Способ контроля жидкостного демпфера

 

Ъ. р .) - л с., О и к c,ÀÔÉ4

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

„„339215 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.08.70 (21) 1461012г24-06 с присоединение:«заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М, Кл.а

} 16 F 11/00

Государственный комитет

Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12

Дата опубликования Описан» 31.03.81 ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.43-752.2 (088.8) (72) Авторы

ы зобретеи и я

1О. A. Васильев, М. П. Орфани, Е. В. Маркелов, }О. И. Ивашкин, А. П. Дьяков и В. И. Клюкин (Tl) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЖИДКОСТНОГО ДЕМПФЕРА

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться для контроля жидкостных демпферов как на заводахизготовителях, так и на ремо гтных предприяти ях.

Известны способы ког.тро.ггг жидкостного демпфера ггутем сравнения коэффициентов демпфирования испьпуемого и Огггимального вариантов на крутильно-вибрационном стенде (КВС); обычно представляющим собой двухмассовую систему, в которой моменты инерции масс подбираготся определенным образом, а податливость торсиона находится расчетом. Такой подбор параметров КВС осуществляется с пельк иолучсния Оптимального демпфирования в крутильной системе стенда с испытуемым демпфером. В этом случае максимальная амплитуда колебаний совпадает с иггвариаггтггой амплитудой, т. е.

Амакс= АнньКонтроль демпферОВ Осугггествляется в этом случае следующим образом.

Испытуемый демпфер сначала нагревают до необходимой темггера гурьь Затем его монтируют на стенде,г «р;ггцают 10 тех пор, пока его темг ература не снизится до строго определенной величины. При этой температу)п замеряют амплитуды колебаний одной и«масс (ггли амплитуды напряжений в торсиоие) при различных оборотах возбудителя.

Да!ее демифер вновь охлаждают до опре, деленно:. температуры и вновь замеряют амилиту,lhl колебаний в интересующем диапазоне частот. По результатам обоих замеров строят графики зависимости амплитуд колебаний Ат от частоты со и определяют инвариантную частоту, соответствующую

>О точке пересечения кривых. Если зависимость

А»=- i(ь>) при горячем демпфере имеет максимум в то гке пересечения кривых, то, следовательно, испытуемый демпфер имеет номинальный коэффициент демпфирования.

Однако в силу неизбежных отклонений тех1 нологического порядка у деталей демпфера, а также отклонений вязкости силиконовой жидкости его коэффициент демпфирования будет отличаться от номинального и макси:«ум кривой А»=-! (43) при горячем демпфере е> ис будет совпадать с инвариантом. Если полученная резонансная частота находится

v, пределах, определяемых допустимой величиной .коэффициента демпфирования, то испытуемый демпфер признается годным.

339215

Однако описанный выше способ контроля демпфирующих свойств демпферов вязкого трения очень трудоемок. Кроме того, сложно настраивать КВС при испытании на нем различных демпферов.

Целью изобретения является значительное сокращение трудоемкости процесса испытаний.

Поставленная цель достигается тем, что для оценки демпфирующих свойств испытуемых демпферов принимается величина максимальной амплитуды напряжений в торсионе, которая не должна быть инвариантной. Испытуемый демпфер не является оптимальным для системы КВС, что позволяет применить одномассовую исходную систему КВС и использовать один и тот же стенд для испытания нескольких различных демпферов.

На фиг. 1 изображена крутнльная схема

КВС; на фиг, 2 — изменение амплитуд напряжений в торсионе Г 2 в зависимости от частоты со при различных значениях коэффициента демпфирования Ь q, .

Крутильная схема стенда для контроля демпфирующих свойств демпферов вязкого трения представляет собой одномассовую систему, состоящую из возбудителя 1 с моментом инерции 9,, в котором возбуждается периодический возмущающий момент М, sin t.

Испытуемый демпфер, состоящий из корпуса 2 с моментом инерции 9 и маховика 3 с моментом инерции 65, соединяется с возбудителем 1 с помощью упругого торсиона 4 с податливостью, .

Если демпфер не оптимален для крутильной системы КВС, то даже при незначительном изменении коэффициента демпфирования максимальная амплитуда напряжений в торсионе изменяется настолько существенно, что это может быть легко обнаружено с помощью обычных методов измерений, применяемых при исследовании крутильных колебаний.

Это положение поясняется графиками (см. фиг. 2), где кривая I — Ь|д — — ж; кривая

11 — Ь д — — О; кривая 111 — b — — номинал; кривая IV — Ь4З )номинала; кривая V— — Ь (номинала; кривая VI — Ь номинала.

На основании известных допустимых пределов изменения (Ь ) „и (Ь )„ рассчитываются или находятся экспериментально предельные кривые изменения амплитуд напряжений в торсионе (например, кривые

IV и YI). По этим кривым определяется контролируемый диапазон частот Ды„, пределы изменения максимальных амйлитуд сч> напряжения р торсионе (т,,) „= Ъ. п и (y«) ; =>, щ,„и устанавливается допус(> тимая зона изменения максимальных амплитуд напряжений VII.

Известно, что при изменении Ь 5 в допустимых пределах частота максимальных колебаний изменяется весьма незначительно, в связи с чем контролируемый диапазон частот Ь ы „оказывается очень узким. По полученным данным на соответствующих приборах устанавливаются метки, ограничивающие зоны контролируемого диапазона частот и напряжений.

Процесс контроля демпфирующих свойств демпферов осуществляется следующим образом.

Формула изобретения

45 го

25 зо

Демпфер монтируется на стенде и в течение нескольких минут проходит обкатку, необходимую для того, чтобы жидкость заполнила рабочие зазоры между корпусом и маховиком. Затем внутри контролируемого диапазона частот устанавливается режим, при котором амплитуда напряжений в торсионе имеет максимальное значение. Если величина этой амплитуды находится внутри допустимых пределов (),„ (Г,> „( ((, ), т. е. если показание прибора находится внутри отмеченной зоны, то демпфер признается годным. Если же амплитуда напряжений в торсионе находится вне отмеченной зоны в пределах контролируемого диапазона частот, то рекомендуется определить частоту максимальных колебаний и величину максимальной амплитуды напряжений в диапазоне частот от <и„,-„„до

На основании этих данных можно достаточно точно указать какой дефект имеет испытуемый демпфер. Например, демпфер (кривая YI) либо заполнен жидкостью только частично, либо заполнен жидкостью недостаточной вязкости.

Способ контроля жидкостного демпфера путем сравнения коэффициентов демпфирования испытуемого и оптимального вариантов на крутильно-вибрационном стенде, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости процесса испытаний, в качестве контролируемого параметра принимают максимальную неинвариантную амплитуду

О напряжений, например, в торсионе, величина которой находится в пределах, определяемых допустимыми коэффициентами демпфирования.

339215 /тах

1Ри2..2

Составитель В. Васильев

Редактор М. Кузнецова Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак

Заказ 1394/46 Тираж 1006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля жидкостного демпфера Способ контроля жидкостного демпфера Способ контроля жидкостного демпфера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам упругого восприятия различных нагрузок и их гашения

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепки

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для защиты элементов радиоэлектронной аппаратуры и приборов от воздействия вибраций

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к транспортному машиностроению

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для защиты элементов радиоэлектронной аппаратуры и приборов от воздействия вибраций

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для устранения паразитных крутильных и поперечных колебаний вращающихся тел, в частности, в зубчатых передачах, двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для амортизации различного вида промышленного и транспортного оборудования, двигательных установок и аппаратуры

Изобретение относится к устройствам виброзащитной техники

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидромеханическим демпферам
Наверх