Способ обучения моделированию жевательной поверхности коронки зуба (варианты)

Группа изобретений относится к области медицины, а именно к пропедевтическому курсу стоматологии, и предназначено для использования при обучении практическим навыкам студентов стоматологического факультета, зубных техников и врачей. При моделировании в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют плоскую поверхность толщиной 3-6 мм, расчерчивают контуры фиссур. Затем формируют бугры, учитывая анатомическую форму, высоту бугра, форму верхушки и фасетки бугра. После этого моделируемый зуб сжимают с боков, подкручивают по кругу и сжимают в области шейки зуба. Также, после формирования из слайма плоской поверхности толщиной 3-6 мм, с каждой из четырех сторон поверхности делают по одному защипу, которые сворачивают вовнутрь, надавливают посередине, моделируя пять бугров со всеми анатомическими особенностями - верхушки, скат и фасетки, а у шейки зуба подкручивают и формируют боковые стенки коронки. Также, из слайма формируют длинный жгут, сворачивают его «змейкой», делая семь петель. Затем формируют габаритные очертания модели зуба, его основных поверхностей, вершин основных бугров, фиссур, бугорков и внешних контуров. Способы позволяют обеспечить точность и повышение скорости моделирования, а также возможность проведения многократной коррекции смоделированного зуба и расширение способов обучения методике восстановления поверхностей коронки зуба. 3 н.п. ф-лы, 14 ил., 3 пр.

 

Предлагаемое изобретение относится к области медицины, а именно к пропедевтическому курсу стоматологии, и может быть использовано для обучения практическим навыкам студентов стоматологического факультета, зубных техников и врачей.

Жевательная поверхность зубов характеризуется наличием фиссур, высотой и количеством бугров, бороздок, углублений, разворотом и наклоном коронки зуба, цветом, прозрачностью.

Известен способ обучения моделированию при реставрации зубов, где представлены методы моделирования, описаны приемы анатомического моделирования и технология их изменений (см. Горячев Н.А. Методы моделирования при прямом восстановлении твердых тканей зубов: учеб. - метод. пособие - Казань: Медицина - 2013 - С. 4-10), например, моделируют реставрацию, работая от «большего к меньшему», постепенно удаляя инструментами лишний реставрационный материал. Эта техника моделирования требует значительного времени и не всегда позволяет точно восстановить анатомический контур зуба.

Известен способ моделирования зубов, который заключается в том, что строят два противоположно направленных конуса, параметры которых определяются контрольными точками и линиями зубного ряда, в каждый из них вписывают по две логарифмической спирали и моделируют зуб путем соединения точек пересечения указанных фигур (см. Патент РФ №2153305, 2000 г.).

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ обучения моделированию, включающий формирование шара из слепочного материала и последующее формирование габаритных очертаний модели зуба, его основных поверхностей, вершин основных бугров, фиссур, бугорков и внешних контуров (Ломиашвили Л.М., Михайловский С.Г. Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов. https://belodent.org/article/lm-lomiashvili-sgmikhaylovskiy-metodologicheskie-podkhody. Дата обращения 07.12.19 г.).

Для осуществления известного способа моделирования коронок зубов используют разные пластические материалы, такие как пластилин, пластику, скульптурную глину разных цветов.

Известный способ осуществляют следующим образом. Из слепочного материала - скульптурной глины формируют шар, которому затем придают габаритные очертания модели зуба и намечают расположение основных поверхностей: медиальной контактной, дистальной контактной, вестибулярной и небной. Далее определяют вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносят разметку, соответствующую фиссуре первого порядка Н-образной формы. Завершение формирования внешних контуров модели и экватора проводят руками. Шпателем углубляют фиссуру первого порядка. Разделяют основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы. После завершения работы модель корректируют, срезав лишнее скальпелем или шпателем.

К недостаткам известного способа следует отнести то, что используемая слепочная масса - скульптурная глина твердеет при работе и не позволяет быстро менять заданную форму, поэтому если студент неправильно слепил зуб и через какое-то время показывает модель для проверки, ее невозможно скорректировать, так как она уже затвердела и модель нужно переделывать заново.

Недостатком использования скульптурной глины является также и то, что она крошится от недостатка влаги и, наоборот, плохо держит форму при избыточном внесении воды.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение точности и повышение скорости моделирования, а также возможность проведения многократной коррекции смоделированного зуба и расширение способов обучения методике восстановления поверхностей коронки зуба.

Новым в предлагаемом способе является то, что в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют плоскую поверхность толщиной 3-6 мм, расчерчивают контуры фиссур, затем формируют бугры, учитывая анатомическую форму, высоту бугра, форму верхушки и фасетки бугра, после этого моделируемый зуб сжимают с боков, подкручивают по кругу и сжимают в области шейки зуба.

Новым является также то, что в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют плоскую поверхность толщиной 3-6 мм, после чего с каждой из четырех сторон плоской поверхности делают по одному защипу, которые сворачивают вовнутрь, надавливают посередине, моделируя 5 бугров со всеми анатомическими особенностями - верхушки, скат и фасетки, а у шейки зуба подкручивают и формируют боковые стенки коронки.

Новым является и то, что в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют длинный жгут, сворачивают его «змейкой», делая 7 петель, затем формируют габаритные очертания модели зуба, его основных поверхностей, вершин основных бугров, фиссур, бугорков и внешних контуров.

Слайм - это желеобразный материал, на ощупь мягкий как пластилин с повышенной пластичностью, не пачкает руки, держит форму и не застывает, с легкостью меняет объем в заданной траектории. Основные компоненты - полисахарид (гуаровая камедь) и бура. Предлагаемый способ позволяет формировать одновременно несколько бугров. Учитывая пластичность слайма, формируя заданные пропорции, добавлять материал не нужно. Лишний объем слайма при моделировании бугра плавно перетекает в другие бугры, добавляя им форму. Неоднократно можно сжимать и вытягивать слайм. В любой момент можно исправить архитектонику бугров в считанные секунды, одним мягким нажатием стоматологического инструмента. Наглядно видны объемы контуров бугров и высота. Обучаемый, вылепливая анатомию бугров и фиссур, запоминает и проговаривает, повторяет названия анатомического строения жевательной поверхности зубов. Тренируется визуальное восприятие структур зуба. При работе со слаймом развивается тактильная чувствительность рук. Материал относится к антистрессовым массам. На модели сформированные структуры из слайма держат форму в течение 3-3,5 часов.

Пластичность материала позволяет мгновенно исправить ошибки анатомии структур при моделировании зуба. Обтекаемость материала позволяет создать изысканность строго анатомической формы и особенностей коронки зуба.

Предлагаемый способ обучения моделированию жевательной поверхности моляров и премоляров при реставрации зубов был использован при обучении студентов 2, 3, 4, 5 курсов стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, а также при обучении врачей стоматологов, проходивших курсы повышения квалификации. Применение заявляемого способа позволило сократить время усвоение материала в 2 раза, повысить качество работы в 2.7 раза.

Сопоставительный анализ заявляемого способа с прототипом показал, что предлагаемый способ отличается от известного вышеперечисленными приемами и, следовательно, соответствует критерию патентоспособности изобретения «новизна».

Анализ патентной и специальной литературы показал, что предлагаемый способ имеет признаки, отличающие его не только от прототипа, но и от других технических решений в данной области медицины. В доступной литературе авторами предлагаемого технического решения не найдено способа обучения моделированию жевательной поверхности моляров и премоляров при реставрации зубов с использованием слайма. Использование таких технических приемов, как раскатывание, загибание, соединение концов, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение, защипывание позволяют выучить, повторить и запомнить анатомические особенности строения коронок зубов, бугров, фиссур.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «изобретательский уровень».

Способ, составляющей заявляемое изобретение, предназначен для использования в здравоохранении. Возможность его осуществления подтверждена описанными в заявке приемами и средствами, следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Способ поясняется следующими рисунками, где на фиг. 1 показаны этапы первого варианта моделирования, на фиг. 2 показаны этапы второго варианта, на фиг. 3 - третьего варианта, на фиг. 4 показано известное строение зуба, где

1 - медиовестибулярый или передний щечный бугорок, протоконид (prd); 2 - дистовестибулярный или задний щечный бугорок, или гипоконид (hyd); 3 - дистальный или задний бугорок, или гипоконулид (hid), или мезоконид; 4 - медиолингвальный или передний язычный бугорок, или метаконид (med); 5 - дистолингвальный или задний язычный бугорок, или энтоконид (ehd); 6 - щечная часть медиального краевого гребня; 7 - дистальный валик переднего щечного бугорка; 8 - медиальное углубление переднего щечного бугорка; 9 - дистальное углубление переднего щечного бугорка; 10 - медиальный валик заднего щечного бугорка; 11 - дистальный валик заднего щечного бугорка; 12 - медиальное углубление заднего щечного бугорка; 13 - дистальное углубление заднего щечного бугорка; 14 - медиальный валик дистального бугорка; 15 - дистальный валик дистального бугорка; 16 - медиальное углубление дистального бугорка; 17 - дистальное углубление дистального бугорка; 18 - центральная ямка; 19 - передняя триангулярная ямка, 20 - задняя триангулярная ямка (https://dentaltechnic.info/index/php/modelirovanie/hudezhestvennoemodelirovanieirestavraciyazubov/254-modelirovaviepervogomolyaranizhejchelyusti, дата обращения 07.06.2021 г.)

