Устройство для испытания коллекторов электрических машин

 

(и) 420054

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сдцйахрстичжь: 1)

РЕ ОУбпцк (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.07.71 (21) 1681952 24-7 (51) М Кл. Н 02k 15/00

Н 01г 43/06 с присоединением заявки (32) Приоритет

Опубликовано 15,03.74. Бюллетень ¹ 10

Дата опубликования описания 12.08.74

Гасударстеенеый камитет

Саеете Мекеатраа СССР аа делам ееааретенел и аткрь ткй (53) Ъ Д1 621.313.047.2

r (088.8) (72) Авторы изобретения

Д. М. Ременик и E. М. Путилин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ КОЛЛЕКТОРОВ

ЭЛЕКТР И Ч ЕСКИХ МАШИ Н

Известны устройства для испытания коллекторов электрических машин на отсутствие замыкания между токоведущими пластинами, содержащие токоведущие штифты, расположенные в отверстиях металлического кольца, один из которых электрически изолирован от кольца, источник испытательного напряжения, соединенный со штифтами, и индикатор.

Предлагаемое устройство позволяет повысить производительность труда при отбракогке коллекторов по величине межл ам ельной изоляции и автоматизировать операции по подаче и снятию испытательного напряжения.

Для этого металлическое кольцо выпо rrcrro разделенным в радиаль,ой»а две части, в каждой из которых неизолирован штифты расположены через одно коллекторное деление. На одной части кольца устаноглеп один изолированный штифт, и ца другой — три изолированных штифта, расположенных друг от друга и от соседни: пеизолированных штифтов на расстоянии одного коллекторпого деления. Каждая часть кольца подсоединсна к одному выводу источника испытательного напряжения. Изолированные штифты соединены с источником гитания индикатора через коммутатор, а последовательно в цепь частей кольца и источника испытательного напряжения включено реле контроля целостности межламельной изоляции.

На чертеже дана принципиальная электрическая схема описываемого устройства.

Устройство состоит из токоведущих испытательных колец 1 и 2 с токоведущими неизоБ лированпыми 3 и изолированными 4 — 7 штифтами, коммутатора 8, источника 9 высокого напряжения и инди a ropa 10.

Коммутатор 8 содержит параллельно включенные реле 11 и 12, подключенные к источlO нику питания через последовательно соединенные с кнопкой 13 и нормально закрытые контакты 14 реле 12. Кнопка 13 шунтирована нормально отripbITbrlrrr контактами 15 pe Ip. 11.

Обмотка реле 16 подключена к штифту 4 че15 рез контакт 17 реле 11, обмотка реле 18 подключена и штифту 5,,, обмотка реле 19 — к штифту 6 через контакт 17 реле 11, Вторые выводы обмоток этих реле подключены к выводу а источника питания, второп вывод б

20 которого соединен со штифтом 7.

Источник 9 высокого напряжения включает в себя трансформатор 20, питаемый от регулируемого автотрапсформатора 21, движок которого механически связан с валом двига25 теля 22. 1-1аправлепие вращения двигателя изменяется в завпспмосги от включения обмоток

23 или 24 возбужд=пня, в цепь которых вклю. чены контакты 15, 25 п 26 реле 11 и 12.

Индикатор 10 содержит трансформатор 2i

30 и контрольные лампы 28 — 30, в цепях которых

420054

5 !

О !

60 установлены контакт 31 реле 18, нормально замкнутый 32 и нормально разомкнутый 33 контакты реле 34, соответственно. Обмотка реле 34 контроля целостности изоляции включена в цепь питания кольца 2 через свой нормально замкнутый контакт 32 и резистор 35, а второй вывод обмотки трансформатора 20, служащего источником испытательного напряжения, подключен к кольцу 1 через нормально разомкнутый контакт 31 реле 18.

Штифты 4 и 6 посредством нормально»азомкнутых контактов 15 реле 11 подключены к кольцу 1, а штифт 7 — к кольцу 2. Изолированные штифты 4 — 6 расположены в кольце 1 на расстоянии одного коллекторного деления. Штифты 3 кольца 1 отстоят друг от друга и от штифта 5 на расстоянии, равном двум коллекторным делениям, штифты 3 кольца 2 отстоят друг от друга также на расстоянии, равном двум коллекторным делениям, а штифты, смежные с штифтом 7, отстоят от него иа расстоянии одного коллекторного деления.

Для проведения испытания на коллектор 36 надевают кольца 1 и 2, разделенные между собой электроизоляцией так, чтобы все штифты контактировали с токопроводящими ламелями коллектора. Поворачивая одно кольцо относительно другого, кольца устанавливают так, чтобы штифты 5 и 7 оказались на одной токопроводящей ламели, и, нажимая кнопку

13, обеспечивают питание обмоток реле 11 и

12. Реле 11 своими контактами шунтируст кнопку 13, обеспечивая тем саыьв| самоблокировку.

Поскольку штифты 5 и 7 находятся на одной ламели, по обмотке реле 18 течет ток и лампа 28 сигнализации правильности установки колец 1 и 2 относительно друг друга загорается. Реле 11 включается, и его контакты в цепи обмоток 23 и 24 обеспечивают их включение, соответствующее вращению двигателя

22 в направлении, при котором автотрансформатор 21 повышает напряжение иа вторичной обмотке трансформатора 20 до максимального испытательного напряжения. Реле 12 времени обеспечивает выдержку под указанн!м напряжением колец 1 и 2, а следовательно, и межламельной изоляции коллектора в течение заданного времени, после чего его контакты 25 и 26 переключают обмотки 23 и 24 в положение, соответствующее вращению двигателя 22 в обратном направлении и тем самым снижению напряжения, подаваемого иа кольца.

Если один из межламельных промежутков оказывается закороченным, например, вследствие пробоя изоляции, To rro Uenii: 1coльцо

1 — контакт 31 — трансформатор 20 — обмотка реле 34 — нормально замкнутый контакт 32 реле 34 — резистор 35 — кольцо 2 течет ток, что вызывает срабатывание реле 34 и замыкание его нормально разомкнутого контакта 33, который обеспечивает самоблокировку реле 34. Один нормально замкнутый контакт 32 реле 34 обеспечивает разрыв цепи подачи испытательного напряжения трансформатора 20, другой обесточивает сигнальную лампу 22, которая горит в случае исправности межламельной изоляции, а нормально разомкнутый контакт 33 реле 34 обеспечивает включение сигнальной лампы 30, свидетельствующей о неисправности межламельной изоляции, например о ее пробое.

Реле 11 своими нормально разомкнутыми контактами 15 обеспечивает подачу испытательного напряжения иа штифты 4, 6 и 7.

Реле 16 и 19 своими нормально замкнутыми контактами 37 и 38 в цепи реле 18 разрыва1GT цепь реле 18 и обеспечивают невозможI!ocTb подьема испытательного напряжения в случае, если штифты -1 и 6 окажутся иа одной ламели со штифтом 7, т. е. когда штифты 3 обоих колец 1 и 2 будут находиться иа одних и тех же ламелях.

Таким образом, одновременная подача испытательного иапряже1!ия íà все межламельные промежутки, ав.оматизация его подъе.,|а и уменьшения, а также контроля правильносТН установки штифтов колеи отиосителоно друг друга позволяют значительно повысить производительность труда при отбраковке коллекторов по Be.!è÷è!!å межламельной изоляциии.

Предмет изобретения

Устройство для испытания коллектор эв электрических машин иа отсутствие замыкания между токоведущими пластинами, содержащее токоведущие штифты, распо".oæåííüiå в отверстиях металлического кольца, один из которых электрически изолирован от кольца, источник испытательного напряжения, соединенный со штифтами, и индикатор, о тл и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности труда, металлическое кольцо выполнено разделенным в радиальной плоскости на две части, в каждой из которых пеизолированные штифты расположены через одно коллекториое деление, иа одной части колы;а установлен один изолированный штифт, а иа другой — три изолированных штифта, расположенных друг от друга и от соседних неизолированных штифтов иа расстоянии одного коллекторного деления, каждая часть кольца подсоединена к одному выводу источника испытательного напряжения, изолированные штифты соединены с ис|очником питания индикатора через коммутатор, а последова.|ельио в цепь частей кольца и ис!Очиика испытателы!Ого напряжеи1!|1 вкл10чсио реле контроля целостности межламельной изоляции.

420054 б-б

Составитель E. Князев

Техред А, Камышникова

Корректор О. Тюрина

Редактор А. Пейсоченко

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1903i17 Изд. ¹ 1395 Тираж,u0 Подпис ос

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытии

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5

Устройство для испытания коллекторов электрических машин Устройство для испытания коллекторов электрических машин Устройство для испытания коллекторов электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении коллекторов электрических машин
Наверх