Зубчатое соединение

 

6дтИ .. 1 биб нотекл МБА

П « > Н И Е 360793

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ

Зависимый от патента Ч

М, Кл. F 16d 3/18

Заявлено 19.IX.1968 (№ 1271331/25-28) Приоритет

Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 28,XI.1972, Бюллетень ¹ 36

УДК 621.825.52 (088,8) Дата опубликования описания 18.01.1973

Автор изобретения

Иностранец

Карл Густав Ален (Швеция) Иностранная фирма

«С.P.Ì. Гидромеканик АБ> (Швеция) Заявитель

ЗУБЧАТОЕ СОЕДИНЕНИЕ

:Изобретение относится к зубчатым соединениям типа шлицевого соединения или зубчатой муфты, зацепляющився элементы которых вращаются однонаправлено.

Изобретение предназначено для соединения вращающегося корпуса гидродинамического преобразователя момента и маховика первичного двигателя.

Известны зубчатые соединения, содержащие два коаксиально установленных зубчатых элемента, зацепляющихся между собой, и устройство для выборки зазора, включающее в себя упругий элемент, выполненными в виде пружин, установленных между зубчатыми элементами сдвоенного зубчатого колеса с внешним зубчатым венцом так, что во время изменения величины крутящего момента постоянно поддерживается контакт между нерабочими сторонами зубьев соединения.

Цель изобретения — осуществить более эффектную выборку зазора.

Это достигается тем, что зубчатый элемент с .наружным зубчатым венцом имеет, .по меньшей мере, две диаметрально расположенные радиальные прорези, выполненные в зубчатом венце вдоль его дл|ины. Упругий элемент выполнен в виде V-образных пружин, один конец каждой из пружин закреплен на ступице зубчатого элемента с наружным зубчатым венцом, а незакрепленный конец расположен

2 радиально в прорези, на конце выполнен в форме зуба зубчатого соединения, взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом.

Для упрощения сборки зубчатого соедине5 ния элемент соединения с внутренним зубчатым венцом по внутренней цилиндрической поверхности может быть снабжен кольцевым выступом. Свободный конец каждой V-образной пружины на участке, расположенном в

10 прорези, имеет отверстие с осью, пЕрпендикулярной радиусу, на котором расположен незакрепленный конец 1 -образной ттружин, и снабжен упором, выполненным в виде плоской пружины, действующей в осевом направ15 леннон зубчатого соединения, Один конец пружины шарнирно закреплен >на незакрепленном конце V-образной пружины на оси, параллельной оси отверстия, а другой взаимодействует сс стенкой прорези, снабжен выступом, рас20 положенлым на уровне отверстия и имеющим высоту, определяемую из условия обеспечения положения незакрепленного конца 3 -образной пружины в точном соответствии с шагом внешнего зубчатого венца, и упирается в

25 кольцевой выступ.

На фиг. 1 нзобра>кено зубчатое соединение, осевой разрез; на фнг. 2 — вид по стрелке Л на фнг. 1 (маховик снят), на фиг. 3 — зубча30 тое соединение в период сборки гидравличе360793 ского преобразователя момента и маховика первичного двигателя.

Описываемое зубчатое соединение состоит из коаксиально установленных зубчатого элемента 1 с наружным зубчатым венцом и зубчатого элемента 2 с внутренним зубчатым венцом. Зубчатый элемент 1 выполнен на крышке 8 корпуса 4 гидродинамического преобразователя момента, а зубчатый элемент

2 — на внутренней цилиндрической поверхности маховика 5 первичного двигателя.

Зубчатый элемент 1 имеет по меньшей мере две диаметрально расположенные радиальные прорези б, а на крышке 8 закреплено соответствующее число кронштейнов 7, на которых одним концом крепятся упругие элементы, выполненные в виде Ч-образных пружин 8.

Другой незакрепленный конец каждой V-ооразной пружины 8 расположен радиально в соответствующей прорези б, на конце выполнен в форме зуба зубчатого соединения, взаимодействующего с внутренним венцом зубчатого элемента 2, так как установлен на делительной окружности зубчатого венца элемента 1 и заменяет его зуб в зоне прорези б.

Направление крутящего момента, передаваемого маховиком 5 на корпус 4, на фиг. 2 и 3 показано стрелкой.

Когда зубчатые элементы 1 и 2 находятся в зацеплении, то свободный конец V-образной .пружины 8 смещается под действием сил упругости в направлении действия крутящего момента. На фиг. 2 это,положение свободного конца пружины 8 изображено сплошными линиями. В этом положении пружина 8 взаимодействует с внутренним зубчатым венцом элемента 2 с нерабочей стороной его зубьев, обеспечивая жесткость соединения зубчатых элементов в случае уменьшения крутящего момента от нуля и даже в случае изменения его направления, поскольку эта отрицательная величина измененного по направлению крутящего момента не превышает величины контактного давления, создаваемого V-образной пружиной 8.

Для облегчения процесса сборки свободный конец Ч-образной пружины 8 на участке, расположенном в прорези б, имеет отверстие 9.

Ось последнего расположена перпендикулярно радиусу, по которому расположен незакрепленный конец V-образной пружины 8.

В отверстие входит выступ 10, установленный на уровне отверстия на плоской пружине 11, шарнирно закрепленной на свободном конце пружины 8 на оси, параллельной оси отверстия. Плоская пружина 11 установлена так, что сила упругости, действующая в осевом направлении зубчатого соединения, заставляет ее наклониться в боковую сторону зубчатого элемента 1, которая вводится в зубчатый элемент 2 при сборке. На внутренней цилиндрической поверхности зубчатого элемента 2 выполнен кольцевой выступ 12, с которым в осевом направлении соединения взаимодейтвует плоская пружина 11 упора.

При сборке зубчатого соединения (rM фиг. 3) плоская пружина 11 упирается в кольцевой выступ 12 зубчатого элемента 2.

Выступ 10, расположенный на плоской пружине 11, упирается в боковую стенку незакрепленного конца Ч-образной пружины 8, отжимая против действия сил упругости и выставляя его в точном соответствии с шагом внешнего венца зубчатого элемента 2. На фиг. 2 это положение незакрепленного конца пружины 8 изображено пунктирной линией.

В таком положении зубчатое соединение может быть собрано без всяких трудностей.

При полном введении в зацепление обоих зубчатых элементов 1 и 2 выступ 10,плоской пружины 11 совпадает с отверстием 9 в незакрепленном конце пружины 8, освобождая тем самым этот конец от упора. Под действием сил упругости незакрепленный конец пружины 8 отожмется в сторону действия сил упругости, т. е. выберет зазор в зубчатом соединении.

Предмет изобретения

1. Зубчатое соединение преимущественно для соединения вращающегося корпуса гидродинамического преобразователя момента и маховика первичного двигателя, содержащее два коаксиально установленных зубчатых элемента, зацепляющихся между собой, и устройство для выборки зазора, включающее в себя упругий элемент, отличающееся тем, что, с целью эффекгивной выборки зазора зубчатый элемент с наружным зубчатым венцом имеет, по меньшей мере, две диаметрально расположенные радиальные прорези, выполненные в зубчатом венце вдоль его длины, а упругий элемент выполнен в виде V-образной пружины, один конец каждой из которых закреплен на ступице зубчатого элемента с наружным зубчатым венцом, а другой незакрепленный конец расположен радиально в прорези, на конце выполнен в форме зуба зубчатого соединения, взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом.

2. Соединение по п, 1, отличающееся тем, что, с целью упрощения сборки, элемент соединения с внутренним зубчатым венцом по внутренней цилиндрической поверхности снабжен кольцевым выступом, свободный конец каждой V-образной пружины на участке, расположенном в прорези, имеет отверстие с осью, .перпендикулярной радиусу, по которому расположен незакрепленный конец Ч-образной пружины и снабжен упором выполненным в виде плоской пружины, действующей в осевом направлении зуочатого соединения, один конец которой шарнирно закреплен на незакрепленном конце V-образной пружины на оси, параллельной оси отверстия, а другой взаимодействует со стенкой прорези, снабжен выступом, расположенный

360793

10 на уровне отверстия и имеющим высоту, определяемую из условия обеспечения положения незакрепленного конца V-образной пружины в точном ссответствии с шагом внешнего зубчатого венца, и упирается в кольцевой выступ.

360793

Фиа 5

Составитель Е, Андреенко

Техред А. Евдонов

Корректор В. Жолудсва

Редактор Л. Народная

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 4339/18 Изд. № !812 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Зубчатое соединение Зубчатое соединение Зубчатое соединение Зубчатое соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх