Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Фиоз Советсиик

Социалистических

Республик (11)!294415

К АВТОРСКОМУ СВИДВИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) М. КлР

В 23 Р 13/06 (22) Заявлеио26. 06.68, (21) 1258253/25-8 с присоединением заявки ¹â€” т (23) Приоритет еедеретееекь6 N0Nntt

Везера Минеетрее CNp

INI Лееаи аеееке екке а еткрнтий (еЖ Опубликовепе26.66.тббюллетевь уе(23, -r- (45) Дата опубликования описаиия(05.07.76. (53) уД 621.Å14,7Î4:

:621.633,36ф (ОЯВ.8 (72) Автор изобретения

Б. Ф,. Федотов (т1) «1аяннтел, 11ентраУ ьный научно-исследовательский институт технологяти машиностроения (54) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЬЕВ КОЛЕС МОДИФИЦИРОВАННЫХ

ЧЕРВЯЧНЬМ ГЛОБОИДНЫХ ПЕРЕДАЧ

Известен способ нарезания зубьев колес

1 " модифицированных червячных глобоидных пе- редач четырехрезповойфрезой-летучкой с двумя средними и двумя крайними резцами. По етому способу режущие кромки резцов устанавливаот в одной осевой плоскости на соответ, ствуюиюй рабочей поверхности, производя щей поверхности червяка, что ие обеспечи» (вает локализацию контакта в передаче, Предлагаемый способ отличается от нэ» 1о вестного тем, что профили режущих кромоК средних резцов. смеща рт на некоторый угол

0 в зависимости вт заданной величины по«влив@-,. пик контакта при зацеплении обрабатываемого колеса е червяком, аположение и профиль,,1б каждого из двух крайних резцов выбираот исхо- ., дя иэ расположения в одной осевой плоскос-. ,ти с одним из средних резцов и обеспече«г иия выхода подрезных эон зуба колеса из контакта с червяком. эо

Это позволяет локализовать контакт в

«передаче.

На фнг. 1 показана рабочая поверхность

:зуба колеса глобоидной передачи; на фиг. 2 -. схема формирования поверхности зуба коле- Ж

° ° ° а многолезвийным инструментом; на фщ .3 хема формирования aoaepxaoerh зуба «оле

° ° ° ° а иапоп звиййым инструментом,"на фиг.4 схема формирования поверхности зуба коле са no ape ae o caoc ; иа фиг. 6 схема по фиг. 4 со срезом подреэных эон; на фиг. 6 - инструмент для нареэання ко лес но описываемому способу; на фнг.7 вид на инструмент по стрелке Б на фнг. 6.

При нарезании зубьев колеса миоголез- . вийным инструментом зуб колеса имеет. ви@, представленный на фиг. 2. Обкаткой зоне 1 оответствует линия 4, а подреэным зонам и и Э - линии 5 и 6. Обе подрезные зоны

° ° ° ° ° формируются как след 7 крайней режущей кромки фрезы. При йалрезании . колеса мно- горезповой фреэой обйатная зона формируется многими резцами, часть которых на иг, 2 показана линиями S, 8, 10 и 11.

При нареэании зуба колеса четырехэубо-!

soO фрезой-летучкой подрезиые эоны (лиРи 5 н 6) формируютса той же линией 7.. я формирования обкаткой зоны иэ мнбфаС а линий 8-11 выбирается та, коеорая йаволее полно формирует обкатную зону. Кро-

21)44 1, i

Т01 О, OOtb(«««".TB? | М)аи Этой ЛИНИИ РОЖУ

«!:ая кромка дол))(не1»1южать в Одной Осевой п))оскости с крайней режушей кромкой, которой на фиг. 2 соответствует линия 7, Положение Обеих Крайних режуших кромок вь)бнрается B одиОЙ осевой плоскости. Поэтом все четыре режушие кромки фрезы-летучки удается располОжить B этой плоскости, что делает инструмент простым и удобным в изготовлении и налац)(е, Однако нри таксм выборе положения реэи1), располо>хенжл.) ближе к середине летучки и Формчруюшего обкатную зону . наиболее полно, первоначальный контакт .1ареэанного колеса с червяком получается кромо п1ь«« 4 т«е«передача имеет пони женную нагрузочную способность и склонна к эаеданию сраэ после изготовления.

Для пояснении причины появления кромо«ного контакта предположим, чтО нз ли» ний 8-1 1 для формирования обкатной эоны принята линия 10, которая касается этой зонь) примерно в средней плоскости коле. са и иэ приведенных линий наилуч 11им обра.".)ом совпадает с ней.

В сечении Л-А рассмотрен контакт чер- вяка с колосом, сформированным линиями

7 и 10, Иа фиг, 3 указанное сечение зуба заштриховано, а пунктирной линией пок()эано сечение обкатной эоны, полностью сопряженной с витком червяка. Линия 12 я?)ляется граниней положений черняка ео время его врашения относ)1тел1»1о зуба колеса. При правильно сформированной обкатной зоне ливня 12 совпала бы с обкатной зоной 4 и подреэными зонами 5 и O. Однако вследствие приближенности нарезання обкатной зомы колесе первоначальный контакт «(pema (линия 12) с зубом колеса в рассматриваемом сечении кромочный в точках 13 и 14 или в одной из этих точек в зависимости от момента поворота червяка.

Анализ у(. 1овий эапепления витка червяка с рабочей п>)нерхностью колеса, обкат» иая зона котороГО Образована различными ре))(ушимн кромкам)1 фрезы, иокаэывает, чтО иэ всех возможных положений режуших кромок на проиэводяшей поверхности инстр) мента всегда можно вы61)ать хОтй бы одну, которая вместе с крайней режущей кромкой даст поверхность зуба колеса, об(сяечнна)()шу)о требуемую степень локалиэаоии контакта и вывод из контакта по)1резных зон (ь ТоМ числе и их Гранил с: обкатной зон(.й).

Формирован)(е обкатной эонч осушествляется режу11181, кромкой, которой на фиг.2 соот))етствует линия 9. 0 ср(.()н)й 1))сти

Э 1«)Й . !«) Н)Д )1ИНИ и;1 118!IT t)111«« li 1 ЛЬ)1ОЕ )18—

)18,„ 1 «?(и?, и и» Го)«1 . (. Т1)«))(н «1 r«i!i!i; ст— шее твуюших приниипов проект)11)о))анин «ет-.ц)ехэубых фрез-летучек, (.Иа менее пред(1()чтительна, чем линия 10, дак)шая В8 краях обкатной зоны Огранку меньшую, чем это

5 недореэание, Однако именно линия 9 позволяет получить зуб колеса с требуемой первоначальной локализацией контакта.

Hs фиг. 4 показан в сечении А-A эуб

КОГес&, сформ)1рОванный пиниям)1 7 и «9, а и пунктирной линией, как и на фиг. 3, Обозначена Обкатная зона 4, сопряженная с витком червяка. Гэрвоиачальный контакт червяка (линия 12 на фиг. 4) с зубом, обкатная эона которого сформирована линией 9, в рассматриваемом сечении будет локализовать16 ся около точки 15. Точное положение конI такта зависит от угла поворота червяка.

Выбором иа фрезе-летучке положения режушей кромки, формируюшей обкатную зону, можно добиться требуемой степени локали :з внии.

Условием, Облегчак)шим изготовление и наладку инструмента, яв..лется расположение ре))(уших кромок, формируюших подрезЯ нь)е эоны 5 и 6 (линия 7) и обкатную зо иу (линия 9), в одной осевой плоскости. Iоэтому менять нужно положение крайней режушей кромки, которой соответствует линия 7, при этом необходимо иметь в виду слецуюшие две особенности, Во-первых, крайнюю режушую кром35 ку на производяшей поверхности в осевой плоскости среднего резиа следует располагать да))ьше от середины инструмента, чем длина сопряженного червяка, При этом" под-, резные зоны формируются линией 7 (см. фиг. 5) у имеющей меньщую кривизну, чем линия 7, т. е. зазор между линией 12 и подрезными зонами к креям зуба увеличивается.

Однако гранииа пересечения Обкетной и подреэных эон, например на входе (точка

16 пересечения линий 9 и 7 ), ближе к линии различных положений червяка 12, чем эта же Гранила до смешения крайней режущей кромки на произ))одяше)1 поверхности бр (точки 14 пересечения линий 9 и 7), причем в )том месте возможно возникновение кромочного контакта, аналогичного контакту

Б точках 13 и 14 на фиг. 3. Для увеличения расстояния между границей пересе 1е68 иия зон с линией положений червяка следует крайний реэед сместить ближе к серели- не фразы на заданнук) величину, не выходя и» Осевой плОскОсти сре!)не (> ре:11!». Это

?ffol?! AT(" втор()й(o()f)!)(П))остью изменения

З 1)О«)11);".;V.!1ИН )(f)8filf1)Ц РГ«ЖЪ ЦН".Н КР(Ъ? IK(f 1\,11 О,) 294415

I Нг случае линия 7 занимает положение 7 (см.

$m". 5). сместившись поступательно на вели.чину С в тело зуба, а граница пересечения ,зон перемешается иэ точки 16 в точку 17

:и располагается дальше от линии 12. Ана, логичные изменения происходят с положе. нием границы пересечения обкаткой зоны с подреэной зоной на выходе.

На фиг. 6 показана конструкция фрезы

,в.:соответствии с изобретением. Угол рас.положения среднего резца 18 относительно линни 19 межосевого расстояния (при

;повороте режущей кромки 20 в среднюю ,плоскость колеса) по делительной окруж;.ности 21 выбирают иэ необходимости обес:печения заданной степени локализации кон :такта. На фиг. 5 этому резцу соответствует линия 9.

Для локализации, в пределах 0,03-0,18 мм для передач среднего размера (межосевое :расстояние 120-180 мм угол должен выбираться s пределах 4-14 в зависимости от передаточного числа и модификации.

Режущая кромка 22 крайнего резца 23 ,. лежит в одной осевой плоскости с режущей кромкой 20 среднего резца 18. Однако обе

:эти режущие кромки могут не лежать на ,одной модифицированной глобоидной иоверк« ности червяка из-за возможного смешения резца 23 к середине фрезы иа величину П, ,т.е. угол расположения резца 23 относительно резца 18 может быть не равен це юму чяслу шагов червяка с учетом моди фикации. Этому резцу на зубе колеса (см. фиг, 5) будет соответствовать линия 7." Величина сдвига 9 зависит от, величины ,модификации и ие должна бъпь больше глубины обкатной зоны.

Положение двух других резцов 24 и

25 для обработки другой стороны зубьев колеса модифииированной глобоидной передачи выбирается так же, как я положение резцов 18 и 23, т.е. режущая кромка рез ца 24 расположена под таким же углом относительно линии 19 межосевого расстояния (цри повороте в среднюю плоскость

5oaeca) по.целительной окружности 1, . и режущая кромка резца 18, но по другую сторону т линии 19, а реэеи 25 смещен по окружности 21 от реэиа 24 на такой ,же угол, как резец 23 от резца 18. СоI ,ответственно режущие кромки ohoKx резцов !

1лжат в одной осевой плоскости.

Заданная толщина зуба колеси при выб ранном значении угла между режущей кром- кой резца 18 и линией 19 (и соответст венно между режущей кромкой резца 24

,и линией 19) по окружности 21 мoжeт быть, быть обеспечена, выбором угла между осе вой цлоскостью расположения режущих кро мок резцов 24 и 25 и осевой плоскостью

l6 i расположения режущих кромок резцов 18, и 23.

Профиль зуба колеса в плоском сечении, ,проведенном через точку контакта„например 15 на фиг. 4, по всей высоте зуба является в общем случае криволинейным.

lB связи с этим профиль режущей кромки

1реэца должен быть выбран соответственной

- кривизны. Создание контакта локализован-!

1 ного ае только по ширине зуба колеса, но

I ч по высоте, может быть достигнуто путеМ

;выбора кривиэйы црофиля режущей кромки резца.

Формула изобретения

Способ нареэания зубьев колес модифи-! цированных червячных глобоидных передач четырехрезцовой фреэой-летучкой с двумя .средними и двумя крайними резцами, о тI .л и ч а ю ш и и с я тем, что, с иелью

Обеспечения локализации контакта в пере даче, профили режущих кромок средних резцов смешают на некоторый угол из условия

;создания заданной величины локализации ,.контакта при зацеплении обрабатываемого

:колеса с червяком, а положение и профиль каждого из двух крайних резцов выбирают исхода из расположения в одчой осевой плоскости с одним иэ средних реэиав и обеспе- ) чения выхода подреэных эои зуба колеса .из контакта с червяком.

Составитель Н. Грехнева

РедактоР Т, ЛаРина ТехРед И. Ков КоРРектоР С, Волли>каР, Закаа 2331/272 Тираж 1178 Подписное

ИИИИПИ Госуларственного комитета Совета Министров СССР по делам иеобретеиий и открытий

) 13035,Москва, Ж-35, Раушская иаб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент г. Ywr.ñ ðîë, ул. Проектная, 4

Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач Способ нарезания зубьев колес модифицированных червячных глобоидных передач 

 

Похожие патенты:
Наверх