду (33), цепи автоматического включения заградительной сигнализации (34), цепи передачи дежурному по переезду и локомотивной бригаде информации о наличии препятствия на переезде (35), цепи передачи информации дежурному по станции и дежурному по переезду (36), цепи включения запрещающих показаний на переездных светофорах (37) и цепи перевода заградительных элементов устройств зоны переезда (38).
Изобретение относится к средствам контроля проезда транспорта через железнодорожный переезд. В способе на транспорт устанавливают мониторинговый блок, а на оборудование железнодорожного переезда устанавливают блок контроля; при запрещающем показании переездной сигнализации блок контроля переводят в режим, запрещающий проезд транспортного средства, устанавливают связь с мониторинговым блоком приближающегося транспорта, после этого с помощью мониторингового блока включают предупреждение для водителя о запрете проезда через железнодорожный переезд; с помощью блока контроля фиксируют в базе данных нарушение транспортным средством при проезде автомобильного транспорта через железнодорожный переезд на запрещающее показание переездной сигнализации; с помощью базы данных для обработки и хранения переданных данных визуализируют перемещение транспортных средств и состояние переездной сигнализации в районе железнодорожного переезда; с помощью мониторингового блока и блока контроля в постоянном режиме накапливают информацию, которую через определенные интервалы времени передают в базу данных, с помощью блока контроля передают информацию в базу данных о его техническом состоянии.

Изобретение относится к средствам обнаружения и оповещения машинистов поездов о наличии препятствий на пути следования. Комплекс содержит видеокамеры 1 и 2, основной вычислительный блок 3, дополнительный вычислительный блок 4, каждый вычислительный блок 3 (4) состоит из процессора 5 (6) с подключенными к нему модулем 7 (8) синхронизации и модулем 9 (10) обнаружения препятствий, соединенным с модулем 11 (12) обработки данных радара 13 и с модулем 14 (15) обработки данных видеокамер 1 и 2, которые подключены соответственно к выходу радара 13 и к выходам видеокамер 1 и 2, при этом в основной вычислительный блок 3 дополнительно введены и подключены к процессору 5 модуль 16 поездной ситуации, соединенный с модулем 17 оповещения, модуль 18 сравнения, выходом соединенный с модулем 17 оповещения, и устройство 19 шифрации и дешифрации, соединенное с радиомодемом 20, второй вход модуля 18 сравнения подключен к процессору 6 дополнительного вычислительного блока 4, модули 7 и 8 синхронизации основного и дополнительного вычислительных блоков 3 и 4 соединены с навигационным приемником 21, а с выходом модуля 17 оповещения соединен извещатель 22.

Изобретение относится к средствам видеорегистрации на железнодорожном транспорте для контроля выполнения технологических операций. Система дистанционного контроля и регистрации технологических операций включает персональную камеру видеонаблюдения, закрепленную на головном уборе работника, персональный абонентский терминал работника с монитором наблюдения, пультом управления с кнопкой записи кадра и средствами беспроводной связи - LTE, Wi-Fi, WIMAX, GSMR, с диспетчером и/или машинистом, диспетчерский терминал с монитором, пультом, видео- и аудио-регистратором и средствами беспроводной связи; дополнительный терминал на подвижном объекте, например, локомотиве, с монитором, пультом, видео- и аудио-регистратором и средствами беспроводной связи.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для регулирования скорости локомотива в зоне сближения с неохраняемыми и необслуживаемыми переездами. Система включает блок памяти, в котором хранится цифровая карта пути с ординатами переездов и контрольных точек на участке приближения к переезду, программу автоматического регулирования скорости, аппаратуру спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС/GPS, с помощью которой определяют текущую путевую ординату и скорость, блок управления, формирующий сигнал управления для исполнительного механизма тормозной системы поезда, При этом функция обеспечения безопасности движения через переезд полностью реализуется на локомотиве посредством блока управления путем автоматизированного снижения скорости на участке приближения к переезду до безопасного уровня на основе использования путевой ординаты и скорости, определенных с помощью аппаратуры ГЛОНАСС/GPS, подачи автоматического звукового сигнала в сторону переезда, проверки контроля бдительности машиниста и перехода в полуавтоматический режим ведения локомотива в зоне прямой видимости переезда, предоставляющий машинисту возможность принятия окончательного ситуационного решения в зоне переезда на основе учета фактической ситуации.
Изобретение относится к области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте. Способ предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд включает получение и передачу данных о наличии автотранспорта, включение переездной сигнализации и торможение локомотива, определение критических параметров прогнозирования и возникновения аварийной ситуации, подготовку дорожного покрытия в зоне дороги, прилегающей к переезду, которая заключается в выполнении на дорожном покрытии участков с искусственной неровностью, оформление полос движения автотранспорта путем организации двухполосного движения, разделение полос между собой и их отделение от обочины бордюром, организацию контактного контроля автотранспорта перед переездом и на самом переезде, отправку данных в компьютерный центр управления. Достигается повышение надежности предотвращения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.
Наверх