Способ получения сульфонатной присадки к смазочным маслам

 

.:,и,е

О П И С А--"ЙЧФ=Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 1 4I7464

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 25.10.71 (21) 1708710 23-4 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 28.02.74. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 13.08.74 (51) М. Кл. С 10m 1/38

С 07с 143/26

Государстввнный комитет

Совета Министров СССР оо долам изоорвтвний и открытий (53) УДК 662.892.8:665. .547.7-131/199 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. И. Намазов, Я. И. Эминбейли, В. Е. Башаев и P. Г. Рзаев

Институт химии присадок АН Азербайджанской ССР (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УЛЬФОНАТНОЙ ПРИСАДКИ

К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ

Изобретение относится к области получения присадок к смазочным маслам.

Диспергирующе-стабилизирующие присадки типа сульфонатов щелочноземельных металлов являются широко применяемым компонентом в современных составах моторных масел.

Известен способ получения сульфонатной присадки к смазочным маслам путем нейтрализации сульфированного масла окисью или гидроокисью щелочноземельного металла.

Получаемые известным способом присадки имеют низкую эффективность вследствие малого содержания активного вещества.

С целью повышения эффективности действия присадки нейтрализацию сульфированного минерального масла проводят в присутствии сульфокислот мол. веса 300 — 400. Указанные сульфокислоты вводят в количестве до

3 вес. . Сульфированное минеральное масло должно содержать не менее 18 маслорастворимых кислот мол. веса 500 — 600.

В качестве среднемолекулярных сульфокислот может быть использована керилбензолсульфокислота или сульфокислоты из газойлевых или керосиновых фракций.

Совместная нейтрализация высокомолекулярных и среднемолекулярных сульфокпслот обеспечивает полную растворимость в масле и синергетическии эффект действия сульфонатов.

Пример. 100 вес. ч. сульфированного масла с кислотным числом 20 — 22 мг КОН/г нагревают при перемешивании с 18 вес. ч. гидрата окиси бария. По достижении 80 — 82 С добавляют 3 вес. ч. керилбензолсульфокисло15 ты, продолжают нагревание и производятсушку при 130 — 135 C. Продукт центрифугируют до содержания механических примесей в присадке не более 0,1

Сравнительные данные физико-химических

20 свойств известной (СБ-3) и предлагаемой (ИХП-5) сульфонатных присадок, а также результаты лабораторных испытаний этих присадок в масле Д-11 приведены в табл. 1.

417464

Таблица 1

Лабораторные испытания с маслом

Д вЂ” 11

Физико †химическ свойства

Сравниваемые сульфонатные присадки

Моющие свойства по ПЗВ, баллы

Моющий патенциал, о

Механические примеси, %

Вязкость при 100 С, сст

Зольность, %

Количество присадки, %

Щелочность, мг КОН/r

11,0

22,7

1,0

0 — 0,5

0,10

0,04

Известная (СБ — 3)

Предлагаемая (ИХП вЂ” 5) 16,3

18,5

6,6

11,5

Таблиц а 2

Показатели

Количество отложений

Износ деталей

Подвижность колец, баллы

Общая оценка загрязненности, баллы

Поршневые Вкладыши шатунных (комплект) г подшипников, г

Присадки

На поршне, баллы

На кольцах, В канавках (комплект) г поршня, r

0,0

0,0

АС вЂ” 10+10% СБ — 3

АС вЂ” 10+7% ИХП вЂ” 5

О, 127

0,092

2,50

2,18

1,27

0,60

1,60

1,80

9,5

9,5

0,260

0,096

Предмет изобрете ния

Составитель Л. Иванова

Техред Л. Богданова

Редактор Г. Тимофеева

Корректор А. Васильева

Заказ 1914/9 Изд. № 1378 Тираж 537 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )Ê-35, Раушская наб,, д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Как видно из табл. 1. присадка ИХП-5 по зольности и щелочности значительно превосходит известную присадку СБ-З, а сравнительно более высокие моющие свойства присадки

ИХП-5 показаны при вдвое меньшем расходе.

