Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода

 

<п> 456398

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимый от патента (22) Заявлено 22.09.71 (21) 1701059/

/1924145/23-4 (51) М. Кл. В 013 11/32 (32) Приоритет 13,10.70 (31) 90297 (33) Япония

Опубликовано 05.01.75. Бюллетень Ме 1

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 66.094.382 (088.8) Дата опубликования описания 27.02.75 (72) Авторы изобретения

Иностранцы

Есихиро Куниясу, Тосиюки Сакаи и Хирото Сакаи (Япония) Иностранная фирма

«Мицуи Майнинг, рид Смелтинг Ко., Лтд.» (Япония) (71) Заявитель (54) КАТАЛИЗАТОРНЫЙ БЛОК ДЛЯ ОЧИСТКИ

ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ОТ ОКИСИ УГЛЕРОДА

Изобретение относится к катализаторам, используемым для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания от окиси углерода.

Известен катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода на основе окислов марганца и окислов свинца или окислов висмута.

К недостаткам известного катализаторного блока относятся высокое сопротивление потоку отработанных газов (образование обходных путей для выхлопных газов из-за вибраций, возникающих при движении автомобиля, и истирания таблеток катализатора) и короткий срок службы катализатора (разрушение таблеток катализатора из-за истирания и неравномерного распределения температур).

Кроме того, существует опасность выброса катализатора наружу вместе с отработанными газами.

Цель изобретения — уменьшение сопротивления потоку газа и увеличение срока службы катализатора — достигается тем, что прессованные элементы катализатора, имеющие в поперечном сечении форму кольца, четырехугольника или сектора, собирают в катализаторный блок таким образом, чтобы он имел в поперечном сечении форму многоугольника, круга или сектора.

Элементы катализатора готовят путем горячего прессования порошкообразной смеси ком5 понентов катализатора при температуре 200—

700, преимущественно 300 — 600 С, и давлении

1 — 10, предпочтительно 2 — 5 т/см .

Весовое процентное соотношение между окислами марганца и окислами свинца обыч10 но составляет 75: 25 — 25: 75, предпочтительно

60: 40 — 40: 60, а между окислами марганца и окислами висмута 95: 5 — 50: 50, предпочтительно 90: 10 — 70: 30.

Кроме основных компонентов в катализатор

15 можно вводить 5 — 10, предпочтительно 7—

8 вес. /о, добавки, выбранной из группы, содержащей окислы щелочноземельных металлов, таких, как магний, кальций или барий, окислы редкоземельных элементов, таких, как

20 иттрий, лантан, церий или неодим, окислы алюминия, кремния и висмута, окислы переходных металлов, таких, как медь, железо, никель и кобальт.

В катализатор, состоящий из окислов марган25 ца и окислов свинца, обычно вводят 5 — 40, предпочтительно 5 — 30 вес. %, окислов висмута или переходных металлов.

456398

В катализатор, содержащий окислы марганца и окислы висмута, предпочтительно добавляют 5 — 60, лучше 10 — 30 вес. /о, переходных металлов.

В качестве связующего при приготовлении элементов катализатора используют порошкообразные металлы, например порошкообразные медь, железо, никель, олово, алюминий или их сплавы, которые хорошо прессуются и повышают механическую прочность готовых

Применение предлагаемого катализаторного блока позволяет увеличить площадь контакта с отработанными газами; исключить образование обходных путей для них, предотвратить опасность выброса катализатора наружу вместе с отработанными газами; уменьшить сопротивление потоку отработанных газов при прохождении через катализатор и увеличить срок службы катализатора.

Предлагаемый катализаторный блок может производиться в массовом масштабе, легко собирается и эксплуатируется.

Кроме того, он может одновременно служить глушителем в автомобиле.

6D

65 элементов катализатора.

Количество элементов катализатора, устанавливаемых в контейнере в автомобиль, зависит от объема выхлопных газов.

Элементы катализатора должны иметь та- 1 кую форму, которая позволит увеличить площадь контакта с отработанными газами при компактной упаковке элементов катализатора в катализаторном блоке. Для увеличения площади контакта с отработанными газами на поверхности элементов катализатора делают канавки и/или создают перфорированные участки с заданной площадью поперечного сечения внутри элемента.

