Устройство для обучения иностранным языкам

 

.О П И С А Н И Е 384123

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Советскив

Социалистические

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 21.VI. 1971 (№ 1673938/18-24) М. Кл. G 09Ь 19/06 с присоединен нем заявки №

Приоритет

Комитет оо делан изобретеиий и открытий ори Совете Министров

СССР

УДК 681.323.371.694 (088.8) Опубликовано 23. 1 .1973. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 21 VIII.1973

Авторы изобретения

Б. И. Подкопаев и Л. И. Рождественский

Заявители Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза и Уфимский нефтяной институт

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения, а более точно к обучающим устройствам, предназначенным предпочтительно для обучения и контроля знаний по иностранным языкам как в аудитории при участии преподавателя, так и для самостоятельной работы без преподавателя с применением учебного материала, построенного на известных принципах программированного обучения и последних достижениях в области совершенствования технологии подготовки учебных программированных материалов для обучающих устройств, где ввод ответа в машину производится, минуя системы промежуточного цифрового перекодирования и ложной маскировки правильного ответа серией неправильных ответов.

Известны устройства для обучения инос траиным языкам, содержащие корпус, в котором смонтированы блоки информации, коммутации, кодирования в виде вращающихся переключающихся узлов, которые закрываются крышкой с сигнализацией, а также блоки регистрации отметок и смены программы. Однако программы к этим устройствам не озвучены и они имеют сложную внутреннюю систему кодирования программного материала, часто требующую сложной фотоаппаратуры для создания серий кодов на перфорированной кинопленке, что связано с большими материальными затратами как íà фотоматериалы и оборудование, так на дополнительн ый штат для обслуживания лабораторий, оснащенных обучающими устройствами.

5 Цель изобретения — повышение дидактических возможностей устройства и повышение эффективности обучения. Это достигается путем выполнения узла кодирования в виде цилиндрического вращающегося программатора, 1О закрепленного на валу, на котором установлен также шариковыи фиксатор и ограничитель скорости вращения. Кроме того, программатор содержит храповое колесо с защелкой, укрепленное на валу, и пружину кручения, 15 одним концом связанную с валом, а другим— с корпусом программатора.

На фиг. 1 изображена блок-схема обучающего устройства; на фиг. 2 — схема цилиндрического вращающегося программатора; на

20 фиг. 3 — схема отдельного контакта; на фиг.

4 — обучающее устройство, общий вид.

Устройство содержит программный блок I, включающий в магнитофонный узел 2 и узел кодирования 8. блок смены режимов работы 4, 2s блок ввода ответов 5, блок запоминания ответов б, блок выдачи оценки 7 и блок печати 8.

Кодовый узел 8 представляет собой цилиндрический вращающийся программатор 9, коЗо торый располагается под верхней панелью 10

384123

25 обучающего устройства и содержит несколько рядов контактов 11. Затушеванные контакты

12 представляют собой код правильных ответов. Предлагаемое обучающее устройство имеет двадцать горизонтальных и одиннадцать вертикальных рядов контактов, количество которых может быть увеличено, Расстояние между соседними рядами принимается за один шаг.

Цилиндрический программатор 9, неподвижно закрепленный на валу 18, который может, например,.иметь форму усеченной с одной или с двух сторон окружности, продвигается вместе с валом в горизонтальной плоскости и вращается вместе с валом 13 вокруг своей оси.

Стойки 14, прикрепленные к основанию 15, поддерживают вал 13 на определенной высоте. Пружина кручения 16, предназначенная для возвращения программатора 9 в исходное положение, прикрепляется одним концом к одной из стоек 14, а другим концом — к кольцу 17. Кольцо 17 вращается вместе с валом 13 и не препятствует перемещению его вдоль его оси. Защелка 18, прикрепленная к одной из стоек 14, и храповое колесо 19, насаженное на вал 18 и вращающееся вместе с ним, служат для фиксации перемещения цилиндрического программатора на один или более шагов. Колесо19 такжене препятствует передвижению вала Ивдоль егооси. Оцифрованный индикатор 20, выполненный в виде металлического вращающегося диска, на внешнем ребре которого по всей наружности нанесены цифры, указывающие на номер задания цилиндрического программатора 9, благодаря трению вращается вместе с валом И и храповым колесом 19 и не мешает передвижению вала в горизонтальной плоскости. На валу 18 установлен также ограничитель скорости вращения 21. Шариковый фиксатор 22 точно фиксирует пошаговое перемещение вала И вдоль его оси. Левый конец вала 13 выходит за боковую стенку 28 корпуса и оканчивается ручкой 24. На валу 18 нанесена буквенная маркировка 25 АБВГД, которая точна соответствует горизонтальному шагу цилиндрического программатора 9 и указывает на положение контактов горизонтального ряда относительно кнопок 26. Кнопки 26 предназначены для ввода ответа обучаемым. Контакты 11 и 12 внутри программатора 9, который для удобства монтажа может быть, например, собран из двух половинок, соединяются по электрической схеме и выводятся при помощи гибкого пружинообразного кабеля 27, который оканчивается разъемом 28.

Монтаж цилиндрического программатора 9 на валу 18 может быть выполнен и другими известными способами, например горизонтальное перемещение цилиндрического программатора по неподвижному валу, которые не меняют изобретения. Кнопка 26 с пружиной 29 для возврата ее в исходное положение и контакты 11 и 12 встроены в цилиндрический программатор 9.

Блок смены режимов работы 4 представлен на корпусе обучающего устройства тумблером

80. Блок ввода ответов выполнен в виде программной рамки 31, кодовой панели 82 и кнопок 26, блок запоминания ответов сделан, например, в виде шагового искателя и находящегося под верхней панелью обучающего устройства. Блок выдачи оценки показан в виде индикаторных ламп 88 и блок печати выведен на лицевую панель кнопки 84 и прорези 35 для вставки зачетного листа, на которыи выставляется полученная оценка. Программная рамка 81 предназначена для предоставления обучаемому альтернативного ряда ответов, напечатанных на съемной бумажной кодовой панели 32. Индикаторы 86 режима тренировки указывают на правильность выбранного ответа: «верно», «неверна». Четыре индикатора 33 режима экзамена указывают на оценку, полученную обучаемым после выполнения всех заданий. Ответ в обучающее устройство вводится оцифрованными кнопками 26. Ручкой 24 вращается и перемещается цилиндрический программатор в горизонтальной плоскости.

Оцифрованный индикатор 20 указывает на выполняемое задание. Кнопка 87 связана с защелкой 18 храпового колеса 19 и возвращает цилиндрический программатор 9 в исходное положение. Тумблер 80 включает машину в режим контроля и режим тренировки.

Работа с данным обучающим устройством происходит следующим образом.

Преподаватель записывает ряд программированных заданий, количество которых равно количеству горизонтальных рядов контактов на цилиндрическом программаторе (в данном случае двадцати), на программоноситель магнитофона с интервалами. Величина интервала между заданиями определяется оптимальным временем, необходимым для ответа обучаемого. Под открывающуюся программную рамку

81, прикрепленную на шарнирах к корпусу обучающего устройства, вставляется серия ответов, напечатанных на съемной бумажной кодовой панели 82. Ответы на задания располагаются в строга определенном порядке согласно выбранного кода правильных ответов цилиндрического программатора. Ввод ответа в обучающее устройство может быть осуществлен, минуя кодовую панель программной рамки. В таком случае альтернативный ряд ответов на каждое задание дается на отдельном листе бумаги, или в программированном учебнике, и каждый ответ нумеруется в пределах выбора блока ввода ответов, т. е. от одного до семи. Двадцать заданий представляют собой программу, составленную с учетом постоянного кода правильных ответов цилиндрического программатора. Код правильных ответов всех двадцати заданий изменится, если путем поворота ручки 24 на один шаг по часовой стрелке принять за исходное положение второй горизонтальный ряд контактов. Это будет соответствовать новой программе с новым кодом правильных ответов для всех двад384123 цати заданий. Таким образом, путем поворота ручки 24 данное обучающее устройство дает возможность получить двадцать программ с различным кодом правильных ответов. Выдвижение ручки 24 на один или более шагов, где каждый шаг обозначен своей буквой 25, полностью меняет код правильных ответов всех двадцати программ. Таким образом, предлагаемое обучающее устройство может дать 100 (20X5) кодовых программ. Количество программ может быть увеличено путем увеличения количества горизонтальных рядов контактов, путем увеличения вертикальных рядов контактов и путем использования сменных барабанов с различным кодом правильных ответов.

