Способ контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

304421

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 12. I I.1970 (№ 1404385/25-28) МПК G 01Ь 5/25 с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 25.V.1971. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 6Х11.1971

Комитет по делам изоаретекий и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 531.7:717.55 (088.8) Авторы изобретения

Б. П. Кузовков, Г. М. Балабаев, Н. Н. Краснощеков и

Н. Г. Майстренко

ЕОЕНАЯ

-1ИЮИНйН р 9Я=ЙА

Заявитель

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПАРАЛЛЕЛЪНОСТИ И ПЕРЕКОСА

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОСЕЙ ВАЛОВ ЗУБЧАТЪ|Х КОЛЕС

Изобретение относится к области контроля взаимного положения деталей агрегата во время его работы, в частности к области контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес, например редукторов.

Известны способы контроля параллельности и перекоса геометрических валов зубчатых колес, например редукторов, с использованием токовихревых датчиков.

Однако известные способы контроля позволяют только правильно определить взаимное положение осей валов зубчатых колес в статическом состоянии, т. е. при сборке редуктора, в результате запуска редуктора в работу происходит значительное искажение достигнутого при сборке сопряжения взаимодействующих зубьев зубчатых колес под влиянием температурных факторов, силовых факторов, износа подшипников, возникающих во время работы.

Целью данного изобретения является обеспечение правильного сопряжения взаимодействующих зубьев зубчатых колес редуктора во время работы редуктора путем повышения точности контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес.

Эта цель достигается тем, что на шейках каждого вала устанавливают токовихревые датчики в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, вращают .валы и при установившемся режиме работы зубчатых колес регистрируют координаты положения шейки каждого вала, затем прекращают вращение валов и по показаниям датчиков определяют смещение геометрических осей валов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, после чего корректируют положение каждого вала на величину этого смещения.

10 На фиг. 1 показана схема положения осей валов после запуска рсдуктора в работу, когда имеет место смещение валов, фиксируемых

10кОВихреВыми дат11иками В дВух плос1:.Остях; на фиг. 2 — поперечное сечение одного из ва)5 лов с устаноьлеш1ыми на нем токовихревыми датчиками в двух плоскостях.

Для контроля положения валов 1 и 2 токовихревые датчики 3 устанавливают на шейках валов, после чего валы вращают. Величины

20 перемещения шеек валов показаны на фиг. 1.

Лх, и Лхз — величины перемещения, соответственно, шеек 4 и 5 вала 1 в горизонтальной плоскости;

Лу1 и Лу — величины перемещения, соответственно, шеек 4 и 5 вала 1 в вертикальной плоскости;

Лх, и Лх — величины перемещения, соотве1ственно, шеек 6 и 7 vàëà 2 в горизонталь30 ной плоскости;

304421

ЛА =Лх +.Лх, .

ЛВ, =Лу, — Лр, .

Лу, и Луг — величины перемещения, соответственно, шеек б и 7 вала 2 в вертикальной плоскости.

Затем производят суммирование величин перемещения каждой пары противолежащих шеек (4 — б) и (5 — 7) с учетом направления перемещения осей валов 1 и 2. Суммирование величин перемещения противолежащих шеек (4 — б) и (5 — 7) при определении параллельности производится следующим образом.

1. Суммарное перемещение одной пары шеек (4 — б) 2. Суммарное перемещение второй пары шеек (5 — 7)

ЛА г = Лхг+- Ах

Знак (+) берется в случае смещения шеек обеих осей валов в одном направлении, а знак (— ) — в случае смещения шеек обеих осей валов в противоположных направлениях.

Велйчина разности суммарных перемещений илй."нейараллельности осей валов составляет

Лх=ЛА — ЛАг, При определении величины пере коса осей в вертикальной плоскости производят следующие вычисления.

3. Суммарное перемещение одной пары шеек (4 — б) 4. Суммарное перемещение второй пары шеск (5 — 7)

ЛВг = Л Зг — Л9г .

Величина перекоса осей валов составит:

Лу=ЛВ, — ЛВг — при перемещении шеек валов в одном направлении;

Зо

Лу=ЛВ> + ЛВг — при перемещении шеек валов в противоположных направлениях.

После того, как определены величины перемещений валов, прекращают их вращение. Затем корректируют положение каждого вала на величину смещения, т. е. на величину Лх, у, поднимая в вертикальной плоскости со стороны большего суммарного перемещения шейку вала, геометрическая ось которого расположена ниже геометрической оси противолежащей шейки, или же, опуская шейку вала, геометрическая ось которого расположена выше

»и величину, равную сумме суммарных перемещений противолежащих шеек при перемещении концов валов в противоположных направлениях, т. е. на величин Ay.

Последующий контроль за отклонениями от принятых величин параллельности перекоса осей непрерывно ведется токовихревыми датчиками 3 при установившемся режиме работы зубчатых колес.

Предмет изобретения

Способ контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес, например редукторов, с использованием токовихревых датчиков, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, на шейках каждого вала устанавливают датчики в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, вращают валы и .при установившемся режиме работы зубчатых колес регистрируют координаты положения шейки каждого вала, затем прекращают вращение валов и по показаниям датчиков определяют смещение геометрических осей валов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, после чего корректируют положение каждого вала на величину этого смещения.

304421

Составитель Л. Кениг

Редактор М. В. Макарова Техред Т. П. Курилко Корректоры: А. Николаева и Е. Ласточкина

Заказ 1835/7 Изд. № 766 Тираж 473 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Способ контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес Способ контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес Способ контроля параллельности и перекоса геометрических осей валов зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх