Способ измерения угла направления воздушногопотока
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3l3I58
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 06.Х.1969 (№ 1371092/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 31.VI I I.1971. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 25.XI.1971
МПК G Olp 13/02
Комитет по делам изооретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 681.121.8(088.8) Авторы изобретения М. Е. Болотских, Б. М. Абрамов, Г. E. Бельфор и Н. В. Костиков
3 аявитель
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОГО
ПОТОКА
Изобретение относится к авиационной технике и может найти .применение при измерении углов атаки и скольжения на борту летательного аппарата или в аэродинамических трубах.
Известный способ измерения угла направления воздушного потока с помощью помещенного в поток в поперечном направлении и закрепленного в подвеске воспринимающего органа, имеющего форму тела вращения, основан на том, что силой, возникающей в результате взаимодействия воспринимающего органа с потоком, воздействуют на элемент датчика, который расположен вне потока и через передачу управляет подвижным узлом нуль-органа, фиксирующего угол рассогласования между, положением его выходной оси и направлением вектора сопротивления воспринимающего органа. Сигнал рассогласования нуль-органа подают на вход электромеханического привода, поворачивающий выходной узел нуль-органа в положение устойчивого равновесия, и с оси этого привода снимают сигнал, пропорциональный углу направления потока.
Недостаток этого способа заключается в том, что при любом конструктивном выполнении нуль-органа все его элементы и элементы привода обратной связи находятся в непосредственной близости к обшивке летательного аппарата, а при сверхзвуковых скоростях полета они подвергаются сильному влиянию аэродинамического нагрева. Это вызывает снижение точности измерения и надежности
5 работы прибора.
С целью повышения точности и надежности измерения в условиях аэродинамического нагрева при сверхзвуковых скоростях потока по
10 предлагаемому способу ограничивают угловое перемещение воспринимающего органа и формируют сигнал, пропорциональный отношению площадей перекрытия торцовой поверхностью воспринимающего органа двух полуплоско15 стей, параллельных направлению потока и разделенных перпендикулярной им плоскостью начального отсчета, после чего этим же сигналом управляют приводом следящей передачи, приводящим систему в согласованное положе20 ние, а величину сигнала, пропорциональную углу направления потока, фиксируют регистр атором.
На фиг. 1 изображен воспринимающий орган с площадями перекрытия при угле пото25 ках а=О; на фиг. 2 — то же, при ач О.
В поток в поперечном направлении помещают закрепленный в подвеске 1 и имеющий форму тела вращения воспринимающей орЗ0 ган 2.
313158
Предмет изобретения
V, =0
Риг 1
0,8
Риг Я
Составитель Ю. Лизько
Редактор В. Новоселова Техред А. А. Камышникова Корректор Л. В. Орлова
Заказ 3268/8 Изд. № 1363 Тираж 473 Подписное
Е1НИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 5К-36, Раушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Для исключения влияния скорости набегающего потока ограничивают перемещение находящейся вне измеряемого потока части воспринимающего органа ограниченным элементом 8. При изменении направления потока измеряют отношение площадей 5т и S2 перекрыт ия торцовой поверхностью 4 воспринимающего органа двух полуплоскостей Б и В, параллельных направлению потока и разделенных перпендикулярной им плоскостью начального отсчета, После этого сигнал отношения площадей перекрытия преобразуют в сигнал, пропорциональный углу направления потока, который в данном случае получают без приме нения в непосредственной близости от обшивки летательного аппарата каких-либо элементов привода обратной связи.
Способ измерения угла направления воздушного потока путем фиксации и отработки
5 рассогласования между положением выходной оси подвижного узла нуль-органа и направлением вектора сопротивления воспринимающего органа, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений в условиях
10 аэродинамического нагрева, ограничивают угловое,перемещение воспринимающего органа и формируют сигнал, пропорциональный отношению площадей перекрытия торцовой поверхностью воспринимающего органа двух по15 луплоскостей, параллельных направлению потока и разделенных перпендикулярной им плоскостью начального отсчета.