Из отдельных элементов катализатора собирают катализаторный блок, в котором отдель.ные элементы расположены оптимальным образом.

Так, при упаковке катализаторного блока в контейнер цилиндрической формы отдельные gp элементы катализатора имеют в поперечном сечении форму кольца, причем диаметр внешней окружности первого элемента равен диаметру контейнера, диаметр внешней окружности второго элемента равен диаметру внутренней окружности первого элемента и т. д.

При использовании отдельных элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму сектора, радиус окружности, ограничивающей сектор, должен быть равен радиусу 4О контейнера. Собранные таким образом блоки устанавливаются в контейнере друг на друга до его заполнения.

Контейнеры, имеющие в поперечном сечении форму четырехугольника, заполняют одинако- 4 выми по конфигурации и размеру плоскими четырехугольными пластинами, поверхность которых снабжена канавками, причем поперечные сечения пластины и контейнера подобны по форме и равны по площади. 50

На фиг. 1 изображен поперечный разрез катализаторного блока, собранного из нескольких элементов; на фиг. 2 — поперечный разрез цилиндрического контейнера с помещенным в него катализаторным блоком; на фиг. 3— контейнер, заполненный несколькими катализаторными блоками, изображенными на фиг. 2; на фиг. 4 и фиг. 5 — способы упаковки элементов катализатора в блок внутри контейнеров для катализатора; на фиг. 6 — продольный разрез контейнера, заполненного катализаторными блоками, показанными на фиг. 4 и фиг. 5 и расположенными в несколько этажей.

Из отдельных элементов 1 катализатора с необходимым числом канавок 2 и отверстий 3 собирают катализаторный блок и помещают его в контейнер 4, предварительно защитив торцевые поверхности блока сеткой 5. Элементы 1 катализатора могут иметь в поперечном сечении форму сектора (см. фиг. 1), кольца (см. фиг. 2) и четырехугольника (см. фиг. 4).

Пример 1. В течение 24 час 7 кг электролитической двуокиси марганца (Мп02) и 3 кг свинцового сурика (Pbq04) измельчают в шаровой мельнице до размера частиц меньше

200 меш, вводят в гнездо матрицы, нагретой до 400 С, нагревают до 400 С и прессуют 5 мин под давлением 4 т/см2, получая элементы катализатора (см. фиг. 1), сопротивление которых сжатию составляет 200 — 300 кг/см2 (сопротивление сжатию обычных таблеток катализатора

100 кг/см2) .

Из элементов катализатора собирают блок (см. фиг, 1), в количестве -3 кг вносят в контейнер, помещают его в автомобиль «Керол

360 » и пропускают через него отработанные газы с температурой 600 С. Через 400 час работы катализатора очищенный газ содержит более 1 /о окиси углерода и менее 100 ррт углеводородов, степень превращения 90 /о, Через указанный промежуток времени,наблюдается снижение концентрации окислов азота, незначительное изменение конфигурации элементов катализатора и не наблюдается никакого снижения к.п.д.

Пример 2. После измельчения в шаровой мельнице аналогично примеру 1 прессуют смесь из 5 кг химически чистой двуокиси марганца (МпО ) и 3 кг свинцового сурика (Р404) с размером частиц меньше 200 меш и

2 кг порошкообразной электролитической меди (Cu) с размером частиц 100 меш. Сопротивление сжатию полученных элементов — 400—

500 кг/см . Через 300 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов 80 . Кроме того, наблюдается снижение концентрации окислов азота.

Пример 3. Тщательно смешивают 1,5 кг электролитической двуокиси марганца (МпО ), 1,0 кг полуторной окиси марганца (Мп20З) и

7 кг свинцового сурика (Р404) с размером частиц меньше 200*меш и 3 кг порошкообразного железа (Fe) с размером частиц 100 меш, прессуют, как в примере 1, и получают элемен. ты катализатора с канавками, сопротивление

456398 которых сжатию составляет 600 — 700 кг/см .

