Устройство для управления коробкой передач трактора

 

ОЛ MCAHHE

ИЗОБРЕТЕН МЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (») 481470

> r.:.-..îþýÌàË (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01.72(21) 1734593/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 60k 21/06

Государственный номнтет

Совета Мнннстроа СССР оо делам нэосретеннй н отнрытнй (43) Опубликовано 25,08,75 Бюллетень № 31 (53) УДК 629.113-585. .52 (088.8) (4о) Дата опубликования описания 22 О1 7

И. М. Белогрищенко, К. К. Горев-Чуянов, А. T. Лебедев и И. P. Линецкий (72) Авторы изобретения

Восточное отделение Украинского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДА.Ч ТРАКТОРА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторостроению.

Известно устройство для управления коробкой перецач трактора, включающее

5 многопозиционный гицрораспрецелитель управления индивидуальными муфтами фрикционов коробки перецач, соцержащий привоцной вал с фиксатором, и регулятор поцачи топлив а в цвигатель. 10

Оцнако в известном устройстве распределительное устройство усложнено и мало нацежно (особенно, если коробка имеет от

8 цо 1 0 передач); все перецачи переключаются по оцной характеристике, независимо т5 от перепада между передаточными отношениями смежных передач; усложнены автоматические корректоры скорости цвижения; реакция цатчика, установленного на всережимном регуляторе двигателя, может привести к нарушениям нормальной работы регулятора.

Пель изобретения — повышения нецежнссти устройства, а также топливной экономичности и производительности трактора. Я5

Зто постигается тем, что устройство снабжено гицроцилинцром, плунжер которого соецинен с приводным валом многопозиционного гицрораспрецелителя, вспомогательным четырехлинейным трехпозиционным гицрораспрецелителем с управлением от цвух электромагнитов, соециненным цвумя линиями с полостями гицроцилинцра, регулирующим клапаном с электромагнитным приводом, связанным также с полостями гицроцилинцра, и инцуктивным цатчиком, плунжер которого соецинен с тягой регулятора поцачи топлива в цвигатель, а выхоцные обмотки — с цвумя включенными встречно выпрямителями, выходы которых через усилитель постоянного тока, охвачены отрицательной обратной связью через КС-контур, поцсоецинены к цвум компараторам, выхоцы которых связаны с обмотками выхоцных реле положительного и отрицательного отклонения, послецовательно с контактами этих реле соецинены обмотки цвух промежуточных реле, общая точка которых поцсоецинена к контакту пускового реле, связанного с выхоцом пускового органа, при этом с фикса481470 тором привоцного вала многопозиционного гицрораспределителя механически связаны цва блок-контакта„ оцин из которых поц» ключен параллельно к выхоцу индуктивного цатчика, à цругой — параллельно к контак- 5 ту пускового реле; обмотки обоих электромагнитов четырехлинейного трехпозиционного гицрораспрецелителя через вторые контакты промежуточных реле связаны с цвумя контактами переключателя автоматичес-, 16 кого управления на ручное, третий;;контакт которого соецинен с обмоткой электромагни-, та регулирующего клапана.

На чертеже показана схема прецлагаемого устройства.

Устройтсво соцержит исполнительный механизм 1, состоящий из гицроцилинцра

2, плунжер 3 которого связан с приводом основного многопозиционного гицрораспрецелителя 4, и вспомогательный четырехли-, нейный трехпозиционный гицрораспрецелитель 5 с управлением от цвух электромагнитов 6 и 7, соединенный цвумя линиями

8 и 9 c обоими полостями гицроцилиндра

2.

Основной многопозиционный гидрораспрецелитель 4 служит в тракторах типа Т-150. цля управления коробкой передач.

С полостями гицроцилинцра 2 соединен также регулирующий клапан 10, имеюший, 30 электромагнитный привод. Обмотки электро- магнитов 6 и 7 вспомогательного электрораспрецелителя 5 и регулирующего клапана

10 связаны с переключателем 11 (ручное или автоматическое управление) . Плунжер, 35

12 инцуктивного цатчика 13 соецинен с тягой 14 регулятора 15 поцачи топлива в цвигатель; с выхоцными обмотками цатчика

13 свя-аны выпрямители 16 и 17, включенные встречно. Усилитель 18 поцключен вхо40 цом к выпрямителям 16 и 17 и охвачен отрицательной обратной связью череА RC-кон.тур. С выхоцом усилителя соецинены цва компаратора 19 и 20, в цепи которых вклю15 чены сопротивления 2 1 и 22 регулировки уставки срабатывания., К выхоцам компараторов 19 и 20 поцключены соответственно обмотки выхоцных реле 23 и 24; контакты этих реле поцключены к положительным полюсам питающего напряжения и соецинены соответственно с обмотками промежуточных реле 25 и 26. Первые контакты 27 и 28 этих реле шунтируют контакты 29 и 30.

Вторые концы обмоток реле 25 и 26 соецинены с контактом реле 31, связанным с пусковым органом (несимметричным мультивибратором) 32. Когтакт ЗЗ шунтируется блок- контактом 34, а блок- контакт 35 шунтирует, вхоц усилителя 18. Блок- кон-! такты 34 и 35 связаны механически с фиксатором 36 основного гицрораспрецелителя 4. Связь выполнена так, что фиксированному положению гицрораспрецелителя 4 соответствует разомкнутое состояние блокконтактов.

Устройство соцержит также рычаг цля ручного управления 37.

При работе трактора в режиме, в котором его двигатель эксплуатируется с неполной нагрузкой, происхоцит некоторое отклонение от тяги 14 регулятора 15 поцачи топлива от положения, соответствуюшего максимальной нагрузке цвигателя. Отклонение тяги воспринимается плунжером 12 инцуктивного цатчика 13, имеющего цве выхоцные обмотки. Напряжение обмоток цатчика выпрямляются выпрямителями 16 и 17, сравниваются, и разностныЯ сигнал поцается на вхоц усилителя 18 постоянного тока. B случае, когца цвигатель загружен номинально, тяга 14 находится в нейтральном положении, а значит и плунжер 12 инцуктивного цатчика также нахоцится в нейтральном положении. При этом ! .разностный сигнал, снимаемый с выпрямителей 16 и 17, равен нулю. Сигнал пропорционального отклонения тяги усиливается, а затем сглаживается RC-контуром.

Усиленный и сглаженный сигнал поступает на компараторы 19 и 20. Компараторы настроены так, что один из них срабатывает тогца, когца выхоцной сигнал усилителя 18 положителен (по отношению к зем ле), а другой — когца этот сигнал отрицателен, т. е. оцин из компараторов реагирует на отклонение тяги 14 в сторону повышения нагрузки двигателя, а цругой — в сторону ее снижения по отношению к номинальной). Присрабатывании оцного из компараторов включаются связанные с ним выхоцные реле 23 или 24, замыкается контакт этого реле и, таким образом, поцготавливаются к работе промежуточное реле"

25 или 26. Промежуточное реле пока только поцготовлено к работе, так как в его цепи имеется еще разомкнутый контакт 33.

Контакт ЗЗ пускового репе 31 замыкается периодическй из-за возцействия на это реле пускового органа 33. Пусковой орган позволяет периодически контролировать поположение тяги 14. При замыкании контакта 33 срабатывает оцно из промежуточных реле 25 или 26 и замыкается на самопитание через свой первый контакт

27 или 28, шунтирующий контакт выходного реле 23 или 24. Замы".ается и второй контакт 38 или 39 этого репе. Включается оцин из электромагнитов 6 или 7, 481 47О управляющих положением вспомогательного гицрораспрецелителя 5, который переключается, и при этом плунжер 3 гицроцилинцра 2 начинает перемешать механизм основного гицрораспрецелителя 4 в направ- 5 ленин, соответствующем знаку сигнала на вхоце усилителя 18, т. е. в сторону повышения или понижения перецаточного отно -. шения коробки передач. Во время переме--, щения гицрораспрецелителя 4 его фиксатор 10

36 нахоцится в промежуточном положении межцу двумя впадинами, т. е. на выступе, и блок-контакты. 34 и 35 окажутся замк1 нутыми. При этом оказываются зашунтиро . ванными вхоц усилителя 18 и контакт 33 15 пускового реле. При шунтировании вхоца усилителя отключаются компарторы 19 и

20 и таким образом исключается возмож ность их ложного срабатывания из-за перемещений тяги 14, связанных с перехоц-, 20 иым процессом в цвигателе. Поскольку на,, время цействия перехоцных процессов ока- зываются отключенными компараторы 19 и 20, отключаются и их выхоцные реле

23 и 24. Реле 25 и 26 остаются включенными на самопитание через свои конМкты 27 и 28. Эти реле остаются поц напряжением цо тех пор, пока остается ,включенным контакт 33 или шунтирующий его блок-, контакт 35 фиксатора 36. Блокировка контакта 33 блок-контактом 35 необхоцима в связи с тем, что контакт

33 включается периоцически на короткий промежуток времени, в течение которого

35 гицрораспрецелитель 4 может не успеть цойти цо слецуюшего фиксированного положения, т. е. может остановиться в промежуточном состоянии при отключении контакта 33, а слецовательно реле 25 и

26. При установлении гицрораспрецелител и

4 в новое фиксированное положение блокконтакты 34 и 35 отключаются, с усилителя 18 снимается блокировка, а на его выхоце появляется сигнал, пропорциональный установившемуся положению тяги 14;

Сигнал на выхоце усилителя 18 появляется не мгновенно после снятия блокировки, а через некоторое время, соответствующее постоянной времени С-цепи, величина которой выбрана в соответствии с постоян50 ной времени перехоцных процессов, происхоцяших в цвигателе трактора в связи с перехоцом коробки перецач с оцной перецачи на цругую.

Если требуется перейти с автоматической работы трактора на ручное управление, то переключатель 11 перевоцят из положения автоматическое управление" в положение

"ручное управление". При этом разрыва- 1

1 1 60 ются цепи электромагнитов вспомогатель-, ного гицрораспрецелителя S и включается цепь электромагнита регулирующего клапана. Клапан включается, соециняет обе поло сти гицроцилинцра 2, и таким образом, появляется возможность свобоцного перетекания ю масла из полости в полость, т. е. свобоц,ного перемещения рычага ручного управления 37, возцействуюшего на основной гицрораспрецелитель 4.

При изменении нагрузки тракторного агрегата в ту или иную сторону целесообразно в процессе его работы перевоцить коробку перецач соответственно на высшую или .низшую ступень, чтобы сохранить номиналь1 ную загрузку цвигателя и тем самым повысить произвоцительность и топливную экономичность всего агрегата.

П р е ц м е т изобретения

Устройство цля управления коробкой перецач трактора, включающее многопозиционный гицрораспрецелитель управления инцивицуальными муфтами фрикционов коробки передач, соцержащий привоцной вал с фиксатором, и регулятор поцачи топлива в цвигатель, отличающееся тем., ч о с целью повышения его нацежности, а также топливной экономичности и произвоци,, тельности трактора, оно снабжено гицро цилинцром, плунжер которого соецинен с привоцным валом многопозиционного гицрораспрецелителя, вспомогательным четырехлинейным трехпозипионным гицрораспреце. лителем с управлением от двух электромагнитов, соециненным цвумя линиями с полостями гицропилинцра, регулирующим клапаном с электромагнитным приводом, связанным также с полостями гицроцилинцра, и инцуктивным датчиком, плунжер которого соецинен с тягой регулятора поцачи топлива в двигатель, а выхоцные обмотки— с цвумя включенными встречно выпрямителями, выхоцы которых через усилитель постоянного тока, охваченный отрицательной обратной связью через С-контур,поцсоецинены к цвум компараторам, выхоцы которых связаны с обмотками выхоцных реле с положительного и отрицательного отклонения, послецовательно с контактами этих реле соединены обмотки цвух проме« жуточных реле, общая точка которых поцсоецинена к контакту пускового реле, связанного с выхоцом пускового органа, при этом с фиксатором привоцного вала многопозиционного гицрораспрецелителя механически связаны цва блок-контакта, оцин из которых поцключен гараллельно к

481 470

Л Корчагин

Н.Козлова ТекРед И.1Саранцашова КоРРектоР Г. »,ц н Заказ Изд. № В".1

Тираж, 82 Подписное

ЦНИИПИ Государственного когантета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 113035, Раушская наб., 4

Предприятие сПатент», Москва, Г-59, Бережковская наб., 24 выхоцу инцуктивного цатчика, а цругой— параллельно к контакту пускового реле, а обмотки обоих электромагнитов четырехлинейного трехпозиционного гицрораспрецелителя через вторые контакты промежуточных реле связаны с цвумя контактами переключателя автоматического управления на ручное, третий контакт которого соеци нен с обмоткой электромагнита регулиоующего клапана.

Устройство для управления коробкой передач трактора Устройство для управления коробкой передач трактора Устройство для управления коробкой передач трактора Устройство для управления коробкой передач трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве бесступенчатой трансмиссии электромобиля

Изобретение относится к устройству электропривода рельсового транспорта

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к автомобилю, в частности грузовому автомобилю

Изобретение относится к системам электроснабжения электродвигателей привода колес, гребных винтов и других исполнительных механизмов передвижных и транспортных средств, а также их бортовых потребителей

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в экологически приемлемых конструкциях электромобилей, использующих преобразователи газообразного топлива в электроэнергию

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для комбинированного управления передачами и сцеплением транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для установки на автомобили с механической коробкой передач для осуществления процесса отжатия-отпускания педали сцепления автомобиля в автоматическом режиме
Наверх