Способ диагностики подклинки тел качения в подшипнике

Изобретение относится к способам диагностики технического состояния подшипников качения, и может найти применение во всех механизмах, имеющих подшипники качения, для выявления наличия подклинки тел качения, которая, если не предпринять превентивных мер, часто приводит к разрушению подшипника и тяжелым последствиям всего механизма. Предложен способ для диагностики подклинки тел качения в подшипнике путем измерений параметров электрического сигнала тензорезисторов, установленных на наружном кольце подшипника, анализа и сравнения их величин с данными, полученными на эталонной установке. При этом для тензорезисторов выполняется градуировка параметров электрического сигнала, соответствующих штатным рабочим условиям в узле. В качестве параметра измеряемого электрического сигнала тензорезисторов выбирают величину уровня напряжений наружного кольца, определенную на частоте прокатывания тел качения по кольцу. Тензорезисторы устанавливают на кольце подшипника под углом, перпендикулярным углу контакта тел качения с кольцом, на которое они устанавливаются. Измеряют уровни напряжений на частоте прокатывания тел качения по кольцу, при этом найденные значения уровней напряжений сравнивают со значениями уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, определенных на частоте прокатывания тел качения по кольцу, измеренных при испытаниях на эталонной установке. Диагностируется наступление подклинки тел качения, если определенные уровни напряжений выше уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, измеренных на эталонной установке. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является возможность своевременного определения подклинки тел качения и проведения необходимых превентивных мер по ее исключению. 1 ил.

 

Изобретение относится к способам диагностики технического состояния подшипников качения, и может найти применение во всех механизмах, имеющих подшипники качения, для выявления наличия подклинки тел качения, которая, если не предпринять превентивных мер, часто приводит к разрушению подшипника и тяжелым последствиям всего механизма.

Традиционно для диагностики технического состояния используется метод вибрографирования (ГОСТ ИСО 10816-1-97). Первичным преобразователем для данного метода является датчик вибраций, устанавливаемый на корпуса машин. Основным недостатком вибрографирования является удалённость датчика вибраций от источника возникновения диагностируемого сигнала, особенно от опор подшипника роторных элементов, что приводит к недостаточно информативному контролю процессов, происходящих внутри машины, когда чувствительности датчика вибраций недостаточно.

Кроме нагрузок, воспринимаемых подшипниками качения, для оценки их работоспособности следует выполнять диагностику подклинки тел качения при работе подшипникового узла. Данная диагностика особенно актуальна для подшипниковых узлов многорежимных изделий, когда для введения требуемых мероприятий устраняющих подклинку, направленных на обеспечение работоспособности подшипников, следует знать, на каком режиме реализуется подклинка тел качения.

Наиболее близким к изобретению является способ диагностики путем измерений параметров электрического сигнала тензорезисторов, установленных на наружном кольце подшипника, анализа и сравнения их величин с данными полученными на эталонной установке, при этом для тензорезисторов выполняется градуировка усилий (изобретение №2673503, МПК G01L 1/22 опубл. 27.11.2018). Оценка действующих нагрузок выполняется на рабочих частотах вращения подшипника. Недостатком данного способа является отсутствие возможности определения на ранних стадиях появления дефекта, связанного с заклиниванием тел качения, который в дальнейшем может привести к выходу из строя узла, в который монтируется подшипник качения.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является возможность своевременного определения подклинки тел качения, и проведения необходимых превентивных мер по ее исключению.

Технический результат достигается тем, что в способе для диагностики подклинки тел качения в подшипнике, путем измерений параметров электрического сигнала тензорезисторов, установленных на наружном кольце подшипника, анализа и сравнения их величин с данными полученными на эталонной установке, при этом для тензорезисторов выполняется градуировка параметров электрического сигнала соответствующих штатным рабочим условиям в узле, в отличие от известного, в качестве параметра измеряемого электрического сигнала тензорезисторов выбирают величину уровня напряжений наружного кольца, определенную на частоте прокатывания тел качения по кольцу, тензорезисторы устанавливают на кольце подшипника под углом, перпендикулярном углу контакта тел качения с кольцом, на которое они устанавливаются, измеряют уровни напряжений на частоте прокатывания тел качения по кольцу, при этом найденные значения уровней напряжений сравнивают со значениями уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, определенных на частоте прокатывания тел качения по кольцу, измеренных при испытаниях на эталонной установке, диагностируется наступление подклинки тел качения, если определенные уровни напряжений, выше уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, измеренных на эталонной установке.

На фигуре показан пример показаний тензорезисторов на частоте прокатывания тел качения.

Способ осуществляется следующим образом.

На наружном кольце подшипника устанавливают тензорезисторы, при этом они установлены перпендикулярно углу контакта тел качения с кольцом, на котором они расположены.

Подшипник с тензорезисторами монтируют в эталонную установку, в которой проводят испытания в условиях подклинки тел качения. По результатам испытаний для каждого тензорезистора определяют на частоте прокатывания тел качения по кольцу уровни напряжений, соответствующие подклинке тел качения. Далее подшипник с тензорезисторами монтируется в механизм. При испытаниях механизма измеряемые тензорезисторами на частоте прокатывания тел качения по кольцу уровни напряжений колец подшипников соотносятся с уровнями, соответствующими подклинке тел качения. Если при испытании механизма уровни напряжений выше, определённых на установке, то диагностируется наступление подклинки тел качения и принимают необходимые меры по ее исключению.

Пример

Определение предельных уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, выполняется при работе на специальной эталонной установке на частоте прокатывания тел качения. Частота прокатывания тел качения больше частоты вращения ротора в количество раз, соответствующих числу тел качения в подшипнике. Как правило, уровни напряжений при возникновении подклинки тел качения растут лавинообразно (см. чертеж).

По записям на контрольно-измерительную аппаратуру при испытаниях механизма определяют значения динамических напряжений, измеренных тензорезисторами, расположенными на кольце подшипника в зоне наибольших расчётных напряжений, определенных на основании 3D математического моделирования напряженно-деформированного состояния кольца подшипника.

Значения напряжений сравнивают с нормой, установленной исходя от допустимого уровня деформации колец из условий малоцикловой долговечности и назначенного ресурса, (фиг.), определённой для каждого тензорезистора на частоте пробегания тел качения при испытаниях на эталонной установке. Превышение нормы означает наступление подклинки тел качения и требует принятия мер по ее исключению.

Использование данного способа диагностики дефекта подклинки тел качения в подшипнике позволяет его идентифицировать на ранних стадиях.

Таким образом, данное техническое решение позволяет повысить надежность работы подшипников качения, за счет раннего выявления дефекта связанного с подклинкой тел качения.

Способ диагностики подклинки тел качения в подшипнике, путем измерений параметров электрического сигнала тензорезисторов, установленных на наружном кольце подшипника, анализа и сравнения их величин с данными, полученными на эталонной установке, при этом для тензорезисторов выполняется градуировка параметров электрического сигнала, соответствующих штатным рабочим условиям в узле, отличающийся тем, что в качестве параметра измеряемого электрического сигнала тензорезисторов выбирают величину уровня напряжений наружного кольца, определенную на частоте прокатывания тел качения по кольцу, тензорезисторы устанавливают на кольце подшипника под углом, перпендикулярным углу контакта тел качения с кольцом, на которое они устанавливаются, измеряют уровни напряжений на частоте прокатывания тел качения по кольцу, при этом найденные значения уровней напряжений сравнивают со значениями уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, определенных на частоте прокатывания тел качения по кольцу, измеренных при испытаниях на эталонной установке, диагностируется наступление подклинки тел качения, если определенные уровни напряжений выше уровней напряжений, соответствующих подклинке тел качения, измеренных на эталонной установке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний шарнирных подшипников с имитацией эксплуатационных нагрузок и температур. Стенд для испытаний шарнирных подшипников состоит из основания, на котором размещены и соединены при помощи кинематической цепи привод и нагрузочное устройство, при этом ось шарнирно установлена в основании.

Изобретение относится к вибродиагностике промышленного оборудования и может быть применимо для вибродиагностики работающих промышленных механизмов (подшипников, насосов, редукторов, электродвигателей и других роторных механизмов). Способ заключается в измерении вибрационных ускорений и преобразовании их в прямые автоспектры и спектры огибающей высокочастотной составляющей сигналов виброускорений, выделении в них локальных максимумов и сравнении их с максимумами на предварительно заданных эталонных автоспектрах и спектрах огибающей, формирование эталонных автоспектров и спектров огибающей вибрационных сигналов осуществляют путем определения набора частот соответствующих каждому дефекту.

Использование: для диагностирования технического состояния подшипниковых узлов качения или скольжения в режиме реального времени. Сущность изобретения заключается в том, что система вибродиагностики подшипникового узла содержит датчики вибродиагностики и акустической диагностики, подключенные через соответствующие им последовательно соединенные устройства усиления, фильтрации и преобразования сигнала к блоку обработки, обучения и принятия решения, который соединен с базой данных и блоком прогноза состояния и отображения информации, а также с блоком калибровки, подключенным к датчикам вибродиагностики и акустической диагностики через соответствующие им последовательно соединенные устройства преобразования, фильтрации и усиления сигнала.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к постовым системам контроля технического состояния буксовых узлов движущегося поезда. В способе акустического контроля состояния буксовых узлов колесных пар движущегося поезда при прохождении поезда на измерительном участке протяженностью не менее 2,5 оборота колеса идентифицируют каждый буксовый узел каждой колесной пары и измеряют акустические шумы, сгенерированные каждым буксовым узлом, с помощью приемников акустического сигнала, каждый из которых преобразует акустический сигнал в электрический, который предварительно обрабатывают путем соответствующего усиления и фильтрации, преобразуют из аналоговой формы в цифровую и компенсируют искажения, вносимые электроакустическим трактом.

Изобретение относится к области технологического оборудования в машиностроении. Стенд для проверки момента сопротивления вращению опорно-поворотных устройств содержит установочную часть, привод, блок нагружения, выполненный в виде набора поверенных весовых имитаторов, и устройство для фиксации неподвижного кольца проверяемого опорно-поворотного устройства.

Изобретение относится к испытанию подшипников. Способ заключается в том, что возбуждают собственные колебания и измеряют параметры колебаний, которые возбуждают пьезоэлектрическим преобразователем, подключенным к аппаратно-программному комплексу на базе микропроцессорной техники со специализированным программным обеспечением.

Изобретение относится к вибродиагностике промышленного оборудования и касается степени и скорости развития выявленного дефекта в процессе вибродиагностики работающих промышленных механизмов. Степень развития зарождающегося дефекта определяют путем присвоения значений амплитудных коэффициентов соответствующим частотам, полученным при совпадении локальных максимумов с эталонными, образующих наборы частот.

Изобретение относится к вибродиагностике механизмов и может быть применимо для вибродиагностики вспомогательных корабельных механизмов (подшипников, насосов, электродвигателей и других роторных механизмов). По этому способу полосовую фильтрацию вибрационных ускорений выполняют в высокочастотной области, исключая взаимное влияние виброакустических сигналов соседних узлов механизма.

Изобретение относится области испытательной техниники, в частности к испытательному оборудованию, а именно к стендам для испытаний образцов эластомерных подшипников. Устройство содержит раму с установленным на ней гидроцилиндром, электродвигателем, кривошипным механизмом, оснащенным шатуном, и средства измерения.

Изобретение относится к области исследования триботехнических характеристик материалов подшипников и может быть использовано для их определения с высокой точностью не только в нормальных, но и в специфических условиях, в частности в условиях открытого космоса, в зоне действия ионизирующих излучений, экстремальных температур и т.п.

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть использовано для измерения усилий, в частности, передаваемых от навесных сельскохозяйственных машин и почвообрабатывающих орудий. Устройство для измерения усилия, передаваемого от навесной сельскохозяйственной машины или навесного почвообрабатывающего орудия, содержит двуплечий рычаг, закрепленный шарнирно на неподвижной опоре, и тензодатчики.
Наверх