Лебедка

 

ОП ИСАН И

ИЗОБРЕТЕНИЯ (<>) 44l234

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 21.12.71 (21) 1727421/27-11 с присоединением заявки Мв

ГосудаРствекиый комитет (32) 11риоритет

Совета Министров СССР до делам 3o6pетеиии Опубликовано 30.08.74. Бюллетень . е 32 (51) М. Кл. В 66d 1/36 (53) УДК 261.864(088.8) и открытий

Дата опубликования описания 28.04.75 (72) Авторы изобретения

В. А. Бейнарович, О. Ю. Розанов, Л. С. Удут и А. Д. Кожуховский

Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при Томском политехническом институте им. С. М. Кирова (71) Заявитель (54) ЛЕБЕДКА

Изобретение касается грузоподъемных и специальных лебедок большой канатоемкости, достигающей величины, например, несколько тысяч метров, и может применяться в геологоразведочном и буровом деле, для морских глубинных установок, в авиации — в качестве аэростатных и буксирных лебедок, а также в качестве вертолетных и самолетных лебедок длинноволновых антенных устройств. В большинстве случаев указанного применения лебедок большой канатоемкости размотанная с барабана часть каната располагается по траектории, близкой к направлению действия гравитационных сил, при этом нагрузки от собственного веса каната достигают значительных величин. В этих случаях уменьшение нагрузок от веса каната достигается применением каната переменного сечения, срощенного из отрезков различного диаметра, причем величины диаметров составных частей каната уменьшаются к свободному его концу.

Кроме того, отдельные части каната могут выполняться из различных материалов (сталь, медь, нейлон, капрон, стекловолокно и др.).

Тогда при условии равенства разрывных усилий диаметры составных частей каната различны.

Известны лебедки, содержащие приводной ступенчатый по диаметру барабан и кинематически связанный с ним канатоукладчик с

2 кареткой и поводками. Однако в нем укладка на общем барабане единого каната, составленного из частей различного диаметра, из-за различного шага их намотки крайне нежелательна, так как это приводит к неравномерности намотки и повышенному износу каната вследствие нахлестов, провалов, заклинивания каната между витками и, в конечном счете, не обеспечивает надежной работы лебед1р ки. Укладка же на общем барабане участков каната, выполненных из более прочных материалов, поверх участков каната, выполненных из менее прочных материалов, вообще недопустима, так как приводит к перетиранию

15 и перерезанию каната из менее прочного материала.

Цель изобретения — посекционная укладка каната, составленного из частей, имеющих различные диаметры.

Для этого в предлагаемой лебедке каретка канатоукладчика снабжена переключателем поводков, взаимодействующих с ходовыми винтами, число которых равно числу ступеней барабана.

Целесообразно на каждом из ходовых винтов канатоукладчика в зонах ступеней барабана выполнять переходную канавку противоположного канавке смежного винта направЗ0 ления.

441234

На фиг. 1 изображена описываемая лебедка, оощий вид; на фиг. 2 — двухступенчатый оарабан; на григ. 3 — ходовые винты канатоукладчика; на фиг. 4 — каретка канатоукладчика с переключающим поводки устроиством. 1ебедка содержит оараоан, выполненныи из двух секций 1 и 2 (ступеней) различных диаметров. Ьеличина начального диамегi d первои секции устанавливается из конструктивных соооражений, Начальныи диаметр второи (последующеи) секции равен наиоольшему диаметру первои (предыдущей) секции с намотанным на нее каны lом за вычетом Ileличины двух диаметров каната, приходящихся на последнии слой, наматываемыи на перву1о (предыдущую) секцию. 1аким ооразом оиеспечивается 1см. фиг. 1) нлавныи без резких изгибов переход каната с однои секции od.рабана на другую.

Реборда секции 2, расположенная на торце ступенеи барабана, выполнена в виде разделительных спиц д, что позволяет плавно переводить отдельные участки каната с одной секции на другую и предотвращает возможность сползания на участок < каната, уложенный на секцию 1 краиних витков участка О каната, уложенного на секцию 2. 11еревод каната с однои секции Оараоана на другую осуществляется кареткои Ь. кинематика канатоукладчика ооеспечивает синхронность и одинаковое направление вращения двух ходовых винтов i и b, приводящих в движение каретку б с устройством 9„ переключающим поводки 10 и 11 на зацепление с винтовыми канавками того или иного винта. Переключающее устройство 1 состоит из счетчика длины кана1а и настраиваемого механизма, переключающего поводки при отсчете определеннои длины каната.

Ходовой винт i на участке 1.1 имеет винтовую канавку, сочетающую в себе плавно переходящие друг в друга на концах участка канавки равного шага левого и правого направлении. Шаг канавок соответствует шагу укладки участка каната на секции 1 бараоана. На участке Lz винт 7 имеет винтовую канавку левого направления, шаг которой соответствует шагу укладки участка каната на секции 2 барабана.

На участке L3 винта, длина которого равна ширине спиц 3, выполнена канавка, плавно соединяющая левую канавку участка Lz с левой канавкой участка Lz.

