Тензометрический динамометр для измерения крутящего момента

 

пц 474713

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 09.03.73 (21) 1890008/18-10 с присоединением заявки М (32) Приоритет

Опубликовано 25.06.75. Бюллетень _#_e 23

Дата опубликования описания 29.09.75 (51) М. Кл. G Oll 3/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 531.781 (533.6.072) ао делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. С. Бойко, Т. H. Домбровская, И. Е. Ижак и К. А. Стекениус (71) Заявитель (54) ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ДИНАМОМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, в том числе момента крена при испытаниях моделей в аэродинамических трубах.

Известны тензометрические динамомстры для измерения крутящего момента, содержащие расположенный между двумя частями скручиваемого стержня упругий чувствительный элемент, выполненный в виде продольных пластин, радиально расположенных и равноудаленных от оси стержня, и тензорезисторы, укрепленные на пластинах упругого элемента.

Однако на точность и стабильность измерений момента большое влияние оказывает продольная сила.

Цель изобретения — уменьшить влияние продольной силы на точность и стабильность измерений.

Это достигается тем, что упругий чувствительный элемент связан с одной из частей скручиваемого стержня при помощи нежесткого к действию продольной силы упругого элемента, а каждая из частей стержня снабжена консольно закрепленными продольными балкообразными опорами, расположенными между пластинами чувствительного элемента и связанными между собой поперечными перемычками, при этом указанные опоры разных частей стержня выполнены с перекрытием по длине, а их поперечные перемычки соединены тягой, расположенной по оси скручпваемого стержня; нежесткий к действию продольной силы упругий элемент выполнен в виде расположенных накрест поперечных упругих пластин, соединенных по концам двумя продольными жесткими балками, одна из которых связана через проме10 жуточную поперечную пластину с пластинами упругого чувствительного элемента, а другая — с балкообразными опорами с одной стороны и с близлежащей частью скручиваемого стерн ня с другой.

На фиг. 1 показан предлагаемый динамометр, общий вид; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез по чувствительному элементу (А — А); на фиг. 3 — то же, поперечный разрез в зоне присоединения нежесткого к дей20 ствию продольной силы упругого элемента (Б — Б).

Динамомстр содержит расположенный между двумя частями 1 и 2 скручиваемого стержня упругий чувствительный элемент, выпол25 ненный в виде продольных пластин 3, на которые наклеены тензорезисторы 4. Пластины

3 расположены радиально и равноудалены от оси стержня.

С частью 2 скручиваемого стержня пла30 стины 3 соединены с помощью нежесткого к

474713

3 действию продольной силы упругого элемента, который состоит из продольных жестких балок о и 6, связанных с концами расположенных накрест поперечных упругих пластин 7 и 8, соединенных по концам ребрами 5 жесткости 9, а для обеспечения технологичности конструкции выполнены пазы 10.

11родольная балка 5 соединена непосредственно с частью 2 скручиваемого стержня.

Балка 6 через промежуточную жесткую пла- IO стину 11 связана с пластинами 3 чувствительного элемента и через них — с частью 1 скручиваемого стержня.

В целом балки 5, 6 и пластины 7, 8 образуют упругие параллелограммы в двух взаим- 15 но перпендикулярных плоскостях, проходящих через продольную ось динамометра ot.

В радиальных плоскостях динамометра между пластинами 3 размещены жесткие балкообразные опоры 12 и 13. Опоры 12 соеди- 20 иены, как и пластины 3, непосредственно с частью 1 скручиваемого стержня, а опоры 13 соединены с продольной балкой 5. При этом опоры 13 проходят без касания в пазах 14 в промежуточной пластине 11 и отделены от по- 25 перечной пластины 7 пазами 15. Опоры 12 и

13 имеют вид консолей, будучи соединены соответственно с частью скручиваемого стержня и балкой 5 одними из своих концов.

Другие концы опор 12 и 13, имеющих пере- зо крытие по длине, связаны поперечными жесткими перемычками 16 и 17, которые проходят между пластинами 3 чуствительного упругого элемента. Перемычки 16 и 17 соединены тонкой тягой 18, расположенной по продоль- з5 ной оси ot динамометра.

При нагружении динамометра измеряемым крутящим моментом М он воспринимается упругими пластинами 3 и тягой 18. Но расположенная по оси ot тонкая тяга 18 обладает 4р относительно малой жесткостью к действию момента Мь и поэтому измеряемый момент в основном воспринимается пластинами 3 с тензорезисторами 4 на них, с которых поступает сигнал, пропорциональный действующе- 45 му моменту, При действии на динамометр осевой силы

T она преимущественно воспринимается тягой 18, так как по отношению к силе Т тяга

18 обладает существенно более высокой жесткостью, чем работающие на изгиб пластины 7и8.

Благодаря этому пластины 3 чувствительного элемента, связанные через промежуточную пластину 11 и балку 6 с пластинами 7 и 55

8, почти не нагружаются осевой силой Т и могут быть выполнены достаточно точными для измерения малых моментов. Ввиду того, что тяга 18 под действием осевой силы Т работает на растяжение, она достаточно прочна при малой ее толщине и обладает малой жесткостью к действию измеряемого крутящего момента, практически не снижая высокой чувствительности динамометра.

При фиксированной длине упругих пластин

3 чувствительного элемента тяга 18 может иметь увеличенную длину и соответственно еще более низкую жесткость по отношению к крутящему моменту за счет того, что перемычка 17 может быть расположена в поперечном пазу части 1 скручиваемого стержня (на чертеже не показано) .

Предмет изобретения

1. Тензометрический динамометр для измерения крутящего момента, содержащий расположенный между двумя частями скручиваемого стержня упругий чувствительный элемент, выполненный в виде продольных пластин, радиально расположенных и равноудаленных от оси стержня, и тензорезисторы, укрепленные на пластинах упругого элемента, отличающийся тем, что, с целью уменьшения влияния продольной силы на точность и стабильность измерений, в нем упругий чувствительный элемент связан с одной из частей скручиваемого стержня посредством нежесткого к действию продольной силы упругого элемента, а каждая из частей стержня снабжена консольно закрепленными продольными балкообразными опорами, расположенными между пластинами чувствительного элемента и связанными между собой поперечными перемычками, при этом указанные опоры разных частей стержня выполнены с перекрытием по длине, а их поперечные перемычки соединены тягой, расположенной по оси скручиваемого стержня.

2. Динамометр по п. 1, отличающийся тем, что нежесткий к действию продольной силы упругий элемент выполнен в виде расположенных накрест поперечных упругих пластин, соединенных по концам двумя продольными жесткими балками, одна из которых связана через промежуточную поперечную пластину с пластинами упругого чувствительного элемента, а другая — с балкообразными опорами с одной стороны и с близлежащей частью скручиваемого стержня — с другой.

474713 ю 2

12 Л

Корректор E. Хмелева

НИ ИПИ Государственного KQMHT T комитета Совета Министров СССР осква, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Редактор О. Степина

Заказ 2317 1

Составитель В. Герасимовй

Техред Л. Казачкова

Тензометрический динамометр для измерения крутящего момента Тензометрический динамометр для измерения крутящего момента Тензометрический динамометр для измерения крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх