Статор электрической машины

 

!

; р, па r.О П И С--ЖН И Е

И ЗОБ РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()426283 (61) 3а в исимое от акант. ав идетельст ва— (22) Заявлено 05.05.69 (21) 1327375/24-7 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—

Опубликовано 30.04.74. Бюллетень ¹ 16

Дата опубликования описания 12.03.75 (51) М. Кл. Н 02k 5/24

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам иэооретений и открытий (53) УДК 621.313.042. .143.3 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Иогаисен и А. А. Галай (7I ) Заявитель (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения.

Известны статоры электрических машин, например крупных турбогенераторов, в которых сердечник, собранный из листовых сегментов и скрепленный стяжными шпильками, установлен во внутреннем корпусе, а последний упруго закреплен по линия опорных лап во внешнем корпусе.

Целью изобретения является снижение шума и вибрации, упрощение конструкции и повышетеие надежности работы машины.

Для этого сердечник статора снабжен боковыми выступами, опирающимися на упругие элементы, например многослойные резиновые амортизаторы.

Сердечник статора может содержать чередующиеся па кеты с боковыми выступами и без них, а в промежутках между выступами могут быть размещены крепежные детали, которым|и сердечник соединен с упругими элементами.

-На фиг. 1 изображен статор, поперечный разрез; на фиг. 2 и 3 — два варианта сердечняка статора с боковым выступом,для опоры на упругие элементы.

Сердечни к 1 статора электрической машины закреплен,в корпусе 2 посредством упругих элементов 8, расположенных по всей длине статора по линиям опорных лап 4. Сердечник снабжен боковыми выступами 5, которыми он опирается на упругие элементы 8, обладающие податливостью как в радиальном, так и в тангенц иальном направлениях. В качест5 ве упругих элементов могут быть применены, например, витые пружины, упругие балочки, но наилучшими характеристиками обладают многослойные резиновые амортизаторы.

Расчеты и изучение экспериментального материала показывают, что резиновые амортизаторы по своим характеристикам превосходят упругие элементы, .выполненные из металла, так как обладают меньшим весом и габаритами, лучшими звукоизолирующими свойствами, широким диапазоном варьирования жесткости.

Вибрации сердечника вследствие амортизирующего эффекта упругих элементов и малой подвижности опорных лап статора передаются на корпус 2 и фундамент б со значительным ослаблением. Одновременно за счет тангенциальной податливости упругих элементов происходит значительное ослабление дянамических .вращающих моментов, передающихся от сердечника 1 к корпусу 2 и фундаменту б при коротких замыканиях, включении по методу самосинхронизации и т. д. Упругие ограничители 7 и 8 устанавливаются на случай больших перемещений сердечника при зо коротком замыкании.

426283 фиг. 1

На фиг. 2 изображен боковой выступ 5 сердечника для уcTBHOBKiH его на упругие элементы, сделанный путем соответствующей вырубки сегментов 9 железа статора, расположенных на горизонтальном диаметре сердечника. Выступ может иметь прямоугольную или фигурную форму. Такие выступы могут выполняться не на каждом пакете сердечника. Тогда в промежутках между вьгступами могут быть размещены крепежные детали, например шпильки, которыми сердечник соединен с упругим и элементам и. Вместо штампованных выступов сердечник может иметь с двух сторон продольные оварные балки — лапы, скрепленные с сердечником по всей длине замками 10, например, в виде ласточкина хвоста, как это показано на фиг. 3.

Внутренний корпус у сердечника отсутствует. Сердечнмк стягиваемся шпильками 11. Расчеты и опыт эксплуатации турбогене раторов показывают, что силы трения между листами железа, из которых набирается сердечник, значительно превосходят необходимые для уравновешивания действующих на сердечник статических и динамических нагрузок, тем более, что со временем происходит постепенное склеивание листов железа по лаковому покрытию. Однако можно пакеты железа склеивать и заранее.

Шпильки 11 предоставляют собой круглые стержни с резьбой на концах, пропускаемые в отверстия через всю длину сердечника или вкладываемые сбоку в пазы на его поверхности. Креплепие шпилек в пазах в последнем случае осуществляется, например, путем подгиба выступающих за спинку сердечника концов вентиляционных распорок или установки фиисирующих скобок. Шпильки изолируются от железа сердечника п утем обматывания их изоляционной лентой.

Отсутствие внутреннего ко рпуса также упрощает и облегчает, конструкцию статора, исключает контактное трение, между сердечником и внутренним корпусом при вибрациях, позволяет уменьшить табариты статора и упростить монтаж сердечника .в корпусе. При этом предоставляется возможность конструирования разъемных статоров и раздельной транспортировки частей статора к месту установки.

Предмет изобретения

1. Статор электрической машкины, содержащий кор п ус и собранный лз листовых сегментов, скрепленный стяжными шпильками сердечник, упруго закрепленный,в корпусе по линии опорных лап, отличающийся тем, что, с целью снижения шума и вибрации, упрощения конструкции и повышения надежности, сердечник снабжен боковыми выступами, опнрающими ся на упругие элементы, например многослойные резиновые амортизаторы.

2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что сердечник содержит чередующиеся пакеты с боковыми выступами и без них, а в промежутках между указанными выступами размещены крепежные детали, которыми сердечник соединен с упругими элементами.

426283 фигЗ иг. 2

Составитель А. Лисов

Техред Л. Акимова

Редактор В. Левятов

Корректор В. Гутман

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент>

Заказ 64 388 Изд. М 1593 Тираж 722 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Мооква, Я 35, Рауиьская наб., д. 4/5

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к погружным электродвигателям (ПЭД)

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к производству двухполюсных турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к корпусам электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электродвигателей общего применения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорных конструкциях статора роторных электрических машин, подавляющих вибрации или шум и способе их изготовления

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых нужд

Изобретение относится к области электротехники и электроэнергетики и может быть использовано на электростанциях в конструкциях серийно выпускаемых турбогенераторов, имеющих жесткое крепление сердечника к корпусу статора

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения, в частности к погружным электродвигателям для подъема пластовой жидкости

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого применения
Наверх