Асесфюзная iiallhtl'd-texkhheckaf

 

Союз Советскиа

Сощиалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

M. Кл. G 0913 9/04

Заявлено 30.1.1969 (№ 1304780/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22 1/1.1973. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 21.Х1.1973

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 629.113.014.9 (088.8) Авторы изобретения

А. А. Мельник, Е. Г. Войченко и Я. Е. Райнеш

Трамвайно-троллейбусное управление r. Киева

Заявитель

ТЕНЕВОЙ ПРОЕКТОР ТРЕНА)КЕРОВ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ

Йзобретение относится к учебным пособиям и, в частности к теневым проекторам тренажеров для обучения вождению транспортных средств.

Известные теневые проекторы тренажеров содержат полупрозрачную модель местности, перемещаемую по взаимно перпендикулярным направляющим и поворачиваемую вокруг вертикальной оси относительно неподвижного точечного источника света электродвигателем, кинематически связанным с двумя фрикционными вариаторами, первый из которых связан с штурвалом поворота тренажера и поворотным основанием, на котором подвижно смонтирована полупрозрачная модель местности, и второй фрикционный вариатор, ось вращения ведущего диска которого неподвижна относительно этого поворотного основания, а два его ведомых ролика, производящих взаимно поперечные перемещения полупрозрачной модели местности, связаны с кривошипно-шатунным механизмом.

Недостатком таких известных проекторов является недостаточно точная имитация перемещения местности при повороте транспортного средства.

Целью изобретения является проецирование рельефа местности с более правильным воспроизведением его перемещения при повороте транспортного средства; а также исключение искажения перспективы местности.

Эта цель достигается тем, что фрикционный вариатор, установленный на поворотном

5 основании снабжен дополнительным ведущим диском, сдвинутым на угол 90 относительно первого ведущего диска в плоскости вращения полупрозрачной модели местности, при этом один из ведомых роликов этого вариа10 тора взаимодействует с дополнитсльным ведущим диском.

На фиг. 1 показан тренажер, для которого предназначен описываемый теневой проектор, общий вид; на фиг. 2 — привод теневого

15 проектора для имитации динамики наземного транспортного средства; на фиг. 3 — кинематическая схема привода теневого проектора.

Тренажер содержит кабину 1, оборудован20 ную органами управления транспортного средства, сидением и приборными щитками, и теневой проектор с его приводом. Теневой проектор содержит точечный источник света

2, лежащий на одной вертикали с глазом обучаемого, направляющие 8 с роликами 4, раму б с роликами 6, по которым перемещается полупрозрачная модель местности 7.

Перед кабиной тренажера установлен экран 8.

30 Привод полупрозрачной модели местности

ЗМ296

Содержит два кинематически связанных между собой узла: узел 9, предназначенный для имитации динамики транспортного средства и состоящий (фиг. 2) из двигателя 10, маховика 11 и тормозного устройства 12 (например, электрогенератора), кинематичсски связанных между собой, а также узел 18, предназначснный для сообщения перемещений модели местности 7.

Теневой проектор с приводом объединены в общий блок (см. фиг. 3). К трубчатому поворотному основанию 14 подкосами 15 крепится горизонтальная площадка 16 с поперечными направляющими 8, по которым в поперечном направлении персмещается по роликам 4 рама 5, имеющая ролики 6, по которым в продольном направлении перемещается полупрозрачная модель местности 7.

Поворотное основание 14 на подшипниках установлено на пустотелом валу 17. Вал через пару подшипников крепится на шкворне

18, закрепленном жестко на неподвижном основании 19.

Узел 18 привода выполнен в виде двух фрикционных вариаторов. Верхний вариатор состоит из ведущего диска 20, ведомого фрикционпого ролика 21, имеющего скользящую кинематическую связь с валиком 22, и опор 28, 24 и 25, закрепленных на нсподви>кном основа нип 19. Нижний вар иатор укреплен на поворотном основании 14 и состоит из двух ведущих дисков 26, 27 с опорами 28, 29, всдомых фрикционных роликов 80, 81, положение которых относительно ведущих дисков задается шатунами 82, 88 в зависимости от поло>кения кривошипа 84. Опоры

28, 29 ведущих дисков расположены на ьзаимпо перпендикулярных плоскостях, которые пересекаются по оси шкворня !8. На фиг. 3 ведущие диски условно расположены диаметрально противоположно. Все ведущие диски вариаторов получают вращение от двигателя 10 через шестерни 85, 86 и 87. Конические шсстерни 88, 89 связывают ведомый ролик всрхнсго вариатора с повортным основ а писм 14.

Работает устройство следующим образом.

Источник света 2 проецирует на экран 8 теневое изображение макета местности 7.

Элсктродвигатель 10 через шестерни 85, 86 и 87 приводит во вращение ведущие диски

20, 26 и 27 обоих вариаторов, маховик I I и тормозное устройство 12. Ролики 80, 81

50 нижнего вариатора сообщают макету местности 7 поступательное взаимно поперечное перемещение, направление которого зависит от ориентации ведущих дисков относительно колена кривошипа 84. Ориентация же вращающейся части проектора, в том числе и нпжнсго вариатора, зависит от положения ведомого фрикционного ролика 21, кинематически связанного с рулевым колесом тренажера. При имитации сброса скорости транспортного средства скорость ведущих дисков вариаторов снижается плавно благодаря маховику 11. При имитации торможения транспортного средства включается тормозное устройство 12, кинематически связанное с вращающимися деталями.

Предмет изобретения

1. Теневой проектор тренажеров транспортных средств, содер>кащий полупрозрачную модель местности, перемещаеую по взаимно перпендикулярным направляющим относительно неподвижного точечного источника света электродвигателем, кинематически соединенным с первым фрикционным вариатором, связанным со штурвалом поворота трепа>кера и поворотным основанием, на котором подвижно смонтирована полупрозрачная модель местности, и вторым фрикционным вари ато ром, ось вращения ведущего диска которого неподвижна относительно упомянутого поворотного основания, а два его ведомых ролика, произвдоящих взаимно поперечные перемещения полупрозрачной модели местности, связаны с кривошипно-шатунным механизмом, отличающийся тем, что, с целью проецирования рельефа местности с более правильным воспроизведением его перемещения при повороте транспортного средства, второй фрикционный вариатор снабжен дополнительным ведущим диском, сдвинутым на прямой угол относительно первого ведущего диска в плоскости вращения полупрозрачной модели местности, причем один из всдомых роликов этого вариатора взаимодействует с дополнительным ведущим диском.

2. Теневой проектор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью исключения искажения псрспективы местности, упомянутый источник света расположен на одной вертикали с глазом водителя.

Редактор Т. Фролова

Составитель А. Винов

Техред А. Камышникова

Корректоры: Л. Орлова и Е. Хмелева

Заказ 3025/10 Изд. № 1757 Тираж 467 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Асесфюзная iiallhtld-texkhheckaf Асесфюзная iiallhtld-texkhheckaf Асесфюзная iiallhtld-texkhheckaf Асесфюзная iiallhtld-texkhheckaf 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх