Устройство для контроля эффективности использования транспортных средств

 

388286

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетскив

Социалистические

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

М. Кл. G 07с 5/10

Заявлено 07.Xll.1970 (№ 1497885/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22.Ч1.1973. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 11.Х.1973

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УД К 681.178(088.8) < (Автор изобретения

Б. П. Фридман

Заявитель

Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Непосредственный подсчет тоннокилометража, являющегося прямым показателем эффективности использования транспортных средств в народном хозяйстве, — одна из актуальных задач, особенно на автогрузовом транспорте.

Обеспечивая возможность оперативного текущего контроля чисто полезного использования транспортных средств, тоннокилометра>к является главным критерием, не только характеризующим правильность выбранной системы перевозок и применения транспортных средств, но позволяющим на основе анализа полученных данных быстро ориентироваться и принимать наиболее оптимальное в определенных условиях решение.

Отсутствие средств автоматического текущего учета тоннокилометража вынуждает в настоящее время вести помаршрутный индивидуальный для каждой транспортной единицы учет этого показателя, принимая во внимание как перевозимый в каждом частном случае груз, так и протяженность соответствующей трассы.

Суточный результирующий показатель топнокилометра>ка определяется прн этом суммированием соответствующих показателей по каждому из маршрутов данной транспортной единицы. Поскольку в течение суток и маршруты и величина груза каждой транспортной единицы многократно меняются, а общее количество транспортных единиц в ряде автохозяйств составляет сотни, а иногда и тысячи, то особенно заметны трудоемкость и несовершенство процесса текущего учета и регистрации тоннокилометража.

Применяемая система учета тоннокилометража на транспортных средствах не обеспечивает принципиальной возможности контроля над различного рода злоупотреблениями, вклю1о чающими в себя нерегистрируемое побочное использование транспортных средств в личных целях (в частности, при холостых обратных рейсах) .

Предлагается устройство для контроля эф1ч фективности использования транспортных средств.

Особенностью его является то, что в него введены диодный детектор, интегрирующая цепочка, триод, дифференцирующая цепочка и

20 делитель частоты, причем транзисторный повторитель через интегрирующую цепочку и диодный детектор подключен к генератору импульсов, соединенному через триод с дифференцирующей цепочкой, подключенной к вхо2ч ду делителя частоты, выход которого соединен со счетчиком.

Это позволяет повысить точность работы устройства.

На чертеже показана принципиальная схема

30 предлагаемого устройства, 388286

Тахогенератор или индукторный датчик 1 переменного тока, несущий информацию о скорости движения контролируемой транспортной единицы, потенциометрически связан с усилителем 2, выполненном на триоде 8, к коллектору которого через емкость 4 подключен переменный резистивный делитель напряжения — потенциометр 5. Подвижный контакт последнего имеет привод от датчика б груза (в частности, от сильфонного датчика).

Движок потенциометра 5 емкостно связан с входом транзисторного повторителя 7 на триодах 8, 9, к эмиттерной нагрузке (резистору

10) которого через интегрирующую цепочку

11 подключен диодный детектор 12. Подвижный контакт потенциометра 18 гальванически связан с генератором 14 импульсов пилообразного напряжения, который включает в себя триод 15, образующий совместно с триодом 16 и резисторами 17, 18 автоматически управляемую разрядную цепь конденсатора 19, являющегося основным ем костным накопителем генератора пилообразного напряжения. Генератор собран на триодах 20, 21, а также на резисторе 22, конденсаторе 23 и резисторах 24, 25 и 26.

Транзисторная ступень на триоде 15, конденсаторе 27,и резисторе 28 предназначена для синхронной автоблокировки разрядной цепи на триодах 15, 16 и резисторах 17, 18 генератора пилообразного напряжения в отрезки времени, отвечающие зарядке конденсатора 19.

Выход генератора линейно изменяющегося напряжения (конденсатор 19) через триод 29 и дифференцирующую цепочку 80, 81 подключен к бинарному триггерному делителю 82 частоты, выход которого связан с электромеханическим счетчиком 38.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении обслуживаемой транспортной единицы с тахогенератора или индукторного датчика 1 на базу триода 8 поступает переменное напряжение, частота которого и уровень (амплитуда) прямо пропорциональны скорости движения данного транспортного средства. Отсутствию движения отвечает при этом отсутствие исходного сигнала устройства, так как в предлагаемом устройстве датчик совмещает функции как источника исходного сигнала, так и датчика, характеризующего один из составных контролируемых параметров устройства — интегрируемый параметр скорости.

В соответствии со степенью нагруженности (величиной груза) обслуживаемой транспортной единицы подвижный контакт потенциометра 5 устанавливается в том или ином положении, определяемом приводом от датчика

6 груза. При этом отсутствию груза отвечает крайнее нижнее положение движка потенциометра. С ростом же нагрузки (груза) подвижный контакт потенциометра поднимается, возрастает коэффициент передачи тракта, образованного каскадами на триодах 8, 8, 9.

Таким образом, уровень переменного сигнала на резисторе 10, питающем диодный детектор 12, как и уровень выпрямленного напря>кения, поступающего на базу триода 15, является прямо пропорциональной и равноправной интегрируемой во времени функцией двух исходных синтезирующих параметров — скорости и груза. При этом следует также отметить равноправное перекрестное взаимоисключаю10 щее действие друг на друга скорости и груза. Так, при нулевом значении любого из исходных параметров в случае отсутствия дви>кения либо отсутствия груза сигнал на выходе диодного детектора 12 равен нулю и, наоборот, появление на базе триода 15 отрицательного управляющего напряжения возможно лишь при условии одновременного неравенства нулю скорости и груза контролируемого транспортного объекта.

20 В случае отсутствия у обслуживаемой транспортной единицы движения или груза, когда база триода 15 получает нулевой потенциал, разрядная цепь на триодах 15, 16 и резисторах 17, 18 генератора 14 пилообразного сигнала оказывается запертой. Конденсатор 19 максимально заряжен, генерация пилообразного сигнала отсутствует и триггерный делитель 82 частоты, как и счетчик 88, бездействуют.

30 При наличии же груза и одновременном перемещении транспортного средства на базу триода 15 поступает отрицательное постоянное напряжение, пропорциональное произведению параметров скорости и груза данной транс55 портной единицы.

Степень отпирания триодов 15, 16 при этом изменяется также пропорционально произведению скорости и груза контролируемого объекта.

40 С началом движения нагруженной транспортной единицы начинается разряд через конденсатор 19. Скорость этого разряда, протекающего практически по липейпой зависимости во времени, определяется степенью от45 пирания триодов 15, 16 и резисторов 17, 18.

Рост потенциала верхней обкладки конденсатора 19 в процессе его разряда происходит до того момента, пока база триода 21, связанная резистором 24 открытого до того времени

50 триода 20, не окажется отрицательной по отношению к потенциалу эмиттера триода 21.

С момента, когда потенциал верхней обкладки конденсатора 19 станет равным потенциалу базы триода 21, начинается отпирание последнего, в силу чего напряжение па коллекторах этого триода возрастает и через конденсатор 28 передается на делитель в цепи базы триода 20. Связанное с этим снижение коллекторного тока триода 20 приводит в свою

60 очередь к уменьшению потенциала базы триода 21, непосредственно связанной с коллекто ром триода 20.

При этом триод 20 оказывается полностью запертым, а триод 21 полностью открытым.

65 Происходит быстрый заряд конденсатора 19

388286

14 через триод 21, Положительный скачок напряжения на коллекторе триода 21, имеющий место во время заряда конденсатора 19, воздействуя через емкость на сопротивление в цепи базы триода 15, способствует синхронной блокировке (запиранию) разрядной цепи на триодах 15, 1б и резисторах 17, 18 в короткие интервалы времени, отвечающие заряду конденсатора 19.

С зарядом конденсатора 19 резко снижается коллскторный ток триода 21, потенциал коллектора этого триода падает, что через конденсатор 28 передается на базу триода 20, который начш;аст отпираться. Повышение коллекторного потенциала триода 20 способствует запиранию триода 21, база которого приобретает значительное положительное приращение потенциала относительно имеющего большое отрицательное напряжение эмиттера, связанного с заряженным конденсатором 19, В результате происходящего по окончании заряда конденсатора 19 триод 21 полностью запирается, а триод 20 открывается.

Цифропоказывающее устройство оконечного электромеханического счетчика 88, автоматически учитывающее нарастающий тоннокилометраж, обеспечивает при этом удобство текущего контроля эффективности работы и коэффициент полезного использования контролируемой транспортной единицы, создавая возможность оперативного снятия показаний по тоннокилометраж5. без необходимости ведения трудоемкого помаршрутного учета соответствующего показателя.

10 Предмет изобретения

Устройство для контроля эффективности использования транспортных средств, содержащее датчики, подключенные к усилителю, сое15 диненному с транзисторным повторителем, генератор импульсов и счетчик, отличающееся тем, что, с целью повышения точности работы устройства, в него введены диодный детектор, интегрирующая цепочка, триод, дифферепци20 рующая цепочка и делитель частоты, причем транзисторный повторитель через интегрирующую цепочку и диодный детектор подключен к генератору импульсов, соединенному через триод с дифференцирующей цепочкой, подклю25 чепной к входу делителя частоты, выход которого подключен к счетчику.

Устройство для контроля эффективности использования транспортных средств Устройство для контроля эффективности использования транспортных средств Устройство для контроля эффективности использования транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению массы жидкостей, в частности топлива для двигателей внутреннего сгорания, при пропускании его через измерительные устройства непрерывным потоком

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе ДВС для определения массы сжатого газа в баллоне

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при испытании, эксплуатации, статистическом анализе эксплуатационных показателей автотранспортного средства

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения количества топлива в топливном баке автомобиля

Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для измерения, учета и контроля расхода топлива двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в процессе эксплуатации и мониторинга его состояния

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано для автоматизированного централизованного учета номеров транспортных объектов (вагонов, контейнеров) на территориях железнодорожных станций, портов, баз, складов и строительных площадок

Изобретение относится к устройствам для измерения технического ресурса тяговотранспортных машин

Изобретение относится к двигателестроению
Наверх