Устройство для подвода охлаждающей жидкости в обмотку статора электрической машины

 

СПИ ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЛВТОРСКОМЬ СВИДИтЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республнк

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 23.11,1971 (№ 1622982/24-7) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет

Опубликовано 29.VIII.1973. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 16.1.1974

М. Кл. Н 02k 9/193

Государственный комитет

Сонета Министров СССР па делам изобретений и открытий

УДК 621.313.043.2.045-713 (088.8) Авторы изобретения

Л. Л. Хаймович, В. Ф. Пенской, А. В. Сергеев, А. М. Черноусов, И. Я. Черемисов, В. С. Кильдншев, А. К. Левицкий и А. П. Кощий

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В ОБМОТКУ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известны устройства для подвода охлаждающей жидкости в обмотку статора электрической ма шины, содержащие коллектор, гидравлически соединенный с проводниками обмотки и выполненный в виде отдельных секций, число:которых равно числу фазных зон обмотками. .Предложенное устройство отличается от известных тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, оно снабжено дополнительным кольцевым коллектором, гидравлическими соединенньом с каждой секцией основного .коллектора, например, посредством съемных патрубков.

На чертеже изображено предложенное устройство.

В корпусе статора 1 размещен коллектор кольцевого типа, состоящ|ий из сплошной части 2 и части 3, секционированной по числу фазных зон обмотки 4. Ка к сплошная часть, так и каждая секция секц ионированной части размещены на опорных изоляторах 5. Каждая секция секционированной части 3 соединена гидравличееки со своей фазной зоной обмотки 4 посредством изоляционных, шлангов 5.

Гидравлическое соединение сплошной части 2 с секциями части 3 осуществлено посредством легкосъемных патрубков 7. Патрубки 7 могут быть изготовлены как металлическими, так и из изоляционного гидроплотного материала.

Места соединения патрубков 7 с частями 2 и 3 коллектора уплотнены любым известным способом, например посредством уплотняющих прокладок или посредством резинового жгута. Соединение коллектора с внешчей частью системы охлаждения осуществлено посредством патрубка 8, присоединенного к сплошной части 2 коллектора и изоли рованного от корпуса проходным изолятором 9.

10 )При пофазном измерении параметров изоляции — сопротивления, коэффициента абсорбции, зависимосги токов утечки и т. д.— лепкосъемные патрубки 7 отсоединяют. В этом случае корпусной изоляцией водопод|вода слу1s жат опорные изоляторы 5, а междуфазной— воздушные промежутки между смежными секциями секционированной части 3 коллектора. При измерении фазного сопротивления изоляции напряжения измерительного прибо20 ра (мегомметра) подается на измеряемую фазу и параллельно к ней подсоединенные последовательно связанные сопротивления изоляции шлангов и сопротивления опорных изоляторов 5 секционированной части 3 испыты25 ваемой фазы. Остальные фазы и соответствующие секционированные части 3 коллектора заземлены. Так как сопротивление опоркой изоляции секционированной части выбрано значительно большим сопротивления изоля30 ции фазы обмотки, то точность измерения

396791

20 из07яцпи фазы Оомо! кп получается ВысОKОЙ, что позволяет получ!ггь достоверную пнфорх!а ц!!ю 0 СОСТ051111111 1130;151LIIIII обмотки. ,При испытан!!!! l!30л51ц1! I! высо ы1м вьlпрязlЛЕПП bl ihl Па П РЯЖСП II C 51 ПОТЕНЦI! LIЛ Под kl kTС51 П а испытываемую фазу и соответствующую секционированную часть коллектора, осталь:!ые фазы и се!к!ционированные части,коллектора заземлены.

При такой схеме подачи напряжения испытанию подвергаются изоляция фазы обмотки и параллельно к ней подсоединенные опорные изоляторы секцпонированной части 8 коллектора этой фазы; на изоляционные .шланги 5пспытываемой фазы напряжение в этом случае не воздействует, и они не подвергаются опасности разрушения. Точность измерения токов утечки, протекающих через собственно изоляцию фазы, при этом получается достаточной для определения 5!Ст!!нного состояния изоляции обмотки.

Таким образом, прсдлагаемая конструкция устройства для подвода охлаждающей >кидкости в обмотку статора электрической машины позволяет применить JJI51 машин с жидкостным охлаждением все об ьектпвные методы оценки состояния изоляции, !разработанные и широко используемые в ьмашипах с газовым охлаж 7.0IIHCI

Предлагаемая конструкция более,предпочтительна для вновь проектируемых турбогенераторов большой мощности с жидкостным охлаждением обмотки стато!ра.

Предмет изобретения

Устройство для подвода охлаждающей жидкости в обмотку стагора электрической машины, содержащее коллектор, гпдравлически соединенный с проводниками обмотки и выполненный в виде отдельных секций, число которых равно числу фазных зон обмотки, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции iH повышения наде5кностп, 0НО снабжено дополнительным кольцевым коллектором, .гидравлически соединенным с каждой секцией основного коллектора, например, посредством съемных патрубков.

Устройство для подвода охлаждающей жидкости в обмотку статора электрической машины Устройство для подвода охлаждающей жидкости в обмотку статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тяжелого электромашиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с жидкостным охлаждением, имеющих расширительное устройство для создания избыточного давления

Изобретение относится к области электротехники, в частности к технологическому контролю мощных генераторов, и может быть использовано на электростанциях для защиты от увлажнения изоляции электрических цепей генераторов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбогенераторам с водяным охлаждением обмоток ротора, в котором подача и слив воды осуществляется помимо вала, а гидравлический напор в ветвях обмоток создается разностью центробежных сил между выходом и входом параллельных цепей
Наверх