Радиальное уплотнение вала ротора электрической

 

о и и с.а"и,.и: е и з о ы! " ""й и я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

За!висимое от авт. свидетельства ¹-.М.Кл. Н 02k 9/193

Заявлено 24.V.1971 (J% 1664579/24-7) с присоеди:Iвнивм зя1!Вки ¹â€”

Приоритет

Опубликовано 22.VIII. 1973. Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания 14.Х11.1973

Государственный комитет

Совета Министров СССР ва делам изобретений и открытий

УДК 621.896:621.313.322-81 (088.8) Авторы нзобретени1!

И. Т. Филипенко, О. Б. Градов, Н. Г. Гринченко, В. С, Иванов, В. С. Кильдишев, А. К. Левицкий, Л. Я. Станиславский и А. А. Чигиринский

3 3 SI 13И Ге, 1>

РАДИАЛЬНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ

МАШИНЫ

Известны радиалыные уплотнения вяля ротора электрической машины, например турбогенератора, с газовым охлаждением, содержащие корпус и по1д!вижный вкладыш. Недостатком таких уплогне1ний является то, что боковые зазоры между обоймой и вкладышем, выполненные для онижения расхода масла чеоольшой вели IHIIbl, не обеспечивают самоустановки вкладыша относительно вала ротора при значительных пврекосах обоймы отно=ительно оси ротора, неизбеж!но возникающ 1х из-эа отклонений в механической обработке неподвижных частей корпуса машины, к которому крепится обойма, пврвкоса оси вала ðoтОра ОгноснтельнО Оси корпуcB, а также вследствие деформации конструктиBIHblx элементов корпуса машины при избыточном давлен Iii внутри него. Малые зазоры между вкладышем и обоймой огра!Ии !И ва!От подв1ижность вкладыша п piH перекосах и пди водят 1. Возникнов! Нию больших усилий между валом и вкладышем, что, в свою очередь, приводит к нагреву баббита вплоть до его выплавления.

Для повышения надежности в предлагаемом уплотнении между кор пусом и вклады шем размещен промежуточный элемент, выпол11!внный, например, в в иде кольца, соединенного с корпусом и вкладышем подвижно, пооредством установленных в диаметрально противоположных направлен иях пальцев.

Пальцы, сое ш:-!яюшие кольцо с корпусом, могут быть размещены по горизо1!т;!лынои оси машины.

Между кольцом и вкладышем может быть установлен пружинящий элвмент.

В пяльцах выполнены сквоз!Ные отверстия, гндравлнчески соединенные с каналами, выполнвннымн в кольце и вкладыше, и предчя. значе.шые для циркуляции масла.

На фиг. 1 изображено описываемое уllloTпенне, продольньш разрез; на фиг. 2 — разрез

ro А —.4 на фиг. 1: на фиг. 3 — разрез по

Б — Б на фиг. 2: ня фиг. 4 — уплотнение с пальцами, выполненными со сквозными отверстиями для подачи масла прн двухпоточной системе маслоснябжения; ня фиг. 5 — — разрез

iIo  — В на фнг. 4; на фиг. 6 — разрез i10 C — 1 !

iB фиг. 5.

Масля ное уплотнение состоит из обоймы с крышкой К закрепленной на неподв:.!жной части 3 электрической мяшнны (HBp жном щите, концевой части и т. д.), и вкладыша 4, обх!ватывающего вал 5 машины. Между вкладышем и обоймой в полости Д размещен про23 межуточньш элемент 6. Вкладыш и обойма уплогнены посрвдством уплогнительных элементов 7 и 8. Промежуточный элемент 6 соединен с обоймой 1 при помощи пары диаметрально расположенных пальцев 9 и 10, a e.

30 вкладышем 4 прн помо1ци пары диаметралbно

394897

15

2п

25 зо 5

40 раоположенных пальцев 11 и 12. 11альцы 9 и

10 смещены относительно пальцев 11 и 12 на некоторый угол, први муществвнно пя 90 .

Диаметры пальцев, диаметры опверстий, в которых они расположены, а та кже длину пяльцев и глуби ну отверстий выбирают такими, чтобы обеспечить подвижность пальцев вокруг и вдоль их осей.

Пальцы 9 и 10 целвоообраэно расположить по горизонтальной оаи машины, а пальцы 11 и 12 — по вертикальной оси, так как в данном случае иоключается воздействие веса промежуточного элемента на вкладьгци, что повышает подвиж ность и уменьшает давлени на масляную пленку между валом и вкладышем. Пяльцы могут быть вьвполнены сплоины ми (,см. фиг, 1 — 3) или со сквозными отверсвиями (ам. 4 — 6) для упрощения подачи ма".ла к вкладышу. Сивозные отверстия а в пальцах гидравличвски ооединены с маслоподающими каналами б — г.

Для компенсации воздействия собст венного веса вкладыша на масляную пленку в нижней части уплотнения между вкладышем 4 и промежуточным элементом 6 установлен пружинящий элемент И, например цилиндрическая

П1) у|>1(и и а.

Для разгрузки пальцев 9 — 12 от воздей твия сил давления газа и масла уплотпительный элемент 7 со стороны ко рпуся машины, т. е. со стороны давления газа, расположен на большем диаметре, чем уплотнительпый элемент 8 со стороны окружающей среды, причем разность диаметров обуславливается перепадом дя вления масла .по отношению к газу.

Подача масла на уплотняющую поверхность может быть как однопоточной (см. фиг.

1 — 3), так н д вухпотоюный (ом. фиг. 4 — 6), т. е. с раздельной подачей масла в старо у газа и окружающей среды.

При ряооте электрической машины, в частности турбогенератора, необходимо обеспечить сямоустановку вкладыша относительно вяла. Для этого вкладыш связан с промежуточным элементом .подвижными пальцами, а промежуточный элемент, в свою очередь, связан такими же пальцами с обоймой, что обеспечавает следование вкладыша за всеми изменениями положения вала.

Поскольку предлагаемая конструкция уплотнения допускает большие зазоры между вкладышами, промежуточным элвмвнтом и оооймой, подвижность обеспечивается в широких пределах. Высокая чувсввительность в части следования вкладыша за:изменениями положения вала достигается благодаря наличию незначительных сил трения между перемещающимися относительно д руг друга деталями. Для повышения чувствительносги пальцы могут быть установлены на подшипниках к:и сипя.

Предмет изобретения

1. Радиальное уплотнение вала ротора элвкзр ичвской машины, например турбогенерагора, с газоьым охлаждением, содержащее корпус и подвижный вкладыш, отличающееся твм, что, с целью повышения надежностч, между корпусом и вкладышем размещен,промежуточный элемент, выполненный, напрпмер, в виде кольца, сое д и ненного с корпусом и вкладышем под вижно пооредством установленных в диаметрально противополох ных направлениях пяльцев.

2. Уплотнение по и. 1, отличающееся тем, что, пальцы, соединяющие кольцо с корпусом. размещены по горизонтальной оси машины.

3. Уплопнвние по пп. 1 и 2, отличсиощееся твм, что между кольцом и вкладышем установлен пружинящий элемент.

4. Уплотнение по пп. 1 — 3, отличающееся твм, что в пальцах имеются сквозные отверстия, пидра вличвоки соединенные с кяналямп, выполненными в кольце и вкладыше, и предназначенные для циркуляции масла.

394897

Составитель М. Подгорная

Техред А. Камышникова

Корректор Н. Аук

Редактор А. Пейсоченко

Обл. тип. Костромского управления издательств, полиграфии и книжной торговли

;)аказ 5801 Изд. М 1861 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35. Раушская иаб., д. 4/5

Радиальное уплотнение вала ротора электрической Радиальное уплотнение вала ротора электрической Радиальное уплотнение вала ротора электрической Радиальное уплотнение вала ротора электрической Радиальное уплотнение вала ротора электрической 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей
Наверх