Для удобства программы обозначаются буквой и цифрой, например:

А — 1....... А20

Б — 1....... Б 20 и т. д.

При работе с программой, например В 5, преподаватель-программист выдвигает ручку

24 в положение В и поворачивает ее по часовой стрелке на пять шагов. Оцифрованный индикатор 20 устанавливается на задание № 1 программы <В5». Включается режим работы при помощи тумблера 80 и обучающее устройство готово к работе.

Обучаемый включает магнитофон, слушает первое задание, во время паузы, величина которой регулирует темп работы обучаемого, выбирает с кодовой панели или программированного пособия правильный по его мнению ответ и нажимает на одну из кнопок 2б. В режиме тренировки машина дает возможность повторить выбор ответа, если в первом случае он оказался неправильным. В режиме контроля обучающее устройство не реагирует на вторичное нажатие кнопки 2б в одном и том же задании. После выполнения первого задания обучаемый поворачивает ручку 24, при этом поворачивается оцифрованный индикатор 20 задания и указывает на следующее задание

После выполнения всей программы магнитофон останавливается и в режиме контроля загорается индикатор оценки 38. Оценка может быть выставлена путем нажатия кнопки 84 в зачетный лист, вставляемый в прорезь 35. Нажатие на кнопку 87 оттягивает защелку 18 от храпового колеса 19 и цилиндрический программатор 9 прп помощи пружины 1б воз10 вращается в исходное положение. Ограничитель скорости вращения 21 гасит инерцию, получаемую при вращении цилиндрического программатора. В предлагаемом обучающем устройстве могут быть сделаны и ряд других

15 модификаций, например автоматическое перемещение цилиндрического программатора на один шаг.

Предмет изобретения

1. Устройство для обучения иностранным языкам, содержащее программный блок, состоящий из соединенных между собой магнитофонного узла и узла кодирования, входы

21 программного блока соединены с выходами блока смены режима работ и блока ввода ответов, а выход его соединен с блоком памяти ответов, который через блок выдачи оценок соединен с блоком печати, отличающееся тем, З0 что, с целью повышения дидактических возможностей устройства и повышения эффективности процесса обучения, узел кодирования выполнен в виде цилиндрического вращающегося программатора, закрепленного на валу, 3 на котором уста овлен также шариковый фиксатор и ограничитель скорости вращения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения возврата программатора в исходное положение, он содер40 жит храповое колесо с защелкой, укрепленное на валу, и пружину кручения, одним концом связанную с валом, а другим — с корпусом программатора.

384123

Составитель В. Гончаров

Техред Т. Курилко

Редактор Н. Авдеева

Корректор Е. Денисова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2225/5 Изд. № 1630 Тираж 467 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам Устройство для обучения иностранным языкам 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении как детей, так и взрослых, языкам
Изобретение относится к способам изучения иностранных языков посредством восприятия аудиовизуальной информации и базируется на современном уровне развития психологии обучения с использованием рекомендуемых, проверенных практическим опытом, методом аутогенной тренировки, подготавливающих обучаемых к высокоэффективному восприятию изучаемого материала на субсенсорном (неосознанном) и сенсорном (осознанном) уровнях его усвоения

Изобретение относится к педагогическим и лингвистическим процессам, а именно к способам обучения языку, а также к способам изучения языка
Наверх