Ходовой винт 8 имеет на участке L винтовую канавку правого направления, шаг которой равен шагу канавок, нарезанных на участке L1 винта /. На участке Lz винт 8 имеет винтовую канавку, сочетающую в себе плавно переходящие друг в друга на концах участка канавки левого и правого направлений.

Шаг этих канавок соответствует шагу укладки участка каната на секции 2 бараоана и равен шагу канавки, нарезанной на этом же участке винта 7. На участке винта 8 Lg, длина которого равна длине участка L> винта 7

65 и ширина спиц 3 реборды, выполнена канавка, плавно соединяющая правую канавку участка 1.1 с правой канавкои участка А1.

Лебедка работает следующим ооразом.

1 1еханизмы лебедки приводятся во вращение приводом 12. J5 начале намотки участка

4 каната на секцию 1 оарабана переключающее устройство 9 включает поводок 10 на зацепление с винтовой канавкой винта 7 на el o участке Ll.

11ри включении лебедки начинает вращаться барабан и оба винта канатоукладчика, и каретка начинает перемещаться вправо и влеВО HB gчастке Ll и наматывать слОЙ за слоем участок каната на секцию 1, причем поводок не может самопроизвольно перейти на участки Lq u Lz винта 7 вследствие того, что перемещение его вправо осуществляется IIo канавке правого направления, тогда как на участках L3 и Lz канавка имеет левое направление. Когда начинается укладка последнего слоя каната на секции 1, переключающее устройство 9 включает поводок 11 на зацепление с канавкой винта Ь и вытягивает поводок

iU из зацепления с канавкои винта 7. iaким образом, каретка б продолжает укладку последнего слоя каната на секцию 1 уже будучи введенной в зацепление с винтом d.

Вследствие синхронизации вращения ходовых винтов 7 и Ь, движение каретки в момент переключения поводков может осуществляться одновременно от двух ходовых винтов, т. е. возможен такой случай, когда на небольшом отрезке длины хода каретки в зацеплении с винтами находятся ооа поводка. Продолжающий вращаться винт 7 теперь является попросту направляющей каретки. Каретка продолжает движение вправо и llo канавке участка L> винта 8 переходит на правую канавку участка Lz. При этом место соединения частей каната располагается на секции 1 барабана (см. фиг. 1) и допускается случай, когда один или несколько витков участка каната меньшего диаметра будут уложены на секцию l.

После этого происходит укладка участка 5 каната на секцию 2 барабана, причем поводок 11 не может самопроизвольно перейти на участки Lz u Ll винта 8 вследствие того, что перемещение его влево осуществляется по левой канавке, тогда как на участках Lz u Ll канавка имеет правое направление.

После реверса лебедки разматывание участка 5 каната с секции 2 происходит в порядке, обратном укладке каната. При сматывании последнего слоя участка каната с секции

2 происходит включение поводка 10 на зацепление с левой канавкой, нарезанной на участке Lz винта 7, и втягивание поводка ll, а также производится окончание сматывания последнего слоя каната с секции 2. Ьинт 8 приобретает функцию направляющей каретки.

Сматывая последний слой с секции 2, каретка переводится поводком 10 по левой ка441234

15

Фиг.1

Фиг. 2 навке участка L3 на левую канавку участка

Lq винта 7 и происходит сматыванис каната с секции 1 в порядке, обратном укладке. После остановки и реверса лебедки циклы могут повторяться.

Таким образом, лебедка осуществляет раздельную, посекционную укладку па барабане нескольких, в частности двух участков единого каната, имеющих разные диаметры и могущих быть выполненными из разных материалов.

Предмет изобретения

1. Лебедка, содержащая приводной ступенчатый по диаметру барабан и кинематически связанный с ним канатоукладчик с кареткой и поьодками, отличающаяся тем, что, с целью посекционной укладки каната, составленного из частей, имеющих различные диаметры, каретка канатоукладчика снабжена переключателем поводков, взаимодействующих с ходовыми винтами, число которых равно числу ступеней барабана.

2. Лебедка по п. 1, отл и ч а ющ а я ся тем, что на каждом из ходовых винтов канатоукладчика в зонах ступеней барабана выполнена переходная канавка противоположного канавке смежного винта направления.

441234

Фиг 4

Составитель В. Дегтярев

Техред Т. Курилко

Редактор Т. Горячева

Корректор Н. Аук

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 964/4 Изд. № 1193 Тираж 811 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4,"5

Лебедка Лебедка Лебедка Лебедка 

 

Похожие патенты:

1шш1ш-шшшш // 379526

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к прижимным устройствам для канатов лебедок

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к направляющим устройствам для канатов лебедок

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к прижимным устройствам для канатов лебедок

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам, а именно к усовершенствованию их узлов, и может быть использовано для обслуживания скважин в отраслях добывающей промышленности для спуска и подъема различных скважинных приборов и устройств при гидродинамических и геофизических исследованиях, а также в других отраслях, где используются подъемно-транспортные механизмы

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, в частности к канатоукладчикам для барабанов лебедок

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к канатоукладчикам лебедок

Изобретение относится к прокладке проводов с помощью вертолетов, преимущественно при строительстве линий электропередач

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к канатоукладчикам с многослойной навивкой каната на барабане лебедки

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к конструкциям канатоукладчиков лебедок
Наверх