Канатоукладчик

 

315686

OnÈCËÍÈЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С0103 Соеетсних

Социалистических

Республин

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 03.111.1970 (№ 1412614/29-33) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 01.Х.1971. Бюллетень ¹ 29

Дата опубликования описания 15.XI.1971

МПК В 66d 1/00

В 66d 1/02

Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Миниотрое

СССР

УДК 621.864(088.8) Авторы изобретения

Ф. И. Базин, П. П. Качалов, И. Я. Бейлин, Б. Я. Болтак и E. Н. Суворов

Центральный научно-исследовательский институт лесосплава

Заявитель

КАНАТОУКЛАДЧИК

Известен канатоукладчик, содержащий каретку, ведущий вал, приводной винтовой вал с бесконечной, взаимоперекрещивающейся резьбовой канавкой правого и левого направления, направляющие штанги, сухарь с направляющим выступом, взаимодействующим с резьбовой канавкой приводного винтового вала, и привод.

Цель изобретения — обеспечить автоматическую многовинтовую и многорядную укладку каната на барабан лебедки. Для этого канатоукладчик выполнен с установленным на приводном винтовом валу с возможностью возвратно-поступательного перемещения барабаном с эксцентричными отверстиями для прохода в них направляющих штанг, снабженным устройством для самозажима каната и кронштейнами, в проушинах которых шарнирно укреплены фигурные секторные кулачи, связанные попарно спиральными пружинами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый канатоукладчик, общий вид; на фиг. 2 — разрез по

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 дана кинематическая схема канатоукладчика.

Канатоукладчик состоит из укладывающего барабана с самозажимающим устройством, направляющего устройства и привода.

Укладывающий барабан выполнен в виде цилиндрической каретки 1, имеющей при эксцентрично расположенных отверстия, через два из которых пропущены штанги 2 направляющего устройства, а через третье, большего диаметра, — .приводной винтовой вал 8. Кроме того, в каретке выполнено радиальное от5 верстие а для установки направляющего сухаря 4, который ведущим выступом 5 входит в паз прямоугольной резьбы приводного винтового вала и при вращении укладывающего барабана обеспечивает осевое перемещение

10 последнего вдоль штанг 2. Крепление направляющего сухаря в радиальном отверстии каретки осуществляется посредством резьбово10 вкладыша б и пружины 7. Поворот направляющего сухаря относительно вертикаль1S пой оси при изменении направления осевого перемещения укладывающего барабана обеспечивается за счет цапфы 8, выполненной заодно с направляющим сухарем и установленной во втулке 9. Последняя неподвижно

20 запрессована в резьбовой вкладыш б.

На торцах каретки 1 имеются фланцы 10, к которым с помощьто шпилек 11 и гаек 12 при креплены кронштейны 18 (всего установлено шестнадцать кронштейнов). B проуши2s нах каждого из кронштейнов на пальцах 14 шарнирно смонтированы фигурные секторные кулаки 15, расположенные противоположно один другому. Секторные кулаки попарно связаны спиральными пружинами 1б, в результа30 те чего тяговый канат 17 лебедки, располо

315686 жеппый между кулаками и воздейству!ощий при натяжении на прлкину 16, заклинивается, т. е. осуществляете:i сямозажим каната.

B целя.: предотврап.ения воза!О «ноет!! попадания тягового каната или других посторонних предметов под нерабочую часть «ул,Iioâ к внешним поверхностям флянцев 10 посредством Вl!ытоп 18 при креплpпы за жп IIII! !p0 та pелки 19.

Направляющее устройство предназначено для придания укладывающему бярябяпу осевого поступательного перемс!Пения при вращении этого бар",áàíà отпосптелш:о приводпого ьиптового вала 8 и состоит из двух направляющих штанг 2 и гаек 20, закрепленных в левом 21 и правом 22 водилах приводя.

Привод кянатоукладчика содсржит ведомую коническую IIIQcTppIIIQ 23, сидящуlo на шлпцах па ведущем валу 24, который выполнен заодно с левым водилом и смонтирован на конических роликовых подшипниках 25.

Правое водило приводится во вращение от вяла 24 благодаря =êñöåíòðè÷íî расположенным в левом водиле приводному винтовому валу 3 и двум направляющим штангам 2.

Оба водила вращаются в бронзовых втулках

26, запрессованных в левый 27 и,правый 28 корпуса. Последние установлены на болтах на раме 29 лебедки. Вращение приводного винтового вала относительно своей оси осуществляется за счет обкатывани я шестерни

80, выполненной заодно с приводнь! винтовым валом, вокруг еподвижной шестерни 31.

Эта шестерня на квадрате посредством корончатой гайки 82 неподвижно закреплена в крышке 83, установленн на болтах а правом корпусе 28. Левый корпус 27 снабжен крышкой 84, предназначенной для крепления подшипников 25. Для предупреждения вытекания смазок из зон трущихся частей и попадания в эти зоны абразивных частиц предназначены уплотпительные сальники 85. Приводной вал 3 установлен в водилах 21 и 22 посредством двух подшипников сколь кения.

Основной ведущий вал 86 передает крут!!щий момент от механического или электрического привода кулачковым полумуфтам 37 il

38, сидящим ня валу 86 на направляющих шпонках. Полумуфта 37 входит в зацепление с полумуфтой 39, выполненной заодно с конической шестерей 40 и сидящей вхолостую па валу. 86. Шестерня 40 передает вращение ведомой конической шестерне 41 и далее через пару цилиндрических шестерен 42 и 43 барабану 44 лебедки. Полумуфта 88 входит в зацепление с полумуфтой 45, выполненной заодно с конической шестерней 46 и сидящей вхолостую на валу 86. Шестерня 46 сообщает вращение ведомой шестерне 28 и далее ведущему валу и водилам канатоукладчика. С!!стемой управляющих рычагов 47 положеш!е полумуфт 87 и 38 на валу 86 сблокировапо та!ким образом, что при включении в работу барабана лебедки полумуфта 87 входит в зацепление с полумуфтой 89, заставляя ее вра50

60

5

45 щаться. Одновременно полумуфта 38 расцепляется с полумуфтой 45, отсоединяя канатом клад iil«от привода.

Работает предлагаемый канатоукладчик следуloii, им образом.

При намотке тягового каната 17 на бараG;Ill 14 лебедки управля!Ощие рычаги 47 устапявл!!Яя!Отс!! В положение, при котором пол муфты 88 и 45 выключаются, а полумуфты 37 и 89 включа!Отся. При таком поло кении ку»ачковых полумуфт привод барабана лебедI(II включен, а привод канатоукладчикя выкл!очеп. Тяговый канат, будучи в натянутом положен!!и, зс!жпмяется секторными кулака йи

15 .в барабане капатоукладчика и приводит этот барабан во вращение. Так; м образом отрезок тягового каната от барабана лебедки до укладыва!Ощего барабана находится в натянутом состоянии, обеспечивая плотную укладку каната на барабане лебедки. Укладывающий барабан, вращаясь от натянутого тягового каната, приводит во вращение водила

21 и 22, а так ке эксцентрично расположенный относительно оси водила приводной винтовой вал 8. Шестерня 80 последнего при вращении водила обкатывает неподвижную шестерню

81, заставляя приводной винтовой вал вращаться относительно собственной оси. Направляющий сухарь 4, закрепленный в каретке 1 укладыва)ощего барабана и входящий в паз прямоугольной резьбы приводного винтового вала, обеспечивает осевое перемещение укладывающего барабана. При этом осевое перемещение укладывающего барабана вместе с тяговым канатом вдоль барабана лебедки позволяет производить автоматически многовитковую укладку каната на барабан лебедки строго в один ряд. Резьба па приводном валу 8 имеет правое и левое направление, вследствие чего по достижении сухарем 4 крайнего витка резьбы укладывающий барабан изменяет направление осевого перемещения, укладывая следующий ряд вигков тягового каната на барабан лебедки. Кинематика подобрана так, что каждому полному обороту барабана лебедки соответствует осевое перемещение укладывающего барабана, равное диаметру каната.

При смотке тягового каната с барабана лебедки управляющие рычаги устанавливаются в положение, при котором полумуфты 88 и

45 включаются, а полумуфты 37 и 89 выключа!отся. При таком положении кулачковых полумуфт привод капатоукладчика включен, а привод барабана лебедки выключен, т. е. капатоукладчик становится тяговым устройством. Тяговый канат, зажимаясь секторными кулаками барабана канатоукладчика, при вршцепии последнего сматывается под натяжепием с барабана лебедки. При такой

cìoTêå тягового каната исключается его бухтова!ше между канатоукладчиком и барабаном лебедки, а также непосредственно на барабане лебедки. Приводной винтовой вал 8, получив вращение от ведущего вала 86 по315686

Фиг. 1 средством включенных пол муфт 88 и 45, а также конических шестерен:."6,I Л, cooGщает поступательное осевое перемещение (одновременно с вращением) укладывающему барабану, обеспечива ощему принудительную смотку кана а без бухтования.

Пред»ет изобретения

1. Капатоукладчик, содержащий каретку, ведущий вал, приводной .винтовой вал с бесконечной, взаимоперекрещивающейся резьбовой канавкой правого и левого вращения, направляющие штанги, сухарь с направляющим выступом, взаимодействующим с резьбовой канавкой приводного винтового вала, н привод, отличаюи1ийсл тем, что, с целью обеспечения автоматической многовинтовой и»«огорядной укладки каната на барабан лебедки, канатоукладчик выполнен с установленным на:приводном винтовом валу с возможностью возвратно-поступательного .перемещения барабаном с эксцентричными отверстиями для прохода в них направляющих штанг, снсбжснны.,I у=тройством для самозажима каната и кронштейнами, в проушинах которых шарнирно укреплены фигурные секторные кулаки, связанные попарно сппральными пружинамн.

2. КапатоуI ëàä÷IIê по п. 1, отлиаа ощийсл тем, что он выполнен с двумя водилами, установленными прн помощи подшипников в не10 пОДВижных корпусах и расположенных соосно с винтовым валом канатоукладчнка, причем водила связаны между собой двумя направляющимн штангамн и имеют эксцентрично расположенные относительно осн вращения

15 укладывающего барабана подшипники для

3 станови:I IlpIIBQQHoI o ВинTQBOI О вала с Обкатывающей шестерней.

3. Канатоукладчнк по пп. 1 н 2, отлича ощайся тем, ITo в крышке корпуса установлена

20 неподвижная шестерня, расположенная соосно с приводным винтовым валом барабана н,входящая в зацепление с обкатывающей шестерней приводного вала. 1 екред L. Борисова

Тираж 473 Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Редактор T. А. 10рчикова

Заказ 3080/б

Изд. № 1285

Корректор О. С. Зайцева

Канатоукладчик Канатоукладчик Канатоукладчик Канатоукладчик 

 

Похожие патенты:

Лебедка // 2103220
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для подъема, опускания, перемещения грузов и используемым в различных отраслях промышленности
Наверх