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. При выполнении способа изначально задают конфигурацию объема. Правильное моделирование жевательной поверхности зубов позволяет пациенту качественно пережевывать пищу, иметь безупречную окклюзию, правильно распределять жевательную нагрузку на зубы. Авторы представляют несколько вариантов моделирования жевательной поверхности коронки зуба.

Пример 1. Из слайма скатывают шарик, затем формируют плоскую поверхность толщиной 3-6 мм. Стоматологическими инструментами расчерчивают на поверхности слайма полоски-бороздки, соответствующие количеству и названию фиссур; бугры - передний и задний язычный. Затем бороздки углубляют. Используя шпатели формируют бугры (передний язычный, задний язычный, передний щечный, задний щечный, дистальный), учитывая высоту, форму верхушки и фасетки бугра. Затем подкручивают слайм по кругу и сжимают материал в области шейки зуба, формируют боковые стенки коронки. Модель готова. (фиг. 1).

Пример 2. Из слайма в руках скатывают шарик, затем надавливая ладонями на шарик формируют плоскую поверхность, толщиной 3-6 мм. С боков делают четыре защипа и сворачивают внутрь. В середине жевательной поверхности выполняют углубления круглым штопфером надавливанием. С боков коронку моделируемого зуба сжимают к середине жевательной поверхности и моделируют пять бугров. У шейки зуба подкручивают и формируют боковые стенки коронки зуба. (фиг. 2). Такая техника основана на последовательном моделировании противолежащих бугорков: язычно-дистального и медиально-вестибулярного, язычно-медиального и вестибулярно-дистального для нижних моляров и в обратной последовательности для верхних моляров. Окклюзионный фиссурный рельеф моляров оформляют с учетом их индивидуальной архитектуры, т.е. с учетом типа узора фиссур - плюс-образный, Y-образный, Х-образный и др.

Пример 3. Слайм раскатывают в шар, из которого изготавливают длинный жгут. Далее сворачивают «змейкой», делая 7 петель. Эти петли соединяют вместе и оформляют с боков. Затем формируют жевательную поверхность моделируемого зуба со всеми анатомическими особенностями (фиг. 3). По этому варианту надо знать количество и название бугров, придать им анатомические черты и самое главное расположение относительно всех поверхностей - акселярной, сагиттальной, трансверзальной. В данной методике используют концепцию пластического моделирования - послойного нанесения, сдвижения, обобщения, выделения материала в строго необходимом количестве в точно определенное место. Технику пластического моделирования проводят путем последовательного и постепенного наращивания материала с помощью ручных моделировочных инструментов.

Таким образом, заявляемый способ позволяет обучить моделированию жевательной поверхности моляров и премоляров, а при реставрации зубов освоить пластику моделирования зуба.

Кроме этого, осуществление предлагаемого способа закрепляет знания анатомии коронки зуба, учит выбирать нужный инструмент для реставрации. При моделировании зуба обучающийся самостоятельно принимает решение углубить, соединить структуры, что позволяет ему добиться желаемого результата. За счет возможности коррекции непосредственно во время и после первично сформированной формы зуба формируются навыки создания реставрируемого зуба.

1. Способ обучения моделированию жевательной поверхности коронки зуба, включающий формирование шара из слепочного материала и последующее формирование габаритных очертаний модели зуба, отличающийся тем, что в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют плоскую поверхность толщиной 3-6 мм, расчерчивают контуры фиссур, затем формируют бугры, учитывая анатомическую форму, высоту бугра, форму верхушки и фасетки бугра, после этого моделируемый зуб сжимают с боков, подкручивают по кругу и сжимают в области шейки зуба.

2. Способ обучения моделированию жевательной поверхности коронки зуба, включающий формирование шара из слепочного материала и последующее формирование габаритных очертаний модели зуба, отличающийся тем, что в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют плоскую поверхность толщиной 3-6 мм, после чего с каждой из четырех сторон плоской поверхности делают по одному защипу, которые сворачивают вовнутрь, надавливают посередине, моделируя 5 бугров со всеми анатомическими особенностями - верхушки, скат и фасетки, а у шейки зуба подкручивают и формируют боковые стенки коронки.

