Фрикционная муфта

 

ОПИСАН ИЕ 293146

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт, свидетельства ¹

МПК F 16d 25/063

Заявлено 17Л 1.1968 (№ 1251386!25-27) с присоединением заявки т№

Приоритет

Опубликовано 15.!.1971. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 4.III.1971

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР тДК 621.825.54 (088.8) Лвторы изобретения

В. П. Тарасик и С. В. Кежун

Заявитель

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к механизмам с трансмиссией транспортных средств.

Известны муфты, содержащие пакет фрикционных дисков, установленный в корпусе, разделенном поршнем на две полости для подачи рабочей жидкости под давлением, одна пз которых предназначена для предварительного сжатия дисков, а другая — для окончательного их сжатия. Однако в таких муфтах возникают большие динамические нагрузки.

Отличием предлагаемой муфты является то, что полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой, а в поршне выполнено дроссельное отверстие для подачи под давлением рабочей жидкости, сжимающей атмосферный воздух и осуществляющей плавное нарастание усилия сжатия дисков.

Прн этом в днище поршня смонтиронаны толкатели, обеспечивающие гарантированный зазор между поршнем и пакетом фрпкцпонных дисков при перемещении поршня. Полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством отверстий в поршне или клапана. Такое выполнение обеспечивает сниженпе динамических нагрузок.

Иа фиг. 1 показана фрикциоппая муфта в разрезе; па фнг. 2 — механизмы толкателя шарикового типа (а), цилиндрического типа (б),и с гидравлическим поджатием (в) в разрезах; на фиг. 3 — схема клапана, обеспечивающего увеличение количества поступившего в полость цилиндра воздуха.

Фрпкционная муфта состоит пз корпуса 1, образующего с поршнем 2 две полости Л и

Б цилиндра, уплотняемые кольцами 3 — 5.

Между нажимной поверхностью поршня и упорным диском б, закрепленном в корпусе стопорным кольцом 7, расположены ведущие

8 п ведомые 9 диски. В отверстиях поршня

10 и опоры !О пружин расположены пружины 11 для возврата поршня в исходное положение.

Полость Л соединена с каналом подвода масла одним плп несколькими отверстиями 12.

15 Полость Б соединена с атмосферой одним плп нссколькпмп отверстиями И, предназна II.ttíûìè для впуска воздуха, а также с каналом подвода масла под давлением посредством дроссельного отверстия 14, выполнен20 ного, например, в поршне между полостямп Л и Б. В поршне расположены толкателп, например. в виде шариков 15, поджпмаемых пружинами 1б, обеспечивающими выступанпе толкателей над поверхностью порш25 ня, сжимающей диски. Толкатели могут быть выполнены также в виде подпружиненных плупжеров 17 илп таких же плунжеров 18, поджпмаемых давлением масла, подводимого по каналу 19 из канала подвода под давлеЗО нием масла на включение фрикционной муф293146

30

55 ты или из полости А предварительного сжатия дисков.

Другой вариант устройства, обеспечивающий более полное заполнение полости Б цилиндра воздухом, представляет собой золотник 20, поджатый пру>кипой 21, расположенный, например, в стенке корпуса или в поршне. Полость Б соединена с атмосферой отверстием 22. Между полостью Б и клапаном расположен дроссель 28. Торец золотника 20 соединен каналом 24 с полостью А. Вместо золотникового клапана может быть применен шариковый либо грибковый клапан.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

При включении муфты масло подается под давлением в полость А через отверстия 12, и поршень 2 быстро перемещается, выбирая зазоры между дисками 8 и 9, и обеспечивает предварительное их сжатие, при котором начинается буксование муфты.

При перемещении поршня в полость Б через зазор между диском 8 и нажимной повсрхностью поршня 2, обеспечиваемый толкателями, и отверстие 18 в поршне засасьивается воздух. Количество масла, поступающего в полость Б в процессе перемещения поршня, незначительно в связи с кратковременностью этого процесса и малым диаметром отверстия 14.

В момент сжатия дисков толкатели утапливаются заподлицо с нажимной поверхностью поршня, сжимая пружины 16 (или выдавливая масло).

Прижатие нажимной поверхности поршня к плоскости диска 8 обеспечивает герметичное закрытие отверстий 18. Масло, поступающее под давлением через отверстие 14 в полость Б, плавно изменяет давление от нуля до рабочего в канале подвода масла, производя дожатие дисков и обеспечивая необходимый запас момента трения.

Таким образом предложенная фрикционная муфта обеспечивает нарастание усилия сжатия дисков, что позволяет увеличить долговечность узлов и деталей трансмиссии путем всасывания воздуха в полость Б цилиндра при движении поршня и последующего сжатия воздуха давлением масла после соприкосновения дисков.

При соединении отверстий 12 подвода масла на включение со сливом поршень 2 возвращается B,èñõîä íoå положение посредством механизма возврата, выполненного, например, в виде пружин 11.

В варианте фрикционной муфты с клапаном

4 открытием и закрытием отверстия 22 !впуска воздуха и дросселя 28 управляет золотник 20.

При перемещении поршня 2 воздух в полости Б засасывается через открытое отверстие 22. Дроссель 28 закрыт золотником 20, поджимаемым пружиной 21, и масло в полость Б не поступает. После выбора зазора между дисками в полости А начинает возрастать давление, сжимающее диски, При определенной величине давления в полости А масло, воздействия на торец золотника 20 через канал 24, преодолевает усилие пружины 21 и центробежного усилия золотника 20 и перемещает последний в нижнее положение, в результате чего вначале закрывается отверстие впуска воздуха боковой поверхности золотника 20, а затем открывается дроссель 28, через который поступает под давлением масло в полость Б, осуществляя плавное увеличение в ней давления, а значит и усилия сжатия дисков.

Таким образом, в этом варианте также обеспечивается плавное увеличение усилия сжатия дисков в процессе включения гидравлического цилиндра, Однако в этом случае за счет усложнения конструкции удается несколько увеличить наполнение полости Б воздухом.

Предмет изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая пакет фрикцион ных дисков, установленный в кор-гусе, разделенном поршнем на две полости для подачи рабочей жидкости под давлением, одна из которых предназначена для предварительного сжатия дисков, а другая — для окончательного их сжатия, отличающаяся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок, полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой, а в поршне выполнено дроссельное отверстие для подачи под давлением рабочей жидкости, сжимающей атмосферный воздух и осуществляющей плавное нарастание усилия сжатия дисков, при этом в днище поршня смонтированы толкатели, обеспечивающие гарантированный зазор между поршнем и пакетом фрикционных дисков при перемещении поршня.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством отверстий, выполненных в поршне.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством клапана.

22

Составитель И. Злотник

Редактор Н. Г. Михайлова Техред T. П. Курилко

Корректор Н. Л. Бронская

Изд. № 235 Заказ 444/8 Тира>к 473 Подп исп ое

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх