Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением

 

!

1

О П И- С А Н-- И Е

ИЗОБРЕтЕНИя

Союз Соеетоких

Сониалиотичеокмл

Реопублик

Ф=. !

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 10.У.1967 (№ 1154814/24-7) с присоединением заявки №вЂ”

Прио ритет—

Кл. 21d, 55/01

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистрое

СССР

МПК Н 02k 9/02

Опубликовано 28.1Х.1970. Бюллетень М 30

УД К 621.3.044.3.017..72 (088.8) Дата опубликования описания 27.IX .1971

Автор изобретения

Ф. Р. Коренцвит

Заявитель

РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛК)СНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ

МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Известны роторы синхронных явнополюсных электрических машин с газовым охлаждением полюсных катушек, между которыми установлены распорки, используемые в качестве распределителей потока охлаждающего газа.

Однако в этих роторах с относительно малым диаметром остова эффективность охлаждения средней части катушек по длине полюса существенно снижается из-за недостатка охлаждающего газа, поступающего к ним с торцов ротора по длинным каналам, в виду невозможности подачи охлаждающего газа через остов ротора малого диаметра непосредственно в межполюсное пространство к средним частям катушек.

Предложенный ротор отличается от известных тем, что для повышения интенсивности охлаждения крайние части распределителей выполнены в виде полых клиньев. Клинья имеют форму треугольника, обращенного своей вершиной к остову ротора, и образуют с внешней поверхностью полюсных катушек каналы, которые имеют выход в воздушный зазор и перекрыты выступами на переходе к средней части распределителей газа, имеющей Т-образное сечение и образующей с боковыми поверхностями катушек каналы, сообщающиеся с обеих сторон с каналами полых клиньев.

На фиг. 1 н 2 схематически изображен предлагаемый ротор, две проекции; на фиг. 3— разрез по А-А на фиг. 2.

Между катушками 1 полюсов 2 установлены распределители 8 газа. Концевые части 4 распределителей газа имеют в сечении форму треугольника, обращенного вершиной к остову 5 ротора и образующего каналы 6 между боковыми сторонами 7 концевых частей 4 и пт наружной поверхностью катушек 1. Каналы 6 имеют выход 8 в воздушный зазор и перекрыты на переходе к средней части 9 распределителя газа выступами 10. Средняя часть 9 имеет Т-образное сечение, образующее кана15 лы 11 с наружной поверхностью катушек 1.

Каналы 11 сообщаются с обеих сторон с треугольными каналами 12 концевых частей 4 и имеют выход 18 в воздушный зазор между ротором и статором. Наружная поверхность рас2О пределителей 8 газа вьпполнена 3а подлицо с наружной поверхностью 15 башмаков полюсов.

В случае необходимости выступы 10 распределителей газа удерживают катушки 1 в тан25 гснциальном направлении. Распределители 8 газа закреплены на остове 5 ротора, например, при помощи Т-образных хвостовиков 16. Для уменьшения аэродинамического сопротивления входа охлаждающего газа торцы концезо вых частей 4 распределителей. могут иметь

282499

2 // 10 3 А 9 11 0

$ / 2

Фуг 1

N-A

15 Ж 9// 13

4G/8 2

Фиг 3

Составитель М. Подгорная

Текред A. А. Камышиикова

Корректор О. И. Волкова

Т едактор Е. Кравцова

Заказ 7572 Тираж 480 Подппсно.

ЦНИИП11 Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Областная типография Костромского управления по печати форму раструбов. Распределитель газа может быть выполнен в виде одной детали илп может состоять из нескольких частей по длине из немагнитного преимущественно легкого материала, например алюминиевого сплава.

При вращении ротора газ под действием напора, создаваемого, например, осевыми вентиляторами, установленными на торцах ротора, поступает в каналы б, охлаждает крайние части катушек I и проходит через выходы 8 в воздушный зазор. Параллельно каналам 6 охлаждающий газ поступает по треугольному каналу 12 в каналы 11 непосредственно к средним частям катушек 1, охлаждает их и

:проходит в воздушный зазор через выход 13, П р елме т изоб ретенизя

Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением полюсных катушек, между которыми установлены распорки, используемые в качестве распределителей потока охлаждающего газа, отличаю5 бийся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения, крайние части указанных распределителей выполнены в виде полых клиньев, имеющих в сечении форму треугольника, обращенного своей вершиной к остову

1О ротора, и образующих с внешней поверх ностью полюсных катушек каналы, которые имеют выход в воздушный зазор и перекрыты выступами на переходе к средней части распределителей газа, имеющей Т-образное

15" сечение и образующей с боковыми поверхностямп катушек каналы, сообщающиеся с обеих сторон с каналами полых клиньев.

Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к многофазному генератору электрической энергии (1), содержащему ротор (2) и статор (3), центрированные на оси вращения (4) ротора (2) и охлаждаемые при помощи по крайней мере одной цепи циркуляции (5) охлаждающей среды, генератор подает электрическое питание в сеть (6) через по крайней мере одно устройство согласования (7) рабочей частоты генератора (1) с частотой сети (6), в состав статора (3) входит, по крайней мере, часть 9 элементов устройства (7) согласования частоты

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к турбогенераторам с газовым охлаждением

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается систем охлаждения статоров посредством жидкого хладагента (охлаждающего агента), например воды или масла

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании вращающихся электрических машин с магнитными подшипниками, например турбогенераторов с воздушным охлаждением, имеющих замкнутый цикл вентиляции

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин, а именно индукторных генераторов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении одно- и трехфазных двигателей, в том числе для бытовых многопрофильных систем

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к энергомашиностроению и может применяться как средство автономного энергоснабжения навигационных систем судов, самолетов, космических аппаратов, где имеются жесткие требования к качеству тока по частоте и напряжению
Наверх