Были также проведены стендовые 150 час

Из данных табл. 2 видно, что несмотря на уменьшение концентрации присадки ИХП-5 в масле по сравнению с эталоном, износ поршневых колец и вкладышей подшипников при применении новой присадки уменьшается.

Количество отложений в канавках и на кольцах снижается при практически одинаковом лакообразовании на поршне и подвижности поршневых колец.

Таким образом, лабораторные исследования и моторные испытания масел с сульфонатной присадкой ИХП-5 показали ее высокие эксплуатационные свойства. испытания масла АС-10 с сульфонатной присадкой ИХП-5 на двигателе 1А3-51, результаты которых приведены в табл. 2. В качестве эталона в этой же таблице приведены результаты испытаний масла АС-10 с 10% известной присадки СБ-3.

1. Способ получения сульфонатной присадки к смазочным маслам путем нейтрализации сульфированного масла окисью или гидроокисью щелочноземельного металла, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности действия присадки, нейтрализацию проводят в присутствии сульфокислот мол. веса 300 — 400.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что сульфокислоту мол. веса 300 — 400 вводят в количестве 3 вес, о а.

Способ получения сульфонатной присадки к смазочным маслам Способ получения сульфонатной присадки к смазочным маслам 

 

Похожие патенты:

Способ получения присадки к нефтепродуктам-miизобретение относится к способу получения присадки для топлив, масел, смазок и специальных жидкостей на основе алкенилянтарного ангидрида.известен способ получения присадок к мае- 5 лам путем обработки алкенилянтарного ангидрида амипами или гидроокисями металлов ii или iii группы периодической системы.однако эти присадки являются недостаточно эффективными.10с целью улучшения защитных и антикоррозионных свойств присадки предлагается алкенилянтарный ангидрид предварительно подвергать сульфированию жидким серным ангидридом в растворе жидкого сернистого ап- 15 гидрида с последующей обработкой нейтрализующими агентами: аминами или гидроокисями металлов ii или iii группы периодической системы, например li, са, mg, zn, рь, ai.получаемые сульфосукцинимиды и соли 20 сульфоалкенилянтарной кислоты могут при- снзi r-ch-c-ch-j- ch-co.so\)о + 28оз—>&сн.-со/-10°сменяться самостоятельно в качестве присадок к нефтепродуктам, а также в смеси (в любых пропорциях) между собой или с другими присадками.пример!. 325 кг алкенилянтарного ангидрида, растворенного в 325 кг деароматизованного бензина, сульфируют в аппарате с перемешивающим механизмом при —10°с 48 кг 5оз, растворенного в 288 кг жидкого soa, в течение 2 час. по окончании сульфирования продукт нагревают до 60°с для полного удаления soa и выдерживают 6 час. затем для проведения гидролиза в сульфированный продукт подают воду в количестве 350 кг. смесь перемешивают при температуре 50— 60°с в течение 1 час. после отстоя воду сливают, а сульфоалкенилянтарная кислота поступает на дальнейшую обработку аминами или гидроокисью металлов.процесс сульфирования проходит по следующим уравнениям: снзr—сн-с-снг—сн-сон,о/ о\ so, i —огидролизсн,-соso. // 296799

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно к составу присадки и моторному маслу, ее содержащему, предназначенному для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания
Изобретение относится к рецептуре смазочных и охлаждающих композиций, которые могут быть использованы для смазки узлов трения и охлаждения, например, двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих жидкостей (COЖ), применяемым при механической обработке металлов, в частности в процессах шлифования, резания или холодной обработки металлов давлением

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при обработке металлов резанием, шлифованием и т.п

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных автомобильных дизельных двигателях

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для механической обработки металлов

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных дизелях

Изобретение относится к области производства и применения смазочных материалов, конкретно к композициям многоцелевых пластичных смазок для узлов трения машин и механизмов
Наверх