Из элементов катализ":òîðà собирают блок (c». фиг. 5) и в количестве 4 кг помещают в контейнер, который устанавливают в автомобиле. Через 400 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов -70%. При работе на холостом ходу и при езде со скоростью 60 км/час отработанный газ содержит 4,5 и 0,3 р окиси углерода и 220 и 80 ppm углеводородов соответственно.

После очистки в контейнере с катализатором газ содержит 1,2 и 0,05% окиси углерода и 60 и 25 ppm углеводородов при соответствующем режиме работы автомобиля.

Пример 4. Смешивают 9,5 кг полуторной окиси марганца (Мп О ), 500 г полуторной окиси висмута (BiqO ), 500 г извести и 500 r полуторной окиси лантана (LaqOq) с размером частиц меньше 200 меш, изготовляют элементы катализатора той же конфигурации, что и в примере 3, собирают их в блок (см. фиг. 5) и в количестве 4 кг помещают в цилиндрический контейнер. Через 300 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов превышает 80%.

При работе на холостом ходу и при езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содержат 4,6 и 0,4 окиси углерода и 230 и 90 ррт углеводородов соответственно.

Очищенный в контейнере с катализатором отработанный газ содержит 0,8 и 0,08% окиси углерода и 45 и 15 ppm углеводородов при соответствующем режиме работы автомобиля.

Пример 5. Смешивают 5 кг электролитической двуокиси марганца (MnO>), 5 кг пятиокиси висмута (Bi>O„.-), 200 г окиси магния (NgO) и 300 г окиси трехвалентного железа (Fe O ) с размером частиц меньше 200 меш и

1 кг порошкообразного железа (Ге) с размером частиц 100 меш, изготовляют элементы катализатора той же конфигурации, что и в примере 3, собирают их в блоки (см. фиг. 4) и в количестве 4 кг помещают в контейнер.

5 Через 400 час работы катализатора степень превращения окиси углерода и углеводородов

80%.

При работе на холостом ходу и при езде со скоростью 60 км/час отработанные газы содер10 жат 4,8 и 0,5% окиси углерода и 250 и 90 ppm углеводородов соответственно.,После очистки отработанный газ содержит 0,9 и 0,1 окиси углерода и 50 и 15 ррт углеводородов при соответствующем режиме работы автомобиля.

15 Пример 6. Из элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму кольца, с канавками,на периферии, собирают блок (см. фиг. 2), помещают его в контейнер (см. фиг. 3) и используют для очистки отработан20 ных газов автомобилей.

Пример 7. Из элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму четырехугольника, с канавками с одной стороны собирают блок (см. фиг. 4), помещают его в

25 контейнер и используют для очистки отработанных газов автомобилей.

Предмет изобретения

Катализаторный блок для очистки отрабоЗО таиных газов от окиси углерода на основе окислов марганца и окислов свинца или окислов висмута, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления потоку газа и увеличения срока службы катализатора, ка35 тализаторный блок имеет в поперечном сечении форму многоугольника, круга или сектора и собран из прессованных элементов катализатора, имеющих в поперечном сечении форму кольца, четырехугольника или сектора.

456398

<иЕ 4

Фиг,5

Составитель Ю. Петров

Корректор Н. Аук

Техред А, Камышннкова

Редактор Т. Шарганова

Типография, пр, Сапунова, 2

Заказ 320/14 Изд. № 289 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская нэб., д. 4/5

Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода Катализаторный блок для очистки отработанных газов от окиси углерода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технической химии, катализаторам окисления СО, углеводородов и других веществ отходящих газов промышленных производств, а также к катализаторам, предназначенным для сжигания топлив

Изобретение относится к катализаторам на основе перовскитов для процесса окисления аммиака

Изобретение относится к способу регенерации катализатора димеризации и содимеризации низших олефинов и может быть использовано в нефтехимии

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования

Изобретение относится к цеолитсодержащим катализаторам превращения алифатических углеводородов C2-12 в высокооктановый компонент бензина или концентрат ароматических углеводородов и способу его использования

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам приготовления катализаторов, предназначенных для использования в гидрогенизационных процессах при гидроочистке нефтяных фракций

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам приготовления катализаторов, предназначенных для использования в гидрогенизационных процессах при гидроочистке нефтяных фракций
Наверх