3. Способ обучения моделированию жевательной поверхности коронки зуба, включающий формирование шара из слепочного материала и последующее формирование габаритных очертаний модели зуба, отличающийся тем, что в качестве слепочного материала используют слайм, из которого формируют длинный жгут, сворачивают его «змейкой», делая семь петель, затем формируют габаритные очертания модели зуба, его основных поверхностей, вершин основных бугров, фиссур, бугорков и внешних контуров.



 

Похожие патенты:
Настоящее изобретение относится к стоматологическому конструкционному материалу для 3D-печати. Данный материал содержит компоненты, масс.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к способам определения циклической усталости эндодонтических инструментов и симуляционному эндодонтическому блоку для их осуществления. Никель-титановый файл подвергают воздействию механической нагрузки путем его вращения в каналах симуляционного эндодонтического блока, включающего пять желобовидных каналов, которые могут быть заполнены раствором NaOCl.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу получения металлического штампа для выполнения штамповки искусственной металлической коронки зуба. Форма для штампа изготавливается в полихлорвиниловом стакане с разрезом стенки во всю длину сверху вниз.

Изобретение относится к медицине, а именно к устройству для ирригации канала зуба. Устройство включает эндодонтический наконечник с иглой, перистальтическую помпу, вакуумный насос и емкость для отработанных ирригантов.

Группа изобретений относится к блоку смолы для обработки фрезерованием в стоматологии, для получения зубных протезов и способу его получения. Блок смолы для обработки фрезерованием в стоматологии содержит смолистую матрицу (A), сферический наполнитель (B), средний размер частиц которого находится в диапазоне от 240 нм до 500 нм и который является таким, что при толщине 10 мм и при измерении колориметром светлота (V) составляет меньше чем 5,0 и насыщенность (C) составляет меньше чем 2,0, причем эти величины измерены в цветовой системе Манселла для окрашенного света на черном фоне и на белом фоне, (C) неорганические частицы, имеющие средний размер частиц меньше чем 100 нм, и является таким, что при толщине 1 мм и при измерении колориметром светлота (V) составляет меньше чем 5,0 и насыщенность (C) составляет 0,05 или больше, причем эти величины измерены в цветовой системе Манселла для окрашенного света на черном фоне, но на белом фоне светлота (V) составляет 6,0 или больше и насыщенность (C) составляет меньше чем 2,0, причем эти величины измерены в цветовой системе цветности Манселла для окрашенного света.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапевтической стоматологии, и может быть использовано для восстановления анатомической формы и функции моляра после эндодонтического лечения и кариозного процесса. Осуществляют профессиональную гигиену, очистку поверхности соседних зубов, определение их цвета, препарирование стенки коронковой части зуба, кислотное травление, адгезивную обработку.

Изобретение относится к стоматологическому оборудованию, а именно к стоматологическим наконечникам, и предназначено для использования при стоматологических процедурах в кабинете врача. Используют наконечник, содержащий ручку и корпус с оптическим источником излучения в виде, по меньшей мере, одного светодиода, подключенного к источнику электрического питания, при этом он снабжен оптическим сенсором, выполненным с возможностью подключения к средствам визуального отображения.

Группа изобретений относится к медицине и медицинской технике и может быть использована для смешивания и раздачи двухградиентных стоматологических материалов. Одноразовый шприц для двухградиентного стоматологического материала, содержит трубчатую канюлю, которая соединена смесительной камерой с двумя цилиндрическими корпусами.

Группа изобретений относится к медицине и медицинской технике и может быть использована для смешивания и раздачи двухкомпонентных стоматологических материалов. Шприц для двухградиентного стоматологического материала содержит корпус 1 со съемной дозирующей торцовой насадкой 2, полость для установки двухкамерного картриджа 3 и два поршня 4 и 5, которые размещены в корпусе 1 с возможностью параллельного перемещения вдоль каждой камеры картриджа 3.

Изобретение относится к медицине, а именно к остеопатии и стоматологии, и предназначено для использования при лечении пациентов с зубочелюстными аномалиями. Определяют у пациента угол экстензии шеи сначала с закрытым ртом в привычной окклюзии, при этом пациент направляет взгляд вниз, а потом – с открытым ртом, при этом пациент направляет взгляд вверх, после чего определяют амплитуду открывания рта, сначала в привычном положении головы, затем – в максимальной экстензии шеи.
Наверх